|
Слово учителя. Предупреждение речевых ошибокВ разговорной речи мы часто употребляем сочетания порядковых числительных с существительными — различные даты. Работу надо закончить к третьему октября. Перед тридцать первым декабря всегда много радостных хлопот. Обратим внимание на то, что название месяца ставится в родительном падеже. Очень часты ошибки в поздравлениях: С Восьмым мартом!'или С Восьмое марта! Правильно так: С днём Восьмое марта!; С Восьмым марта!; С праздником Первое мая!; С Первым сентября! При этом порядковое числительное, обозначающее праздничный, знаменательный день, пишется с большой буквы, а после слов праздник, день, дата ставится в именительном падеже. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 404 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. Упр. 405 - коллективное выполнение с комментированием. Упр. 406 — устное выполнение. Упр. 407 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. 2. Словарная работа — Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 49. подчеркните орфограммы. — Выясните значение и происхождение слов по словарям. Комментарии Центнер — сто килограммов, одна десятая тонны. Слово происходит от латинского centum — сто, родственно слову цент (сотая доля доллара). Гектар — единица площади, равная площади квадрата со стороной 100 м (10 000 кв. м = 100 аров). Слово пришло к нам из французского, а происходит оно от сложения части греческого слова hekaton — сто и латинского слова area — площадь. Получается, что, по существу, центнер и гектар родственники. — Составьте предложения с этими словами. VI. Подведение итогов урока Каково значение порядковых числительных? В чём особенность склонения составных порядковых числительных? Что общего в склонении прилагательных и порядковых числительных? Домашнее задание Учебник: § 70, упр. 406 (письменно + подготовить устные сообщения на тему «Памятные даты»). Урок 13 3. Разряды количественных числительных Цели: дать понятие о разрядах количественных числительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки. Планируемые результаты: знание разрядов количественных числительных; умения правильно склонять числительные, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 406 — устные сообщения на тему «Памятные даты».) III. Актуализация знаний Словарный диктант Восемнадцатая квартира, злостный прогульщик, седьмое сентября, финиш велогонщика, шестнадцать часов пятьдесят шесть минут, огуречная грядка, одна восьмая финала, шестьсот секунд, тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года. IV. Самоопределение к деятельности Найдите в словарном диктанте, который мы только что на писали, порядковые числительные. (Восемнадцатая, седь мое, тысяча девятьсот восемьдесят седьмого.) Теперь найдите количественные числительные. (Шестна дцать, пятьдесят шесть, шестьсот.) Что обозначают эти количественные числительные? (Целые числа.) Какое числительное мы не учли? (Одна восьмая.) Что обозначает это числительное? Изобразите его цифрами. (Дробное число, 1/8:) А что такое дробь? (Число, составленное из одной или нескольких равных долей единицы.) Сделайте вывод: дробные числительные относятся к количественным или к порядковым? (Кколичественным.) Запишите поговорку. Семеро одного не ждут. Найдите в ней числительное. (Семеро.) — В чём особенность этого числительного? (В данном случае оно обозначает несколько человек как одно целое, словно собирает их в некое единство.) — Как могут называться такие числительные? (Ответы детей.) Такие числительные называются собирательными. — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядами количественных числительных по значению и научиться различать их.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Чтение теоретического материала (с. 51). Упр. 408 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 409 — чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение письменного задания с последующей проверкой.) VII. Подведение итогов урока — На какие разряды делятся количественные числительные? Домашнее задание Учебник: § 71. Рабочая тетрадь: задания 85, 86. Уроки 13 4, 1 35. Числительные, обозначающие целые числа Цели: показать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; развивать умение правильно склонять числительные, обозначающие целые числа; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки. Планируемые результаты: умения правильно склонять числительные, обозначающие целые числа, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока 1 Организационный момент Проверка домашнего задания Задание 85 из рабочей тетради - взаимопроверка. 2. Задание 86 из рабочей тетради — чтение примеров количест- III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте словосочетания. Издание в 5 томах, мечтать о 1001 розе, рассказывать 37 ученикам, пригласить 76 гостей, побывать в 16 городах. Какие затруднения вы испытывали при чтении словосочетаний? Почему? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Познакомиться с особенностями склонения числительных, обозначающих целые числа.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 411 - комментированное письмо на доске и в тетрадях, формулирование вывода. Чтение правила, теоретического материала (с. 52—55), беседа по прочитанному, комментарии учителя. Какие окончания имеют количественные числительные от 5 до 30 в родительном, дательном и предложном падежах? В чём особенность склонения числительных 40, 90, 100? Как склоняются сложные числительные от 50 до 80 и от 200 до 900? Как склоняются составные количественные числительные, обозначающие целое число? (При склонении составных количественных числительных, обозначающих целое число, изменяется каждое слово.) В чём особенность склонения числительных полтора и полтораста? V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 412 — коллективное выполнение с комментированием. Дополнительный вопрос — С помощью каких синтаксических синонимов выражены в упражнении арифметические действия: сложение и вычитание? (Сложение: к 11 прибавить 7, с 9 сложить 10; вычитание: от 18отнять 12, из 18вычесть 6. 2. Упр. 413 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой. VI. Подведение итогов урока Что общего в склонении простых количественных числительных от 5 до 30 и существительных 3-го склонения? Как изменяются имена числительные, обозначающие целые числа? Домашнее задание Учебник: § 72, упр. 414, 415. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания Связный рассказ об изменении числительных, обозначающих целые числа. Упр. 414, 415 - чтение по цепочке, устранение возможных речевых ошибок. III. Работа по теме урока Предупредительный диктант (На доске записаны числа: 489, 1758. Числительные учащиеся записывают словами.) 489 (четыреста восемьдесят девять) пассажиров. Поднялся в воздух самолёт с 489 (четырьмястами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью) пассажирами на борту. 1758 (тысяча семьсот пятьдесят восемь) экземпляров. Дедушкина библиотека с 1758 (тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью)) экземплярами книг притягивала нас. Комментарии Чтобы не запутаться в формах числительных, выполним простое арифметическое действие: 1758 = 1000 + 700 + 50 + 8, а затем просклоняем каждое слагаемое и запишем их в ряд. Обе формы числительных 80 и 8 правильны, это орфографические варианты. Слово тысяча имеет особое положение на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа (тысячью), поэтому часто уподобляется в речи существительным. Как существительное тысяча имеет первоначальное значение «ополчение в Древней Руси»; это значение постепенно расширилось - огромное количество, множество кого- или чего- либо. В этом значении тысяча склоняется как существительное (тысячей). ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|