|
Упр. 272 - коллективное выполнение с комментированием.Упр. 274 - самостоятельное выполнение, работа с географической картой. Упр. 275 - коллективное выполнение с комментированием. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 54 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.) Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся. Составьте предложения с этими словами. VI. Подведение итогов урока Как определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения? Как определить род несклоняемых собственных имён существительных - географических названий? Каковы особенности определения рода у сложносокращённых слов, образованных из начальных букв? Домашнее задание Учебник: § 48, упр. 273, 276. Принести географический атлас. Урок 8 4. Имена существительные общего рода Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи. Планируемые результаты: знание сферы употребления суще ствительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 273 - проверка по цепочке с показом объектов на i о» графической карте. Упр. 276 - обсуждение заданий, чтение и анализ творческих работ. Комментарии Только в единственном числе употребляются имена собственные Ока, Подмосковье, Россия, Урал и имя нарицательное обиход. III. Актуализация знаний - Составьте словосочетания с данными словами так, чтобы проявлялся их род. Слова расположите в алфавитном порядке. Конферансье, суфле, фойе, интервью, евро, купе, Лимпопо, метро, такси, манго, брокколи, филе. IV. Самоопределение к деятельности Только что мы увидели, как Коля (Петя, любой мальчик) не только хорошо знает правило определения рода несклоняемых собственных имён существительных - географических названий, но и отлично ориентируется на географической карте. Какой молодчина! А одним из самых интересных описаний родного края была работа Маши (Кати, любой девочки). Такая молодчина! - Вы заметили: Коля - молодчина и Маша - молодчина. Какого же рода слово молодчина, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? (Обсуждение.) Приведите свои примеры таких слов. (Ябеда, грязнуля, умница.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского.) V. Работа по теме урока Слово учителя Подобные слова с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского иола. Если же они обозначают лиц женского пола, то относятся К женскому роду. Например: молодчина, плакса, дылда, жадина, загони, неряха. Причём имена прилагательные согласуются с такими (нонами в соответствующем роде: маленькая плакса - маленький П'Юкса, ужасная неряха — ужасный неряха. - Что общего в значении этих слов? (Ответы детей.) Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную икраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (We остальные). Общим для них является и то, что они употреб-миюгсн главным образом в разговорной речи. Но есть слова, которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола по профессии, по должности, по роду занятий: врач, доцент, археолог и т. д. Такие слова не имеют эмоциональной окраски. Это существительные мужского рода, в последнее время тяготеющие к существительным общего рода. Глагол-сказуемое в прошедшем времени в этом случае ставится с такими словами в соответствующем роде, а прилагательное остаётся в мужском роде. Другими словами, мы можем определить род подобных слов только с помощью глагола в прошедшем времени, и, конечно, правильный ответ подскажут имена и фамилии, если они указаны. Например: Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию. -Опытный экскурсовод Михаил провёл интересную экскурсию. Дюма, любимый многими автор, создал увлекательные исторические романы. — Эти строки написала замечательный автор детских книг Барто. Кстати, неизменяемые фамилии могут быть отнесены к существительным общего рода: Коваленко, Быстрых, Гюго и т. д. То же относится к разговорным формам некоторых имён собственных: Женя, Саша, Валя. Работа по учебнику (Чтение теоретического материала (с. 145, 146).) VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 277 — коллективное выполнение. Упр. 279 — комментированное письмо. 3. Упр. 280 — самостоятельное выполнение с последующей Словарно-орфоэпическая работа Запишите в орфоэпический словарик слово фанера, по ставьте ударение. Запомните, как оно произносится. Составьте предложение с этим словом. Занимательная лингвистика (Игра «Кто больше?». Работа в группах по четыре человеки, За 1—2 мин нужно придумать как можно больше словосоче киши С несклоняемыми существительными так, чтобы проявлю их род (экзотический Бали, свежее мацони, аргентинское /тт." и т. д.). При определении результатов повторяющиеся пример! i вычёркиваются. Побеждает группа, составившая наибольшее i и личество ни разу не повторившихся словосочетаний. Особо слеиу етотметить наиболее интересные и необычные словосочетамп \ i VII. Подведение итогов урока — Какие существительные относятся к общему роду? Каковы их грамматические особенности? Как они сочетаются с именами прилагательными? Для какого функционального стиля речи характерны слова общего рода? К какому роду относятся некоторые имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий? В каком роде употребляются с такими именами существительными глаголы-сказуемые в прошедшем времени и прилагательные? Как вы думаете, почему имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, стали тяготеть к существительным общего рода? Домашнее задание Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту). Урок 8 5. Морфологический разбор имени существительного Дели: дать план морфологического разбора имени существительного; обогащать словарный запас. Планируемые результаты: владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания 1. Упр. 278 - обсуждение вопросов и заданий, чтение предло- Упр. 281 — подготовленный диктант. III. Работа по теме урока Самостоятельное изучение теоретического материала li 147, 148). Упр. 282 - выразительное чтение текста, обсуждение, само-Цоигельный морфологический разбор существительных. (V, Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 283. 284 — обсуждение заданий, комментированное '1.мо. подготовка к сочинению.) Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 147, 148). Упр. 282 - выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельный морфологический разбор существительных. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|