Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ





Аннотация. В статье рассматривается духовный потенциал музыкально-педагогической технологии на примере катарсической педагогической технологии. Проанализирована концептуально-содержательная и процессуальная основа катарсической педагогической технологии, представлен пример разработанной на ее основе методики формирования музыкальных интересов будущих учителей.

Abstract. In the article cultural potential of musically-pedagogical technology is examined on the example of the catharsis pedagogical technology. Conceptually-rich in content and judicial basis of the catharsis pedagogical technology is analyzed, the example of the method of forming of musical interests of future teachers worked out on her basis is presented.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая технология, катарсическая педагогическая технология, методика формирования музыкальных интересов будущих учителей.

Keywords: musically-pedagogical technology, catharsis pedagogical technology, method of forming the future teachers of musical interests.

 

Актуальность технологического подхода к образовательному процессу обусловила его активную научно-практическую разработку. При этом терминологическое определение понятия «педагогическая технология» не имеет однозначной трактовки. Нам импонирует позиция Д. Чернилевского, рассматривающего педагогическую технологию как интегративную систему, которая включает упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения [9].

Педагогическую технологию как проект образовательного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов, а также способы, методы и средства обучающей деятельности преподавателя рассматривает Е. Сизова. Ученая отмечает, что концептуальной основой педагогической технологии в условиях музыкально-образовательного процесса является личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы. Содержательной частью музыкально-образовательной технологии выступает конкретная образовательная программа, регламентированная государственным образовательным стандартом, а ее процессуальную основу составляют средства, методы, формы деятельности преподавателя и студентов, отражающие специфику организации музыкального обучения и реализующие целевую программу подготовки компетентного специалиста [6].

В этой связи педагогическая технология в парадигме личностно-ориентированного музыкального образования рассматривается Е. Сизовой как авторская и адаптивная, позволяющая учитывать личностные возможности самого педагога, индивидуальные особенности учащегося, специфику учебно-творческой деятельности. Соответственно диагностика учебного процесса в условиях личностно-ориентированной музыкально-педагогической технологии осуществляется на основе выработанных музыкальной наукой, педагогической теорией и художественной практикой эстетических норм, эталонов воплощения этих норм в музыкально-творческой деятельности, моделей социально-культурного поведения субъектов образовательного процесса [6].

Очевидно, что духовный потенциал музыкально-педагогической технологии получает свое отражение в ее концептуальной основе; содержательной части (содержание учебного материала) и процессуальной (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемых и обучающего, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала и оценка его результатов, коррекция учебного процесса).

Различные аспекты проблемы моделирования учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения и школы, реализующего в полной мере культуротворческие функции образования, его духовный потенциал раскрываются в работах Ш. Амонашвили, И. Зязюна, Е. Ильина, И. Карпенко, Л. Масол, Н. Миропольской, Г. Падалки, О. Рудницкой, В. Сухомлинского, А. Фурмана, Т. Цвелих, Г. Шевченко, Б. Юсова и других. Так, например, А. Фурман подчеркивает, что целью такого образовательного процесса является возвышение ученика к новым вершинам духовного развития через личностное восприятие и переживание общечеловеческого и национального опыта, который пропускается сквозь призму собственных чувств и мыслей [8, с. 229].

Среди музыкально-педагогических технологий, обладающих «емким» духовным потенциалом, мы можем выделить группу художественно-педагогических технологий, которую составляют: интегративные художественно-педагогические технологии, проблемно-эвристические, интерактивные и игровые художественно-педагогические технологии, суггестивные и терапевтические художественно-педагогические технологии, катарсические педагогические технологии. Так, например, концептуальной основой интегративной художественно-педагогической технологии как технологии «жизнетворчества личности», являются философские положения, определяющие суть интегративного образования, анализируемого учеными как такое, которое «с целью формирования эффективных технологий жизнетворчества личности не останавливается перед традиционным разделением на учебные дисциплины, не ищет панацеи в какой-то одной педагогической технологии, или в одном способе организации знаний, а перестраивает архитектуру образовательного пространства по принципу «все в этом», учитывая плюралистические и поликультурные тенденции развития человечества» [5, с. 9].

