|
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем современное образование с точки зрения раскрытия его воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал определяется нами как специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих собственных потребностей, способностей и интересов. К сожалению, учитель не стремится максимально использовать воспитательный потенциал урока. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате, функция воспитания в школах возложена на классных руководителей и педагогов-организаторов, но не на учителей-предметников, которые ведут в школе только образовательную деятельность Abstract. In this article we look at modern education from the point of view of disclosure of its educational potential. Educational potential is defined as a specially organized, developing in a particular system of interaction of teachers and pupils, carried out for the purpose of equal opportunities, on the one hand, and on the other hand, to implement each child's own needs, abilities and interests. Unfortunately, the teacher strives to use educational potential of the lesson. It leads to the fact that the implementation of the process of education in the classroom actually becomes optional. As a result, the function of education in schools assigned to class teachers and teachers-organizers, but not subject teachers who are lead educational activities only. Ключевые слова: воспитание, потенциал, урок, современное образование, структура, нравственное воспитание. Keywords: education, potential, lesson, modern education, structure, moral education.
Современные преобразования в обществе влекут за собой значительные перемены в сфере образования. Сегодня ученые и практики ищут эффективные пути, способы, средства и технологии подготовки учащихся к жизни. Огромная роль в такой подготовке отводится образовательным организациям. В школе большое внимание уделяется воспитанию. Результатом целенаправленной воспитательной деятельности является всесторонне образованная личность, способная самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, брать ответственность за свои поступки, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Для достижения воспитательных результатов в школах происходит непрерывный поиск новых приемов и форм, позволяющих объединить в единый процесс работу по воспитанию, развитию и образованию учащихся на всех ступенях обучения. Личностный результат обучения предполагает формирование современной мобильной коммуникабельной личности, сохраняющей свою национальную идентичность и готовой к межличностному сотрудничеству. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Существует значительное число научных трудов, посвященных проблеме воспитательного потенциала различных видов деятельности. В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, А.А. Юриковым и др.; исследователями вводятся понятия: виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал молодёжных объединений (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др. В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как «…совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6, с. 215-216]. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет. Характеристика структурных элементов воспитательного потенциала урока варьируется в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемой категории, от целей и задач исследования. Воспитательный потенциал урока рассматривается как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. По мнению Г.И. Белошапка, воспитательный потенциал урока есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены возможностью реализации на уроке прав ребенка, и освоения им социальной роли; особенностями взаимоотношений детей и взрослых; своеобразием микрокультуры [1, с. 24]. С точки зрения И.В. Герлах, воспитательный потенциал – это способность к творчеству, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей [8]. Г.В. Дербенева определяет воспитательный потенциал как реальные структурные условия для осознания личностью целей, перспектив урока, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечения позитивной личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений. Структура воспитательного потенциала содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей [8]. Таким образом, мы делаем вывод, что в современной педагогике отсутствует единообразное использование терминов, характеризующих воспитательный потенциал. Особенностью трактовки понятия «воспитательный потенциал» в педагогике является его преимущественное рассмотрение c точки зрения основных тенденций становления и развития ценностной парадигмы воспитания [4]. Данные тенденции определены сущностными аксиологическими ориентирами функционирования авторских воспитательных систем, которые являются отражением общечеловеческих и этнокультурных норм социализации подрастающего поколения. По мнению ученых, воспитание выполняет различные аксиологические функции: «трансляции культуры; сохранения своеобразия национальных традиций в условиях глобализации, унифицирующей культурное многообразие; обеспечения стабильности общественной жизни путем передачи моральных норм, нравственных ценностей; социализации человека, его адаптацию к постоянно изменяющейся социальной ситуации» [5, c.180]. Мы рассматриваем воспитательный потенциал урока как специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания. В современной педагогике воспитательные задачи имеют самостоятельное звучание и все активнее занимают приоритетные позиции: акцент на моральной сфере, нравственности, духовной культуре, активности, инициативности личности, ее социальном опыте, субъектности. Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что урок являются определенным инструментом, через который подрастающее поколение заявляет о своих потребностях и намерениях. Согласно определению в толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой «воспитание – это планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения, а в соответствии с энциклопедическим словарем воспитание еще о существляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.» [2]. Воспитание, являясь деятельностью целенаправленного характера, определяет направления, методы и средства достижения поставленных целей. Целями воспитания являются ожидаемые результаты изменений человека, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, а определяются ценностными ориентирами, которые провозглашены обществом. Также необходимо отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма (воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ). Именно они и определяют собой цели воспитания во все времена. Они, главным образом, связаны с понятием морали и нравственности. Сущность нравственного воспитания на современном этапе заключается в формировании системы отношений к самому себе, другим людям и обществу. Оно способствует развитию чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Важно также формирование культуры поведения и дисциплинированности. Нравственное воспитание включает в себя вооружение учащегося знанием норм нравственности и морали, а также развитие у него поведения в соответствии с этими нормами, сформированное, главным образом, путем общения с взрослыми. Готовясь к урокам, наибольшие затруднения учителя испытывают при формулировании именно воспитательных задач и планировании путей их достижения. Как правило, внимание акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения широко распространено в массовой практике. К сожалению, учитель не стремится максимально использовать эти возможности. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность [7].
Литература 1. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Научный журнал «Вестник» Сургутского гос. пед. унив-та. – 2010. – №1 (8). – С.24. 2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. 3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем/В.А.Караковский; А.И.Новикова, Н.Л.Селиванова; под ред. Н.Л.Селивановой.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Пед.об-во России, 2000.-256с. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|