|
Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много.Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоимения (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамматическими признаками своих частей речи. IV. Самоопределение к деятельности Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, четыреста, четыреста сорок четыре.) Сколько слов нужно для выражения каждого числа? Запишите порядковые числительные, образованные отданных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсотый, четыреста сорок четвёртый.) Сколько слов нужно для выражения порядкового номера? Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состоять из одного слова, а могут — из двух и более слов.) Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.) V. Работа по теме урока Слово учителя Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные. По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они состоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четырёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав входят одно сложное числительное (четыреста) и два простых. Работа по учебнику Чтение теоретического материала (с. 46). Упр. 398 - коллективное выполнение с комментированием. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 399 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 80 из рабочей тетради - коллективное выполнение с комментированием.) Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 46, 47, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами. Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числительных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежности их к числительным решается неоднозначно. VII. Подведение итогов урока Как отличить числительные от однокоренных с ними слов других частей речи? В чём различие между простыми и составными числительными? Домашнее задание Учебник: §68, упр. 400. Рабочая тетрадь: задание 83. Урок 131. Мягкий знак на конце и в середине числительных Цели: закреплять знания о простых и составных числительных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в числительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки. Планируемые результаты: знание правила написания мягкого знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Связный рассказ о простых и составных числительных. Задание 83 из рабочей тетради - проверка по цепочке, синтаксический разбор на доске. Упр. 400 — чтение текста, устранение возможных речевых ошибок. Комментарии Варианты заглавия текста: «Рост населения Земли», «Население земного шара». Стиль речи - научный. Заметим, что в 2012 г. численность населения Земли превысила 7 млрд человек. III. Актуализация знаний Распределительный диктант — Запишите количественные и порядковые числительные, выраженные числами 100, 35, 90, 18, 20, 41, 300, 267, в два столбика: простые, составные. IV. Самоопределение к деятельности Запишите числа 8, 18, 80, 800 словами и прочитайте их. (Восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.) Что нужно знать, чтобы правильно написать эти числительные? (В каких числительных пишется мягкий знак, а в каких нет.) Что обозначает мягкий знак в словах восемь, восемьдесят, восемьсот! (Мягкость согласного звука [м'].) Слышится ли в середине слова восемнадцать мягкий согласный [m'J? (Нет.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом написания мягкого знака в числительных.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Чтение правил (с. 47, 48). Упр. 401 - коллективное выполнение с комментированием. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 402 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 84 - самостоятельное выполнение.) Занимательная лингвистика Вы знаете, что обычно для изображения чисел мы пользуемся арабскими цифрами. Но есть ещё и римские цифры. Система цифр древних римлян основана на употреблении особых знаков (букв) для десятичных разрядов: I = 1, X = 10, С = 100, М = 1000 -и их половин: V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая перед большей, то меньшая вычитается из большей. Например, I, X, С ставятся соответственно перед X, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40400. Например, VI = 5 + 1 =6, IV = 5- I = 4; XIX = 10 + 10- 1 = 14, XL = 50- 10 = 40 и т. д. В наше время римские цифры по традиции используются дли обозначения веков (XXI в. и т. д.), годов н. э. (MCMLXXVII - 1977 и т. д.), месяцев при указании дат (например, 6.VI.2011), поря i ковых числительных (учебник для VI класса), разделов книг и до кументов. Цифрам соответствовали и буквы древнерусского алфави та - кириллицы. Например, буква а (аз) обозначала и цифр\ I в (веди) — цифру 2, г (глаголь) - цифру 3, д (добро) — цифру I с (есть) - цифру 5 и т. д Две буквы обозначали звук [и]: и и /. И обозначала цифр\ поэтому называлась ещё «и восьмеричное», а / — число 10, поэтому называлась «и десятеричное». Кстати, в украинском языке сохранились обе эти буквы. Мы можем встретить их, например, в названии столицы Украины: him, И сейчас примерно соответствует русскому ы, а / — русскому и VII. Подведение итогов урока — В каких случаях в числительных пишется мягкий знак'' Домашнее задание Учебник: § 69, упр. 403. Урок 13 2. Порядковые числительные Цели: дать понятие о порядковых числительных и особенно стях их склонения; развивать навыки самостоятельной раонм i учить предупреждать и исправлять орфографические и реч> и ошибки. Планируемые результаты: знание правил написания пори и вых числительных, особенностей склонения составных пор* Вых числительных; умение объяснять языковые явления; рл i i Мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Связный рассказ об употреблении мягкого знака п. И в середине числительных. Упр. 403 - проверка по цепочке. III. Самоопределение к деятельности - Что обозначают порядковые и количественные числи и Чем они отличаются друг от друга? О чём говорит название «порядковые числительные»? Как изменяются такие числительные? Прочитайте запись. В 2014 году в Сочи состоятся зимние Олимпийский игры. — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со свойствами порядковых числительных и особенностями их склонения.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику (Чтение теоретического материала, правила (с. 49, 50).) Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|