Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. Самоопределение к деятельности





— Прочитайте словосочетания

Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к ме­тро, ехать в метро, гордимся московским метро.

Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.)

Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.)

Приведите свои примеры несклоняемых существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существи­тельных, научиться правильно употреблять их в речи.)

IV. Работа по теме урока

(По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.)

Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существитель­ными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные от­носятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращён­ные слова,аббревиатуры.

— Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при об­разовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.)

Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняе­мым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиату­ры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, напри­мер РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы).

Другая группа несклоняемых существительных тоже хоро­шо вам известна — это имена собственные. Но не все, конеч­но, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фа­милии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн.

— Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете.

Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д.

Основную же группу несклоняемых существительных состав­ляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и на­рицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 267 — комментированное письмо.

VI. Подведение итогов урока

— Какие имена существительные относятся к несклоняемым?

— В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание

Учебник: § 47, упр. 271.

Рабочая тетрадь: задание 52.

Ход урока 2

Организационный момент

Анализ свободного диктанта

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний
с несклоняемыми существительными на доске.

Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке.

IV. Работа по теме урока

1. Практическое задание

— Составьте словосочетания с зависимыми словами, выра­женными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных.

(Проверка.)

Работа по учебнику

1. Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа
по упомянутым в тексте книгам.

Упр. 269 — комментированное письмо.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

V. Подведение итогов урока

— Как можно определить падеж несклоняемых имён существи­тельных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.)

В чём различие в склонении мужских и женских иноязыч­ных имён и фамилий, оканчивающихся на согласный?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

2. Учебник: § 47, упр. 270.

Принести географический атлас.

Урок 8 3. Род несклоняемых имён существительных

Цели- познакомить с грамматическими особенностями не­склоняемых существительных; учить определять род несклоняе­мых существительных; развивать навыки грамотной речи.

ПланирУеМые результаты: умения определять род нескло­няемых существительных, правильно произносить несклоняе­мые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент И проверка домашнего задания

си

(Упр- 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внима! учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи ЯнкиКупалы.)

Ill СамоопРеделение к деятельности

_ Доставьте имена собственные в нужную форму. Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказкафранцузской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич).

_ к какому роду относятся несклоняемые имена собс и» и

Ные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили'.' КоМментарии

ОпреДелить' какие имена собственные относятся к мужсм>м| роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательниц! Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носил.i 11 И щина,а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах).

II 1411

„ Как определяется род сложносокращённых слов, абб| тур? Приведите примеры. (Породу основного слова,

в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХА Т — Московский художественный акаде­мический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово средне­го рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами.

А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (На­учиться определять род несклоняемых имён существительных.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Эти существительные иноязычного происхождения. Опреде­лить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушев­лённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а рдушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони).

Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что назва­ния нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существи­тельные среднего рода: верхнее ля.

В ряде случаев родовая принадлежность связана с граммати­ческим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятсяслова 0«еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к сред­нему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Дву-роловыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их со­гласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: $мушка — моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина).

А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по ви­довому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по ви­довому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего.

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 143, 144).)

Шокрепление изученного материала ■ 1. работа по учебнику







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.