|
III. Самоопределение к деятельности— Прочитайте словосочетания Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к метро, ехать в метро, гордимся московским метро. Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.) Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.) Приведите свои примеры несклоняемых существительных. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существительных, научиться правильно употреблять их в речи.) IV. Работа по теме урока (По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.) Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существительными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные относятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращённые слова,аббревиатуры. — Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при образовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.) Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняемым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, например РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы). Другая группа несклоняемых существительных тоже хорошо вам известна — это имена собственные. Но не все, конечно, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн. — Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете. Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д. Основную же группу несклоняемых существительных составляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и нарицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях. Упр. 267 — комментированное письмо. VI. Подведение итогов урока — Какие имена существительные относятся к несклоняемым? — В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание Учебник: § 47, упр. 271. Рабочая тетрадь: задание 52. Ход урока 2 Организационный момент Анализ свободного диктанта III. Проверка домашнего задания 1. Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке. IV. Работа по теме урока 1. Практическое задание — Составьте словосочетания с зависимыми словами, выраженными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных. (Проверка.) Работа по учебнику 1. Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа Упр. 269 — комментированное письмо. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся. Составьте словосочетания с этими словами. V. Подведение итогов урока — Как можно определить падеж несклоняемых имён существительных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.) В чём различие в склонении мужских и женских иноязычных имён и фамилий, оканчивающихся на согласный? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. 2. Учебник: § 47, упр. 270. Принести географический атлас. Урок 8 3. Род несклоняемых имён существительных Цели- познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; учить определять род несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи. ПланирУеМые результаты: умения определять род несклоняемых существительных, правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока I. Организационный момент И проверка домашнего задания си (Упр- 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внима! учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи ЯнкиКупалы.) Ill СамоопРеделение к деятельности _ Доставьте имена собственные в нужную форму. Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказкафранцузской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич). _ к какому роду относятся несклоняемые имена собс и» и Ные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили'.' КоМментарии ОпреДелить' какие имена собственные относятся к мужсм>м| роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательниц! Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носил.i 11 И щина,а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах). II 1411 „ Как определяется род сложносокращённых слов, абб| тур? Приведите примеры. (Породу основного слова, в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХА Т — Московский художественный академический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово среднего рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами. А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять род несклоняемых имён существительных.) IV. Работа по теме урока Слово учителя Эти существительные иноязычного происхождения. Определить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушевлённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а рдушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони). Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существительные среднего рода: верхнее ля. В ряде случаев родовая принадлежность связана с грамматическим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятсяслова 0«еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к среднему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Дву-роловыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их согласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: $мушка — моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина). А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по видовому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по видовому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего. Работа по учебнику (Чтение теоретического материала (с. 143, 144).) Шокрепление изученного материала ■ 1. работа по учебнику ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|