|
Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитанияСтр 1 из 16Следующая ⇒ Модуль 1 Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания Цели изучения: сформировать у студентов понятие о сущности процесса воспитания, его движущих силах и структуре, о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека; познакомить с закономерностями и принципами воспитания. Форма изучения: семинарское занятие, самостоятельная работа студента. Основные понятия: воспитание; движущие силы процесса воспитания; закономерности воспитания; цели воспитания; критерии эффективности процесса воспитания; перевоспитание; самовоспитание. Опорная схема лекции Воспитание как социокультурный процесс Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании)
Проблема целей воспитания в истории
Что записать в ваш педагогический словарь Воспитание как социокультурный процесс — система возействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта. Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании) — процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности. Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании) — целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности. Движущие силы процесса воспитания — совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания. Цели воспитания — в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле — желаемый результат воспитания. Закономерности воспитания — объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания. Принципы воспитания — основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания. Перевоспитание — перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам. Самовоспитание — сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: • сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»; • сущность и специфику движущих сил воспитания; соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»; • сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: • анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс; • выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе; • устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания. Семинарское занятие План семинара 1. Основной доклад: «Социальная сущность и системный характер воспитания».** Темы для содокладов и сообщений: • Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.* • Критерии воспитанности личности.** • Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на воспитательную работу в школе (с привлечением результатов собственного исследования).*** • Мотивы воспитания и самовоспитания (с привлечением результатов собственного исследования). *** 2. Основной доклад: «Закономерности и принципы воспитания».** Темы для содокладов и сообщений: • В чем состоит значение знания принципов воспитания для учителя?* • Система принципов воспитания и раскрывающих их правил воспитания (таблица, составленная студентом).** • Динамика проявления принципов воспитания в рамках различных исторических эпох.** • Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя химии (биологии, географии и т. д.) (с привлечением результатов собственного исследования).*** 3. Основной доклад: «Проблема целей воспитания в истории».** Темы, для содокладов и сообщений: • Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания.* • Взаимозависимость и взаимовлияние закономерностей, принципов, целей воспитания (схема, составленная студентом).** • В какой мере реализуются современные цели воспитания в современной школе и почему (с привлечением результатов собственного исследования)?*** •________________________________________________________________________ (Ваш вариант темы) Работа с текстами Тезисный конспект ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Воспитание и социализация Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания — необходимое условие и предпосылка исторического развития вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повторением пройденного. Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость. Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдвигает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности, Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения — научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, творческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т. е. самостоятельность. Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале установили: самоуправление, т. е. возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не только способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень их общей социальной самостоятельности и активности, а также степень психологической устойчивости. Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности; жестко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем широкие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок умственного и социального потребительства (Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи. — М., 1989). Проведите анализ противоречий, выделенных автором: • между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью; • между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек получает некую сумму знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности. Чем вызвано появление этих противоречий? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем. № 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.* Форма отчета: соответствующая картотека. № 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* • Социальная сущность и системный характер воспитания. • Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. • Критерии воспитанности личности. • Закономерности и принципы воспитания. • __________________________________________________________________ (Ваш вариант — по согласованию с преподавателем) Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии. № 3. В чем заключается различие соотношения воспитания и развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах? Попробуйте составить соответствующую таблицу и дать пояснения к ней.** Форма отчета: таблица с пояснениями. № 4. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности» входят в понятие «воспитание». Как аргументировать это при помощи схемы?** Форма отчета: схема с пояснениями. № 5. Выберите одну из тем любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные задачи этого урока, которые можно реализовать при изучении данной темы.