Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Детство как феномен культуры





 

ДЕТСТВО как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего неко­торой автономией и психологической ценностью", в ро-мантическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж.Ж. Руссо "О воспитании" (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произ­ведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиогра­фические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л.Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятель­ным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитиче­ского подхода, в котором оно является одной из центральных тем изу­чения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональ­ной частью в исследовании культурных систем самых различных наро­дов.

Бесспорным лидером в этой области исследования культур было на­правление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упро­щенном виде, но со специфическими культурными особенностями, мож­но было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспро­изводства культур.

В то же время детство — это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, восприни­маемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем вооб­ражении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую дейст­вительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важ­нейшее культурное качество человека в создании идеальных сущно­стей.



Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных фор­мах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство пред­ставляет собой, если использовать теорию А. Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому челове­ку, входящему в безбрежный мир культуры.

Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совер­шить очередной этап технологической революции. Приведем всего один пример, касающийся "детских обычаев", особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к самым разнооб­разным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапыва­ют "сокровища" в виде цветных стеклышек, камешков и других пред­метов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бес­конечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единствен­ное, весьма посредственное объяснение этого явления состоит в упо­доблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.

Детство, в первую очередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, как Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенности кормления детей, пеле­нания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Уче­ных-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в ран­нем детстве в различных культурах, взаимоотношения типа "ребенок— ребенок", "ребенок—взрослые", система поощрений и наказаний, рас­пространенная в данной культуре. Европейцев удивляло отсутствие наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование нака­заний вплоть до 20 лет — в других. Важное значение в изучении "об­раза детства" играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ре­бенка, наречением его и инициациями — посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали пси­хоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения!), в неж­ности и избегание тревоги.

Особую область образует этологическое изучение детства, акцент в котором делается на анализе эмоционально-психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь, привязанность). Ключевое понятие здесь — "привязанность" (attachment), выражающее формиро­вание особого качества, возникающего в тесном контакте между ребен­ком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно есть основа соци­ального взаимодействия в культурах, и возникает оно аналогично им-принтингу (запечатлеванию) у животных. Благодаря импринтингу об­разуются родственные чувства к детенышам не своего вида (утята у курицы и т. д.). Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношение к незнакомому и отражение его в этно­культурных стереотипах поведения.

Существенное, даже определяющее, значение для культурологиче­ской концепции в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух пози­ций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название "нативизм". Подобные воззрения связаны с понима­нием культуры лишь как формы существования генетических задат­ков индивидов.

Другой подход, более распространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивая существенную роль внешних воздействий. В особенно­стях детства проявляется влияние культурной традиции, навыки фор­мируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации дет­ства как культурного феномена получила название "эмпиризм". Зна­чительное влияние, в том числе и на межкультурное изучение детства, оказала культурно-историческая теория российского психолога Л.С. Выготского. Рассматривая процессы, происходящие в детстве, он отмечал их особенность в том, что "врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического" развития. "Культурное развитие приобретает совер­шенно своеобразный характер, поскольку носителем его является рас­тущий, изменяющийся организм ребенка". Само культурное развитие ребенка осуществляется, согласно Л.С. Выготскому, «путем враста­ния речевых форм общения людей во внутренний план индивидуаль­ного сознания и превращения их через промежуточную форму "обще­ния с самим собой" в собственно человеческие формы психической деятельности»1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его гипотеза интериоризации культуры (внесение в индивидуальное сознание) использовались в качестве интерпретирующей теории в меж­культурном изучении детства.

В структурном плане изучение детства как феномена культуры со­стоит из общекультурологических концепций и разнообразных направ­лений исследований, выделяемых на основании как метода, так и объ­екта изучения.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.