|
Уроки 3 2, 3 3. Исконно русские и заимствованные словаЦели: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка. Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми слова рями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ сжатого изложения III. Проверка домашнего задания (Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.) IV. Самоопределение к деятельности На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лекси ческими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков. Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать? Как отличить заимствованные слова от исконно русских'1 — Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать исконно русские и заимствованные слова, заглянуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.) V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику (Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.) — Почему язык заимствует слова из других языков? 2. Слово учителя (На усмотрение учителя часть материалов этого раздела можно опустить.) В словарном составе современного русского литературного и 1ыка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась hi коино русская лексика? Самые древние слова относятся к общему индоевропейскому фонду. Они перешли в праславянский язык, из него — в древнего с кий, а из древнерусского — в современный русский язык. Это | Нова, обозначающие родство (мать, дочь, сестра, сын, брат), на-Ишния животных (корова, волк, коза), названия явлений природы (flf/wv, луна, вода, болото). Вторые по времени формирования слова исконно русской и i гики (до VI в. н. э.) известны ныне многим славянским наро-IMM ')то названия частей тела (голова, борода, лоб, желудок, палец, Шдонь), названия времени суток и времён года (день, ночь, вчера, Ынтра, лето, зима, месяц, час), названия растений и плодов (липа, Mh, орех, жёлудь). К пому же пласту лексики относятся абстрактные слова: вера, надежда, грех, вина, рай, бог, свобода, сила. I ретий пласт исконной лексики образуют древнерусские сло-III и шестые русским, украинцам и белорусам, но неизвестные ••> НП.1М и западным славянам, например: совсем, снегирь,ледяной. 11,1 конец, к исконно русским относятся собственно русские ниш, известные у других славян лишь как русские заимство-Пннг 11екоторые из собственно русских слов могут содержать и 1ычный корень, но образованы они по русским способам Ииюобразования: шнурок, кокетничать, стартовать. II пашей речи много заимствованных слов, которые так проч- 3. Слово учителя Неизбежно заимствование слов, связанных с развитием но вых технологий, с компьютерной техникой. Действительно, не возможно обойтись без слов компьютер, Интернет, мобильник сайт и др. Однако многих тревожит засилье иностранных слои в современном русском языке. Зачастую заимствования излишни Вместо саммит можно сказать встреча, вместо пролонгировать продлить, вместо супермаркет — магазин, универмаг. А есть еще слова спам (ненужная реклама, рекламный мусор), фрилансер (свободный профессионал), копирайтер (специалист по написа нию рекламных текстов) и др. Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимство ванное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его по нятно. IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 124 - коллективное выполнение с комментированием 2. Упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и за Комментарии Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать. Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др. 3. Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях. 4. Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсужде 2. Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами. V. Подведение итогов урока За счёт чего пополняется словарный состав русского языка? Из каких языков пришли слова в русский язык? Приведите примеры. Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении? Домашнее задание Учебник: § 25, упр. 126 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 19.
Урок 3 4. Новые слова (неологизмы) Цели: познакомить с понятием неологизмы; развивать навыки роботы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка. Планируемые результаты: знание понятия неологизмы; умения Пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 126 — подготовленный диктант. Задание 19 из рабочей тетради - фронтальная проверка. III. Самоопределение к деятельности Каким образом пополняется словарный запас русского языка? Как вы считаете, почему в языке появляются новые слова? Как мы назовём эту группу слов? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой лексической группой, узнать особенности возникновения новых слов.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя с элементами беседы Мы говорили о заимствованных словах, которые пришли и наш язык из других языков. Когда-то их не было в русском языке, когда-то они были новыми. Почему они возникли? Логично предположить, что новые слова должны появляться для обозначения новых предметов, явлений, понятий. Такие новые слова называются неологизмами. Лексический состав языка постоянно пополняется неологизмами. Интересно, что некоторые слова имеют точную дату рождения. Так слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 г. Новые слова остаются неологизмами до тех пор, пока не утра-чивают оттенок новизны и свежести. Когда же подобные слова становятся общеупотребительными, они перестают быть неологизмами. Со временем некоторые из них могут перейти в разряд историзмов. Так произошло с рядом слов советского периода. В 20-е гг. XX в. появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономическая политика),рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллективное хозяйство), губком (губернский комитет), райком (районный комитет), спецкор (специальный корреспондент) и др. Со временем большинство подобных слов ушло в прошлое. Какие из перечисленных слов остались в языке? Какие вам приходилось слышать? Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время'' 2. Работа по учебнику Чтение теоретического материала и определения (с. 72). Упр. 129 - чтение текста, обсуждение задания и вопроса. Комментарии Новые слова, появившиеся с освоением космоса: спутник, космонавт, планетоход, луноход, Роскосмос, аэронавтика, НАСЛ, орбитальная станция, шаттл, МКС. V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 130 - устное выполнение. 2. Упр. 131 -т самостоятельное выполнение после предвари 2. Словарная работа Запишите в орфографический словарик слово исследование, подчеркните орфограмму. Составьте предложение с этим словом. VI. Подведение итогов урока Какие слова называются неологизмами? Что общего между неологизмами и заимствованными словами? В чём разница между ними? Заимствованных слов и неологизмов когда-то не было в языке. Заимствованные слова определяются по происхождению, а неологизмы — по времени употребления. Заимствованные слова могут быть неологизмами, но неологизмы могут возникнуть и на русской почве, например при помощи расширения значения слова. К примеру, так возникло существительное спутник в значении «космический аппарат». Какова причина появления неологизмов в языке? Какие словари помогают понять значение неологизмов? Домашнее задание Учебник: § 26, упр. 132.
