Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания





Модуль 1

Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания

Цели изучения:

сформировать у студентов понятие о сущности процесса воспи­тания, его движущих силах и структуре, о роли и месте воспита­ния в системе факторов, детерминирующих развитие человека; познакомить с закономерностями и принципами воспитания.

Форма изучения:

семинарское занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

воспитание; движущие силы процесса воспитания; закономер­ности воспитания; цели воспитания; критерии эффективности процесса воспитания; перевоспитание; самовоспитание.

Опорная схема лекции

Воспитание как социокультурный процесс

Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании)

Воспитание целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности
Закономерности воспитания   Принципы воспитания  
1 . Цели и содержание воспитания опре­деляются потребностями общества 2. Результаты воспитания обусловлены влиянием объективных и субъективных факторов 3. Эффективность воспитания зависит от учета индивидуальных и половозрастных особенностей и пр.   1 . Общественная направленность воспитания 2. Единство и целостность воспитательных воздействий 3. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей 4. Сочетание прямых и параллельных педагогических воздействий и пр.  
     

Проблема целей воспитания в истории

Первобытно-общинный строй   • передача жизненного опыта, включение в жизнь общества  
Рабовладельческий строй   для свободнорожденных: • достойный гражданин Отечества (Платон) • самосовершенствование (Аристотель) • для рабов: покорность хозяину и послушание  
Феодальный строй   • для господ: служение Богу и сюзерену • для слуг: покорность Богу и хозяину  
Капиталистическое общество   • создавать условия для развития личности на основе коллективизма  
Социалистическое общество   • формировать гармонически развитую личность на основе индивидуализма  
Современный этап   • способствовать развитию личности • формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества • обеспечить условия для расцвета индивидуальности личности  

Что записать в ваш педагогический словарь



Воспитание как социокультурный процесс —система возействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс(в широком понимании) — процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс(в узком понимании) — целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания— совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания— в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле — желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания— объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания— основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание— перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание— сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»;

• сущность и специфику движущих сил воспитания;

соотношение содержания понятий «формирование», «социали­зация» и «воспитание»;

• сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• анализировать и оценивать условия, в которых протекает вос­питательный процесс;

• выбирать пути и способы разрешения и устранения противоре­чий в воспитательном процессе;

• устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и фак­торов воспитания.

Семинарское занятие

План семинара

1. Основной доклад: «Социальная сущность и системный характер воспитания».** Темы для содокладов и сообщений:

• Возможности и пределы воспитания как педагогического про­цесса.*

• Критерии воспитанности личности.**

• Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на воспитательную работу в школе (с привлечением ре­зультатов собственного исследования).***

• Мотивы воспитания и самовоспитания (с привлечением резуль­татов собственного исследования). ***

2. Основной доклад: «Закономерности и принципы воспитания».**

Темы для содокладов и сообщений:

• В чем состоит значение знания принципов воспитания для учи­теля?*

• Система принципов воспитания и раскрывающих их правил вос­питания (таблица, составленная студентом).**

• Динамика проявления принципов воспитания в рамках различ­ных исторических эпох.**

• Специфика проявления принципов воспитания в работе учите­ля химии (биологии, географии и т. д.) (с привлечением резуль­татов собственного исследования).***

3. Основной доклад: «Проблема целей воспитания в истории».**

Темы, для содокладов и сообщений:

• Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания.*

• Взаимозависимость и взаимовлияние закономерностей, прин­ципов, целей воспитания (схема, составленная студентом).**

• В какой мере реализуются современные цели воспитания в со­временной школе и почему (с привлечением результатов соб­ственного исследования)?***

•________________________________________________________________________

(Ваш вариант темы)

Работа с текстами

Тезисный конспект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитание и социализация

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представ­ляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания — необхо­димое условие и предпосылка исторического развития вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повто­рением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в пе­редаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности пото­му, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколь­ко-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и не­устойчивость.

Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдвигает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспита­тельной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать де­тям накопленные знания, умения, навыки, ценности, Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения — научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и прини­мать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей сто­имостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формировани­ем культурной, творческой и социальной ответственности личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социаль­ной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, творческую лич­ность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т. е. самосто­ятельность. Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале устано­вили: самоуправление, т. е. возможность проявить инициативу, собствен­ную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не только способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, ориги­нального стиля мышления, но и повышает уровень их общей социальной самостоятельности и активности, а также степень психологической устой­чивости. Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрос­лых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятель­ной творческой личности, они должны отвечать двум главным требова­ниям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряже­ния; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот прин­цип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности; жестко контролировать конечный результат, допуская вме­сте с тем широкие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют форми­рованию иждивенческих установок умственного и социального потреби­тельства (Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи. — М., 1989).

