|
Урок 2 7. Общеупотребительные словаЦели: яать понятие об общеупотребительных и необщеупотре-пительных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению истории языка. Планируемые результаты: умения отличать общеупотреби-1сльные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации "налитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 105 — чтение и анализ творческих работ.) III. Самоопределение к деятельности - Прочитайте слова. Попробуйте объяснить их значение. Речь, вода, лозина, солнце, майна. Значение каких слов вы легко смогли объяснить? Почему? (Эти слова мы часто слышим и употребляем в своей речи.) Значение каких слов не удалось определить сразу? (Лозина, майна.) Как узнать, что означают эти слова? (Посмотреть в толковом словаре.) - Почему объяснение этих слов вызвало затруднение? (Мы) не употребляем эти слова в обычной речи, в повседневном об- щении, их довольно редко можно услышать, поэтому значение этих слов нам незнакомо.) — О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи: поставим перед собой? (Узнать новые сведения о лексике рус- I ского языка с точки зрения её употребления.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя с элементами беседы В составе лексики русского языка есть слова, которые понят- I ны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письменной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными. — Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребп тельными? В чьей речи мы можем услышать такие слова? (Обсуждение.) В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотребительные слова используются в речи жителей определённой местности (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представи телей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом). Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обычную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатш раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный — профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики. Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается тольк< в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в гла-голе брезжить. Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения. В первом случае переход произошёл на основе сходства формы (булочное изделие баранка, так же как и руль, имеет форм) кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановима на этом чуть позже Важно помнить, что профессиональная лексика входит в состав русского литературного языка, а диалектная и жаргонная н'ксика находится за его пределами. 2. Работа по учебнику (Упр. 107 - устное выполнение, работа с толковым словарём учебника.) V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 108 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания. Упр. 109, 110 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение письменных заданий. 2. Занимательная лингвистика — Все мы знаем и любим сказку П. Ершова «Конёк-Горбунок». Помните ли вы такие строки? Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку... — И здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило? Материал для учителя Какова история слова бабки в значении «деньги»? По этому пово-iv есть разные мнения. Одни учёные считают, что слово бабки пошло ■ I денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет ни деньгах в просторечии прозвали «бабка»). Если купюр (денег) много, нюни — бабки. Н «Толковом словаре» В.И. Даля в обширной словарной статье lniiia» находим значение слова бабка: «Несколько составленных хлебных снопов на жниве...; от 10—13 снопов, комлями наружу, а последним щАка накрывается шатром; в новгородских говорах пять снопов яро- или шесть озимых; в костромских говорах 16 снопов льна, и урожай 'I.H.I считается бабками...» В качестве примера приводится предложение: Ни четверик (семян) уродилось сорок бабок». Значит, бабки служили для крестьян мерой счёта при сборе урожая н рисчётах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услы-IIII.: «Сколько ты бабок с поля снял?», «Сколько бабок отдал за кобылу?» Теперь мы можем понять строчки из «Конька-Горбунка»: под «чёр->"11бабкой» Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы на-| ишем чёрным. 11о почему же крестьяне называли составленные вместе снопы бабий? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, 11 ii.iпали персонаж жатвенного обряда — несколько составленных сно- пов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали I платком и наряжали в женскую рубаху. Была ещё игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи I кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок. В сказке О.М. Сомова «О Никите Вдовиниче» рассказывается о мальчике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он I ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную чёрную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить чёрную бабку против красной. I Через много лет его сын нарушил это условие, соблазнённый чертёнком, I и в одночасье семья лишилась всего богатства. Орест Михайлович Сомов — современник Пушкина, поэт, журна лист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, — опуб-1 ликовал эту сказку в 1831 г., а «Конёк-Горбунок» увидел свет в 1834 г.Так! что вполне возможна связь «чёрной бабки» с историей Сомова, а значит, | конечно, и с фольклором. Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смог-1 ЛИ, зато узнали много интересного. (Можно заранее дать индивидуальное задание выяснить разные значения слова бабка (лучше двум-трём ученикам) или! (в сильном классе) поручить сделать это небольшой группе прямо на уроке.) VI. Подведение итогов урока - В чём отличие общеупотребительных слов от необщеупо требительных? - Могут ли общеупотребительные слова становиться необ щеупотребительными и наоборот? Домашнее задание 1- Учебник: § 22. Рабочая тетрадь: задание 16. Найти в любой газетной или журнальной заметке, статье общеупотребительные и необщеупотребительные слон;: выяснить значение необщеупотребительных слов с помо щью толкового словаря.