Рассмотрим более подробно концептуально-содержательную и процессуальную основы катарсической педагогической технологии (автор И. Карпенко), являющейся одним из направлений культуротворческой, духовно-нравственной педагогики. Автором разработана концептуальная основа технологии и проанализировано понятие духовного катарсиса как методологической основы формирования духовной культуры личности [1; 2; 3]. В диссертационных исследованиях, являющихся продолжением работы в этом направлении, исследуется вопрос формирования эмоциональной культуры студентов педагогического колледжа средствами катарсической деятельности (И. Силютина), проблема формирования музыкальной культуры студенческой молодежи, в частности, ее музыкальных интересов, средствами катарсической деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогического университета (Г. Горбулич), формирование общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранных языков средствами катарсической учебно-воспитательной деятельности (В. Сергеева).

Главной идеей катарсисной теории формирования духовной культуры студенческой молодежи является идея моделирования в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы эффекта духовного катарсиса. И. Карпенко трактует катарсис как целостное, насыщенное, динамическое состояние личности, выражающее высшую степень ее духовной организации и возникающее в результате очищения, усложнения и возвышения ее ценностей и идеалов до уровня социально значимых, национальных, общечеловеческих [1; 2, с. 85]. Духовное очищение, по мнению автора катарсисной теории, состоит в активном осознании человеком неадекватного, неактуального или вредного опыта деятельности и общения, в устранении его элементов из содержания и способов понимания, оценки, отношения к объектам и явлениям действительности, к другим людям. При этом духовное усложнение предполагает внутреннюю структурную перестройку сознания, чувств и поведения личности посредством введения новых элементов и связей в ее социокультурный опыт. Духовное возвышение означает сознательное принятие индивидом новых для него социально значимых ценностей и идеалов, устойчивую ориентацию на их реализацию в личной жизни, в деятельности и общении с другими людьми [1; 2].

В социокультурном плане воспитание можно рассматривать как процесс катарсического преобразования личности. Человекотворческий и культуротворческий потенциал любой гуманистической воспитательной системы совпадает с реализацией ею функции духовного катарсиса. Поэтому катарсисная педагогика предполагает целенаправленное моделирование в учебно-воспитательном процессе эффекта духовного очищения, усложнения и возвышения человека. Соответственно, формирования у личности потребности и способности к катарсической деятельности является показателем ее духовного развития и социокультурной зрелости [1].

Развитие потребности и способности к духовному катарсису, подчеркивает И. Карпенко, делают человека принципиально воспитуемым, а в качестве интегративной духовной ценности катарсис становится для индивида стимулом к постоянному самосовершенствованию и самовоспитанию на протяжении всей жизни [2; 3].

Механизм возникновения катарсиса строится на том, что, в ходе воспитательной акции (учебно-воспитательного процесса) в сознании школьника или студента, сталкивающегося с различными точками зрения, жизненными позициями, установками и мотивами деятельности происходит борьба противоречивых аргументов, намечаются в еще смутной форме ее итоги. Эта борьба затрагивает сферу самых интимных ценностей человека, ее развертывание заставляет мучиться сомнениями, страдать от компромиссов, преодолевать стереотипы. Накопление достаточных аргументов какой-либо из позиций (политических, нравственных, эстетических или других) приводит к ее победе. Таким образом, утвердившаяся точка зрения характеризует наступление катарсиса. На наличие катарсиса указывают и переживаемый личностью особый духовный подъем, произошедший в результате преодоления противоречий, и состояние энтузиазма, совестливости, и жажда социального самопожертвования, деятельной любви к людям. В ситуации катарсиса, как правило, истина предстает в богатом, целостном образе конкретного явления, а сам этот образ занимает место в структуре общего интегративного образа мира. Данный образ есть своего рода социальная голограмма, заключающая объемное видение личностью ее прошлого, настоящего и будущего, ее достижений и проблем, сущего и желаемого. Следовательно, подчеркивает И. Карпенко, невозможно формировать подлинную духовность в человеке, если не проводить его через горнило катарсиса. Именно катарсис выступает своеобразным мерилом как «правильности» педагогического процесса, так и целью воспитания человека [1; 2].

