|
Сообщения о происхождении слов(По заданиям упр. 179.) Слово работа заимствовано из старославянского языка. Оно ведёт начало от общеславянского *orbota, производного от *огЬъ > рабъ. Сравним: точное соответствие есть в немецком языке — arbeit. Слово работа первоначально означало «тяжёлый, подневольный труд, рабство». В современном русском языке корень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется. Слово привередливый исконно русское. Оно образовалось с помощью приставки от слова вередливый, что означает «неженка, слабый». В свою очередь, слово вередливый образовано с помощью суффикса от веред — боль, болячка, рана, которое сохранилось в диалектах. Исходное значение слова привередливый — слишком чувствительный к боли. Слово обворожить исконно русское. Оно образовалось с помощью приставки от глагола ворожить, что означает «колдовать». А ворожить, в свою очередь, образовано с помощью суффикса от ворог — колдун. Исходное значение слова обворожить — околдовать. Современное значение, возможно, копирует смысл французского слова charmer — восхищать, пленять, обвораживать. Работа со словарями (Работа в группах. Учащиеся по своему желанию выбирают слова, о происхождении которых им интересно узнать, находят соответствующие статьи в этимологических словарях. Учитель помогает разобраться в содержании статей.) IV. Подведение итогов урока С какими этимологическими словарями вам работать легче'.' Как знания по истории, знание иностранных языков помогают понять происхождение слов? Об истории каких слов вам хотелось бы узнать? Домашнее задание Учебник: повторить § 31, 33, 34. Рабочая тетрадь: задание 37. Подготовиться к контрольному уроку по теме «Морфемика и словообразование». Урок 5 5. Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование» Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Морфемика и словообразование»; развивать навыки словообразовательного разбора, навыки работы с тестами. Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Работа по теме урока 1. Практические задания — Распределите слова по способам их образования: вариант 1 — слова, образованные приставочным, бессуффикс -ным способами, переходом из одной части речи в другую; вариант 2 — слова, образованные суффиксальным, приста-вочно-суффиксальным способами, сложением основ, сложением слов. Выделите словообразовательные морфемы. Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовить, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, самолёт, кладовая, подлёдный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой. Комментарии Слова, образованные приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный. Слова, образованные бессуффиксным способом: расход, поиск. Слова, образованные переходом из одной части речи в другую: юстиная, кладовая, рядовой. Слова, образованные суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, прошляпить, подлёдный. Слова, образованные сложением основ: самолёт, Новгород. Слова, образованные сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор. — Постройте словообразовательную цепочку для слова: вариант 1 — недоверие, вариант 2 — позолота. Комментарии Недоверие <— доверие <— доверять <— верить. Позолота <- позолотить <— золотить <— золото. Тестовая работа (См.: КИМы,тест8.) III. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: упр. 182 (первый абзац). Уроки 5 6, 5 7. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера. Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер. Ход уроков Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Обсуждение вопросов по работе над ошибками.) IV. самоопределение к деятельности Что такое интерьер? Каково происхождение слова интерьер? Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.) Какими элементами создаётся интерьер? Как описать интерьер? Как сделать это описание интерес ным? (Ответы детей.) — Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавши! текст — описание интерьера.) V. Работа по теме уроков 1. Слово учителя Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и дл чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помсии' нии, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечш отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чм ства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выра ш отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки. 2. Работа по учебнику 1. Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение. Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната: а) паркетный пол; б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в зо- в) потолок — полосы солнечного света на потолке; г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках д) мебель - шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто- Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее. На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д. Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; шметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке. Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд. 2. Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение слож- Комментарии Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не со-Wiii'i впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выра-НИгльность искусных украшений, созданных руками народных Нрперов. Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением. Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно. Дополнительный вопрос и комментарии — Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру? Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени...», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства. 3. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Составьте словосочетания с этими словами. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.) VII. Подведение итогов уроков О чём важно помнить при описании интерьера? Как составить сложный план сочинения? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Рабочая тетрадь: задание 38.