Проведите анализ противоречий, выделенных автором:

• между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью;

• между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек получает некую сумму знаний, и формированием куль­турной, творческой и социальной ответственности личности.

Чем вызвано появление этих противоречий?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различ­ного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Социальная сущность и системный характер воспитания.

• Возможности и пределы воспитания как педагогического про­цесса.

• Критерии воспитанности личности.

• Закономерности и принципы воспитания.

• __________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием ав­тора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. В чем заключается различие соотношения воспитания и раз­вития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношес­ком возрастах? Попробуйте составить соответствующую таблицу и дать пояснения к ней.**

Форма отчета: таблица с пояснениями.

№ 4. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «разви­тие личности» входят в понятие «воспитание». Как аргументировать это при помощи схемы?**

Форма отчета: схема с пояснениями.

№ 5. Выберите одну из тем любого школьного предмета (по ваше­му выбору). Разработайте воспитательные задачи этого урока, кото­рые можно реализовать при изучении данной темы.***

Форма отчета: фрагмент конспекта урока.

№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отноше­ние учителей, учеников, родителей к различным направлениям содер­жания воспитания — умственному, нравственному, трудовому, физическому и т. д. Какие из них наиболее эффективны в современной школе?***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложени­ем таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Если вы выбрали задания № 1 и 2, то заготовьте карточки из плот­ной бумаги. Занесите на карточки название выбранных вами книг, статей из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Семья и школа» и других газетных публикаций с указанием фамилии автора, издательства, года издания, количества страниц и т. д. Составьте ан­нотации на книги или сделайте выписки из них по выбранной теме с указанием страницы книги, при этом старайтесь соблюдать следую­щие правила.

1. Вчитайтесь в название книги или статьи, осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте основные мысли.

3. Отделяйте одну мысль от другой.

4. Закончив работу, выпишите все данные источника.

Чтобы выполнить задание № 3, проведите подробный анализ ука­занных понятий, выделите общее и частное, соедините их по необхо­димым основаниям и составьте схему, отражающую эти внутренние связи. Напишите пояснения к этой схеме.

Задание № 4 предполагает проявление аналитических и синтети­ческих способностей вашего интеллекта. Проанализируйте значение понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспи­тание». Есть ли что-то, что объединяет их? Что именно? В чем эти понятия совпадают? Если да, то в какой мере и почему? Если нет — в какой мере и почему? Как это оформить в виде схемы? Если лам это удалось, не забудьте внести пояснения к этой схеме.

Выполняя задание № 5, выберите одну из тег.: школьной програм­мы по химии (биологии, математике и т. д.), проанализируйте содер­жание соответствующего раздела учебника, продумайте воспитательные цели такого урока. Оформите все это в виде фрагмента конспекта урока по какой-либо теме.

Задание № 6 — творческое. Для его выполнении вам следует про­думать и разработать анкету для родителей. Постарайтесь сделать во­просы этой анкеты яркими, образными, интересными. Например, желая выявить отношение родителей к значению нравственного воспи­тания в современной школе, предложите им на выбор несколько форм участия родителей в воспитательной работе учителей и т. д. Получив данные, прокомментируйте их, составьте диаграммы и др.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Готовы ли вы к практической деятельности по воспитанию?

Ключ

Оцените свои ответы:

№ вопроса   Балл    
Да   Иногда   Нет  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

А теперь подсчитайте сумму набранных баллов.

Меньше 25 баллов. Строгость — не единственный элемент хоро­шего воспитания. С вашими принципами вам трудно будет вырастить ребенка веселым и уравновешенным человеком.

25-56 баллов. Принципы у вас, в общем-то, правильные. Но не кажется ли вам, что быть только логичным недостаточно, надо еще быть реалистичным?

Свыше 56 баллов. Ваши терпение и понимание детской психоло­гии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает вас хорошим воспитателем, правы.

Вероятно, эти оценки вызовут споры и разногласия. Но не обижай­тесь, если что-либо окажется вам не по вкусу. Во-первых, игра — это игра, шутка; во-вторых, материал для оценок каждый дал сам. А, в-треть­их, вы имеете право и не согласиться с теми взглядами на воспитание, которые выражены в оценках за ответы.

