Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В каких ролях может выступать не в именах существительных?





В каких случаях не является приставкой, частью корня, ча­стицей?

Домашнее задание

Учебник: § 51, упр. 291.

Уроки 9 0, 91. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик {-щик)

Цели: познакомить с условиями выбора букв чи щв суффик­се -чик (-щик); дать представление о старых и современных про фессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв '/ и щ в суффиксе существительных -чик (-щик); владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 291 — проверка по цепочке.)

IV. Самоопределение к деятельности

Сегодня поговорим о разных профессиях.

Какие профессии вам известны?

Кем работают ваши родители?

Кем бы вы хотели стать?

Какие профессии, по-вашему, сегодня самые популярные, нужные?

Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий на сегодняшний день — компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютер­щик — тот, кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними.

— Между прочим, у компьютерщиков есть свой праздник. Запишите предложение.

(Учитель записывает на доске.)

14 февраля — не только День святого Валентина, но и День компью­терщика.

14 февраля 1946 г. начал работать первый электронный ком­пьютер.

— А слышали ли вы о профессии фонарщика?

Если вы уже читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц», то вспомните встречу героя с фонарщиком.

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе пла-нетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

(Можно записать текст под диктовку, а потом открыть его на доске или экране для проверки, объяснить известные орфо­граммы и знаки препинания, вариативные знаки — тире вместо запятой в предложении «Когда он зажигает свой фонарь...»; об­судить главную мысль этого текста.)

Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. Л ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонар­щики появились у нас в стране около 300 лет назад.

Декабря 1706 г., вдень празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. I liipio и горожанам новшество понравилось, фонари начали за-

жигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 г. Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми пе­тербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одес­ской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 г. был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.

Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёв­щиков, но есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики.

(Учитель записывает названия профессий на доске.)

Прочитайте названия профессий ещё раз. Чем похожи все эти слова? (В них есть суффикс -чик (-щик).)

А от чего зависит выбор буквы ч или щ! (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Научиться правильно писать имена существительные с суф­фиксом -чик (-щик).)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-
тельных наблюдений» (с. 153). Формулирование правила: вариан-
ты суффикса зависят от конечного согласного корня: после д — т,
з --с и ж пишется ч, а в остальных случаях — щ.

Чтение правила (с. 153).

Упр. 292 — комментированное письмо.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 293 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение.

Запишите в орфографический словарик слово арматура. подчеркните орфограмму.

Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные сло­ва, обозначающие профессии. (Копировщик, арматурщик.)

Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик.

VII. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 52, упр. 294.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 294 - чтение по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Те, кто строит дома», «Строитель­ные профессии».

С помощью однокоренных слов связаны второе и третье пред­ложения (камня — каменщики), четвёртое и пятое (арматуру — ар­матурщики), шестое и седьмое (сварить — сварщики).

III. Работа по теме урока

Объяснительный диктант

— Запишите слова. Обозначьте орфограммы в словах. Под­черкните слова, не обозначающие занятия людей, объяс­ните их значение.

Автопогрузчик, сменщик, радиопередатчик, табунщик, советчик, заказчик, велогонщик, болельщик.

Комментарии

Автопогрузчик — это самоходная подъёмно-транспортировоч­ная машина для погрузочно-разгрузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на территориях гру­зовых дворов, строительных площадок и т. д.

Радиопередатчик — это аппарат для передачи звуков, сигналов по радио.

Работа по учебнику

1. Упр. 295 — коллективное выполнение с комментированием,
обсуждение вопросов.

Комментарии

Другие значения слова разведчик: специалист по разведке недр, полезных ископаемых; самолёт или судно особого типа, служащие для разведки.

Упр. 297 — коллективное выполнение с комментированием.

3. Упр. 296 — самостоятельное выполнение.
3. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 155, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

IV. Подведение итогов урока

- Что надо учитывать при выборе букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?

— Как знания в области словообразования могут помочь в вы­боре букв ч и щв суффиксе -чик (-щик)?

Домашнее задание

Учебник: § 52, упр. 298 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 56.

Урок 9 2. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; показать закономерность чередования гласных с нулём звука.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах существитёльных-ек и -ик; владение навыками мор­фемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; раз­витие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задание 56 из рабочей тетради — взаимопроверка.

Упр. 298 — подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

(Запись предложений под диктовку.)







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.