Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функционализм Б. Малиновского — метод изучения культур





Б. МАЛИНОВСКИЙ (1884 -1942) родился в Крако­ве (Польша). В университете изучал физику и математику, но затем заинтересовался историей культуры и культурно-антропологическими исследованиями.

Поворот в его научной деятельности произошел в результате знаком­ства с "Золотой ветвью" Дж. Фрезера. В 1913 г. была опубликована первая статья Малиновского "Семья у австралийских туземцев". С того же года после окончания аспирантуры Школы экономических и поли­тических наук он начал работать в Лондонском университете. Фунда­ментальную роль в его становлении как антрополога сыграли длитель­ные полевые исследования (1914 —1918) в Океании на побережье ново­гвинейского залива Папуа и на Тробриандских островах. В результате после этой научной экспедиции в 20-е годы была издана серия книг, среди которых — "Первобытная экономика Тробриандских островов", "Аргонавты западной части Тихого океана", "Преступление и обычай в дикарском обществе", "Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Восточ­ной Меланезии", "Магия, наука, религия и другие эссе".

В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке "Научная теория культуры" (1944), Малиновский в систематической фор­ме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.

Основные положения теории культуры Малиновского сложились под сильным влиянием положения Г. Спенсера об обществе как о биологи­ческом организме особого рода. Культурологическая концепция основа­теля функционализма строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении... Теория потребно­стей есть основа концепции культуры Б. Малиновского. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой. К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контро­ле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

Само понятие "культура" Малиновский определял не всегда одно­значно. Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добы­вает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружаю­щую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме этого, культура — совокупность ответов на основные и производ­ные потребности. Культура в соответствии с такой постановкой вопроса есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи. Культу­ра также есть некое целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов. Институт как первичная организацион­ная единица — это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Такова общая карти­на структуры культуры по Б. Малиновскому.

Но все же определяющим, создающим характерное лицо культуро­логической концепции Б. Малиновского было последовательное прове­дение при исследованиях культур принципа универсального функцио­нализма. Он так формулировал свой постулат, или исходный принцип, функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обы­чай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого".

При этом, согласно Б. Малиновскому, любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и на­род, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о не­вежестве и непонимании ценностей других культур. Он подчеркивал, что "традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллектив­ной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лиши­те социальный организм его защитного покрова и обречете его на мед­ленный, неизбежный процесс умирания".

В качестве примера нарушения функционального равновесия Мали­новский приводил запрет на обычай "охоты за головами", совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. Вско­ре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация. Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места. Приглашенные на остров антропологи выяснили, что "инициа­ции" и "охота за головами" были пусковыми событиями, обеспечиваю­щими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддер­живающими сплоченность между семьями. Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса. При запрете обы­чая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей. Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы. Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязатель­ные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом и была "охота за головами". Одновременно с запретом этого обычая была нарушена це­ремония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорга­низацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему под­чинения младших старшим.

Исходя из своей функционалистской концепции, Б. Малиновский весьма критически оценивал предшествующие направления в исследо­вании культур. Особенно резко он критиковал метод пережитков Э. Тайлора. По его мнению, такой подход наносил вред наукам о куль­туре, так как то или иное явление вместо поиска его смысла и функций объявляли пережитком или невежественным обычаем. Под огнем кри­тики оказался и диффузионизм, так как его сторонники понимали куль­туру не как живое органическое целое, а лишь как совокупность мерт­вых вещей. Основным недостатком учений своих предшественников Б. Малиновский считал изолированное изучение отдельных черт куль­тур как независимых друг от друга сущностей.

 

 

2. Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

А. РЭДКЛИФФ-БРАУН (1881-1955) родился в Анг­лии в г. Бирмингеме. В 1901-1906 гг. учился в Кембриджском универ­ситете на кафедре социальной антропологии. В 1906 — 1908 гг. прово­дил полевые исследования на Андаманских островах. В последующие годы изучал жизнь аборигенов Австралии, путешествовал по Африке, Китаю и другим странам. Долгое время преподавал социальную антро­пологию в Австралии, ЮАР и США. В 1938 г. после двадцатичетырех­летнего отсутствия вернулся на родину известным ученым. Здесь ему предоставили пост заведующего кафедрой социальной антропологии Окс­фордского университета. Его основные труды — "Андаманские остро­ва" (1922), "Метод этнологии и социальной антропологии" (1923), "Ис­торическая и функциональная интерпретация культуры" (1929).

Антропология понималась А. Рэдклифф-Брауном как наука о чело­веке и всех аспектах человеческой жизни (включая физическую антро­пологию и археологию). Науку о культурах он делил на две части — этнологию и социальную (культурную) антропологию. Этнология пред­ставляет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии — историческая реконструкция. Социальная же антро­пология имеет своей задачей поиски общих закономерностей социально­го и культурного функционирования и развития. Особенностью научно­го кредо А. Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б. Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.

