Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 1 2 0. Описание игрушки





Цели: развивать навыки устного и письменного описания, анализа текста, правописания прилагательных; закреплять уме­ние определять разряды прилагательных.

Планируемые результаты: умения создавать тексты-опи­сания, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 373 — подготовленный диктант.)

III. Работа по теме урока

Элементы анализа текста

Какие художественные приёмы помогают создать образ матрёшки? (Эпитеты: шаль алого цвета, русская красо­та, соболиные брови, рдеющий румянец. Сравнения: похожая на ваньку-встаньку; блестела, как стеклянная; рдеющим, как угли. Детали: синие глаза, длинные ресницы. Инверсия: синие их глаза.)

О чём рассказывается в каждом из абзацев? Попробуй­те объяснить принцип членения текста на микротемы. (Примерный ответ. Первый абзац даёт определение-опи­сание куклы-матрёшки. Во втором абзаце автор пригла­шает нас полюбоваться красотой матрёшки и умением деревенского мастера. В третьем абзаце матрёшка словно оживает благодаря выразительной детали, т. е. в тексте происходит постепенное оживление, одухотворение кук­лы-матрёшки.)

Устное сочинение-описание

(По упр. 375. Если дети принесут кукол в класс, можно соста­вить коллективные портреты кукол, записать наиболее удачные фразы, эпитеты, сравнения.)

Написание сочинения

IV. Подведение итогов урока

— Как составлять описание игрушки?

Домашнее задание

Учебник: § 64.

Рабочая тетрадь: задания 73, 74 Урок 121. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Цели: познакомить с условиями написания суффиксов -к-и -с/с- в прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы, орфографическую зоркость.



Планируемые результаты: знание условий написания суф­фиксов -к- и -ск- в прилагательных; владение навыками морфем­ного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинений

III. Проверка домашнего задания

Задание 73 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

Задание 74 из рабочей тетради — взаимопроверка.

IV. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите прилагательные, образованные от существи­тельных с помощью суффиксов с одной и двумя буквами и, графически объясните орфограммы. Сделайте пунктуа­ционный разбор выделенного предложения, укажите грам­матические основы.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Бу-ратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Бурати-но... Все они жили весело и беспечно...»

Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза...

Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него... Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил: «Дере­вянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?»

Но кукла молчала, — должно быть, потому, что у неё ещё не было рта. Карло выстругал итёки, потом выстругал нос — обыкновенный...

Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длин­ный острый нос, что Карло даже крякнул:

— Нехорошо, длинен...

И начат срезать у носа кончик. Не тут-то было! Нос вертелся, вывёртывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом.

Комментарии

Прилагательные, образованные от существительных с помо­щью суффиксов с одной и двумя буквами н: единственный, деревян­ные, обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным, любопытным.

Грамматические основы: 1) Карло и виду на подал (сказуемое — фразеологизм), спросил; 2) испугался; 3) вы смотрите (внутри пря­мой речи).

— Из какого произведения взят отрывок? (Из сказочной пове­сти А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Бура­тино», которая считается творческой переработкой сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или При­ключения деревянной куклы».)

Самоопределение к деятельности

— Образуйте прилагательные от существительных, данных в скобках, и составьте словосочетания.

(Дети) плач, рыбак (посёлок), июль (день), ткач (станок).

Чем похожи все прилагательные? (Они образованы от суще­ствительных с помощью суффиксов -к- и -ск-.)

От чего зависит выбор суффикса? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями написания суффиксов -к- и -ск-в прилагательных.)

VI. Работа по теме урока

Слово учителя

— Найдите такие прилагательные в тексте выборочного дик­танта. (Русский, итальянский.)

Давайте сравним их, разберём по составу, найдём общее. В обоих случаях есть суффикс -ск-. Он явно слышится в при­лагательном итальянский, а в другом прилагательном последний звук корня на слух сливается с первым звуком суффикса. То же явление наблюдаем, например, в словах французский, киргизский, где конечный согласный корня оглушается и сливается с первым звуком суффикса.

Теперь попробуем разобрать по составу слова узкий, вязкий. Поставим их в краткую форму, чтобы выявить суффикс: узок, вя­зок. Значит, в этих словах суффикс -к-.

Некоторые прилагательные сохраняют перед суффиксом -ск-согласные к и ч, например: узбек — узбекский, таджик — таджик­ский, Углич — угличский.

Работа по учебнику

(Чтение правила, образца рассуждений (с. 34), беседа по про­читанному, комментарии учителя.) — Какой случай написания суффикса -к- вы разобрали само­стоятельно? (В прилагательных, образованных от существи­тельных с основой на -к, -ц, -ч.)

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 376 — комментированное заполнение таблицы, само­стоятельное конструирование сложных предложений.

Упр. 377 — обсуждение вопросов и заданий, формулирова­ние правила: если основа имени существительного оканчивается на -нь и -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пишется, на­пример: конь — конский, январь — январский, Рязань — рязанский, Сибирь — сибирский; исключения составляют прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, ок­тябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выра­жение день-деньской.

Словарнб-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставьте ударение.

Запишите в орфографический словарик слово январский, подчеркните орфограмму.

Составьте предложения с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

— Как различить на письме суффиксы прилагательных -к-

И -С7С-?

— Что происходит с основой существительных на -к, -ц, -ч при присоединении суффикса -к-? (Согласные кична конце основ существительных уподобляются ц: рыбак — рыбацкий, ткач — ткацкий.)

Домашнее задание

Учебник: § 65, упр. 378 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 75.

Уроки 12 2, 12 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Цели: познакомить с условиями дефисного и слитного напи сания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом.

Планируемые результаты: знание условий дефисного и слит ного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбор;! слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Связный рассказ о различении суффиксов прилагатель-
ных -к- и -ск-, о написании мягкого знака перед суффиксом -ск-
в прилагательных.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.