Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РУССКАЯ И РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА





86. Яз ыческая культура восточных славян

Древнейшие слои отечественной культуры — языческая культура восточных славян. В VI в. возникают объединения отдельныхславянских племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, дреговичи, северяне и др. Главным занятием славян было земледелие, а также было развито разведение скота, охота, рыболовство. Малые семьи объединялись в территориальные соседские общины, жили в домах-полуземлянках, для защиты себяот врагов сообща строили городища-убежища, имеющие замкнутое кольцо застройки. Городища-убежища постепенно превращались в города, так в VI в. возник Киев.

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия, которая являлась частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верова­ний, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Язычество — это прежде всего форма освоения челове­ком природы. У русского книжника XII в. в его «Слове об идолах» выделяются три этапа языческой культуры:

1. Славяне сначала клали жертвы берегиням и упырям (берегини — это добрые духи, упыри — злые духи, вампиры).

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне начали поклоняться Роду и рожаницам (по верованиям славян, Род дал все живое — это творец Вселенной, он вдувал в лю­дей жизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, распо­ряжался водами и огнем, посылал на землю молнии. Рожаницы— две богини плодородия, у Рода были помощники: Ярило — бог Солнца весеннего и Купала — плодотворящее божество лета).

3. На третьем этапе поклонялись Перуну, Хорсу и Велесу. Со временем Род потерял свое значение и небом стал владеть Сварог. Сыном Сварога считался Сваротич — бог огня. Славяне почитали огонь, так как он противостоял злу, прогонял демонов и злых духов, болезни. Погребальные обряды были связаны с огнем: со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.

Перун вначале был покровителем воинов, начиная с VI в. он оттеснил Сварога на второй план (Сварог остался покровителем ремесленников) и стал покровителем грома и молнии, творцом Вселенной. Он рассеивал тучи, оплодотворял землю дождями, выводил солнце из-за облаков. Праздник его отмечался 20 июля, в этот день ему приносили жертвы: быка или петуха — птицу, символизировавшую собой счастье и плодородие.

К числу почитаемых божеств относился и Велес — покровитель скота и скотоводов, позднее он стал покровителем богатства, торговли и поэзии.

Доминантой языческой древнерусской культуры были условия существования: лес, вода и одушевление сил природы. Мир представлялся в виде двух сфер:

Навь — это подземное царство, где обитают души умерших, а также различные чудовища, олицетворяющие злые силы, и черти. Даже в русских летописях XII в. рассказывается о нашествии навьев (оживших мертвецов). Они и предвещали обычно большие несчастья.

Явь — это земля, на которой живут люди, животные, растут растения. Этот мир представлялся одушевленным. В лесу обитал дух леса — леший, в воде— водяной и русалки, в доме — домовой.

Правь — это небо, где обитают высшие боги. В начале у славян не было иерархии богов, но наиболее почитаемыми были: Велес (Волос) — покровитель животных и скотоводства, Перун — бог грома и молнии, Ярило— бог солнца. Мокша (Мокошь) — богиня женского начала и плодородия, Лада — богиня любви и домашнего очага, Марра и Морбоги смерти и болезни, которые царили в нави.

Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом. Все эти представления отразились в устном народном творчестве, в росписях, в вышивках и кружевах и закрепились в обычаях и традициях народа, вплоть до начала XX в.

У восточных славян были деревянные рубленые язычес­кие храмы, имеющие сложный силуэт, где хранились изобра­жения божеств. А обряды совершались в природном окруже­нии, культовыми действиями руководили волхвы (произнесе­ние заговоров, заклинаний, пение, пляски, игра на музыкаль­ных инструментах). Место жертвоприношений — капище не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов-идолов.

Непрерывная борьба светлых и темных сил природы запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года: его исходной точкой было наступление нового года — рождение нового солнца в конце декабря — тогда праздновали коляду. Народные праздники: новогодние гадания, разгульная Масленица, «русальная неделя» сопровождались магическими обрядами и молениями богам о благополучии и урожае.

Славяне имели свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки («узелки на память», «нить повествования»). Узелковая языческая письменность была очень сложна, доступна только жрецам-волхвам и высшей знати. Древняя культура славян существо­вала почти полтысячелетия.

 

Формирование и особенности древнерусского этноса

Еще в дореволюционные времена у русских историков не было единства по вопросу о соотношении древнерусского и великорусского этноса. Большинство, в том числе B.C. Соло­вьев и В.О. Ключевский, считали, что великорусский этнос как бы вышел наряду с украинцами и белорусами из древне­русского этноса.

Евразийцы считали, что древнерусский этнос — это евро­пейский этнос и он погиб в результате татаро-монгольского нашествия. Наши современники считают, что великорусский этнос — наследник древнерусского, но не продолжатель.

