|
В каких ролях может выступать не в именах существительных?В каких случаях не является приставкой, частью корня, частицей? Домашнее задание Учебник: § 51, упр. 291. Уроки 9 0, 91. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик {-щик) Цели: познакомить с условиями выбора букв чи щв суффиксе -чик (-щик); дать представление о старых и современных про фессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку. Планируемые результаты: знание условий выбора букв '/ и щ в суффиксе существительных -чик (-щик); владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Упр. 291 — проверка по цепочке.) IV. Самоопределение к деятельности Сегодня поговорим о разных профессиях. Какие профессии вам известны? Кем работают ваши родители? Кем бы вы хотели стать? Какие профессии, по-вашему, сегодня самые популярные, нужные? Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий на сегодняшний день — компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютерщик — тот, кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними. — Между прочим, у компьютерщиков есть свой праздник. Запишите предложение. (Учитель записывает на доске.) 14 февраля — не только День святого Валентина, но и День компьютерщика. 14 февраля 1946 г. начал работать первый электронный компьютер. — А слышали ли вы о профессии фонарщика? Если вы уже читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то вспомните встречу героя с фонарщиком. Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе пла-нетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». (Можно записать текст под диктовку, а потом открыть его на доске или экране для проверки, объяснить известные орфограммы и знаки препинания, вариативные знаки — тире вместо запятой в предложении «Когда он зажигает свой фонарь...»; обсудить главную мысль этого текста.) Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. Л ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад. Декабря 1706 г., вдень празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. I liipio и горожанам новшество понравилось, фонари начали за- жигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 г. Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 г. был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику. Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёвщиков, но есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики. (Учитель записывает названия профессий на доске.) Прочитайте названия профессий ещё раз. Чем похожи все эти слова? (В них есть суффикс -чик (-щик).) А от чего зависит выбор буквы ч или щ! (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Научиться правильно писать имена существительные с суффиксом -чик (-щик).) V. Работа по теме урока Работа по учебнику 1. Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя- Чтение правила (с. 153). Упр. 292 — комментированное письмо. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 293 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) Словарно-орфоэпическая работа Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение. Запишите в орфографический словарик слово арматура. подчеркните орфограмму. Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные слова, обозначающие профессии. (Копировщик, арматурщик.) Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик. VII. Подведение итогов урока — От чего зависит выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 52, упр. 294. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 294 - чтение по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.) Комментарии Варианты заглавия текста: «Те, кто строит дома», «Строительные профессии». С помощью однокоренных слов связаны второе и третье предложения (камня — каменщики), четвёртое и пятое (арматуру — арматурщики), шестое и седьмое (сварить — сварщики). III. Работа по теме урока Объяснительный диктант — Запишите слова. Обозначьте орфограммы в словах. Подчеркните слова, не обозначающие занятия людей, объясните их значение. Автопогрузчик, сменщик, радиопередатчик, табунщик, советчик, заказчик, велогонщик, болельщик. Комментарии Автопогрузчик — это самоходная подъёмно-транспортировочная машина для погрузочно-разгрузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на территориях грузовых дворов, строительных площадок и т. д. Радиопередатчик — это аппарат для передачи звуков, сигналов по радио. Работа по учебнику 1. Упр. 295 — коллективное выполнение с комментированием, Комментарии Другие значения слова разведчик: специалист по разведке недр, полезных ископаемых; самолёт или судно особого типа, служащие для разведки. Упр. 297 — коллективное выполнение с комментированием. 3. Упр. 296 — самостоятельное выполнение. Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 155, подчеркните орфограммы. Составьте словосочетания с этими словами. IV. Подведение итогов урока - Что надо учитывать при выборе букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных? — Как знания в области словообразования могут помочь в выборе букв ч и щв суффиксе -чик (-щик)? Домашнее задание Учебник: § 52, упр. 298 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 56. Урок 9 2. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; показать закономерность чередования гласных с нулём звука. Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах существитёльных-ек и -ик; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Задание 56 из рабочей тетради — взаимопроверка. Упр. 298 — подготовленный диктант. III. Актуализация знаний (Запись предложений под диктовку.) ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|