*** Форма отчета: фрагмент конспекта урока. № 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, учеников, родителей к различным направлениям содержания воспитания — умственному, нравственному, трудовому, физическому и т. д. Какие из них наиболее эффективны в современной школе?*** Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.). Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Если вы выбрали задания № 1 и 2, то заготовьте карточки из плотной бумаги. Занесите на карточки название выбранных вами книг, статей из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Семья и школа» и других газетных публикаций с указанием фамилии автора, издательства, года издания, количества страниц и т. д. Составьте аннотации на книги или сделайте выписки из них по выбранной теме с указанием страницы книги, при этом старайтесь соблюдать следующие правила. 1. Вчитайтесь в название книги или статьи, осмыслите его. 2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте основные мысли. 3. Отделяйте одну мысль от другой. 4. Закончив работу, выпишите все данные источника. Чтобы выполнить задание № 3, проведите подробный анализ указанных понятий, выделите общее и частное, соедините их по необходимым основаниям и составьте схему, отражающую эти внутренние связи. Напишите пояснения к этой схеме. Задание № 4 предполагает проявление аналитических и синтетических способностей вашего интеллекта. Проанализируйте значение понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». Есть ли что-то, что объединяет их? Что именно? В чем эти понятия совпадают? Если да, то в какой мере и почему? Если нет — в какой мере и почему? Как это оформить в виде схемы? Если лам это удалось, не забудьте внести пояснения к этой схеме. Выполняя задание № 5, выберите одну из тег.: школьной программы по химии (биологии, математике и т. д.), проанализируйте содержание соответствующего раздела учебника, продумайте воспитательные цели такого урока. Оформите все это в виде фрагмента конспекта урока по какой-либо теме. Задание № 6 — творческое. Для его выполнении вам следует продумать и разработать анкету для родителей. Постарайтесь сделать вопросы этой анкеты яркими, образными, интересными. Например, желая выявить отношение родителей к значению нравственного воспитания в современной школе, предложите им на выбор несколько форм участия родителей в воспитательной работе учителей и т. д. Получив данные, прокомментируйте их, составьте диаграммы и др. Отчет о выполнении самостоятельной работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверьте себя Готовы ли вы к практической деятельности по воспитанию? Ключ Оцените свои ответы:
А теперь подсчитайте сумму набранных баллов. Меньше 25 баллов. Строгость — не единственный элемент хорошего воспитания. С вашими принципами вам трудно будет вырастить ребенка веселым и уравновешенным человеком. 25-56 баллов. Принципы у вас, в общем-то, правильные. Но не кажется ли вам, что быть только логичным недостаточно, надо еще быть реалистичным? Свыше 56 баллов. Ваши терпение и понимание детской психологии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает вас хорошим воспитателем, правы. Вероятно, эти оценки вызовут споры и разногласия. Но не обижайтесь, если что-либо окажется вам не по вкусу. Во-первых, игра — это игра, шутка; во-вторых, материал для оценок каждый дал сам. А, в-третьих, вы имеете право и не согласиться с теми взглядами на воспитание, которые выражены в оценках за ответы. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, вам удастся дополнить их. Литература Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. Вулъфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: УРАО, 1997. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. -№ 6. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1998.
Модуль 2 Содержание и базовые концепции воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Мировоззрение личности Цели изучения: охарактеризовать понятие «содержание воспитания»; дать представление об основных видах воспитания и их специфике в современном обществе, а также о концепциях воспитания, базирующихся на различной философской основе; показать особенности национального компонента содержания воспитания. Форма изучения: семинарское занятие, самостоятельная работа студента. Основные понятия: содержание воспитания, связь содержания воспитания с жизнью, виды воспитания, этические и национальные аспекты содержания воспитания, мировоззрение, критерии воспитанности. Опорная схема лекции
Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: • сущность понятия «содержание воспитания»; • соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь и взаимовлияние; • возможности конкретных видов воспитания для формирования личности. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: • выделять и анализировать особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания; • выбирать виды воспитания с учетом целей и задач воспитания, а также возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Семинарское занятие План семинара 1. Основной доклад: «Содержание воспитания».** Темы для содокладов и сообщений: • В чем вы видите влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе.* • Нравственные ориентиры современных школьников (с привлечением результатов собственного исследования).*** • Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитания в школе (с привлечением результатов собственного исследования).*** 2. Основной доклад: «Базовые концепции воспитания».** Темы для содокладов и сообщений: • Концепции воспитания в истории педагогики.* • Цели воспитания в различных концепциях воспитания (таблица, составленная студентом).** • Специфика принципов воспитания в рамках различных базовых концепций воспитания (с привлечением результатов собственного исследования).*** 3. Основной доклад: «Национальное своеобразие воспитания».** Темы для содокладов и сообщений: • Терпимость и толерантность в воспитании: как вы это понимаете?* • Кого надо воспитывать: сына Отечества или гражданина мира?* * • Религиозные основы воспитания культуры межнационального общения.** • Проблемы национального воспитания и воспитания толерантности в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования).** •_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ (Ваш вариант темы) Ход семинарского занятия