Урок 2 8. Профессионализмы Цели: познакомить с понятием профессионализмы; развивав навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексическии запас. Планируемые результаты: знание понятия профессионализмы умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковьи явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитически Деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Задание 16 из рабочей тетради — чтение слов, подобранных учащимися. Обсуждение заданий по материалам периодической печати, мыяснение значения необщеупотребительных слов.Самоопределение к деятельности На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных н пеобщеупотребительных словах, среди которых упоминали профессионализмы. Что же это за группа слов? Каковы особенности этой группы? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Узнать об особенностях профессионализмов, научиться распознавать такие слова и объяснять их значение.) IV. Работа по теме урока I. Слово учителя с элементами беседы Профессионализмы — слова, употребление которых свой-Iпенно людям определённых профессий, занятий. В словарях ш слова имеют помету спец. — специальное. Речь идёт не только н и-рминах — словах, точно обозначающих понятия какой-либо нпшальной области науки, техники, искусства, но и о приня->.1ч п этой области словах, употребляемых при неформальном Некоторые профессионализмы — официальные термины запинают в себе переносное, метафорическое значение: зубшествии и, плечо рычага, колено трубы. Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Обсуждение.) Активное использование профессионализмов характерно для и юн научного стиля. Встречаются они в текстах официально-итого стиля (например, в инструкциях). В текстах художест-Illloro стиля профессионализмы служат для речевой характе-'п гики героев, для более точного описания производственных I. Работа по учебнику I Ч гение определения и теоретического материала (с. 60, 62). 1 Упр. 111- коллективное выполнение. Прочитайте задание. Знали ли вы раньше о профессиональных значениях суще ствительных ковш и башмак? Уточним эти значения с помощью толкового словаря. Как выглядят предметы, обозначенные профессионал!, ными словами ковш и башмак? Почему они получили такие названия? V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 112 — работа в группах с последующей проверкой (каж дая группа записывает слова, относящиеся к одному из четыре персонажей). Упр. 113 — выразительное чтение стихотворения, обсужде ние, работа с толковым словарём, самостоятельное выполнен! письменного задания. Комментарии Военная специальность тракториста — моряк. Об этом говор следующие слова: тральщик, море, эскадры, волны. Лемех — чаем плуга, подрезающая пласт земли снизу. 3. Упр. 115 - устное выполнение. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 22 — работа в группах.) Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данны в рамках на с. 59, 60, подчеркните орфограммы. Составьте словосочетания с этими словами. 4. Занимательная лингвистика - Интересно ли вам узнать, какова история слова солдат! Материал для учителя Слово солдат заимствовано из немецкого языка в XVII в., но врем< правления первого царя из рода Романовых, Михаила Фёдоровича, коп рый учредил солдатские полки по европейскому образцу. А в неменк язык это слово попало из итальянского. Первоначально солдатами i зывали воинов-наёмников, появившихся в XV в. в Италии. Soldato бу вально «получающий жалованье»; soldo — монета. Слово сольдо встречается в «Приключениях Буратино» А.Н. Толст! «Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре солц свою азбуку и купил билет на представление...» Попутно давайте узнаем происхождение ещё одного профессионал ного, «военного» слова — прапорщик. Это слово происходит от славянск го корня -прапор-, что значит «знамя». Первоначально прапорщики» назывались знаменосцы. В русской армии с начала XVIII в. это был чи равный современному младшему лейтенанту5. Работа по учебнику (Упр. 114 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение.) VI. Подведение итогов урока Объясните, почему профессионализмы так называются. В каких стилях речи используются профессионализмы? — Как найти профессионализмы в толковых словарях? Домашнее задание Учебник: § 23, упр. 116. Опережающее задание: выяснить у родителей, родственников слова, характерные для их профессий, уточнить значение этих слов по словарю. Индивидуальное задание (опережающее): выяснить значение выражений, обозначающих народные праздники: на Егория, в Кузьминки
