Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реализация индивидуальных заданий.





III. Актуализация знаний

— Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Умчи меня, олень, в свою страну оленью!

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 22,23).)

2. Практическое задание

— Выполните морфологический разбор прилагательного оле­нью (см. п. III).

Слово учителя

С определением постоянных морфологических признаков прилагательных могут возникнуть проблемы. Дело в том, что при употреблении в переносном значении прилагательные могут переходить из разряда в разряд: стальной нож — относительное, стальные нервы (крепкие) — качественное; спортивная одежда — относительное, спортивный юноша (сильный, тренированный) — качественное.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные Относительные Качественные
медвежья берлога (ло­гово медведя) медвежья шуба (из шкуры медведя) медвежий угол (отда­лённое, малонаселён­ное, глухое место)
бараньи рога (рога барана) бараньи котлеты (из мяса барана) баранья голова (о глу­пом, бестолковом человеке)
утиный клюв (клюв утки) утиная охота (охота на уток) утиная походка (неук­люжая)

Притяжательные прилагательные, образованные от сущест­вительных, называющих животных, могут выступать в значении качественных: медвежья услуга, ослиное упрямство, волчий аппе­тит, лисья хитрость.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 351 — морфологический разбор прилагательных (вечер­ние, синих, морозное, зимним) по вариантам с последующей устной проверкой.

Упр. 352 — выразительное чтение текста, обсуждение, кол­лективное выполнение письменного задания, морфологический разбор на доске.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 68 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

VI. Подведение итогов урока

Какие непостоянные признаки имеют прилагательные?

При каком условии прилагательные могут переходить из разряда в разряд? Как в этом случае определить разряд прилагательного? (Если они употребляются в переносном значении. Разряд можно определить только в контексте: в словосочетании, в предложении.)

Домашнее задание

Учебник: §61, упр. 353.

Рабочая тетрадь: задание 67.

Подготовиться к проверочной работе по теме «Разряды имён прилагательных по значению».

Урок 113. Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Разряды имён прилагательных по значению»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение навыками морфологиче­ского разбора; умения применять полученные знания на прак­тике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 353 — проверка по цепочке.

Задание 67 из рабочей тетради — взаимопроверка III. Работа по теме урока

1. Практическое задание

— Сделайте морфологический разбор прилагательных из фраг­ментов стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Вариант 1

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.

Вариант 2

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов Узорные полы походных шатров.

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест 17.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: § 61, упр. 354.

Уроки 114, 115. Не с прилагательными

Цели: повторить правила правописания не с глаголами и суще­ствительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными; развивать навыки самостоя­тельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание правил правописания не с глаголами, существительными, прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии; умения применять изученные правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к са­мостоятельной деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 354 - устный и письменный морфологический разбор I [ рилагател ьных.) Комментарии

Прилагательные из второго и третьего абзацев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: милые, золотая, высоких, тёмные, светлые, крупные, золотые, частые, чистенький, моложе, коротенький, плотный, лобастый, широкий, упрямый, сильный.

IV. Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодо­вать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь.

V. Самоопределение к деятельности

Образуйте от существительных, которые вы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие — недоверчивый — недоверчив, неправ­да — неправдивый — неправдив, невежество — невежествен­ный — невежествен, неприятель — неприятельский.)

Как пишется не с этими прилагательными? Почему? (Как и в случае с существительными, не с прилагательными пи­шется слитно, если слово не употребляется без не (невеже­ственный) или может быть заменено синонимом без не (не­доверчивый — подозрительный, неправдивый — лживый, неприятельский — вражеский).)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями слитного и раздельного написа­ния не с прилагательными.)

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 25).

Чтение правила, образца рассуждения (с. 25, 26), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

- Какие новые сведения о правописании не с полными и краткими прилагательными вы узнали?

Заметим, что это правило касается только полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжатель­ными прилагательными не пишется раздельно, является отрица­тельной частицей: не деревянный стул, не заячий след.

Упр. 355 — комментированное письмо.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 356 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 69 - самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.)

VIII. Подведение итогов урока

- В каких случаях не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно?

Как пишется не с относительными и притяжательными прилагательными?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 62, упр. 357.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Связный рассказ о правописании не с прилагательными.

Упр. 357 — проверка по цепочке.

III. Актуализация знаний

- Запишите отрывок из стихотворения Н. Добронравова, объясните орфограммы в словах. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор прилагательных с не, морфологический разбор одного из прилагательных.

Оглянись, незнакомый прохожий, Мне твой взгляд неподкупный знаком...

Комментарии

Морфемный разбор прилагательных:незнакомый, неподкупный

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

Упр. 358 - коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 359 — самостоятельное выполнение письменных зада­ний с последующей проверкой и обсуждением вопросов.

Упр. 360 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Занимательная лингвистика

Попробуем представить, что будет, если частица (приставка) не исчезнет. Вот как об этом написал один остроумный человек.

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с лоумснием: Что за лепос положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

С. Бондаренко

— Попробуйте восстановить не в каждом из урезанных суще­ствительных и прилагательных.

Кстати, в древности некоторые из этих смешных слов сущест­вовали, были В ходу. Например, слово вежа. Об известном герое былин можно сказать: Добрыня Никитич был вежей, т. е. чело­веком образованным.

V. Подведение итогов урока

— Что общего в правописании не с существительными и при­лагательными?

Домашнее задание

Учебник: § 62, упр. 361 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 70.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.