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, прин­ципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, вам удастся дополнить их.

Литература

Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10.

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4.

Вулъфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: УРАО, 1997.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992.

Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педаго­гика. - 2000. -№ 6.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1998.

 

Модуль 2

Содержание и базовые концепции воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Мировоззрение личности

Цели изучения:

охарактеризовать понятие «содержание воспитания»; дать пред­ставление об основных видах воспитания и их специфике в со­временном обществе, а также о концепциях воспитания, базиру­ющихся на различной философской основе; показать особенно­сти национального компонента содержания воспитания.

Форма изучения:

семинарское занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

содержание воспитания, связь содержания воспитания с жизнью, виды воспитания, этические и национальные аспекты содержа­ния воспитания, мировоззрение, критерии воспитанности.

Опорная схема лекции

Содержание воспитания Единство составных элементов, свойств, внутренних связей, противоречий и тенденций в воспитании

 

Умственное воспитание Нравственное воспитание
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности (УПД) 2. Формирование умений и навыков УПД 3. Развитие эрудиции и потребностей в самообразовании 1.Формирование нравственных идеалов, норм, оценок 2. Развитие нравственных убеждений, чувств и качеств 3. Формирование опыта нравственного поведения

 

Трудовое воспитание Физическое воспитание
1. Формирование мотивации и позитивного отношения к труду 2. Формирование системы знаний о труде и профессиях 3. Формирование опыта общественного полезной трудовой деятельности 1. Развитие потребности и позитивного отношения в здоровому образу жизни (ЗОЖ) 2. Формирование системы знаний ЗОЖ 3. Спортивно-физическое развитие личности

 

Мировоззрение Модель программы воспитания (по Н.Е. Щурковой)
1. Формирование ценностного отношения к Природе 2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология и др.) 3. Формирование представлений о человеке как высшей ценности на Земле (профессии, семья, общение, личное достоинство т.д.) 4. Формирование ценностного отношения к Родине, государству 5. Формирование образа жизни, ориентированного на добро, истину, красоту 6. Формирование активной жизненной позиции

 

Критерии воспитанности: Современные концепции воспитания на основе:
· Внешний вид, мимический и пластический образ · Речь и поведение · Реакции на социальные явления · Система взаимоотношений с окружающими · Нравственные нормы и идеалы, система ценностей · Мотивы поведения и убеждения · Прагматизма · Инструментализма · Экзистенциализма · Неотомизма · бихевиоризма

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятия «содержание воспитания»;

• соотношение содержания воспитания и содержания об­разования, их взаимосвязь и взаимовлияние;

• возможности конкретных видов воспитания для формирования личности.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• выделять и анализировать особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания;

• выбирать виды воспитания с учетом целей и задач воспитания, а также возрастных и индивидуальных особенностей воспитан­ников.

Семинарское занятие

План семинара

1. Основной доклад: «Содержание воспитания».**

Темы для содокладов и сообщений:

В чем вы видите влияние возрастных и индивидуальных осо­бенностей на характер отбора содержания воспитания в школе.*

• Нравственные ориентиры современных школьников (с привле­чением результатов собственного исследования).***

• Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитания в школе (с привлечением результатов собственного исследования).***

2. Основной доклад: «Базовые концепции воспитания».**

Темы для содокладов и сообщений:

Концепции воспитания в истории педагогики.*

• Цели воспитания в различных концепциях воспитания (табли­ца, составленная студентом).**

• Специфика принципов воспитания в рамках различных базо­вых концепций воспитания (с привлечением результатов соб­ственного исследования).***

3. Основной доклад: «Национальное своеобразие воспитания».**

Темы для содокладов и сообщений:

• Терпимость и толерантность в воспитании: как вы это пони­маете?*

• Кого надо воспитывать: сына Отечества или гражданина мира?* *

• Религиозные основы воспитания культуры межнационально­го общения.**

• Проблемы национального воспитания и воспитания толеран­тности в современной школе (с привлечением результатов соб­ственного исследования).**

•_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(Ваш вариант темы)

Ход семинарского занятия

№ во­проса   Тема выступления   Суть выступления   Вопросы к выступающему, замечания  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

темы для дискуссии

1. «В гражданском обществе, — писал Гегель, — каждый для себя — цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти дру­гие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. — М.; Л., 1934. — Т. 7. — С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?

2. «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не воз­можно. Права воспитания не существует. Яне признаю его...» (Толстой Л. Н. Воспитание и образование//Пед. соч. — М., 1989.-С. 208-209).