Урок 58. Буквы а и о в корне -кас кос- Цели: познакомить с условиями выбора букв я и о в кори -кас кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, уме ния рассуждать и делать выводы. Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и в корне -кас кос-; умения распознавать слова с чередукиии мися корнями -кас кос- и применять правило их написание Ход урока Организационный момент Анализ сочинения III. Проверка домашнего задания (Задание 38 из рабочей тетради — чтение и обсуждение описаний.) IV. Актуализация знаний 1. Беседа Расскажите о правописании корня -лаг лож-. Расскажите о правописании корня -раст ращ рос-. Что общего в правописании корней -лаг- — -лож-и -раст ращ рос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв.) Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг лож- и -раст ращ рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.) 2. Объяснительный диктант Зарасти, вырастать, прилагательное, выложить, растение, положение, полагаться, росток, положить, уложить, предполагать, водоросли, ныращивание, слагаемое, предположение, подросли, изложение. V. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение. — Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.) Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (Отпеты детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ■ 2 Упр. 184 — коллективное выполнение с комментированием. VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику (Упр. 185 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 7 — самостоятельное выполнение.) 3. Лингвистическая задача - В каких словах гласные корня проверяются ударением? Почему? Сколько значений корня с пропущенными гласными вы насчитали? 1) К.хить траву лучше рано утром. 2) Едва к.хнулся в разговоре щекотливой темы. 3) У москвички две к..сички. 4) Не прик.хайтесь к проводам! 5) Дом стоял на речной к..се. Комментарии Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1,3,5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех предложениях значение корня с пропущенными гласными разное. VIII. Подведение итогов урока Проверяются ли ударением слова с корнем -кас кос-? Что общего в правилах правописания корней -лаг лож-, -раст ращ рос-, -кас кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв.) - Почему при написании необходимо учитывать значение корня? Домашнее задание Учебник: § 36, упр. 186. Рабочая тетрадь: задание 8.
У рок 59. Буквы а и о в корне -rap rop- Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне -гар гор-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы. Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и о в корне -гар гор-; умения распознавать слова с корнем -гар гор- и применять правило их написания; владение навыка ми морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания 1. Упр. 186 — проверка по цепочке.
III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Разгорелся, загар, угореть, огарок. Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.) Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с корнем -гар гор-, познакомиться с правилом написания этих слов.) IV. Работа по теме урока 1. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение правила и образца рассуждений (с. 106). I 2. Упр. 187, 188 - коллективное выполнение с комментиро-щшием по цепочке. V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 189 — выразительное чтение текста, обсуждение, са- 2. Упр. 190 — самостоятельное выполнение. (Игра «Кто больше?».) - Образуйте максимальное количество слов (любых частей (Нужно иметь в виду, что слова с омонимичными корнями, Ийиример подкосить, не подходят.) VI. Подведение итогов урока Проверяются ли ударением слова с корнем -гар гор-? Почему при написании необходимо учитывать значение корня? Домашнее задание Учебник: § 37, упр. 191.
Урок 6 0. Буквы а и о в корне-зар зор - Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне -зар зор-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы. Планируемые результаты: знание условий выбора букв а нов корне -зар зор-; умения распознавать слова с корнем -зар зор- и применять правило их написания; владение на выками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Упр. 191 — обсуждение вопроса и заданий.) III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Заря, зорька, озарить. Что вы заметили? (В этих словах происходит чередован» гласных в корне.) Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке' (Научитьсяраспознавать слова с корнем -зар зор-, позит комиться с правилом написания этих слов.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику 1. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самости с чередованием -зор зар- в безударном положении пишет буква а (исключение: зарево). 2. Упр. 192 - комментированное письмо, обсуждение вопрос! V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику 1. Упр. 193 — выразительное чтение стихотворения, обсужде- Комментарии Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её природе. 2. Упр. 194 — самостоятельное выполнение с последующей 3. Упр. 195 - выразительное чтение стихотворения, обсужде- VI. Подведение итогов урока — Проверяются ли ударением слова с корнем -зар зор-? (Нет, но их правописание зависит от ударения.) и -зар зор-? (Гласные зависят от ударения.) Домашнее задание Учебник: § 38, упр. 196.
