Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV. Самоопределение к деятельности





Название разряда местоимений, которые мы сегодня будем изучать, — отрицательные — тоже говорит само за себя, как, например, и вопросительные, и неопределённые. Предпо­ложите, какие местоимения называются отрицательными. (Это местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новым разрядом местоимений — отрица­тельными, узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи.)

V. Работа по теме урока

Наблюдения над особенностями отрицательных местоимений

Как, по-вашему, образуются отрицательные местоимения? (Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни-.)

Отрицательные местоимения связаны происхождением с вопросительными, поэтому логично предположить, что и изменяются они также, как вопросительные. Проверим это, просклоняв местоимения обоих разрядов.

(Устное выполнение.)

Мы доказали, что наше предположение верно, и заметили, что местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа.

— Какую закономерность вы заметили в выборе приставок не- и ни-? (Приставка не всегда ударная, приставка ни- без­ударная.)

— Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль.

1) Никто не забыт, ничто не забыто. (О. Берггольц) (Подлежащее.) 2) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. (С. Есе­нин) (Определение.) 3) Я — для всех и ничей. (К. Бальмонт) (Сказуемое.) 4) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзго­ды. (М. Лермонтов) (Дополнение.) 5) Закручинился Иван-царевич, да де­лать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету. (Сказуемое.)

— Какую роль играют отрицательные местоимения в пред­ложении? (Отрицательные местоимения входят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества.)

Работа по учебнику

Чтение теоретического материала и правила (с. 79, 80).

Упр. 462 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 463 — устное выполнение.

Упр. 464 — комментированное письмо.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 79.

Запищите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

VII. Подведение итогов урока

Как образованы отрицательные местоимения?

Какие отрицательные местоимения не имеют именитель­ного падежа?

Как различить приставки не- и ни- в отрицательных место­имениях?

При каком условии отрицательное местоимение с ни уси­ливает отрицательный смысл предложения?

Домашнее задание

Учебник: §81 (с. 79, 80).

Рабочая тетрадь: задание 93.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Рассказ о составе, склонении и правописании отрицатель пых местоимений. 2. Задание 93 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

III. Самоопределение к деятельности

— Как правильно выбрать приставку не- или ни- в отрицатель­ных местоимениях? Упр. 469 — фронтальная проверка.) III. Актуализация знаний

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 81).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать отрицательные местоимения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение правила (с. 81), беседа по прочитанному.

При каком условии отрицательные местоимения пишутся раздельно с не и ни?

Правописание каких местоимений тоже зависит от употреб­ления предлога? (Неопределённыхместоимений с кое-.)

Упр. 465 - коллективное выполнение с комментированием.

3. Упр. 466 — комментированное письмо, обсуждение смысла
пословиц.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 467 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 468 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой (вариант 1 выписывает отрицательные местоимения
со слитным написанием, вариант 2-е раздельным).

VI. Подведение итогов урока

— Как связано правописание отрицательных местоимений

С ударением в них?

Как пишутся отрицательные местоимения, если не и ни от­деляются от них предлогом?

Домашнее задание

Учебник: § 81, упр. 469.

Ход урока 3

Организационный момент

Проверка домашнего задания(Упр. 469 — фронтальная проверка.) Актуализация знаний Объяснительный диктант

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на зем-1|, 11ечем было ему питаться в камне и в глине.

— Из какого произведения взяты эти предложения? (Из сказки А.И. Платонова «Неизвестный цветок».)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 470 — чтение и обсуждение смысла пословиц, само­стоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 471 — выразительное чтение текста, устное выполнение заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Спорщики», «Никакая сказка».

3. Упр. 473 - самостоятельное выполнение по вариантам с по-
следующей взаимопроверкой.

Комментарии

Предложения с однородными сказуемыми: 1, 2.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, са­мостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.)

V. Подведение итогов урока

Расскажите о морфологических особенностях отрицатель­ных местоимений.

Какие орфограммы связаны с отрицательными местоиме­ниями?

Домашнее задание

Учебник: § 81, упр. 472, 474 (подготовиться к диктанту).

Урок 155. Притяжательные местоимения

Цели: дать понятие о притяжательных местоимениях, особен­ностях их склонения; показать разницу между притяжательными и личными местоимениями; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен ностей притяжательных местоимений; умения склонять притя­жательные местоимения, различать притяжательные и личные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объ­яснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

I. Упр. 472 — взаимопроверка.

Упр. 474 — подготовленный диктант III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания. Мишина тетрадь, лисья нора, звериные тропы.

Назовите разряд прилагательных в словосочетаниях. (При­тяжательные.)

Замените их местоимениями. (Его тетрадь, её нора, их тропы.)

На что указывают эти местоимения? (На принадлежность.)

Предположите, как могут называться такие местоимения. (Притяжательные.)

А что особенного вы заметили в этих местоимениях? (Их формы совпадают с формами личных местоимений.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядом притяжательных местоимений, с особенностями их склонения и употребления, научиться раз­личать притяжательные и личные местоимения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение теоретического материала (с. 84-86).)

2. Практическое задание

— Запишите предложения и определите разряд местоимений.

Вы знаете (кого'/) его? (Личное.) Вы знаете (чей?) его номер теле­фона? (Притяжательное.)

Увидев заблудившуюся кошку, мы принесли (кого?) её домой (лич­ное), дали молока, расчесали (чью?) её свалявшуюся шёрстку (притяжа­тельное).

Птицам зимой голодно, надо (кого?) их подкормить. (Личное.) Зи­мой (чьих?) их голосов почти не слышно. (Притяжательное.)







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.