Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ





Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования духовно-нравственной культуры у курсантов военных вузов на основе православных традиций. Кратко излагая историю института военного духовенства в России, автор отмечает решающую роль православных традиций в воспитании патриотизма и боевого духа русской армии и обосновывает необходимость воспитания курсантов военных вузов на знании этих традиций. Автор определяет основные направления подготовки будущих офицеров Российской армии к работе с верующими военнослужащими и показывает работу по этим направлениям на примере деятельности Центра духовно-нравственного возрождения в РВВДКУ им. В.Ф. Маргелова.

Abstract. The article deals with the problem of military students` spiritual and moral education. Giving a short account of the history of military clergy in Russia, the author points out the decisive role of Orthodox traditions in the formation of the patriotic and soldierly spirit of the Russian army and substantiates the necessity of educating military schools` cadets on the basis of these traditions. The author singles out the main directions of training the future officers of the Russian army to work with religious military men and demonstrates such training by the example of the activities of the Centre of spiritual and moral revival in the RHACS named after V.F.Margelov.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, курсанты военных вузов, православные традиции, патриотический дух армии

Keywords: spiritual and moral education, cadets of military schools, Orthodox traditions, patriotic spirit of the army

Религия, социальный статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности, в формировании у них определенного духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.

Влияние религии на военную организацию общества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной жизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Сил возникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воинов нравственных мотивов военной службы.

Если общество можно сравнить с кипящим котлом страстей, то армия – это котел страстей, накрытый крышкой, то есть, армия – это концентрированное отражение общества во всех его лучших и худших проявлениях в зависимости от исторического периода. Дореволюционную русскую армию не случайно называли христолюбивым воинством. Действительно, внешнее взаимодействие и внутренняя связь между армией и РПЦ в России всегда были очень тесными. Об этом свидетельствуют такие факты, как канонизация великих русских военачальников Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова и история института военных священников в Русской армии.

В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам приказом патриарха или царя. Более прочная организация военного духовенства была создана Петром I. Согласно воинскому уставу 1716 г. при каждом полку должен был состоять священник. При Павле I появилась постоянная должность обер-полевого священника. Ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях [2, с.14]. Первым таким обер-священником стал протоиерей Павел Озерецковский – человек, имевший огромное влияние в Русской армии, много сделавший для материального обеспечения военного духовенства. Последним главным протопресвитером в дореволюционной армии был священник Георгий Шавельский. Военное духовенство, делившее с армией и флотом все тяготы боевой и мирной жизни, немало внимания уделяло религиозно-нравственному воспитанию солдат, укреплению в них патриотизма и преданности долгу службы. Среди военных священников были и награжденные орденом святого Георгия за проявленное в боях личное мужество [2, с.15].

Полковые священники приравнивались к офицерам в звании капитана. В их обязанности входило совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, произнесение проповедей, подготовка военнослужащих к участию в церковных таинствах, утешение больных в лазаретах, преподавание Закона Божьего в полковых школах. Особенно подчеркивалось безвозмездное совершение таинств и треб. Во время проведения мобилизации или во время военных действий военные священники обязаны были следовать по назначению с воинскими частями и находились в подчинении военному командованию [1, с.235].

Известно, что в Русской армии издавна особое внимание уделялось традициям. По сохранившимся традициям судили о достоинстве воинских частей или кораблей. Они передавались из поколения в поколение и чтились, как священные заветы доблестных предков.

В специальные праздничные и торжественные дни, а в период войны в каждый воскресный и праздничный день, в конце молебного пения о даровании победы Российскому воинству (и воинству союзников) возглашалось многолетие – «христолюбивому всероссийскому победоносному воинству многие лета». В сознании солдат слова «христолюбивый» и «победоносный» неизменно соседствовали [3, с. 46].

Считалось, что в войне успеха добивается тот, кто не боится умирать. А умирать не боится тот, кто исповедует веру в Спасителя и усваивает христианское отношение к земной жизни.

В основании православной веры лежит самоотречение. Усвоение христианских заповедей – возлюбить ближнего своего как самого себя и положить душу свою за други своя – было способно поднять воина на недосягаемую степень нравственной высоты.

Всем известны суворовские призывы: «Безверное войско учить – что перегорелое железо точить», «Вперед, с нами Бог», «Всякое дело начинай с благословения Божьего», «Без молитвы оружия не обнажай», «Бог нас водит. Он наш генерал». В нашей военной истории всегда все сверхъестественное приписывалось воле Божьей. И это не просто традиция, это – беззаветная вера в Бога. Примеров здесь можно привести немало.

Особой традицией являлось принятие присяги. Присяга в Русском Флоте и Армии – это религиозный обряд – обещание перед Богом. Матрос или солдат давал присягу, прежде всего, не людям, не государству, а объекту своей веры, то есть, Богу. Такая присяга имела большее значение и большую силу, чем нынешняя присяга, которая имеет исключительно светский государственный смысл. Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми. Согласно официальной статистике атеистов в Российских Вооруженных Силах практически не было [3, с. 32].

Когда в армию приходили новобранцы, их по традиции встречал полковой священник, укрепляя Словом Божьим в предстоящих трудах [3, с. 49]. В период прохождения курса молодого бойца новобранец должен был выучить несколько молитв.

Многие воинские награды носили имена почитаемых на Руси святых. Первым и высшим орденом был орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 году. В 1769 году императрица Екатерина Великая утвердила в честь святого великомученика Георгия Победоносца орден – Георгиевский крест. Он считался самой почетной солдатской наградой, им награждались воины за личную доблесть. Часто военным кораблям давали названия в память святых, чтимых русским народом.

