|
Реализация индивидуальных заданий.III. Актуализация знаний — Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Умчи меня, олень, в свою страну оленью! IV. Работа по теме урока Работа по учебнику (Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 22,23).) 2. Практическое задание — Выполните морфологический разбор прилагательного оленью (см. п. III). Слово учителя С определением постоянных морфологических признаков прилагательных могут возникнуть проблемы. Дело в том, что при употреблении в переносном значении прилагательные могут переходить из разряда в разряд: стальной нож — относительное, стальные нервы (крепкие) — качественное; спортивная одежда — относительное, спортивный юноша (сильный, тренированный) — качественное. Переход прилагательных из одного разряда в другой
Притяжательные прилагательные, образованные от существительных, называющих животных, могут выступать в значении качественных: медвежья услуга, ослиное упрямство, волчий аппетит, лисья хитрость. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 351 — морфологический разбор прилагательных (вечерние, синих, морозное, зимним) по вариантам с последующей устной проверкой. Упр. 352 — выразительное чтение текста, обсуждение, коллективное выполнение письменного задания, морфологический разбор на доске. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 68 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) VI. Подведение итогов урока Какие непостоянные признаки имеют прилагательные? При каком условии прилагательные могут переходить из разряда в разряд? Как в этом случае определить разряд прилагательного? (Если они употребляются в переносном значении. Разряд можно определить только в контексте: в словосочетании, в предложении.) Домашнее задание Учебник: §61, упр. 353. Рабочая тетрадь: задание 67. Подготовиться к проверочной работе по теме «Разряды имён прилагательных по значению». Урок 113. Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению» Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Разряды имён прилагательных по значению»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: владение навыками морфологического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 353 — проверка по цепочке. Задание 67 из рабочей тетради — взаимопроверка III. Работа по теме урока 1. Практическое задание — Сделайте морфологический разбор прилагательных из фрагментов стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Вариант 1 В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Вариант 2 Мотаясь, висели меж твёрдых горбов Узорные полы походных шатров. Тестовая работа (См.: КИМы,тест 17.) IV. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: § 61, упр. 354. Уроки 114, 115. Не с прилагательными Цели: повторить правила правописания не с глаголами и существительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку. Планируемые результаты: знание правил правописания не с глаголами, существительными, прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии; умения применять изученные правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Упр. 354 - устный и письменный морфологический разбор I [ рилагател ьных.) Комментарии Прилагательные из второго и третьего абзацев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: милые, золотая, высоких, тёмные, светлые, крупные, золотые, частые, чистенький, моложе, коротенький, плотный, лобастый, широкий, упрямый, сильный. IV. Актуализация знаний Объяснительный диктант Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодовать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь. V. Самоопределение к деятельности Образуйте от существительных, которые вы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие — недоверчивый — недоверчив, неправда — неправдивый — неправдив, невежество — невежественный — невежествен, неприятель — неприятельский.) Как пишется не с этими прилагательными? Почему? (Как и в случае с существительными, не с прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не (невежественный) или может быть заменено синонимом без не (недоверчивый — подозрительный, неправдивый — лживый, неприятельский — вражеский).) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными.) VI. Работа по теме урока Работа по учебнику Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 25). Чтение правила, образца рассуждения (с. 25, 26), беседа по прочитанному, комментарии учителя. - Какие новые сведения о правописании не с полными и краткими прилагательными вы узнали? Заметим, что это правило касается только полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжательными прилагательными не пишется раздельно, является отрицательной частицей: не деревянный стул, не заячий след. Упр. 355 — комментированное письмо. VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 356 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 69 - самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.) VIII. Подведение итогов урока - В каких случаях не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно? Как пишется не с относительными и притяжательными прилагательными? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 62, упр. 357. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания Связный рассказ о правописании не с прилагательными. Упр. 357 — проверка по цепочке. III. Актуализация знаний - Запишите отрывок из стихотворения Н. Добронравова, объясните орфограммы в словах. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор прилагательных с не, морфологический разбор одного из прилагательных. Оглянись, незнакомый прохожий, Мне твой взгляд неподкупный знаком... Комментарии Морфемный разбор прилагательных:незнакомый, неподкупный IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 358 - коллективное выполнение с комментированием. Упр. 359 — самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой и обсуждением вопросов. Упр. 360 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Занимательная лингвистика Попробуем представить, что будет, если частица (приставка) не исчезнет. Вот как об этом написал один остроумный человек. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с лоумснием: Что за лепос положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. С. Бондаренко — Попробуйте восстановить не в каждом из урезанных существительных и прилагательных. Кстати, в древности некоторые из этих смешных слов существовали, были В ходу. Например, слово вежа. Об известном герое былин можно сказать: Добрыня Никитич был вежей, т. е. человеком образованным. V. Подведение итогов урока — Что общего в правописании не с существительными и прилагательными? Домашнее задание Учебник: § 62, упр. 361 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 70. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|