|
Упр. 410 — устное выполнение. КомментарииТексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты: точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста; преобладание имён существительных; стилистически нейтральная лексика; стандартные речевые обороты, словосочетания; отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски; Отсутствие выразительных средств языка, фигур речи. — Составьте объявление по рассмотренному образцу (о собрании, о посещении музея и т. д.). 2. Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора числительных как части речи). Беседа — Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи. Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных теорий, для решения научных задач, для обозначения последовательности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в научной речи требования к точности выше. — Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.) В разговорной речи часто делают ошибки в склонении чис-ительных. — Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учебником литературы). (Примерный ответ. «Подвиги Геракла» (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат конкретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»; в описаниях мальчиков из «Бежина луга» И.С. Тургенева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется «Сороковые»; рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» начинается с фразы: «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году»; много числительных в сказке Антуа-наде Сент-Экзюпери «Маленький принц».) (Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов удожественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.) Занимательная лингвистика — Как вы думаете, откуда взялось слово сорок! Материал для учителя Некогда это слово было существительным мужского рода и обозначало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах Встречаем: «Да пять сороков соболя», «да ещё 27 сороков бобра». Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан. Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.). Считали на сороки и другие предметы: «В Москве сорок сороков церквей», «Затрезвонили во все сорок сороков». Сорок церквей образовывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком. Число «сорок», видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. «На Самсонов день дождь — сорок дней дождь». Когда-то сорок означало просто «много» — когда точный подсчёт был сложен или не нужен. Сороконожка — много ножек, но не сорок. (Л. Успенский. Слово о словах) Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозначает несчётное, неисчислимое множество. IV. Подведение итогов урока < — В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи? Домашнее задание Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к словарному диктанту). Подготовиться к тестовой работе по теме «Имя числительное». Урок 13 9. Проверочная работа по теме «Имя числительное» Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя числительное»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Актуализация знаний Словарный диктант Двести миллионов, алюминиевая посуда, эвкалиптовая роща, че тыреста экземпляров, пятидесятиметровый бассейн, восьмидесятли квартира, о полутора килограммах, более сорока гектаров, шестьс-ш одиннадцать километров, девяносто миллиардов, гараж на триста мест, пятнадцатый центнер. Грамматическое задание: обозначить количественные и порядковые числительные, разряды количественных числительных. III. Работа по теме урока Тестовая работа (См.: КИМы,тест21.) IV. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: изучить § 75. Рабочая тетрадь: задание 87. Урок 140. Морфологический разбор имени числительного Цели: закреплять знание морфологических признаков числительного; формировать навыки морфологического разбора имени числительного. Планируемые результаты: владение навыками морфологического разбора; умения определять основную мысль текста, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Задание 87 из рабочей тетради — чтение предложений с числительными, предупреждение возможных речевых ошибок.) IV. Работа по теме урока 1. Реализация домашнего задания - Расскажите о порядке морфологического разбора числительных. 2. Практическое задание Запишите предложения. Объясните смысл пословиц. Сделайте синтаксический разбор предложений, морфологический разбор числительных, I) Два медведя в одной берлоге не живут. 2) На гору десятеро тянут, Иод гору один столкнёт. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 428 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.) Комментарии Основная мысль текста: арктические районы — исконные территории нашей Родины. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 89 — выразительное чтение текста, обсуждение заданий, самостоятельное выполнение письменных заданий, морфологический разбор двух числительных (по выбору или по вариантам).) VI. Подведение итогов урока Какие постоянные и непостоянные признаки имеют числительные? В чём особенность синтаксической роли числительных? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: повторить § 67—75, контрольные вопросы и задания (с. 62), упр. 430. Урок 141. Обобщающий урок по теме «Имя числительное» Цели: закрепить и обобщить изученное об имени числительном; развивать навыки монологической речи; совершенствовать орфографические навыки; прививать интерес к изучению русского языка. Планируемые результаты: умения делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 430 — устные сообщения.) III. Работа по теме урока Работа по учебнику ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|