|
Классе можно встретить несколько человек с одинаковыми именами.- А как у вас в классе? От некоторых красивых имён отказываются и не называют ими детей, потому что какой-то человек, носивший это имя, опозорил его. Например, германское имя Адольф переводится как «благородный волк», но, помня о Гитлере, принёсшем людям огромное зло, вряд ли кто-то так назовёт своего ребёнка. Если забраться в глубины истории, можно узнать, что хам — это не только грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости. На языке дворян слово хам означало человека, принадлежащего к низшим классам и лишённого потому всякого человеческого достоинства. Но оказывается, изначально Хам -имя библейского персонажа. Это один из сыновей Ноя, который спасся во время Всемирного потопа на ковчеге. После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он напился вина и лежал пьяным в непристойном виде. Таким его случайно увидел Хам и стал насмехаться над отцом, за что потом был им проклят. Постепенно собственное имя Хам стало нарицательным, означающим непочтительного, не уважающего других людей, невоспитанного человека. Никому из нас не хотелось бы сталкиваться с хамами и тем более не хочется самому быть хамом. Но вернёмся в наше время. Важно обращаться с именами бережно и быть точным, особенно это необходимо при составлении документов или текстов, которые требуют однозначности. Это особенно относится к именам, имеющим варианты па-писания: Даниил, Данил и Данила; Наталия и Наталья; София и София. В документах необходимо писать эти имена в полним соответствии со свидетельством о рождении, с паспортом, ина'и документы будут считаться недействительными. Порой незначи тельный, казалось бы, огрех, чья-то невнимательность приводи! к неприятностям и потере драгоценного времени. Интересно узнать, что означают ваши имена и каково их происхождение. В этом могут помочь специальные словари имён. 2. Сообщения учащихся (Реализация опережающего задания.) Материал для учителя Большинство имён в современном русском языке заимствованные, в основном греческого и латинского происхождения. Исконно русских, славянских имён не так уж много: Вера, Надежда, Любовь, Людмила, Светлана, Богдан, Владимир, Святослав, Ярослав и некоторые другие. Греческие имена: Андрей — храбрый, Георгий (Юрий, Егор) — хлебопашец, Александр — защитник, Никита — победитель, Василий — царственный, Евгений — благородный, Ирина - мир, Екатерина - чистая, Зоя — жизнь, Татьяна — устроительница, учредительница. Латинские имена: Виктор — победитель, Валентин, Валерий — здоровый, сильный, Виталий — жизненный, Константин — постоянный, Максим — большой, Наталия — родная, природная, Павел — маленький, младший, Марина — морская. IV. Подведение итогов урока — Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имён одноклассников? - Узнайте о значении имён ваших близких и расскажите им об этом. Домашнее задание Учебник: § 45, 46, упр. 264 (подготовиться к свободному диктанту). Рабочая тетрадь: задание 50. Уроки 81, 8 2. Несклоняемые имена существительные Цели: познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок. Планируемые результаты: знание групп несклоняемых существительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 264 - свободный диктант.) III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте словосочетания Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к метро, ехать в метро, гордимся московским метро. Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.) Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.) Приведите свои примеры несклоняемых существительных. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существительных, научиться правильно употреблять их в речи.) IV. Работа по теме урока (По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.) Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существительными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные относятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращённые слова,аббревиатуры. — Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при образовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.) Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняемым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, например РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы). Другая группа несклоняемых существительных тоже хорошо вам известна — это имена собственные. Но не все, конечно, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн. — Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете. Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д. Основную же группу несклоняемых существительных составляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и нарицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях. Упр. 267 — комментированное письмо. VI. Подведение итогов урока — Какие имена существительные относятся к несклоняемым? — В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание Учебник: § 47, упр. 271. Рабочая тетрадь: задание 52. Ход урока 2 Организационный момент Анализ свободного диктанта III. Проверка домашнего задания 1. Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке. IV. Работа по теме урока 1. Практическое задание — Составьте словосочетания с зависимыми словами, выраженными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных. (Проверка.) Работа по учебнику 1. Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа Упр. 269 — комментированное письмо. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся. Составьте словосочетания с этими словами. V. Подведение итогов урока — Как можно определить падеж несклоняемых имён существительных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.) Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|