Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уроки 3 2, 3 3. Исконно русские и заимствованные слова





Цели: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми слова рями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ сжатого изложения

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.)

IV. Самоопределение к деятельности

На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лекси ческими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

Как отличить заимствованные слова от исконно русских'1

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся различать исконно русские и заимствованные слова, загля­нуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.)

— Почему язык заимствует слова из других языков?

2. Слово учителя

(На усмотрение учителя часть материалов этого раздела мож­но опустить.)

В словарном составе современного русского литературного и 1ыка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась hi коино русская лексика?

Самые древние слова относятся к общему индоевропейскому фонду. Они перешли в праславянский язык, из него — в древне­го с кий, а из древнерусского — в современный русский язык. Это | Нова, обозначающие родство (мать, дочь, сестра, сын, брат), на-Ишния животных (корова, волк, коза), названия явлений природы (flf/wv, луна, вода, болото).



Вторые по времени формирования слова исконно русской и i гики (до VI в. н. э.) известны ныне многим славянским наро-IMM ' )то названия частей тела (голова, борода, лоб, желудок, палец, Шдонь), названия времени суток и времён года (день, ночь, вчера, Ынтра, лето, зима, месяц, час), названия растений и плодов (липа, Mh, орех, жёлудь).

К пому же пласту лексики относятся абстрактные слова: вера, надежда, грех, вина, рай, бог, свобода, сила.

I ретий пласт исконной лексики образуют древнерусские сло-III и шестые русским, украинцам и белорусам, но неизвестные ••> НП.1М и западным славянам, например: совсем, снегирь,ледяной.

11,1 конец, к исконно русским относятся собственно русские ниш, известные у других славян лишь как русские заимство-Пннг 11екоторые из собственно русских слов могут содержать

и 1ычный корень, но образованы они по русским способам

Ииюобразования: шнурок, кокетничать, стартовать.

II пашей речи много заимствованных слов, которые так проч-
III пошли в русскую речь, что не воспринимаются как иноязыч-
niili канат, диван, пельмени, кукла и др. Некоторые из них мы
•"I|| Hi понимаем лучше тех, что родились на нашей земле, искон-
"| русских. Примеры мы наблюдали, изучая диалектизмы: для

3. Слово учителя

Неизбежно заимствование слов, связанных с развитием но вых технологий, с компьютерной техникой. Действительно, не возможно обойтись без слов компьютер, Интернет, мобильник сайт и др. Однако многих тревожит засилье иностранных слои в современном русском языке. Зачастую заимствования излишни Вместо саммит можно сказать встреча, вместо пролонгировать продлить, вместо супермаркет — магазин, универмаг. А есть еще слова спам (ненужная реклама, рекламный мусор), фрилансер (свободный профессионал), копирайтер (специалист по написа нию рекламных текстов) и др.

Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимство ванное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его по нятно.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 124 - коллективное выполнение с комментированием

2. Упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и за
пись предложений.

Комментарии

Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.

Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.

3. Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

4. Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсужде
ние вопросов.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

V. Подведение итогов урока

За счёт чего пополняется словарный состав русского языка?

Из каких языков пришли слова в русский язык? Приведите примеры.

Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении?

Домашнее задание

Учебник: § 25, упр. 126 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 19.

 

Урок 3 4. Новые слова (неологизмы)

Цели: познакомить с понятием неологизмы; развивать навыки роботы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятия неологизмы; умения Пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 126 — подготовленный диктант.

Задание 19 из рабочей тетради - фронтальная проверка.

III. Самоопределение к деятельности

Каким образом пополняется словарный запас русского языка?

Как вы считаете, почему в языке появляются новые слова?

Как мы назовём эту группу слов?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой лексической группой, узнать особен­ности возникновения новых слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Мы говорили о заимствованных словах, которые пришли и наш язык из других языков. Когда-то их не было в русском язы­ке, когда-то они были новыми. Почему они возникли? Логично предположить, что новые слова должны появляться для обозна­чения новых предметов, явлений, понятий. Такие новые слова называются неологизмами.