Таким образом, православные традиции в армии и на флоте можно сравнить с цементом, связывающим разрозненные кирпичи в единый монолит. Они способствовали повышению боеспособности армии, формированию благоприятного, здорового микроклимата в подразделениях.

Военное духовенство играло большую роль в развитии традиций русской армии. Их отголоски сохранились и в советское время, несмотря на то, что институт военных священников был ликвидирован, а некоторые их функции переданы замполитам частей. Так, отношение к Боевому Знамени как к святыне и ритуал прощания со Знаменем при выпуске курсантов военных вузов, при увольнении военнослужащих в запас, сопровождающийся преклонением колена и целованием Знамени, пришли из дореволюционной России, когда знамена всех частей обязательно освящались. Боевые знамена с изображениями Спаса Нерукотворного, святых почитались как иконы. Уважение к ордену – это, наверное, не только дань подвигу человека, но и в какой-то степени отголосок прошлого: ведь главная военная награда России – орден святого Георгия Победоносца – имела форму главной православной святыни – креста. Во всех военных походах Русскую армию сопровождали иконы, совершались молебны. Но, на наш взгляд, главным следствием православной традиции русской армии был ее высочайший патриотический дух, унаследованный, несмотря на разрушение традиционной системы ценностей, Красной Армией.

Отрадно, что сейчас постепенно происходит возрождение религиозных традиций в армии, военное руководство осознает необходимость духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Во многих воинских частях действуют храмы или часовни, священники проводят богослужения, молебны (в частности, молебны перед совершением прыжков в ВДВ), совершают таинство Крещения, беседуют с военнослужащими, выезжают в «горячие точки», где особенно ощущается их востребованность. С 2010 г. статус священника в ВС РФ оформляется на официальном уровне: вводится должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими.

На знании основных традиций необходимо воспитывать курсантов военных вузов. Существует несколько направлений духовно-нравственного воспитания и подготовки будущих офицеров Российской армии к работе с верующими военнослужащими. Одним из наиболее важных, на наш взгляд, является их личный опыт взаимодействия с военными священниками в вузах министерства обороны РФ, если таковые имеются. В частности этот вопрос можно рассмотреть на примере РВВДКУ, где с 2005 г. внештатно, а с 2010 г. официально – на должности помощника начальника училища по работе с верующими военнослужащими, работают военные священники.

Согласно Положению по работе с верующими военнослужащими (2010 г.) основными функциями взаимодействия должностных лиц с военными священниками являются:

- проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;

- участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;

- содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительской работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;

- участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих.

Таким образом, курсанты – будущие офицеры – в меру своего желания и интересов соприкасаются с деятельностью военных священников и в дальнейшей службе могут использовать свой личный опыт в работе с подчиненными.

Еще одной формой работы в рассматриваемом направлении могут (и должны) быть занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами в рамках командирской подготовки по темам, посвященным истории военного духовенства в Российской и иностранных армиях, современному состоянию взаимодействия Церкви и Армии в России, а также правовым основам данного взаимодействия.

Также на базе военных вузов могут создаваться клубы (центры), целью которых является духовно-нравственное и патриотическое воспитание будущих офицеров. В частности, в РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова с 2009 г. действует Центр духовно-нравственного возрождения. Целью Центра является формирование менталитета воина-десантника на основе духовных и нравственных ценностей отечественной культуры, традиций русского офицерского корпуса; подготовка будущих офицеров к работе с различными категориями военнослужащих и с гражданскими лицами с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. За период работы Центра курсанты приняли участие в нескольких десятках мероприятий различного характера (от международных конференций до работы с детьми в интернатах и детских домах) как в Рязани, так и в других городах. Ежемесячные собрания Центра с лекциями и беседами посетили ученые, преподаватели, студенты вузов города, священнослужители, сотрудники миссионерского отдела Рязанской епархии. Курсанты, которые на протяжении нескольких лет участвуют в мероприятиях Центра «Купола», безусловно, чувствуют и воспринимают те нравственные ценности, которых, к сожалению, очень не хватает нашей современной молодежи.

Мероприятия Центра способствуют формированию навыков общения с аудиторией, помогают задуматься о своей позиции по самым проблемным вопросам современности и учиться публично отстаивать ее, повышают авторитет курсантов десантного училища, формируют положительный интеллектуальный и нравственный образ курсанта-десантника, ломают традиционные – не слишком позитивные – стереотипы о ВДВ. Для студентов и школьников, с которыми встречаются наши курсанты, – это авторитетное мнение по важным вопросам современной жизни, высказанное практически их сверстниками, но уже перешедшими черту взрослости благодаря выбору одной из самых трудных и важных профессий – Родину защищать.

Таким образом, педагогам и священнослужителям необходимо использовать существующий опыт духовно-нравственного воспитания как гражданской, так и военной молодежи и расширять его.

 

Литература

1 Военное духовенство / В кн.: Христолюбивое воинство (Российский военный сборник) [Текст]. – М.: Русский путь, 2006. – 461 с.

2 История военного духовенства в России [Текст] // Нескучный сад. – 2006. – №4. С.12–15.

3 Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст]. –­ М.: ГУ РЛС ВС РФ, 2012. – ­ 159 с.


УДК 37.014

Гронский А. Д.,

кандидат исторических наук, доцент,

заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета

 

(г. Минск, Белоруссия)

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.