Разделяете ли вы мнение Л. Н. Толстого? Приведите аргументы в под­держку своего мнения.

над чем подумать

1. Может ли изменяться мировоззрение личности?

2. Как пол, национальность, возраст могут влиять на воспита­тельную деятельность?

Работа с текстами

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различно­го уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Основные проблемы экологического воспитания в современном российском обществе.

• Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспи­тательной работы.

• Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни.

• Востребованность трудового воспитания в современном обще­стве.

_______________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием ав­тора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания воспитания.**

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного посо­бия).

№ 4. Сравните эти высказывания. **

В результате немецкого воспитания получается всегда немец, из француз­ского — француз, из английского — англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеж­дениям, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности (Царевский А. А. Значение русской словесности в националь­ном русском образовании. — Казань, 1893. — С. 42).

Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностран­ный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести — на образах французского рыцарства, семейной домовитости — на рассказах о герман­цах и швейцарцах... (Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М , 2001 — С. 56).

Проанализируйте обозначенные подходы к национальному в вос­питании личности. Что вы думаете по этому поводу?

Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.

№ 5. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, насколько воспитание современных школьников имеет национальный характер.***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложени­ем таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Задание № 3 дает хорошие возможности для развития аналитико-синтетических особенностей вашего мышления. Выделите основные виды, входящие в содержание воспитания. Какого рода связи между ними существуют? Какой компонент зависит от других и почему? Попытайтесь оформить эти связи графически.

Если вы выбрали задание № 4, порассуждайте о сходстве и разли­чии в понимании направленности воспитания в России и за рубежом. Вам помогут книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Сухомлинского, публицистические статьи Ш. Амонашвили, В. Астафьева, А. И. Солженицына и др. Свои размышления оформите в виде эссе.

Задание № 5 начинайте выполнять с обдумывания понятия «на­циональное в воспитании». Какие критерии здесь можно выделить? Например, можно попытаться выяснить, сколько школьников знают и могут назвать сказки, пословицы, поговорки, загадки, созданные своим народом, как они относятся к идее К. Д. Ушинского о том, что обучение и воспитание должно иметь народный характер и т. д. После этого проведите соответствующие опросы, желательно среди школь­ников разного возраста, обобщите их мнение, выделите наиболее важ­ные проблемы. Полученные данные прокомментируйте и оформите в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Можете ли вы влиять на своих воспитанников?

Повлияем?

Каждый из нас в той или иной степени поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на них в различных целях. Педагоги, как и врачи или актеры, делают это в рамках своих профессиональных ин­тересов. Если у вас есть желание проверить свою силу воздействия на окружающих, воспользуйтесь этим тестом. Необходимо ответить «да» или «нет».

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Говорите ли вы с посторонними о своих интимных отношениях?

4. Ощущаете ли вы себя неуютно, если коллега, начинавший рабо­тать с вами, добился больших успехов по службе?

5. Быстро ли вы реагируете на оскорбление?

6. Взялись бы вы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что сможете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8. Любите ли вы часто находиться в кругу друзей?

9. Составляете ли вы рабочий график на весь день?

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слиш­ком самоуверен?

13. Любите ли вы подчеркивать, что авторитет вашего начальника — дутый?

Ключ

Поставьте себе баллы по следующей таблице.

Да
Нет

35-65 баллов.Вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их. Вы можете их чему-то научить, вам легко ра­ботать с окружающими, советовать. В таких случаях вы сами получа­ете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек никогда не дол­жен замыкаться в себе, избегать людей. Наоборот, есть смысл рабо­тать для других, управлять в трудных ситуациях, помогать обрести душевное спокойствие. Вы человек, который стремится оказать под­держку. Однако если вы будете слишком уверенны в своих убеждени­ях, то, потеряв контроль над собой, рискуете стать тираном.

До 30 баллов.К сожалению, вас мало в чем удается убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана и предусмотрена заранее. Вы исповедуете здоровый образ жизни и придерживаетесь старых обычаев. Вы не любите ничего де­лать из-под палки. Иногда бываете преувеличенно нерешительны, что зачастую мешает вам достигать своих целей. А жаль...

ответы к разделу «подготовка к семинарскому занятию»

№ 1. Правильного ответа нет.

№ 2. 2,4, 6.

№ 3. г — д — в — б — е — а.

№5.1,2,4,5,7,9,10.

Литература









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.