|
РУССКАЯ И РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА86. Яз ыческая культура восточных славян Древнейшие слои отечественной культуры — языческая культура восточных славян. В VI в. возникают объединения отдельныхславянских племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, дреговичи, северяне и др. Главным занятием славян было земледелие, а также было развито разведение скота, охота, рыболовство. Малые семьи объединялись в территориальные соседские общины, жили в домах-полуземлянках, для защиты себяот врагов сообща строили городища-убежища, имеющие замкнутое кольцо застройки. Городища-убежища постепенно превращались в города, так в VI в. возник Киев. В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия, которая являлась частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий. Язычество — это прежде всего форма освоения человеком природы. У русского книжника XII в. в его «Слове об идолах» выделяются три этапа языческой культуры: 1. Славяне сначала клали жертвы берегиням и упырям (берегини — это добрые духи, упыри — злые духи, вампиры). 2. Под влиянием средиземноморских культов славяне начали поклоняться Роду и рожаницам (по верованиям славян, Род дал все живое — это творец Вселенной, он вдувал в людей жизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, распоряжался водами и огнем, посылал на землю молнии. Рожаницы— две богини плодородия, у Рода были помощники: Ярило — бог Солнца весеннего и Купала — плодотворящее божество лета). 3. На третьем этапе поклонялись Перуну, Хорсу и Велесу. Со временем Род потерял свое значение и небом стал владеть Сварог. Сыном Сварога считался Сваротич — бог огня. Славяне почитали огонь, так как он противостоял злу, прогонял демонов и злых духов, болезни. Погребальные обряды были связаны с огнем: со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. Перун вначале был покровителем воинов, начиная с VI в. он оттеснил Сварога на второй план (Сварог остался покровителем ремесленников) и стал покровителем грома и молнии, творцом Вселенной. Он рассеивал тучи, оплодотворял землю дождями, выводил солнце из-за облаков. Праздник его отмечался 20 июля, в этот день ему приносили жертвы: быка или петуха — птицу, символизировавшую собой счастье и плодородие. К числу почитаемых божеств относился и Велес — покровитель скота и скотоводов, позднее он стал покровителем богатства, торговли и поэзии. Доминантой языческой древнерусской культуры были условия существования: лес, вода и одушевление сил природы. Мир представлялся в виде двух сфер: Навь — это подземное царство, где обитают души умерших, а также различные чудовища, олицетворяющие злые силы, и черти. Даже в русских летописях XII в. рассказывается о нашествии навьев (оживших мертвецов). Они и предвещали обычно большие несчастья. Явь — это земля, на которой живут люди, животные, растут растения. Этот мир представлялся одушевленным. В лесу обитал дух леса — леший, в воде— водяной и русалки, в доме — домовой. Правь — это небо, где обитают высшие боги. В начале у славян не было иерархии богов, но наиболее почитаемыми были: Велес (Волос) — покровитель животных и скотоводства, Перун — бог грома и молнии, Ярило— бог солнца. Мокша (Мокошь) — богиня женского начала и плодородия, Лада — богиня любви и домашнего очага, Марра и Морбоги смерти и болезни, которые царили в нави. Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом. Все эти представления отразились в устном народном творчестве, в росписях, в вышивках и кружевах и закрепились в обычаях и традициях народа, вплоть до начала XX в. У восточных славян были деревянные рубленые языческие храмы, имеющие сложный силуэт, где хранились изображения божеств. А обряды совершались в природном окружении, культовыми действиями руководили волхвы (произнесение заговоров, заклинаний, пение, пляски, игра на музыкальных инструментах). Место жертвоприношений — капище не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов-идолов. Непрерывная борьба светлых и темных сил природы запечатлена в представлениях славян о круговороте времен года: его исходной точкой было наступление нового года — рождение нового солнца в конце декабря — тогда праздновали коляду. Народные праздники: новогодние гадания, разгульная Масленица, «русальная неделя» сопровождались магическими обрядами и молениями богам о благополучии и урожае. Славяне имели свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки («узелки на память», «нить повествования»). Узелковая языческая письменность была очень сложна, доступна только жрецам-волхвам и высшей знати. Древняя культура славян существовала почти полтысячелетия.
Формирование и особенности древнерусского этноса Еще в дореволюционные времена у русских историков не было единства по вопросу о соотношении древнерусского и великорусского этноса. Большинство, в том числе B.C. Соловьев и В.О. Ключевский, считали, что великорусский этнос как бы вышел наряду с украинцами и белорусами из древнерусского этноса. Евразийцы считали, что древнерусский этнос — это европейский этнос и он погиб в результате татаро-монгольского нашествия. Наши современники считают, что великорусский этнос — наследник древнерусского, но не продолжатель. Древнерусский этнос сформировался из славянских племен, местных племен (чудь, мерь, весь), принадлежащих к финно-угорской группе, под большим влиянием Византии и Северной Европы, а также степных кочевников. В древнерусской культуре сформировались две субкультуры — киевская и новгородская. Киевская испытывала большее влияние от Византии и Степи, а новгородская — европейское влияние. Древнерусская культура — это культура городская. Ее хранителями были многочисленные города. Древнерусская культура открыта влиянию Запада и Востока, многое впитывает и перерабатывает. До наших времен сохранились выдающиеся произведения русской культуры: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», произведения великих князей и митрополитов. Были построены великолепные храмы Софии в Киеве и Новгороде, ансамбль во Владимире и Суздале, храм Покрова на Нерли. Сохранились иконы и фрески домонгольского периода, Спас «Златые власы», фрески киевской Софии и новгородских храмов.
Культура Киевской Руси Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VI в. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в конце ХII-ХIII в. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: середина IX в. - начало XII в. Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе. Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу. Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство. Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода: 1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя. 2. Период становления и развития феодализма, когда в конце X в. христианство стало государственной религией. 3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIII в. была закончена христианизация Руси. Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством. С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом. Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, политические, социальные контакты с Европой. Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси. Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, орнаментальные узоры — переплетения, отголоски узелковой письменности древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в.— много позднее, чем у других европейских народов. Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории. Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица — логически совершенная система письма, быстро распространилась на Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в.). С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания. В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Микула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение). Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в XV-XVI в. Древнеруская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золотом. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры— психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах. Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого. Духовным образцом Киевской Руси считался идеал святости. В славянском язычестве это понятие было связано с избытком жизненных сил, а в христианстве понятие святости указывало на тесную связь земного человека с богом. Человек, именуемый святым, нес печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства (таким святым в описании Нестора был Феодосии Печерский). На Руси было распространено именно почитание святых, юродивых (люди, добровольно отказавшиеся от удовольствий мира и говорящие правду независимо от звания). Русское православие ориентировало человека на духовное преобразование, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Таким образом, православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников христианства, они повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи. В литературных произведениях древнерусские книжники показывали важность временного, сегодняшнего дня. Вечное событий не имеет, оно может быть только пояснено, раскрыто через события, а эти события всегда красочны и ярки («Повесть временных лет» Нестора — 1113 г., «Слово о законе и благодати» метрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Бориса и Глеба», распространены были переводные библейские произведения, а также исторические многотомные «Великие четьи-минеи», т. е. чтения, расположенные по месяцам года, летописные своды, прологи, златоусты, хронографы, отдельные сборники, повествующие, поучающие, как надо жить и что делать). Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной. Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами. Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает в ХII-ХIII вв. Особенно много для ее развития было сделано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.): массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монастырях для подготовки церковнослужителей и школ высшего типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда». Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 кв. км) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Складывается общность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение единства своего народа. В целом цивилизационное развитие Руси киевского периода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентаций. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические и культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|