|
Упр. 378 - подготовленный диктант.III. Актуализация знаний Объяснительный диктант Тунгусский метеорит, январский мороз, рыбацкая лодка, резкий отказ, французский язык, сентябрьский листопад, дерзкий взгляд, одесский юмор, молодецкая удаль, Казанский вокзал. IV. Самоопределение к деятельности На предыдущем уроке в тексте диктанта встретились слова, которые мы написали через дефис, - это прилагательные длинный-длинный (речь шла о носе Буратино) и день-деньской. А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий и т. п.? А древнерусский? А чернобровый? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных.) V. Работа по теме урока Вывод правила Прилагательные с повторяющимися основами пишутся через дефис. Вспомним, что дефис (короткая чёрточка между частями слова) — это орфографический знак, а тире (длинная чёрточка между словами в предложении) — знак синтаксический, пунктуационный. Как мы назовём цвет российского флага? (Бело-сине-красный.) А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? (Тёмно-красный.) Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? (Кисло-сладкий.) Как вы напишете прилагательные тёмно-красный, кисло-сладкий? (Через дефис.) Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса, пишутся через дефис. Как вы напишете промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток и т. д.? (Черездефис.) Как вы напишете географические названия — сложные существительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань! (Через дефис.) А как вы напишете прилагательные, образованные от этих существительных? (Тоже через дефис.) Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, также пишутся через дефис. — Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей. Приведите примеры. (Через дефис: англо-русский, русско-английский.) Такие прилагательные состоят из двух равноправных частей, обозначающих однородные признаки, между ними можно поставить союз и: английский и русский словарь, шахматный и шашечный турнир.. Через дефис пишутся также некоторые прилагательные, обозначающие неоднородные признаки: военно-воздушный (военный воздушный флот), научно-популярный (научный популярный журнал). Первое прилагательное прикрепляется к сочетанию второго прилагательного с существительным: воздушный флот, популярный журнал. — Какие же сложные прилагательные пишутся слитно? Слитно пишутся слова, образованные от словосочетания прилагательного с существительным: широкоформатный - широкий формат. — Образуйте сложные прилагательные от словосочетаний. Древняя Русь, железная дорога, чёрные глаза. Работа по учебнику (Чтение правила (с. 35, 36).) VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 379 — коллективное выполнение с комментированием. 2. Упр. 380 — самостоятельное выполнение с последующей 3. Упр. 381 — комментированное письмо. — Прочитайте вслух прилагательные, данные в рамке на с. 37. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они пишутся и произносятся. Составьте словосочетания с этими прилагательными. VII. Подведение итогов урока — Как надо рассуждать, выбирая дефисное или слитное написание сложных прилагательных? Домашнее задание Учебник: § 66, упр. 382. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 382 — проверка по цепочке.) III. Работа по теме урока Предупредительный диктант Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-французский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат. 2. Выполнение задания в рабочей тетради — Рассмотрите таблицу на с. 45-46. Дополните её своими примерами. Работа по учебнику Упр. 383 — коллективное выполнение с комментированием. 2. Упр. 384 — выразительное чтение текста, обсуждение, само- Комментарии Варианты заглавия текста: «Переводные словари», «Словари-переводчики». 3. Упр. 385 — выразительное чтение текстов, обсуждение, са- Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 38. Запишите их в составе словосочетаний в орфоэпический словарик: средство от моли, средствами связи, переводная литература, переводный балл. Запомните, как произносятся эти слова. IV. Подведение итогов урока — Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных. Домашнее задание 1. Учебник: повторить § 64-66, упр. 386 (подготовиться к словарному диктанту). 2. Подготовиться к тестовой работе по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». Урок 1 2 4. Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Актуализация знаний Словарный диктант Беспредельный простор, румяный Колобок, январская стужа, искусный ремесленник, талантливый режиссёр, иссиня-чёрные крылья, ветряная мельница, юный возраст, обыкновенная история, свиное сало, безмятежные мысли, забавная физиономия, пригласить в гостиную. Грамматическое задание Сделать морфемный разбор прилагательного беспредельный. Сделать словообразовательный разбор слова гостиную. III. Работа по теме урока Тестовая работа (См.: КИМы,тест 19.) IV. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: повторить § 55—66, контрольные вопросы и задания (с. 39), упр. 387 Уроки 12 5, 1 2 6. Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное» Цели: закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора, монологической речи, работы с тестами. Планируемые результаты: владение навыками лингвистического разбора; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Упр. 387 — проверка по цепочке.) IV. Работа по теме урока Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 39). 2. Упр. 388 - выразительное чтение текста, обсуждение, ком- Комментарии Основная мысль текста — необходимость охраны природы. Второй абзац начинается со слов «Можно огораживать...». 3. Упр. 389 — самостоятельное выполнение с последующей V. Подведение итогов урока — С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Имя прилагательное»? Домашнее задание ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|