|
Рабочая тетрадь: письменно ответить на вопрос к заданию 65.Урок 107. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные Цель: дать понятие о разрядах прилагательных по значению, о качественных прилагательных. Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных прилагательных; умения распознавать качественные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. Ход урока Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ творческих работ.) IV. Самоопределение к деятельности Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных. Свежий, хороший, высокий, железный, утиный. От каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? {От прилагательных железный и утиный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.) Прилагательные имеют важную морфологическую характеристику — разряды по значению. Как по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, хороший, высокий? (О качестве.) Как могут называться такие прилагательные? {Качественные.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядами прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных, научиться распознавать качественные прилагательные.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику 1. Чтение теоретического материала (с. 16), беседа по прочи- На какие разряды по значению делятся прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные.) Какие прилагательные называются качественными? Каковы признаки качественных прилагательных? (Примерный ответ. Качественные прилагательные могут иметь краткую форму, образуют степени сравнения; могут сочетаться с наречиями, обозначающими качество (очень, слишком, довольно и т. д.), образуют сложные прилагательные путём повтора, могут образовывать прилагательные с приставкой не-.) Кроме того, от качественных прилагательных образуются прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: беленький, слабенький, мягонький. К качественным прилагательным можно подобрать синонимы (мудрый — умный, большой — огромный) и антонимы (хороший — плохой, добрый — злой). 2. Упр. 340 - выразительное чтение текста, обсуждение, само- Комментарии Варианты заглавия текста: «В сумерки», «Наступление ночи», «Вечернее небо». Качественные прилагательные: лучше всего (форма составной превосходной степени прилагательного хорошим), сырыми, туманная, тонкие, сизом, слабым, огромной, безмолвной, прохладным VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 341 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) VII. Подведение итогов урока — Как узнать, качественное прилагательное или нет? Как построить рассуждение? Приведите примеры. Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 58, упр. 342 (подбор материалов к сочинению, составление плана, подготовка устного сочинения). Урок 108. Сочинение - описание местности Цели: развивать навыки составления плана сочинения; учить писать сочинение. Планируемые результаты: умения составлять простой и сложный планы сочинения, создавать устные и письменные тексты-описания. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 342 — обсуждение планов сочинений, устные сочинения.) III. Работа по теме урока (Написание сочинения.) IV. Подведение итогов урока (Чтение и анализ сочинений.) Домашнее задание Учебник: §58. Выписать из учебника литературы четыре-пять предложений с качественными прилагательными, сделать синтаксический разбор одного-двух предложений. Урок 109. Относительные прилагательные цели: дать понятие об относительных прилагательных; развивать умения рассуждать и делать выводы. Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качественные и относительные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоя тельной деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Чтение предложений с качественными прилагательными.) III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, радостный, сильный, давний, сельский, яркий. Назовите качественные имена прилагательные. {Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.) Чем похожи остальные прилагательные? {Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.) На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характеризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.) Как называется эта группа прилагательных? (Относительные.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилагательных, научиться распознавать их, различать относительные и качественные прилагательные.) IV. Работа по теме урока Слово учителя Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому. Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение. Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). 11апример, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста. 2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.) Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.) Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.) Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.) Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.) Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.) Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными. — Наконец, можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы? Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки). Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы. Работа по учебнику (Чтение теоретического материала (с. 18).) ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|