Урок 61. Буквы ы и и после приставок Цели: познакомить с условиями выбора букв ы и и после приставок; развивать навыки морфемного разбора слов, работы с тестами. Планируемые результаты: знание условий выбора букв ы И и после приставок; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 196 — чтение и анализ творческих работ.) III. Самоопределение к деятельности - Выполним морфемный разбор слов безымянный, разыграть, подытожить, сыщик. Что нужно учитывать, чтобы правильно выполнить морфемный разбор слов? (Их значение.) Что значит «безымянный»? (Тот, который без имени.) У слова разыграть несколько значений. Уточним их по словарю и остановимся на одном из них: играя в какую-либо игру, привести её к концу. Что значит «подытожить»? (Подвести итог.) Кто такой сыщик? (Тот, кто ищет.) Выделите морфемы в словах. Что общего во всех четырёх словах? (Во-первых, все слова имеют приставки, оканчивающиеся на согласный: без-, раз-, под-, с-. Во-вторых, корни родственных бесприставочных слов начинаются с буквы и. И наконец, оказавшись за приставкой, корни меняют и на ы.) Какой вывод вы можете сделать? (После приставок на согласные в корне пишется ы, если однокоренное слово начинается на букву и.) — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Проверить, правильный ли вывод мы сделали, учиться распознавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику 1. Чтение правила (с. 109), беседа по прочитанному, коммен — Что нового вы узнали из учебника? (После приставок меж и сверх- буква и не меняется на ы.) Из этого правила есть несколько исключений. Во-первых, замена и на ы не происходит после всех иноязычных приставок, например: дезинфекция, суперигра. Во-вторых, слово взимать пи шется с буквой и, несмотря на то что приставка вз- русская. Ещё важное замечание: после приставок на согласные пи шется буква ы, даже если дальше идёт не корень, а другая при ставка с первой буквой и (из/ыз, ис/ыс), например: безысходный А если правильно сделать морфемный разбор слова небезызвестный, то мы обнаружим орфограмму, спрятанную в третм-Н приставке. 2. Упр. 197 — самостоятельное выполнение. 3. Упр. 198, 199 - комментированное письмо, обсуждение V. Закрепление изученного материала Тестовая работа (См.: КИМы, тест 9 (задания А1-А4).) VI. Подведение итогов урока - Расскажите, как надо рассуждать, выбирая буквы ы и «пц еле приставок. Домашнее задание Учебник: § 39, упр. 200.
Уроки 6 2, 6 3. Гласные в приставках пре- и при целы: познакомить с условиями выбора букв е и и в приставках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность. Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания : (Упр. 200 — проверка по цепочке.) IV. Актуализация знаний Утренняя заря, лёгкое прикосновение, растения разрослись, от-мпжной воротничок, собираться в поездку, разыграть партию в шахматы, загорать под тентом, касается темы искусства, приложить стара-ИИс, длинная коса, имя прилагательное, выращивать рассаду, отблеск Мрмицы, замереть от восторга, сверхискусная работа, предыдущая страница. V. Самоопределение к деятельности Назовите приставку в словах прикосновение, приложить, прилагательное. Прочитайте слова. Преграда, предобрый, прехорошенький. Назовите приставку в этих словах. Сравните, как произносится приставка в словах прикосновение, приложить, прилагательное и в словах преграда, предобрый, прехорошенький. Что вы можете сказать? (Они произносятся одинаково.) Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с приставками пре-и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих приставках.) VI. Работа по теме урока Работа по учебнику Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение правила (с. 111, 112). Упр. 201, 202 - чтение стихотворений, объяснение орфограмм. VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 203 — комментированное письмо. Комментарии В упражнении нет примеров на значение приставки пре-, близкое к приставке пере-: превзойти, превозмогать, прекращать. 2. Упр. 204 — обсуждение вопросов, самостоятельное выпол Комментарии Глаголы движения, показывающие, что человек движется с трудом: приползти, приковылять, притащиться. Приставочным способом образован глагол притащиться, приставочно-суффик сальным — прилагательные придорожный, приморский. 3. Упр. 206 — обсуждение вопросов, морфологический разбор слова лечь на доске и в тетрадях. 2. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 112. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударемм Составьте словосочетания с этими словами. Запишите в орфографический словарик глаголы, дани в рамках на с. 113, 114, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами. VIII. Подведение итогов урока — От каких условий зависит выбор букв е и и в пристав пре- и при-? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 40 (с. 111, 112), упр. 205, 207. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Комментарии Антоним к глаголу придвинуть — отодвинуть. Обратим внимание на полногласный вариант приставки ото Дополнительный вопрос - По какому принципу глаголы, данные в упражнении, разделены на две группы? (Приставка в глаголах первой группы имеет общее значение близости, в глаголах второй группы — значение неполноты действия.) III. Работа по теме урока I. Работа по учебнику 1. Упр. 208 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение Комментарии Название стихотворения А. Барто («Копейкин») подчёркивает I «миную черту героя — мелочную расчётливость. Значение приставок глаголов: пришёл, придумал — доведение ЦИствия до конца; существительного приставки — присоединение. Значение приставки существительного прибавки определить Of I словаря трудно. 2. Чтение теоретического материала (с. 115, 116). 2. Слово учителя Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки щш или пре- прозрачно. Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в слове присутствие значение приставки НРМсно. Попробуйте прояснить его. (Обсуждение.) Дня прояснения мы можем воспользоваться антонимом: от-| Шепшие (в слове присутствие приставка означает приближение, | н но антониме — удаление). Вмиает и так: приставка прирастает к корню и становится и нргмепем его частью, тогда состав слова упрощается. К таким imiiiim относятся, например, существительные привет, приятель, Щчшш, прилагательные прилежный, прелестный и др. Иногда ttttiiio v шать древний состав слова и определить значение при-ikimik (или бывших приставок) с помощью этимологического шмирн, а порой это значение остаётся неразгаданным. ('«она с приставками пре- и при- бывают омофоничными (зву-Щ MfliiiiiiKoito). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл •мин приходящая няня - преходящие ценности, приступить к ра-Щ/1 преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чу-Ш • трапе, придел храма - предел возможностей, придать новую форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность. IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику (Упр. 209, 210 - обсуждение вопросов, комментированное письмо.) 2. Распределительный диктант — Запишите слова в два столбика: с приставкой пре-, с приставкой при-. Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, притво ряться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожит!., преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятель ский, придорожный, привнести, пресмыкающееся. 3. Словарная работа - Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 115—118, подчеркните орфограммы. — Составьте словосочетания со словами великолепный, теле грамма, состязание, подражать, поражение. V. Подведение итогов урока - Расскажите о чередовании гласных в приставках пре- и при Домашнее задание 1. Учебник: § 40 (с. 115, 116), упр. 214 (подготовиться к дик« танту). 2. Рабочая тетрадь: задание 44. Учебник: § 40. Рабочая тетрадь: задания 45, 46.
Урок 64. Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-» Цели: закреплять умение правильно писать слова с присиш ками пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора с ми самостоятельной работы. Планируемые результаты: умение правильно писать спои с приставками пре- и при-; владение навыками морфемнои> |ы| бора слов; умение объяснять языковые явления; развитие моЩ вации к аналитической деятельности. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Задание 40 из рабочей тетради — проверка по цепочке, Упр. 214 - подготовленный диктант. III. Актуализация знаний — Укажите слова, в которых пишется буква и. Признание заслуг; пр..мерный ответ; на пр..деле скорости; пр.лирать трусов. IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 1. Упр. 211, 212 — выразительное чтение текстов, обсуждение, 2. Упр. 213 — устное выполнение. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 47 — устное выполнение.) Лингвистическая задача - Каково значение слова непререкаемый? (Неоспоримый, не допускающий никаких возражений, сомнений.) - Сделайте морфемный разбор этого слова. Комментарии В слове непререкаемый приставка пре- «спрятана» за другой приставкой — не-. Чтобы правильно выделить приставки, нужно понять смысл слова: оно содержит корень -рек-, тот же, что в слоне речь (происходит чередование согласных в корне). V. Подведение итогов урока Что необходимо учитывать, выбирая гласные в словах, начинающихся с пре- и при-? В каких случаях при выборе гласных в приставках пре-и при- нужно обращаться к орфографическому словарю? Как могут помочь толковые словари при выборе гласных в приставках пре- и при-? Домашнее задание Учебник: § 40. Рабочая тетрадь: задания 45, 46.