темы для дискуссии 1. «В гражданском обществе, — писал Гегель, — каждый для себя — цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. — М.; Л., 1934. — Т. 7. — С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему? 2. «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Яне признаю его...» (Толстой Л. Н. Воспитание и образование//Пед. соч. — М., 1989.-С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л. Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. над чем подумать 1. Может ли изменяться мировоззрение личности? 2. Как пол, национальность, возраст могут влиять на воспитательную деятельность? Работа с текстами Самостоятельная работа Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем. № 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.* Форма отчета: соответствующая картотека. № 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* • Основные проблемы экологического воспитания в современном российском обществе. • Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. • Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни. • Востребованность трудового воспитания в современном обществе. • _______________________________________________________________________ (Ваш вариант — по согласованию с преподавателем) Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии. № 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания воспитания.** Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия). № 4. Сравните эти высказывания. ** В результате немецкого воспитания получается всегда немец, из французского — француз, из английского — англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждениям, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности (Царевский А. А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. — Казань, 1893. — С. 42). Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностранный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести — на образах французского рыцарства, семейной домовитости — на рассказах о германцах и швейцарцах... (Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М, 2001 — С. 56). Проанализируйте обозначенные подходы к национальному в воспитании личности. Что вы думаете по этому поводу? Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему. № 5. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, насколько воспитание современных школьников имеет национальный характер.*** Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.). Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1). Задание № 3 дает хорошие возможности для развития аналитико-синтетических особенностей вашего мышления. Выделите основные виды, входящие в содержание воспитания. Какого рода связи между ними существуют? Какой компонент зависит от других и почему? Попытайтесь оформить эти связи графически. Если вы выбрали задание № 4, порассуждайте о сходстве и различии в понимании направленности воспитания в России и за рубежом. Вам помогут книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Сухомлинского, публицистические статьи Ш. Амонашвили, В. Астафьева, А. И. Солженицына и др. Свои размышления оформите в виде эссе. Задание № 5 начинайте выполнять с обдумывания понятия «национальное в воспитании». Какие критерии здесь можно выделить? Например, можно попытаться выяснить, сколько школьников знают и могут назвать сказки, пословицы, поговорки, загадки, созданные своим народом, как они относятся к идее К. Д. Ушинского о том, что обучение и воспитание должно иметь народный характер и т. д. После этого проведите соответствующие опросы, желательно среди школьников разного возраста, обобщите их мнение, выделите наиболее важные проблемы. Полученные данные прокомментируйте и оформите в виде таблиц, диаграмм, графиков. Отчет о выполнении самостоятельной работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверьте себя Можете ли вы влиять на своих воспитанников? Повлияем? Каждый из нас в той или иной степени поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на них в различных целях. Педагоги, как и врачи или актеры, делают это в рамках своих профессиональных интересов. Если у вас есть желание проверить свою силу воздействия на окружающих, воспользуйтесь этим тестом. Необходимо ответить «да» или «нет». 1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? 2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди? 3. Говорите ли вы с посторонними о своих интимных отношениях? 4. Ощущаете ли вы себя неуютно, если коллега, начинавший работать с вами, добился больших успехов по службе? 5. Быстро ли вы реагируете на оскорбление? 6. Взялись бы вы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что сможете это сделать? 7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас? 8. Любите ли вы часто находиться в кругу друзей? 9. Составляете ли вы рабочий график на весь день? 10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? 11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? 12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен? 13. Любите ли вы подчеркивать, что авторитет вашего начальника — дутый? Ключ Поставьте себе баллы по следующей таблице.
35-65 баллов. Вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их. Вы можете их чему-то научить, вам легко работать с окружающими, советовать. В таких случаях вы сами получаете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек никогда не должен замыкаться в себе, избегать людей. Наоборот, есть смысл работать для других, управлять в трудных ситуациях, помогать обрести душевное спокойствие. Вы человек, который стремится оказать поддержку. Однако если вы будете слишком уверенны в своих убеждениях, то, потеряв контроль над собой, рискуете стать тираном. До 30 баллов. К сожалению, вас мало в чем удается убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана и предусмотрена заранее. Вы исповедуете здоровый образ жизни и придерживаетесь старых обычаев. Вы не любите ничего делать из-под палки. Иногда бываете преувеличенно нерешительны, что зачастую мешает вам достигать своих целей. А жаль... ответы к разделу «подготовка к семинарскому занятию» № 1. Правильного ответа нет. № 2. 2,4, 6. № 3. г — д — в — б — е — а. №5.1,2,4,5,7,9,10. Литература Национальная доктрина образования // Учит. газ. — 2000. — № 4 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|