|
Уроки 2 3, 2 4. Слово и его лексическое значениеЦели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами. Планируемые результаты: знание основных лексических понятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с тестами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.) III. Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить. 11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦!■(i ном цветов и порхающих над ними бабочек. Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, понимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.) Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о лексическом значении слов.) IV. Работа по теме урока 1. Чтение теоретического материала (с. 51), беседа по прочи- Какие значения есть у слова? - Что называется лексическим значением слова? Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Каждое слово что-либо означает: предмет, действие, признак. Ноу каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определённой части речи. Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.) Чем различаются однозначные и многозначные слова? Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов? 2. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоя- V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 92 — комментированное письмо. Упр. 93 — работа с толковыми словарями в парах. 3. Упр. 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, само- Дополнительные задания Определите стиль текста, докажите свою точку зрения. (Стиль текста — художественный. Автор, Ю. Нагибин, использует разговорный стиль для создания художественных образов.) Попробуйте определить значение просторечного слова, встречающегося в тексте, по контексту. {Нетто — неужели, разве.) Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение. VI. Подведение итогов урока — Что изучает лексикология? Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова? Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему? Отличаются ли по значению синонимы? Домашнее задание Учебник: § 20, упр. 96. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встрепенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке. Действия человека, приписанные неодушевлённым предметам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились. III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 1. Упр. 97 — устное выполнение. 2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари Дополнительный вопрос — Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их значение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.) 3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са- 2. Словарная работа — Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику (Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока - Что называется переносным значением слова? Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать? Почему необходимо учитывать лексическое значение слова? Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов? Домашнее задание 1. Учебник: §20, упр. 101, 102. 2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек-
Урок 2 5. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение» Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Слово И ею лексическое значение»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: умения применять полученные Шания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие Мотивации к аналитической деятельности. Ход урока I Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Упр. 101 — проверка по цепочке. (инонимы к слову жара — зной, пекло. 2. Упр. 102 - обсуждение значения слов, подобранных уча- ill. Работа по теме урока Тестовая работа (См.: КИМы, тест 5.) IV Подведение итогов урока Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: упр. 103. Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение. VI. Подведение итогов урока — Что изучает лексикология? Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова? Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему? Отличаются ли по значению синонимы? Домашнее задание Учебник: § 20, упр. 96. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встрепенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке. Действия человека, приписанные неодушевлённым предметам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились. III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 1. Упр. 97 — устное выполнение. 2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари Дополнительный вопрос — Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их значение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.) 3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са- 2. Словарная работа — Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику (Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока - Что называется переносным значением слова? Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать? Почему необходимо учитывать лексическое значение слова? Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов? Домашнее задание 1. Учебник: §20, упр. 101, 102. 2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек-
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|