Урок 6 5. Соединительные о и е в сложных словах Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их рнювания; познакомить с условиями выбора соединительных мпп.1\ о и е; развивать навыки морфемного разбора слов Планируемые результаты: знание способов образования сложных слов, условий выбора соединительных гласных в сложных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Задание 45 из рабочей тетради — чтение предложений, объяснение орфограмм.) III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение. Чем похожи все слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней.) На какие две группы их можно разделить? (Слова с соединительной о и слова с соединительной е.) От чего зависит выбор соединительных гласных в сложных словах? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных словах.) IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику (Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель ных наблюдений», чтение правила и теоретического материала (с. 119).) 2. Объяснительный диктант Лесостепь, земноводные, броненосец, чернобурка, овцебык, дино завр, чашелистик, цветоложе, млекопитающие, буревестник, меченоссп, утконос, иглокожие, водоплавающие, мухоловка, водомерка, дикобра I, лебедь-шипун, сокол-балобан. (Можно дать дополнительные задания: объяснить значение биологических терминов, названий животных, птиц, рыб, насеки мых, узнать о происхождении слов из этимологического словари Например, слово динозавр создано в 1841 г. английским учёны! Р. Оуэном на базе двух греческих слов: deinos (страшный, ужас ный) и sauros (ящерица).) V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 215 — письменное выполнение на доске и в тетрадях. 2. Упр. 216 - самостоятельное выполнение с последующей 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 39 — самостоятельное выполнение.) 3. Занимательная лингвистика — Объясните значение словосочетаний-фразеологизмов, пользуясь толковым словарём и словарём фразеологизмов. Образуйте из них сложные слова. Злой язык (злоязычный), втирать очки (очковтирательство), вертеть хвостом (вертихвостка), скалить зубы (зубоскалить, зубоскал). (Следует обратить внимание учащихся на то, что слово вертихвостка образовано без помощи соединительных гласных. Первая его часть — глагол в повелительном наклонении.) VI. Подведение итогов урока — От чего зависит выбор соединительных гласных о и el Домашнее задание Учебник: § 41, упр. 217, изучить § 42. Урок 6 6. Сложносокращённые слова Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращённых слов;, развивать навыки морфемного разбора слов. Планируемые результаты: знание способов образования сложносокращённых слов; умение определять род сложносокращённых слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока |i Организационный момент II, Проверка домашнего задания (Упр. 217 — проверка по цепочке.) Комментарии Примеры слов с данными корнями: самовар, скороварка, крае-ttilciiue, востоковед, тепловоз, бензовоз, нефтепровод, овощевод, Цц1ок<ы, рудокоп, землекоп, птицелов, мухоловка, водомерка, дож-t$Mi'i>, водомёт, пулемёт, снегоход, вездеход. III. Самоопределение к деятельности (Беседа по § 42 (реализация домашнего задания).) Какую тему вы начали изучать дома? Какие слова называют сложносокращёнными? Какими способами могут образовываться сложносокращённые слова? Как определить род сложносокращённого слова? Приведите примеры сложносокращённых слов. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Углубить знания о сложносокращённых словах, упражняться в определении способа образования и рода сложносокращённых слов, научиться употреблять сложносокращённые слова в речи.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращённых словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то что первые части слов одинаковы (см. начало § 42). Предупредим частые ошибки в сложносокращённых словах с этой же первой частью: завбазой — заведующий (чем?) базой (незавбазьЛ), завкафедрой — заведующий (чем?) кафедрой (не зав-кафедры!) и т. д. Общим в значении сложносокращённых слов является их официальность. Обычно они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а потому понятные. Расшифровка сложносокращённых слов порой довольно громозд ка, и потому язык приспособился к таким кратким вариантам. 2. Работа по учебнику (Упр. 218, 219 - устное выполнение.) Комментарии Слово универсам образовано от частей слов универсальный ма газин самообслуживания. Взято готовое сокращение первых диу\ слов: универмаг, к нему прибавлена первая часть сложного сломи самообслуживания. V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 220 — устное выполнение. Комментарии Слова ООН, ГАБТ,АЭС, СМИ образованы начальными звук! ми; ВВС — начальными буквами: [вэвээс]. Заметим, что начальны ми звуками обычно образованы слова, имеющие гласные. Дополнительные задания — Определите род данных сложносокращённых слов. Со ставьте с ними предложения. (Слова ООН, АЭСжеш-ho.-i Уроки 67, 68. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» рода, ГА БТ — мужского; у слов СМИ, ВВС род не определяется, так как эти слова имеют форму только множественного числа.) 2. Упр. 221 — коллективное выполнение с комментированием. Сложносокращённые слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ. Сложносокращённые слова, образованные начальными зву-I ками каждого слова: МХА Г, ТЮЗ, ГЭС, вуз. Сложносокращённые слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ. 3. Упр. 222 — самостоятельное выполнение с последующей 2. Словарная работа 1— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 121, 123, подчеркните орфограммы. — Составьте словосочетания с этими словами. VI. Подведение итогов урока — Почему слова, о которых мы сегодня говорили, называются сложносокращёнными? — Что общего в значении сложносокращённых слов? — Какие сложносокращённые слова вы знаете? Расшифруйте их. Домашнее задание Учебник: § 42, упр. 223, 224 (подготовиться к диктанту). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|