|
Урок 1 2 0. Описание игрушкиЦели: развивать навыки устного и письменного описания, анализа текста, правописания прилагательных; закреплять умение определять разряды прилагательных. Планируемые результаты: умения создавать тексты-описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 373 — подготовленный диктант.) III. Работа по теме урока Элементы анализа текста Какие художественные приёмы помогают создать образ матрёшки? (Эпитеты: шаль алого цвета, русская красота, соболиные брови, рдеющий румянец. Сравнения: похожая на ваньку-встаньку; блестела, как стеклянная; рдеющим, как угли. Детали: синие глаза, длинные ресницы. Инверсия: синие их глаза.) О чём рассказывается в каждом из абзацев? Попробуйте объяснить принцип членения текста на микротемы. (Примерный ответ. Первый абзац даёт определение-описание куклы-матрёшки. Во втором абзаце автор приглашает нас полюбоваться красотой матрёшки и умением деревенского мастера. В третьем абзаце матрёшка словно оживает благодаря выразительной детали, т. е. в тексте происходит постепенное оживление, одухотворение куклы-матрёшки.) Устное сочинение-описание (По упр. 375. Если дети принесут кукол в класс, можно составить коллективные портреты кукол, записать наиболее удачные фразы, эпитеты, сравнения.) Написание сочинения IV. Подведение итогов урока — Как составлять описание игрушки? Домашнее задание Учебник: § 64. Рабочая тетрадь: задания 73, 74 Урок 121. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- Цели: познакомить с условиями написания суффиксов -к-и -с/с- в прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы, орфографическую зоркость. Планируемые результаты: знание условий написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Анализ сочинений III. Проверка домашнего задания Задание 73 из рабочей тетради — проверка по цепочке. Задание 74 из рабочей тетради — взаимопроверка. IV. Актуализация знаний Выборочный диктант — Выпишите прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов с одной и двумя буквами и, графически объясните орфограммы. Сделайте пунктуационный разбор выделенного предложения, укажите грамматические основы. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу. «Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Бу-ратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Бурати-но... Все они жили весело и беспечно...» Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза... Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него... Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил: «Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?» Но кукла молчала, — должно быть, потому, что у неё ещё не было рта. Карло выстругал итёки, потом выстругал нос — обыкновенный... Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул: — Нехорошо, длинен... И начат срезать у носа кончик. Не тут-то было! Нос вертелся, вывёртывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом. Комментарии Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов с одной и двумя буквами н: единственный, деревянные, обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным, любопытным. Грамматические основы: 1) Карло и виду на подал (сказуемое — фразеологизм), спросил; 2) испугался; 3) вы смотрите (внутри прямой речи). — Из какого произведения взят отрывок? (Из сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая считается творческой переработкой сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Приключения деревянной куклы».) Самоопределение к деятельности — Образуйте прилагательные от существительных, данных в скобках, и составьте словосочетания. (Дети) плач, рыбак (посёлок), июль (день), ткач (станок). Чем похожи все прилагательные? (Они образованы от существительных с помощью суффиксов -к- и -ск-.) От чего зависит выбор суффикса? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями написания суффиксов -к- и -ск-в прилагательных.) VI. Работа по теме урока Слово учителя — Найдите такие прилагательные в тексте выборочного диктанта. (Русский, итальянский.) Давайте сравним их, разберём по составу, найдём общее. В обоих случаях есть суффикс -ск-. Он явно слышится в прилагательном итальянский, а в другом прилагательном последний звук корня на слух сливается с первым звуком суффикса. То же явление наблюдаем, например, в словах французский, киргизский, где конечный согласный корня оглушается и сливается с первым звуком суффикса. Теперь попробуем разобрать по составу слова узкий, вязкий. Поставим их в краткую форму, чтобы выявить суффикс: узок, вязок. Значит, в этих словах суффикс -к-. Некоторые прилагательные сохраняют перед суффиксом -ск-согласные к и ч, например: узбек — узбекский, таджик — таджикский, Углич — угличский. Работа по учебнику (Чтение правила, образца рассуждений (с. 34), беседа по прочитанному, комментарии учителя.) — Какой случай написания суффикса -к- вы разобрали самостоятельно? (В прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ц, -ч.) VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 376 — комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений. Упр. 377 — обсуждение вопросов и заданий, формулирование правила: если основа имени существительного оканчивается на -нь и -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пишется, например: конь — конский, январь — январский, Рязань — рязанский, Сибирь — сибирский; исключения составляют прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выражение день-деньской. Словарнб-орфоэпическая работа Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставьте ударение. Запишите в орфографический словарик слово январский, подчеркните орфограмму. Составьте предложения с этими словами. VIII. Подведение итогов урока — Как различить на письме суффиксы прилагательных -к- И -С7С-? — Что происходит с основой существительных на -к, -ц, -ч при присоединении суффикса -к-? (Согласные кична конце основ существительных уподобляются ц: рыбак — рыбацкий, ткач — ткацкий.) Домашнее задание Учебник: § 65, упр. 378 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 75. Уроки 12 2, 12 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Цели: познакомить с условиями дефисного и слитного напи сания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом. Планируемые результаты: знание условий дефисного и слит ного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбор;! слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Проверка домашнего задания 1. Связный рассказ о различении суффиксов прилагатель- Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|