Общетеоретическая концепция А. Рэдклифф-Брауна опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). Он поддерживал точку зрения Э. Дюркгейма, что общество есть особая реальность, несводимая к индивидам. Любая система определяется: в) единицами (элементами), ее составляющими и б) отношениями между ними. Единицами социальной системы являют­ся "человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними — это социальные отношения". Социальная система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, свя­занных с социальными обычаями.

После 1931г. А. Рэдклифф-Браун понимает предмет социальной антропологии более узко. Он отказывается даже от понятия "культу­ра", используя вместо него понятие "социальная структура". Это при­вело к тому, что основными аспектами его исследований стали полити­ческая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур пер­вобытных форм верований.

Сверхзадачу своих исследований "примитивных культур" А. Рэдк­лифф-Браун видел в том, чтобы на основании понимания и анализа относительно простого, архаичного общества совершенствовалась инду­стриальная цивилизация.

Особенностью функционалистской теории культур (в большей сте­пени это касается учения А. Рэдклифф-Брауна) была практическая на­правленность исследований. Сторонники этого подхода стремились соз­дать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечиваю­щую решение актуальных практических задач, прежде всего в колони­ях Великобритании. В первую очередь — это управление на территори­ях с доминированием традиционных культур. Не без влияния устано­вок функционализма была разработана концепция "косвенного" управ­ления, т.е. с опорой на традиционные институты власти и сложившую­ся социальную структуру. А эта практическая задача требовала ответа на ряд вопросов, а именно: какова иерархическая структура власти? на чем основан авторитет вождей? каковы их общественные функции?

Таким образом, одним из важнейших итогов развития функциона­лизма была постановка и попытка решения задачи управления в куль­турах, имеющих иную природу, нежели западноевропейские. Осущест­вить это начинание предполагалось на основе знания структуры и функ­циональной значимости элементов культур как целостных образований.

В функционалистском исследовании культур по-новому был сфор­мулирован вопрос о дальнейшей судьбе, будущем "примитивных" куль­тур. Сторонники рассматриваемого подхода не разделяли идей эволю­ционистов в оценке культур ("лучшее" — значит более развитое) и не поддерживали их теорию обязательного стадиального развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.

Долгое время Б. Малиновский придерживался точки зрения макси­мального сохранения архаичности культур, их традиционного образа жизни. Более сложным оказалось решить задачу будущего развития 'примитивных" культур в случае их тесного взаимодействия с индуст­риальной цивилизацией, приводящего к неизбежной трансформации, эрозии архаичных обществ. Выход из таких ситуаций Б. Малиновский видел в помощи со стороны более развитых стран в процессе адаптации к технологической цивилизации. Конечно, можно критиковать Б. Ма­линовского за его наивно-утопический взгляд на социальные процессы, происходившие в колониях Британской империи, но все же необходимо признать, что именно он сформулировал вопрос о взаимодействии со­временных и традиционных культур и показал его сложность.

Еще одним существенным итогом развития функционализма стала его нацеленность на понимание других типов культур, необычного, с точки зрения европейцев, образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознать иные культурные ценности. Указанные аспекты функционалистского понимания культур были развиты не только последова­телями функционализма, но и исследователями культур, не относящих­ся к данному направлению, например М. Херсковицом в его культурно-антропологической концепции. Из наиболее известных продолжателей структурно-функционального подхода необходимо назвать Э. Эванс-Притчарда (1902 — 1973) и его классический труд "Нуэры" (в 1985 г. издан на русском языке). К последователям функционализма относятся также М. Фортес, Р. Фёрс, М. Глукмэн.

Структурно-функциональный подход оказал существенное влияние на социологию США, в первую очередь на творчество Т. Парсонса, который применил структурно-функциональный подход для изучения современной индустриальной культуры. Важнейшим объектом исследо­вания стали США. Рассматривая общество как целостную систему, стре­мящуюся сохранить стабильность, Парсонс выделил ряд функциональ­ных подсистем (семья, образование, экономика и др.), обеспечивающих в сумме взаимодействий равновесное состояние. Центральный предмет его исследований — интеграция личности, социальной системы и куль­туры. Основная работа — "Социальная система" (1951).

Значение функционализма для культурологии состоит также и в том, что та или иная культура стали рассматриваться учеными под углом зрения выполнения различных функций. В свою очередь, нередко по­нятие культуры сводится к совокупности выполняемых ею функций. Выделение функций культуры как целостного образования определяет направления в изучении культур и образует иерархическую структуру из функциональных подсистем этнокультурных общностей. Предметом анализа обычно являются: 1) субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности; 2) адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этно­культурной общностью; 3) функция сохранения и воспроизводства тра­диций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и вос­производстве культурных ценностей; 5) коммуникативная функция куль­туры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур; 6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общ­ности, содержащая институциональные формы разрешения конфлик­тов; 7) компенсаторная функция культуры, основное назначение кото­рой — разрядка эмоционального и физического напряжения.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.