Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принцип культурного релятивизма





СОДЕРЖАНИЕ понятия"энкультурация" определяет и смысловое ядро концепции Херсковица — принцип культурного ре­лятивизма. Его краткая формулировка состоит в следующем: суждения основываются на опыте, а опыт интерпретируется каждым индивидом в терминах собственной энкультурации. Относительность представлений, обусловленная различными культурами, касается также и фактов физи­ческого мира, которые рассматриваются через «призму данной энкуль­турации, поэтому представления о времени, расстоянии, весе, размере и других "реальностях"»4 опосредуются. Ученый также воспроизводит ре­лятивистские критерии культурной нормы, предложенные еще Р. Бене­дикт. М. Херсковиц утверждает, что "окончательное определение того, что нормально и что ненормально, зависит от организации отношений в культуре"5. Ряд стереотипов поведения, форм брака, обычаев, не впи­сывающихся в евроамериканские стандарты, тем не менее являются со­вершенно нормальными для тех или иных культур, например, полига­мия (многоженство), полиандрия (многомужество), употребление нар­котиков с ритуальной целью, жестокие обряды посвящения во взрослое состояние (инициации) и др.

Главная идея культурного релятивизма — признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каж­дой культуры, отрицание абсолютного значения евроамериканской сис­темы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов.

В такой формулировке принцип культурного релятивизма выходит за рамки культурологических построений и размышлений о ценностях, их относительном характере. В него входит и практическое отношение к культуре каждого народа. Практический аспект этого принципа классик европейской этнологии российский ученый С.А. Токарев резюмирует так: "Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-то племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоя­тельному развитию".



М. Херсковиц выделял три аспекта культурного релятивизма: мето­дологический, философский и практический. Методологический касал­ся способа познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа, т. е. описывать жизнедеятельность индивидов необходимо в тер­минах их собственной культуры. Важнейшим аспектом этой стороны культурного релятивизма является стремление понять культуру изнут­ри, осознать смысл ее функционирования в свете представлений об иде­альном желаемом, распространенном в ней.

Философский аспект культурного релятивизма состоит в признании множественности путей культурного развития, в плюрализме при взгля­де на историко-культурный процесс. Он отрицает обязательную эволю­ционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тен­денции развития. Более того, согласно данному принципу возможен отход от поступательного развития и отказ от унифицированной технологиче­ской линии развития цивилизации.

В концентрированной форме кредо М. Херсковица выражено в его суждении: "Признать, что право, справедливость, красота могут иметь столько же проявлений, сколько культур, — это значит проявить не нигилизм, а терпимость"7. Весь пафос американского ученого был на­правлен на внедрение в сознание людей европейской цивилизации идеи о множественности вариантов существования человека в современном мире. Он неоднократно критиковал этноцентризм, т. е. точку зрения, согласно которой один образ жизни предпочитается всем остальным, абсолютизируется один тип цивилизации. Ученый одним из первых в послевоенный период изучения культур высказал идеи о более внима­тельном отношении к организации жизни человека в культурах неза­падного типа и использовании достижений различных народов в совре­менном индустриальном обществе (идеология отношения к природе, различные формы медицины, имеющие тысячелетнюю историю, и дру­гие аспекты).

Оценивая безусловно позитивные грани принципа культурного ре­лятивизма (в умеренной форме), нельзя не согласиться с С.А. Токаре­вым, утверждающим, что "уважение к культуре каждого народа, хотя бы считаемого отсталым, внимательное и осторожное отношение к наро­дам — создателям такой культуры, отказ от высокомерного самовозве­личивания европейцев и американцев как носителей якобы абсолютных ценностей и непогрешимых судей в этих вопросах — все это несомненно здравые научные идеи, заслуживающие самого серьезного внимания".

Вне поля нашего рассмотрения остался еще один, во многом дискус­сионный, аспект принципа культурного релятивизма, а именно практи­чески-оценочный. Как относиться к ряду явлений культуры в истории и современности, имеющих, мягко говоря, негативное содержание, можно ли требовать уважения к таким "культурным" ценностям, как людоедство, самым различным проявлениям расизма, чудовищным ценностям" тоталитарных режимов в виде концентрационных лагерей и массовых казней?..

С точки зрения абстрактного функционализма, — это необходимые элементы существования культур? Для культурного релятивизма — это проявление "логики собственного развития"? К сожалению, М. Хер­сковиц ушел от четкого ответа на такие вопросы. Он слишком увлекал­ся уникальностью и самоценностью любого установления, принятого группой людей. В этом важнейший недостаток его концепции.

Но есть еще один практический аспект культурного релятивизма — отношение к архаическим культурам. Побуждать их к развитию унифи-цированно-индустриальным путем, помогая преодолевать "вековую от­сталость"? Консервировать и сохранять в неприкосновенности? Вовле­кать в индустриальную цивилизацию, по возможности сохраняя куль­турную самобытность? Видимо, два последних варианта предпочтитель­нее. Они отличаются в зависимости от уровня развития и количествен­ных параметров культур. Одни культуры желательно оставлять в не­прикосновенности, другие вовлекать в контакт с индустриальным ми­ром, по возможности не разрушая их самобытности. В принципе, пути развития культур — это очень спорный вопрос, и решать его — самим народам. Это хорошо видно в наше время, в 90-е годы, а в начале 50-х годов, когда М. Херсковиц создавал "Культурную антропологию", до­минировал эволюционистский просветительско-прогрессистский взгляд, состоявший в том, что "отсталые" культуры надо подтягивать к "циви­лизованному" уровню, создавать людям человеческие, "культурные" ус­ловия существования. Такое вмешательство нередко приводило к мас­совой деградации населения, алкоголизму, воровству и т. д. Идеи, вы­сказанные Херсковицом, объективно способствовали изменению взгля­дов на проблему аккультурации различных типов обществ.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что развитие современной индустриальной культуры пошло по пути большей терпимости к разно­образным стереотипам поведения, распространению восточно-созерца­тельного типа поведения, признания заслуг народной медицины, боль­шой популярности традиционных искусств и более внимательного отно­шения к истории культуры европейских народов. Реакцией на необуз­данное внедрение технической цивилизации стал фундаментализм, от­ход ряда стран к прежним этнокультурным традициям и нормам.

 

 

направление "культура-и-личность" (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.