Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упр. 272 - коллективное выполнение с комментированием.





Упр. 274 - самостоятельное выполнение, работа с геогра­фической картой.

Упр. 275 - коллективное выполнение с комментированием.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 54 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.)

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте предложения с этими словами.

VI. Подведение итогов урока

Как определить род несклоняемых существительных ино­язычного происхождения?

Как определить род несклоняемых собственных имён су­ществительных - географических названий?

Каковы особенности определения рода у сложносокращён­ных слов, образованных из начальных букв?

Домашнее задание

Учебник: § 48, упр. 273, 276.

Принести географический атлас.

Урок 8 4. Имена существительные общего рода

Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Планируемые результаты: знание сферы употребления суще ствительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической дея­тельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 273 - проверка по цепочке с показом объектов на i о» графической карте.

Упр. 276 - обсуждение заданий, чтение и анализ творческих работ.

Комментарии

Только в единственном числе употребляются имена собствен­ные Ока, Подмосковье, Россия, Урал и имя нарицательное обиход.

III. Актуализация знаний

- Составьте словосочетания с данными словами так, чтобы проявлялся их род. Слова расположите в алфавитном по­рядке.

Конферансье, суфле, фойе, интервью, евро, купе, Лимпопо, метро, такси, манго, брокколи, филе.

IV. Самоопределение к деятельности

Только что мы увидели, как Коля (Петя, любой мальчик) не только хорошо знает правило определения рода несклоняемых собственных имён существительных - географических названий, но и отлично ориентируется на географической карте. Какой мо­лодчина! А одним из самых интересных описаний родного края была работа Маши (Кати, любой девочки). Такая молодчина!

- Вы заметили: Коля - молодчина и Маша - молодчина. Какого же рода слово молодчина, если оно применимо и к мальчику, и к девочке?

(Обсуждение.)

Приведите свои примеры таких слов. (Ябеда, грязнуля, ум­ница.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями суще­ствительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Подобные слова с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужско­го иола. Если же они обозначают лиц женского пола, то относятся К женскому роду. Например: молодчина, плакса, дылда, жадина, за­гони, неряха. Причём имена прилагательные согласуются с такими (нонами в соответствующем роде: маленькая плакса - маленький П'Юкса, ужасная неряха — ужасный неряха.

- Что общего в значении этих слов? (Ответы детей.)

Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную икраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (We остальные). Общим для них является и то, что они употреб-миюгсн главным образом в разговорной речи.

Но есть слова, которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола по профессии, по должности, по роду занятий: врач, доцент, археолог и т. д. Такие слова не имеют эмоциональной окраски. Это существительные мужского рода, в последнее время тяготеющие к существительным общего рода. Глагол-сказуемое в прошедшем времени в этом случае ставится с такими словами в соответствующем роде, а прилагательное остаётся в мужском роде. Другими словами, мы можем определить род подобных слов только с помощью глагола в прошедшем времени, и, конечно, правильный ответ подскажут имена и фамилии, если они указаны. Например:

Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию. -Опытный экскурсовод Михаил провёл интересную экскурсию.

Дюма, любимый многими автор, создал увлекательные исторические романы. — Эти строки написала замечательный автор детских книг Барто.

Кстати, неизменяемые фамилии могут быть отнесены к суще­ствительным общего рода: Коваленко, Быстрых, Гюго и т. д. То же относится к разговорным формам некоторых имён собственных: Женя, Саша, Валя.

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 145, 146).)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 277 — коллективное выполнение.

Упр. 279 — комментированное письмо.

3. Упр. 280 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово фанера, по ставьте ударение. Запомните, как оно произносится.

Составьте предложение с этим словом.

Занимательная лингвистика

(Игра «Кто больше?». Работа в группах по четыре человеки, За 1—2 мин нужно придумать как можно больше словосоче киши

С несклоняемыми существительными так, чтобы проявлю

их род (экзотический Бали, свежее мацони, аргентинское /тт." и т. д.). При определении результатов повторяющиеся пример! i вычёркиваются. Побеждает группа, составившая наибольшее i и личество ни разу не повторившихся словосочетаний. Особо слеиу етотметить наиболее интересные и необычные словосочетамп \ i

VII. Подведение итогов урока

— Какие существительные относятся к общему роду?

Каковы их грамматические особенности? Как они сочета­ются с именами прилагательными?

Для какого функционального стиля речи характерны слова общего рода?

К какому роду относятся некоторые имена существи­тельные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий?

В каком роде употребляются с такими именами существи­тельными глаголы-сказуемые в прошедшем времени и при­лагательные?

Как вы думаете, почему имена существительные, называю­щие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, стали тяготеть к существительным общего рода?

Домашнее задание

Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту).

Урок 8 5. Морфологический разбор имени существительного

Дели: дать план морфологического разбора имени существи­тельного; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: владение навыками морфологи­ческого разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 278 - обсуждение вопросов и заданий, чтение предло-
жений, составленных учащимися.

Упр. 281 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока
Работа по учебнику

Самостоятельное изучение теоретического материала li 147, 148).

Упр. 282 - выразительное чтение текста, обсуждение, само-Цоигельный морфологический разбор существительных. (V, Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 283. 284 — обсуждение заданий, комментированное '1.мо. подготовка к сочинению.)

Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 147, 148).

Упр. 282 - выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельный морфологический разбор существительных.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.