|
В последнее время формы творительного падежа тысячью и тысячей считаются равноправными.Числительные миллион и миллиард склоняются как существительные 2-го склонения. Работа по учебнику Упр. 416 — коллективное выполнение надоске и в тетрадях. 2. Упр. 417 - устное склонение числительных, обсуждение 3. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 90 (1,4) — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 54, подчеркните орфограммы. Составьте словосочетания с этими словами. IV. Подведение итогов урока — Для чего нужно записывать числительные не цифрами, а словами? (Это необходимо во многих случаях, когда мы имеем дело с документами, требующими точности, однозначности, надёжности. Это, прежде всего, денежные и юридические документы.) Домашнее задание Учебник: § 72. Рабочая тетрадь: задание 90 (3). Урок 136. Дробные числительные Цели: показать особенности склонения дробных числительных; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы. Планируемые результаты: умения правильно склонять дробные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Задание 90 (3) из рабочей тетради — проверка по цепочке.) III. Актуализация знаний - Просклоняйте числительные (письменно): вариант 1- 894, полтора; вариант 2 - 948, полтораста. (Проверка.) IV. Самоопределение к деятельности Как называются числительные, обозначающие долю какого-то числа? Как изменяются такие числительные? Прочитайте записи. Из 2/3 вычесть 1/4. К 7/9 прибавить 5/8. - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения дробных числительных.) V. Работа по теме урока Наблюдения над склонением дробных числительных Прочитайте дроби. 1/2, 5/8, 4/5. Запишите их словами. (Учитель записывает на доске.) Сколько частей имеет дробное числительное? (Две: числитель и знаменатель.) Что представляет собой числитель? (Числительное, обозначающее целое число.) Что представляет собой знаменатель? (Порядковое числительное.) Сделайте вывод: как склоняются дробные числительные? Работа по учебнику (Чтение теоретического материала (с. 55).) 3. Практические задания Прочитайте, сократите и просклоняйте дробные числительные. 2/16, 3/9,4/32. Прочитайте дробные числительные и решите примеры. 2/3 + 4/3 =... 5/6-1/12 =... 0,5 + 2,7 =... 9,37-4,02 =... Комментарии Десятичные дроби только математически записываются по-другому, словами они записываются так же, как обыкновенные дроби: 0,5 — пять десятых. VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику 1. Упр. 418 — коллективное выполнение. — Решите данные примеры и прочитайте ответы. 2. Упр. 419 — чтение цифр, подготовка устных рассказов, вы- VII. Подведение итогов урока — Как склоняются дробные числительные? Домашнее задание Учебник: § 73, упр. 419, 420 (подготовиться к диктанту). Урок 13 7. Собирательные числительные Цели: показать особенности употребления и склонения собирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки. Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов. Упр. 420 - подготовленный диктант. III. Актуализация знаний — Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96. (Проверка.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте стихотворение. В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое... (Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.) О чём это стихотворение? Какова его основная мысль? Почему двое увидели разное? Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру. Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обозначает нескольких как одно целое.) Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять. А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.) V. Работа по теме урока Слово учителя Собирательные числительные сочетаются не с каждым словом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят; с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток; с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков); С личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое. С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающего целое число: трое друзей — три друга. Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками. Работа по учебнику 1. Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса руб- Упр. 421 — устное выполнение. I. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 422 - комментированное письмо. 2. Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предвари- — Вспомните пословицы, поговорки с собирательными числительными, литературные произведения, фильмы, в названиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».) VII. Подведение итогов урока С какими существительными сочетаются собирательные числительные? Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе? Домашнее задание Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту). Урок 13 8. Употребление числительных в речи Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи. Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 424, 425 — проверка по цепочке. Упр. 426 — подготовленный диктант. III. Работа по теме урока Работа по учебнику ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|