Древнерусский этнос сформировался из славянских племен, местных племен (чудь, мерь, весь), принадлежа­щих к финно-угорской группе, под большим влиянием Ви­зантии и Северной Европы, а также степных кочевников. В древнерусской культуре сформировались две субкуль­туры — киевская и новгородская. Киевская испытывала большее влияние от Византии и Степи, а новгородская — европейское влияние. Древнерусская культура — это куль­тура городская. Ее хранителями были многочисленные города. Древнерусская культура открыта влиянию Запада и Востока, многое впитывает и перерабатывает.

До наших времен сохранились выдающиеся произведе­ния русской культуры: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», произведе­ния великих князей и митрополитов. Были построены вели­колепные храмы Софии в Киеве и Новгороде, ансамбль во Владимире и Суздале, храм Покрова на Нерли. Сохранились иконы и фрески домонгольского периода, Спас «Златые вла­сы», фрески киевской Софии и новгородских храмов.

 

Культура Киевской Руси

Первый цивилизационный цикл в развитии русской куль­туры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VI в. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в конце ХII-ХIII в. Начало эпохи Киевской Руси принято от­носить либо к летописному рассказу о призвании на княже­ние в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода леген­дарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: середина IX в. - начало XII в.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абст­рактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и ут­верждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство.

Христианизация Руси — это сложный длительный про­цесс, в котором можно выделить три периода:

1. Предфеодальный, когда христианство начало прони­кать к славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя.

2. Период становления и развития феодализма, когда в конце X в. христианство стало государственной религией.

3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIII в. была закончена христианизация Руси.

Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что право­славную церковь возглавлял византийский патриарх и им­ператор. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством.

С введением христианства создается особая форма при­нятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, по­литические, социальные контакты с Европой.

Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на ос­нове общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпо­хи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, орнаментальные узоры — переплетения, отголоски узелковой письменно­сти древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в.— много позднее, чем у других европейских народов.

Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире нич­тожной частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории.

Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письмен­ность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица — логически совершенная система письма, быстро распространилась на Руси (о чем свиде­тельствуют новгородские берестяные грамоты, относящи­еся к XI в.).

С принятием христианства культура приобретает цер­ковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания.

В Киевской Руси сложились школы живописи, архитекту­ры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Микула Селянинович, олицетво­рявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь.

В древнерусской литературе киевского периода оформи­лись следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение).

Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в XV-XVI в. Древнеруская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный пе­реплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золо­том. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г.

От Киевской Руси до нас дошли только памятники цер­ковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры— психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве по­строена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

Духовным образцом Киевской Руси считался идеал свя­тости. В славянском язычестве это понятие было связано с избытком жизненных сил, а в христианстве понятие свя­тости указывало на тесную связь земного человека с богом. Человек, именуемый святым, нес печать иного мира, воп­лощая в мире земном духовно-нравственный идеал хрис­тианства (таким святым в описании Нестора был Феодосии Печерский). На Руси было распространено именно почита­ние святых, юродивых (люди, добровольно отказавшиеся от удовольствий мира и говорящие правду независимо от звания).

Русское православие ориентировало человека на духов­ное преобразование, стимулировало стремление к самосо­вершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Таким образом, православие не давало стимулов для социального и обще­ственного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.

Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников хрис­тианства, они повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

В литературных произведениях древнерусские книж­ники показывали важность временного, сегодняшнего дня. Вечное событий не имеет, оно может быть только поясне­но, раскрыто через события, а эти события всегда красоч­ны и ярки («Повесть временных лет» Нестора — 1113 г., «Слово о законе и благодати» метрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом побои­ще», «Задонщина», «Житие Бориса и Глеба», распростра­нены были переводные библейские произведения, а так­же исторические многотомные «Великие четьи-минеи», т. е. чтения, расположенные по месяцам года, летописные своды, прологи, златоусты, хронографы, отдельные сбор­ники, повествующие, поучающие, как надо жить и что делать).

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневе­ковья была элитарной.

Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христиан­скую культуру доступными литературе средствами.

Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достига­ет в ХII-ХIII вв. Особенно много для ее развития было сде­лано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.): массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монасты­рях для подготовки церковнослужителей и школ высшего типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда».

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столе­тия своей государственности. Под скипетром князей Рюри­ковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 кв. км) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Складывается общ­ность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение един­ства своего народа.

В целом цивилизационное развитие Руси киевского пери­ода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии матери­ального производства, городской характер культуры, общ­ность ценностных ориентаций. Однако православный харак­тер русского христианства и его тесные экономические, по­литические и культурные связи с Византией определили спе­цифические особенности цивилизации Древней Руси.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.