Лексический состав языка постоянно пополняется неологиз­мами. Интересно, что некоторые слова имеют точную дату рожде­ния. Так слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 г.

Новые слова остаются неологизмами до тех пор, пока не утра-чивают оттенок новизны и свежести. Когда же подобные слова становятся общеупотребительными, они перестают быть неоло­гизмами. Со временем некоторые из них могут перейти в разряд историзмов. Так произошло с рядом слов советского периода.

В 20-е гг. XX в. появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономи­ческая политика),рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллектив­ное хозяйство), губком (губернский комитет), райком (районный

комитет), спецкор (специальный корреспондент) и др. Со време­нем большинство подобных слов ушло в прошлое.

Какие из перечисленных слов остались в языке? Какие вам приходилось слышать?

Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время''

2. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала и определения (с. 72).

Упр. 129 - чтение текста, обсуждение задания и вопроса. Комментарии

Новые слова, появившиеся с освоением космоса: спутник, космонавт, планетоход, луноход, Роскосмос, аэронавтика, НАСЛ, орбитальная станция, шаттл, МКС.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 130 - устное выполнение.

2. Упр. 131 -т самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения, работа со словарями.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово исследование, подчеркните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом.

VI. Подведение итогов урока

Какие слова называются неологизмами?

Что общего между неологизмами и заимствованными сло­вами? В чём разница между ними?

Заимствованных слов и неологизмов когда-то не было в язы­ке. Заимствованные слова определяются по происхождению, а неологизмы — по времени употребления. Заимствованные сло­ва могут быть неологизмами, но неологизмы могут возникнуть и на русской почве, например при помощи расширения значения слова. К примеру, так возникло существительное спутник в зна­чении «космический аппарат».

Какова причина появления неологизмов в языке?

Какие словари помогают понять значение неологизмов?

Домашнее задание

Учебник: § 26, упр. 132.

 

Урок 3 5. Устаревшие слова

Цели: познакомить с понятиями устаревшие слова, историз­мы, архаизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий устаревшие слова, историзмы, архаизмы; умения различать историзмы и архаизмы, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явле­ния, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 132 — объяснение значения слов, чтение предложений, составленных учащимися.)

III. Самоопределение к деятельности

» — Почему в языке появляются новые слова? (Потому что раз­виваются наука и техника, меняется представление о мире, появляются новые предметы.)

Но ведь происходит и обратный процесс: какие-то вещи и понятия постепенно устаревают, уходят из нашей жиз­ни. Что из этого следует? (Что в языке существуют также устаревшие слова.)

Каковы особенности этой группы слов?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с группой устаревших слов, узнать их осо­бенности, сферу употребления.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

За что мы любим сказки? Не только за их занимательность, волшебные приключения, превращения, чудеса, но и за то, что они открывают нам мир старины, рассказывают о том, что было давным-давно. Нам интересно, как люди жили, во что одевались, какими предметами пользовались — ведь не только скатертями-самобранками и коврами-самолётами.

Но все ли слова, относящиеся к быту старины, мы понима­ем? Конечно, в этом нам помогают иллюстрации, картины. А ещё могут помочь словари.

Что такое, например, светец? А что такое харатья? Если первое слово явно связано с понятием свет, то о значении второго мы вряд ли догадаемся сами. Заглянем в толковый словарь учебника.

Светец — подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

Харатья — вываренный и выскобленный кусок бараньей, козьей или телячьей кожи прямоугольной формы, на котором писали в Древней Руси особыми чернилами.

Обратим внимание на то, что толкования обоих слов сопри вождены пометами устар., т. е. устаревшее.

Почему мы не понимаем значения этих и подобных слов бе помощи словаря? (Потому что исчезли предметы, которые обозначались этими словами.)

Что такое око? Что такое длань?

Первое слово нам часто встречалось в поэтической речи во множественном числе: очи — глаза. А длань — это рука, ладош,.