Урок 2 9. Диалектизмы Цели: познакомить с понятием диалектизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас. Планируемые результаты: знание понятия диалектизмы; умении пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые яв-ппня; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока I Организационный момент Id Проверка домашнего задания 16 - обсуждение примеров профессионализмов, вопроса. .'. Сообщения о профессиональной лексике родственников. HI Самоопределение к деятельности (Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель-| iv наблюдений».) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со словами, которые употребляются только и определённой местности, научиться определять значение тих слов.) •V Рнбота по теме урока I. (лово учителя Мы уже знаем, что необщеупотребительные слова, которые мши,чуются в речи жителей определённой местности, называ-ии ииалектизмамиДиалектные слова используют! н преимущественно в устной речи; диалект — это устная разговорно бытовая речь жителей определённой (обычно сельской) м< i гно(ги. < лово диалект при-шло из греческого языка и означае I «наречие», «говорить, изъясняться». Различают несколько типов (иа пек ги 1М0В. Лексические диалектизмы - слова и по форме, и по значению отличающиеся отелов общеупотребительной лексики: намедни — на днях, гутарить — говорить, инда даже, сусалы — скулы. Диалектное слово может отличаться от общеупотребительного не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в значении «кричать, звать», глагол жалеть — в значении «любить». Диалектизмы часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы — для речевой характеристики персонажей, передачи местного колорита, обозначения некоторых вещей и понятий. 2. Работа по учебнику (Чтение определения и теоретического материала (с. 63—65).) 3. Работа с толковым словарём учебника — Как понять, какие слова в словаре относятся к диалектным? Чтобы найти диалектизм, надо обращать внимание на пометы, которые даются после слова. В толковом словаре учебники диалектизмы даются с пометой обл. В других толковых словаря» могут быть и другие, более конкретные пометы. Это надо уточпяп в условных обозначениях. (Далее можно устроить соревнование: кто найдёт в слом;| ре и выпишет больше диалектных слов за определённое врсм| (1—2 мин).) V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 117 - чтение текста, работа с диалектными словам графическое объяснение правописания слов с орфограммами. Упр. 118 — устное выполнение. 2. Словарная работа Запишите в орфографический словарик слово обиход. Л черкните орфограмму. Составьте предложение с этим словом3. Занимательная лингвистика — Знаете ли вы, что значит «объегорить»? А что значит «Щ кузьмить»? Материал для учителя Слова объегорить и подкузьмить можно встретить только в разговорной речи. В других стилях языка, кроме художественного, встретить их невозможно: они просторечные. Выясним значение этих интересных глаголов. Оно проясняется и контексте. Например: «Объегорил он меня: пообещал вернуть десять рублей, а не отдал»; «Подкузьмила меня моя доверчивость». А теперь уточним значение с помощью толкового словаря: объегорить — обмануть, провести; подкузьмить — поставить в затруднительное, неприятное положение, подвести. Наверное, все услышали в корнях этих слов имена Егор и Кузьма. Но при чём тут они? История глаголов объегорить и подкузьмить уходит корнями и глубь веков. До введения крепостного права на Руси крестьяне мог-||и переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу Меной, в праздник «на Егория». а расчёт получали осенью, «в Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Так и появились глаголы объегорить и подкузьмить. VI. Подведение итогов урока Объясните значение терминов диалект, диалектизм. В каких стилях речи используются диалектизмы? - Как найти диалектизмы в толковых словарях? Домашнее задание 1. Учебник: § 24. 1 Опережающее задание: узнать у родителей, родственников знакомые им диалектные слова, уточнить значение этих, слов по словарю.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|