Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В последнее время формы творительного падежа тысячью и тысячей считаются равноправными.





Числительные миллион и миллиард склоняются как существи­тельные 2-го склонения.

Работа по учебнику

Упр. 416 — коллективное выполнение надоске и в тетрадях.

2. Упр. 417 - устное склонение числительных, обсуждение
вопроса, составление и запись предложений.

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 90 (1,4) — самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 54, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

IV. Подведение итогов урока

— Для чего нужно записывать числительные не цифрами, а словами? (Это необходимо во многих случаях, когда мы имеем дело с документами, требующими точности, однознач­ности, надёжности. Это, прежде всего, денежные и юриди­ческие документы.)

Домашнее задание

Учебник: § 72.

Рабочая тетрадь: задание 90 (3).

Урок 136. Дробные числительные

Цели: показать особенности склонения дробных числитель­ных; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умения правильно склонять дроб­ные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Задание 90 (3) из рабочей тетради — проверка по цепочке.)

III. Актуализация знаний

- Просклоняйте числительные (письменно): вариант 1- 894, полтора; вариант 2 - 948, полтораста.

(Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Как называются числительные, обозначающие долю како­го-то числа?

Как изменяются такие числительные?



Прочитайте записи.

Из 2/3 вычесть 1/4. К 7/9 прибавить 5/8.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения дробных числи­тельных.)

V. Работа по теме урока

Наблюдения над склонением дробных числительных

Прочитайте дроби. 1/2, 5/8, 4/5.

Запишите их словами. (Учитель записывает на доске.)

Сколько частей имеет дробное числительное? (Две: числи­тель и знаменатель.)

Что представляет собой числитель? (Числительное, обозна­чающее целое число.)

Что представляет собой знаменатель? (Порядковое числи­тельное.)

Сделайте вывод: как склоняются дробные числительные?

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 55).)

3. Практические задания

Прочитайте, сократите и просклоняйте дробные числительные. 2/16, 3/9,4/32.

Прочитайте дробные числительные и решите примеры. 2/3 + 4/3 = ... 5/6-1/12 = ... 0,5 + 2,7 = ... 9,37-4,02 = ... Комментарии

Десятичные дроби только математически записываются по-другому, словами они записываются так же, как обыкновен­ные дроби: 0,5 — пять десятых.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 418 — коллективное выполнение.
Дополнительное задание

— Решите данные примеры и прочитайте ответы.

2. Упр. 419 — чтение цифр, подготовка устных рассказов, вы-
ступления нескольких учеников.

VII. Подведение итогов урока

— Как склоняются дробные числительные?

Домашнее задание

Учебник: § 73, упр. 419, 420 (подготовиться к диктанту).

Урок 13 7. Собирательные числительные

Цели: показать особенности употребления и склонения со­бирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и ис­правлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов.

Упр. 420 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

— Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.

(Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте стихотворение.

В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое...

(Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.) О чём это стихотворение?

Какова его основная мысль?

Почему двое увидели разное?

Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру.

Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обо­значает нескольких как одно целое.)

Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.

А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Собирательные числительные сочетаются не с каждым сло­вом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются:

с именами существительными, обозначающими лиц муж­ского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят;

с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток;

с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков);

С личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое.

С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающе­го целое число: трое друзей — три друга.

Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.

Работа по учебнику

1. Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса руб-
ики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 56—58).

Упр. 421 — устное выполнение.

I. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 422 - комментированное письмо.

2. Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предвари-
тельного обсуждения2. Занимательная лингвистика

— Вспомните пословицы, поговорки с собирательными чис­лительными, литературные произведения, фильмы, в на­званиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».)

VII. Подведение итогов урока

С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе?

Домашнее задание

Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту).

Урок 13 8. Употребление числительных в речи

Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 424, 425 — проверка по цепочке.

Упр. 426 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.