Понятие катарсической деятельности лежит в основе катарсической педагогической технологии. Содержанием катарсической деятельности выступает интенсивная, целостная трансформация духовно-практических основ личности, возвышение ее до социально значимых, общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Катарсическая деятельность студентов это: 1) целостная деятельность, активизирующая все стороны и сферы личности в их единстве; 2) диалогическая деятельность, осуществляемая как общение равных партнеров, вносящих посильный вклад в совместное освоение и выработку положительного социокультурного опыта; 3) личностно-ориентированная деятельность, опирающаяся на социокультурный опыт конкретного человека и формирующая этот опыт, углубляющая индивидуальность и неповторимость личности; 4) творческая деятельность, развивающая новые качества и черты, ранее не свойственные данной личности, стимулирующая у нее новые виды социальной, духовной активности; 5) этически значимая деятельность, ориентированная на важные жизненные смыслы и перестраивающая прежние ценностные ориентации, формирующая новые их парадигмы; 6) профессионально ориентированная деятельность, вооружающая студентов разнообразным практическим педагогическим опытом, приобретающим черты личностного сознания и поведения и становящимся элементом духовной культуры молодого человека. Признаки катарсической деятельности студентов, отмечают исследователи, обуславливают и ее организационные принципы: целостности, диалогичности, личностной ориентации, креативности, этичности и профессиональной ориентации [7, с. 52 – 53].

На катарсической основе можно строить процесс формирования любых качеств и сторон личности, предъявляя к ней самые высокие социальные требования. Так, например, в соответствии с принципами катарсической деятельности мы строим педагогическую технологию, направленную на развитие музыкальной культуры будущих учителей начальных классов, в частности, по формированию их музыкальных интересов.

Приведем пример методики формирования музыкальных интересов студентов, построенной на основе катарсической педагогической технологии.

В процессе формирования музыкальных интересов будущие учителя начальных классов должны овладеть пятью видами катарсической деятельности: 1) восприятием (непосредственным эмоционально-ценностным переживанием содержания художественных объектов и явлений); 2) познанием (логическим и ценностным анализом) опыта и результатов катарсической деятельности; 3) презентацией опыта и результатов катарсической деятельности другим людям; 4) организацией репродуктивной катарсической деятельности; 5) катарсическим педагогическим творчеством.

Музыкальную катарсическую деятельность мы понимаем как такую деятельность, предметом которой выступает переживание художественного образа в музыкальном произведении. Музыкальный интерес рассматривается нами как духовно-практическая направленность личности, выражающая ее потребность в переживании эстетического катарсиса, заложенного в образном содержании и структуре музыкального произведения.

Музыкальный интерес возникает, развивается и закрепляется в структуре сознания личности, ее духовной культуре как потребность в духовном катарсисе, осуществляемая средствами музыкальных катарсических переживаний. Целенаправленное проведение личности через катарсические состояния усиливает духовное влияние искусства, способствует пониманию и осмыслению художественного образа музыкального произведения и активизирует музыкальную катарсическую деятельность, что, в свою очередь, приводит к развитию музыкального интереса. Таким образом, главная идея формирования музыкальных интересов будущих учителей заключается в целенаправленном моделировании эффекта духовного катарсиса в образовательном процессе педагогического университета. Потребность будущих учителей в переживании музыкального катарсиса является интегративным критерием и основным показателем сформированности музыкального интереса.

Реализация методики формирования музыкальных интересов будущих учителей осуществляется путем поэтапного освоения различных видов катарсической деятельности. На первом этапе – формирования катарсического восприятия произведений различных видов искусства – студенты осваивают первые два вида катарсической деятельности. Целью данного этапа является развитие способности будущих учителей к адекватному переживанию и восприятию катарсического содержания произведений различных видов искусства, увеличение художественного ассоциативного запаса, накопление музыкальных впечатлений. Серия заданий первого этапа направлена на развитие у студентов навыка осуществления художественного анализа катарсического объекта, умения проводить художественные параллели по принципу соответствия (образно-эмоционального дополнения).