Ни очи (глаза), ни длани (руки) не исчезли из нашей жиз­ни. Почему же нам вновь пришлось обращаться к словарю? Эти и подобные им слова со временем были вытеснены синонимами, возможно более точными и удобными. Жизнь меняется, меняются и слова, отражающие жизнь.

— А теперь рассмотрим картинки в учебнике, а затем узнаем, как называются группы устаревших слов, примеры которых мы разбирали.

2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для са­мостоятельных наблюдений», чтение теоретического материала и определения (с. 74-75).)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 133 — самостоятельное выполнение после предвари-
тельного обсуждения.

Комментарии

Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), коль­чуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бар­мица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава и т. д.

Дополнительный вопрос

— Как вы считаете, эти слова являются историзмами или ар­хаизмами? Обоснуйте своё мнение. (Это историзмы, так как предметы доспехов и вооружения древнерусского воина давно ушли из употребления и сохранились только в музеях.)

2. Упр. 134 - обсуждение вопросов в группах (каждая группа
ищет в словаре значение одного из трёх приведённых слов), са-
мостоятельное выполнение письменного задания.

3. Упр. 136 — устное выполнение, работа со словарями.
2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 17 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

VI. Подведение итогов урока

Что такое историзмы? Приведите примеры. (Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, каф­тан, кольчуга, крепостной, князь.)

Что такое архаизмы? Приведите примеры. (Устаревшие назва­ния современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики: сей — этот, уста - губы, чело — лоб, выя — шея, зело — очень, вежды — веки, зерцало — зеркало.)

Есть ли синонимы у историзмов? (Нет, среди устаревших слов синонимы в современном русском языке есть только у ар­хаизмов.)

Как не перепутать названия видов устаревших слов? (По­может однокоренное слово: историзмы — это те понятия, которые ушли в историю; они уже не вернутся, по крайней мере, в том значении, которое когда-то имели.)

Домашнее задание

Учебник: § 27, 28, упр. 135.

Индивидуальные задания: узнать о значении историзмов (на выбор: одежда, воинское снаряжение, предметы быта и т. д.), которые встретились в учебнике истории или в ис­торических книгах; узнать о происхождении слова харатья.

Работа в группах: подготовить сообщения о словарях сино­нимов, антонимов, иностранных слов, этимологических, толковых, диалектных, о «Толковом словаре живого вели­корусского языка» В.И. Даля.

Урок 3 6. Словари

Цели: развивать умение работать с разными типами лексиче­ских словарей, навыки публичных выступлений; прививать ин­терес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: умения пользоваться разными ти­нами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 135 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.

2. Сообщения о значении историзмов.

III. Самоопределение к деятельности

Что помогает нам узнавать разные сведения, подробно* i и о словах разных лексических групп? (Словари.)

Какие лексические словари вам известны, какими из ниц вы пользуетесь?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научите* ч пользоваться ими.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Словари — настольные книги каждого образованного чело­века. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое мно жество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бы вают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедп ческими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые -предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одно язычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д.

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Пе­тра I.

В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и вы­пускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный сло­варь иностранных слов» под ред. В.В. Иванова (1983); «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Теку-чёва(1985).

В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые разме­щаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности сво­бодно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).

2. Сообщения учащихся о словарях Примерный план характеристики словаря I. Краткие библиографические сведения. .'. Цели и задачи словаря. (. Как построен словарь.

4. Структура словарной статьи (как определяются понятия, киков иллюстративный материал, какие пометы используются И Г. д.); примеры.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопроса.

Упр. 138 - самостоятельное выполнение с последующей Проверкой.

VI. Подведение итогов урока

Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?

С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?

Для чего нужны словари?

С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со слова­рями?

Домашнее задание

: 1. Учебник: повторить § 20-28, подготовиться к семинару (см. опережающие задания), упр. 139. 2. Рабочая тетрадь: разобраться в схеме «Словарный состав языка» (с. 11).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.