|
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИУроки 4 7, 4 8. Морфемика и словообразование Цели: повторить и обобщить ранее изученное по морфемпм и словообразованию; развивать умение различать однокореи ные слова и формы слова; показать роль однокоренных ело как средства связи предложений в тексте; дать понятие о па ронимах. Планируемые результаты: умения различать однокореннм слова и формы слова, различать паронимы по значению, объя нять языковые явления, работать в группах; развитие мотивапи к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ диктанта и тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Задание 32 из рабочей тетради — чтение и обсуждение сокращённых текстов, объяснение значения фразеологизма бабье лето.) IV. Самоопределение к деятельности - Составьте слова. Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.) Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.) Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала? (Знание морфемного состава слов.) Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование».) V. Работа по теме урока 1. Беседа Что такое морфемика? Что она изучает? Что такое морфема? Из каких частей состоит слово? Какие части слова входят в основу? Какие слова называются однокоренными? Как образуются формы слова? Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.) 2. Работа по учебнику I. Чтение определений, обсуждение задания рубрики «Мате-НМйлы для самостоятельных наблюдений» (с. 88). Ь, 2. Упр. 156 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение иопросов и заданий, письмо по памяти. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику 1. Упр. 157 — самостоятельное выполнение с последующей 2. Упр. 158 — письменное выполнение на доске и в тетрадях. VII. Подведение итогов урока Как связаны морфемика и словообразование? Что называется морфемой? Все ли слова имеют окончания? В чём особенность нулевых окончаний? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 31, упр. 159. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Упр. 159 — проверка по цепочке.) III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику (Упр. 160 — обсуждение вопросов.) Как называются корни, одинаковые по написанию, но pa i ные по значению? (Омонимичные.) Есть ли среди слов упражнения слова, близкие по звучи нию, но разные по значению? (Водяной, водянистый.) В чём разница в значении этих слов?(Водяной - относящий ся к воде. Водянистый — содержащий излишек воды, влаЛ бесцветный, слабоокрашенный.) 2. Слово учителя Знаете ли вы, что такое водные знаки? Наверное, кто-то yiuii кается гороскопами и может сказать, что водные знаки — это II которые относят к стихии воды: Рак, Скорпион и Рыбы. А что такое водяные знаки? Может быть, вам приходи.к» держать в руках необычные конверты или особую почтовую Гпми гу. С виду бумага как бумага, но если посмотреть на свет, то моя но увидеть буквы, или знаки, или фигуры. Такие знаки на бум! ге — признак принадлежности какому-то человеку, организации По водяным знакам можно определить, кто её выпустил, кии она принадлежит. Водяные знаки есть на денежных купюрах и| защищает их от подделки. Слова водный и водяной очень похожи по звучанию, они однокоренные. Но значение у них разное, в этом мы только что убедились. Такие слова называются паронимами. Слово пароним греческого происхождения (пара — возле, онома — имя). 3. Практическое задание (Работа в группах.) — Определите, взаимозаменяемы ли (одинаковы ли по значению) слова 1) цветной и цветочный; 2) корни и коренья; 3) прорвать и прервать. Составьте с ними словосочетания. Уточните значение слов по толковому словарю. Варианты словосочетаний: цветной карандаш, цветочный горшок; корни слов, корни растений, коренья петрушки; прорвать трубу, прервать разговор. — Сделайте вывод. (Эти слова — паронимы.) IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 161 — коллективное выполнение с комментированием. 2. Упр. 162 — чтение текста, обсуждение, соревнование (кто Комментарии Варианты заглавия текста: «Корень-корешок», «Большая семьи маленького корня». 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 34 — самостоятельное выполнение с последующей Нроиеркой.) Комментарии ('лова, в которых есть приставки: приложить, навык, расска-niHiii, потребовать, забег. it Подведение итогов урока Назовите слова, имеющие, с вашей точки зрения, богатые родственные связи (т. е. много однокоренных слов). Обоснуйте вашу точку зрения. Какие слова называются паронимами? Цимишнее задание Учебник: § 31, упр. 163.
Урок 4 9. Описание помещения Црли: дать представление об интерьере, его типах и элементах; мни! in п. роль интерьера в жизни человека, в произведениях жи-■IIMH и и литературы; развивать навыки анализа текста, владения 4«1ымп шпами речи (описание, рассуждение), наблюдательность. Планируемые результаты: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль. Ход урока I- Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Упр. 163 - выбор заглавия текста («Забытое родство»), проверка задания по цепочке.) Дополнительное задание - Найдите в тексте признаки научного стиля. (Объяснение фактов, логичность изложения, доказательность, употребление профессионализмов (терминов).) III. Самоопределение к деятельности - Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих одноклассников и учителя? Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся'.' Встречались ли вам описания помещений в литературе? Как называется внутренняя часть здания, пространство помещения и его убранство? Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на урока (Уточнить значение слова интерьер, научиться описывать интерьер.) IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику (Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных и* блюдений, теоретического материала (с. 92).) 2. Словарно-орфоэпическая работа - Запишите в орфоэпический словарик слово интерьер, ин авьте ударение. Запомните, как оно произносится. декоративные детали на иллюстрации В.М. Васнецова (танец Василисы Премудрой) подчёркивают народность образов, красоту, волшебность сказки Составьте предложение с этим словом. 3. Беседа В каких произведениях литературы, живописи вы встречав описание, изображение интерьера? (Например, в расемш И. С. Тургенева «Муму»; на иллюстрации В.М. Васнецова к нШ родной сказке «Царевна-лягушка».) Что интерьер может рассказать о героях произведения ' i II* терьер может рассказать о привычках героев, их хара>-роде занятий.) Например, интерьер каморки Герасима имеет важное ние для понимания его характера. Внутренне убранство Итак, интерьер — важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи. V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 164 — выразительное чтение текста, обсуждение, фоне- Комментарии Основная мысль текста: Герасим — недюжинный человек. Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище. Такому богатырю отвели всего-навсего каморку над кухней. Теснота помещения контрастирует с ростом и силой героя. Напротив, все детали незамысловатого интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима. Прежде всего, это кровать из дубовых досок (дуб — могучее и крепкое дерево), «истинно богатырская кровать». Тургенев О помощью гиперболы («сто пудов можно было положить на неё — НО погнулась бы») делает этот образ ещё выразительнее. Кстати, 1 Нуд - 16 кг, значит, 100 пудов - 1600 кг, более полутора тонн. Эпитеты, характеризующие другие детали обстановки, не ме-выразительны: дюжий сундук, столик... крепкого свойства, |W... прочный и приземистый. Интерьер говорит не только об ос-пельности Герасима, но и о его самостоятельности, привычке щгаться на себя и делать всё самому. 2. Упр. 165 — выразительное чтение текста, обсуждение. Интерьер Дома-музея В.М. Васнецова отражает его вкусы, ЙЦТересы, пристрастия. Художник был поклонником русской (Ирины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, пред-мНйХ мебели, декоративных элементах. В, Упр. 166 — выразительное чтение текста, обсуждение, само-•нинчи.пое выполнение письменного задания. Комментарии црианты заглавия текста: «Сияние осени», «Свет осенних Составьте словосочетания с этими словами VI. Подведение итогов урока Что такое интерьер? Из какого языка пришло к нам слово интерьер! — Какие типы интерьера вам известны? — Назовите элементы интерьера. (Стены, перекрытия, декоративные элементы, мебель, люстры, предметы быта и т. д.) — Что может рассказать интерьер о хозяевах дома, помещения, о его обитателях? — Какое значение имеет Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|