На втором этапе – передачи опыта и организации репродуктивной катарсической деятельности – будущими учителями осваиваются такие виды, как презентация опыта и результатов катарсической деятельности другим людям и организация репродуктивной катарсической деятельности. Конечной целью названого этапа является совершенствование процесса катарсического восприятия и навыка оценивания катарсического содержания художественных объектов и явлений. Серия заданий второго этапа направлена на последовательное усложнение навыка логического и ценностного анализа катарсических объектов, целенаправленное использование студентами музыкальных образов, выразительных средств различных видов искусства для воссоздания структуры целостного образа художественных педагогических объектов и явлений.

Третий этап – музыкально-педагогического творчества – базируется на таком виде деятельности, как катарсическое педагогическое творчество (самостоятельная подготовка катарсических занятий, разработка их частей или обобщенных моделей). Катарсическое педагогическое творчество синтезирует способность личности к осуществлению различных видов музыкальной катарсической деятельности, раскрывает все структурные компоненты музыкального интереса.

На этапе музыкально-педагогического творчества у будущих учителей начальных классов формируется адекватная эстетическая оценка содержания катарсического объекта, развивается потребность в переживании эстетического музыкального катарсиса, заложенного в образном содержании и структуре музыкального произведения, студенты овладевают различными видами музыкальной катарсической деятельности, что способствует развитию их музыкально-педагогических способностей.

Таким образом, процесс формирования музыкальных интересов студентов должен строиться на основе разнообразной катарсической деятельности, моделирующей закономерности искусства. Очевидно, что овладение способностью к катарсической педагогической деятельности является качественной ступенью в духовном развитии личности, ее социокультурной зрелости и позволяет оптимизировать процесс воспитания будущего учителя.

Подводя итог сказанному, отметим, что переосмысление роли образования в жизни современного общества, осознание его социокультурной миссии как своеобразного «синтезатора» общего материально-духовного пространства мира (В.Кузь) обуславливает усиление культурологической направленности образования [4]. Для выполнения названной миссии, отмечают ученые, требуется, прежде всего, обновление содержания образования на основе его гуманитаризации, целенаправленного использования достижений культуры, а также создание педагогических технологий, позволяющих в полной мере использовать возможности образовательного процесса для духовно-нравственного и профессионального развития молодежи.

 

Литература

1. Карпенко И. М. Воспитание как катарсис // Актуальные проблемы образования и воспитания учащейся молодежи / И. М. Карпенко. – Луганск, 1993. – Ч.1. – С.8 – 11.

2. Карпенко И. М. Катарсис как методологическая основа формирования духовной культуры личности / И. М. Карпенко // Вісник Луганського державного педагогічного університету ім. Тараса Шевченка. – 2001. – №9. – С. 85 – 91.

3. Карпенко І. М. Катарсисна основа виховання духовної культури особистості / І. М. Карпенко // Формування духовної культури учнівської молоді засобами мистецтва: Монографія / Г. П. Шевченко, О. С. Бєлих, Є. А. Зеленов, І. М. Карпенко. – Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. – С. 184 – 205.

4. Кузь В. Г. Освіта і школа ХХІ століття / В. Г. Кузь // Педагогіка і психологія. – 1999. – №1. – С. 142 – 149.

  1. Помогайбо В.Філософія освіти третього тисячоліття / В. Помогайбо // Директор школи. – 2000. – № 38 (жовтень). – С.8 – 9.
  2. Сизова Е. Р.Особенности педагогической технологии в музыкально-образовательном процессе / Сизова Елена Равильевна [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.emissia.org/offline/2011/1670.htm. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

7. Сілютина І. М.Формування емоційної культури студентів педагогічного училища засобами мистецтва: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Сілютіна Ірина Миколаївна. – Луганськ, 1998. – 169 с.

8. Фурман А. В. Модульно-розвивальне навчання: принципи, умови, забезпечення: Монографія / А. В. Фурман. – К.: Правда Ярославичів, 1997. – 340с.

  1. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 437 с.

 


УДК 947.05

Государева М. Ю.,

кандидат исторических наук, доцент

кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени В. Ф.Маргелова

(г. Рязань, Россия)







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.