Урок 3 5. Устаревшие слова Цели: познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка. Планируемые результаты: знание понятий устаревшие слова, историзмы, архаизмы; умения различать историзмы и архаизмы, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 132 — объяснение значения слов, чтение предложений, составленных учащимися.) III. Самоопределение к деятельности » — Почему в языке появляются новые слова? (Потому что развиваются наука и техника, меняется представление о мире, появляются новые предметы.) Но ведь происходит и обратный процесс: какие-то вещи и понятия постепенно устаревают, уходят из нашей жизни. Что из этого следует? (Что в языке существуют также устаревшие слова.) Каковы особенности этой группы слов? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с группой устаревших слов, узнать их особенности, сферу употребления.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя с элементами беседы За что мы любим сказки? Не только за их занимательность, волшебные приключения, превращения, чудеса, но и за то, что они открывают нам мир старины, рассказывают о том, что было давным-давно. Нам интересно, как люди жили, во что одевались, какими предметами пользовались — ведь не только скатертями-самобранками и коврами-самолётами. Но все ли слова, относящиеся к быту старины, мы понимаем? Конечно, в этом нам помогают иллюстрации, картины. А ещё могут помочь словари. Что такое, например, светец? А что такое харатья? Если первое слово явно связано с понятием свет, то о значении второго мы вряд ли догадаемся сами. Заглянем в толковый словарь учебника. Светец — подставка для лучины (для освещения крестьянской избы). Харатья — вываренный и выскобленный кусок бараньей, козьей или телячьей кожи прямоугольной формы, на котором писали в Древней Руси особыми чернилами. Обратим внимание на то, что толкования обоих слов сопри вождены пометами устар., т. е. устаревшее. Почему мы не понимаем значения этих и подобных слов бе помощи словаря? (Потому что исчезли предметы, которые обозначались этими словами.) Что такое око? Что такое длань? Первое слово нам часто встречалось в поэтической речи во множественном числе: очи — глаза. А длань — это рука, ладош,. Ни очи (глаза), ни длани (руки) не исчезли из нашей жизни. Почему же нам вновь пришлось обращаться к словарю? Эти и подобные им слова со временем были вытеснены синонимами, возможно более точными и удобными. Жизнь меняется, меняются и слова, отражающие жизнь. — А теперь рассмотрим картинки в учебнике, а затем узнаем, как называются группы устаревших слов, примеры которых мы разбирали. 2. Работа по учебнику (Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение теоретического материала и определения (с. 74-75).) V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 133 — самостоятельное выполнение после предвари- Комментарии Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), кольчуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бармица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава и т. д. Дополнительный вопрос — Как вы считаете, эти слова являются историзмами или архаизмами? Обоснуйте своё мнение. (Это историзмы, так как предметы доспехов и вооружения древнерусского воина давно ушли из употребления и сохранились только в музеях.) 2. Упр. 134 - обсуждение вопросов в группах (каждая группа 3. Упр. 136 — устное выполнение, работа со словарями. (Задание 17 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) VI. Подведение итогов урока Что такое историзмы? Приведите примеры. (Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, кольчуга, крепостной, князь.) Что такое архаизмы? Приведите примеры. (Устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики: сей — этот, уста - губы, чело — лоб, выя — шея, зело — очень, вежды — веки, зерцало — зеркало.) Есть ли синонимы у историзмов? (Нет, среди устаревших слов синонимы в современном русском языке есть только у архаизмов.) Как не перепутать названия видов устаревших слов? (Поможет однокоренное слово: историзмы — это те понятия, которые ушли в историю; они уже не вернутся, по крайней мере, в том значении, которое когда-то имели.) Домашнее задание Учебник: § 27, 28, упр. 135. Индивидуальные задания: узнать о значении историзмов (на выбор: одежда, воинское снаряжение, предметы быта и т. д.), которые встретились в учебнике истории или в исторических книгах; узнать о происхождении слова харатья. Работа в группах: подготовить сообщения о словарях синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологических, толковых, диалектных, о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Урок 3 6. Словари Цели: развивать умение работать с разными типами лексических словарей, навыки публичных выступлений; прививать интерес к изучению русского языка. Планируемые результаты: умения пользоваться разными тинами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания 1. Упр. 135 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске. 2. Сообщения о значении историзмов. III. Самоопределение к деятельности Что помогает нам узнавать разные сведения, подробно* i и о словах разных лексических групп? (Словари.) Какие лексические словари вам известны, какими из ниц вы пользуетесь? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научите* ч пользоваться ими.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое мно жество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бы вают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедп ческими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые -предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одно язычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д. Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I. В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный словарь иностранных слов» под ред. В.В. Иванова (1983); «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Теку-чёва(1985). В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.). 2. Сообщения учащихся о словарях Примерный план характеристики словаря I. Краткие библиографические сведения..'. Цели и задачи словаря. (. Как построен словарь. 4. Структура словарной статьи (как определяются понятия, киков иллюстративный материал, какие пометы используются И Г. д.); примеры. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса. Упр. 138 - самостоятельное выполнение с последующей Проверкой. VI. Подведение итогов урока Какими словарями вы пользуетесь чаще всего? С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке? Для чего нужны словари? С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями? Домашнее задание : 1. Учебник: повторить § 20-28, подготовиться к семинару (см. опережающие задания), упр. 139. 2. Рабочая тетрадь: разобраться в схеме «Словарный состав языка» (с. 11). Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|