Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие финансовой стратегии и тактики





Финансовое управление в зависимости от продолжительности периода, на который оно направлено, и характера задач включает финансовую тактику и финансовую стратегию.

Тактика финансового менеджмента связана с ускорением оборачиваемости активов и наращиванием оборота. Поэтому в первую очередь необходимо установить связь финансового менеджмента с маркетинговой функцией предприятия. Особенно важно установить данную связь при осуществлении политики ценообразования. Определяя ценовую политику необходимо учитывать эластичность спроса.

Если она больше 1 (спрос эластичен), цены лучше не повышать, т.к. это приведёт к падению выручки. Если она меньше 1 (не эластичен) производитель может повысить цену, и тем самым увеличить выручку.

Таким образом, специалисты по маркетингу и финансам должны совместно вырабатывать политику разумного, рационального ценообразования. Также к тактике финансового менеджмента относится анализ, планирование и регулирование оборотных средств предприятия и источников их покрытия.

Существенность эта объясняется координирующей ролью финансов в системе управления организацией, а также тем особым местом, которое занимают финансовые ресурсы среди других ресурсов организации - материальных и трудовых, поскольку именно финансовые ресурсы могут быть конвертированы в любой другой вид ресурсов с минимальным временным лагом.

Таблица 1.1.- Финансовые и стратегические цели организации

Финансовые цели Стратегические цели
Рост доходов Увеличение рыночной доли
Рост дивидендов Повышение качества товаров
Увеличение доходов на инвестированный капитал Более низкие издержки по сравнению с конкурентами
Повышение кредитного и облигационного рейтингов Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности
Рост потоков наличности Укрепление репутации перед потребителями
Повышение курсов акций Расширение применения инноваций
Улучшение и оптимизация структуры источников доходов Повышение уровня (качества) обслуживания
  Укрепление конкурентных позиций на международном уровне

Определяя финансово-экономическую политику компаний, обеспечивая инвесторов и кредиторов достоверной информацией об их финансово-экономическом положении и, являясь одним из основных факторов обеспечения инвестиционной привлекательности компаний, финансовая стратегия занимает центральное место в стратегическом управлении.



Финансовая стратегия (ФСК) представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Финансовая стратегия организации может рассматриваться как ее долгосрочная программа действий в сфере финансов (на 5 и более лет), среднесрочной (год) или краткосрочной (в течение года).

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе:

- оптимизацию основных и оборотных средств,

- распределение прибыли,

- безналичные расчеты,

- налоговую и ценовую политику,

- политику в области ценных бумаг.

Необходимость и актуальность разработки ФСК определена следующими причинами.

· Именно финансовым показателем (или системой финансовых показателей) выражается главная цель и критерий результативности ведения бизнеса. Каковы бы ни были целевые установки компании, эффективность их выбора и достижения определяется на основе динамики выбранного показателя. С этой точки зрения, ФСК, входящая в систему базовых функциональных стратегий, представляет собой важнейший аспект корпоративной и любой специализированной стратегии и обладает универсальным характером.

· Финансовые условия (ограничения, возможности и угрозы) являются критическими факторами осуществления хозяйственной деятельности в тактическом и – главное – в стратегическом периодах. Наличие (или отсутствие) этих условий определяет выбор целей, задач и решений, принимаемых для осуществления стратегического управления.

· ФСК выступает инструментом, обеспечивающим целенаправленную интеграцию всех конкурентных и функциональных стратегий в единую, целостную корпоративную стратегию.

· ФСК является средством, позволяющим управлять изменениями на базе нейтрализации негативных и активного использования позитивных предпосылок развития.

В состав основных объектов финансовой стратегии компании входят:

· финансовые ресурсы, в качестве которых выступают внеоборотные и оборотные активы;

· источники финансирования, представленные собственным и заемным капиталом;

· совокупность финансовых рисков, управление которыми осуществляется путем построения эффективной системы финансовой безопасности;

· система управления финансовой деятельностью, в первую очередь – построение эффективной финансовой структуры компании;

· налоговые платежи и налоговые риски, являющиеся самостоятельными объектами финансового управления, рассматриваемыми с позиции безусловной необходимости исполнения обязанностей налогоплательщика;

· финансовые отношения, возникающие между различными субъектами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовая стратегия включает:

- определение источников долгосрочного финансирования;

- формирование структуры и затрат капитала;

- выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

В комплекс финансовой стратегии входят элементы:

· Определение классификационных признаков стратегических вариантов;

· Классификация финансовых стратегий;

· Формирование базисных стратегических вариантов;

· Определение структуры множества базисных вариантов с точки зрения возможностей их комбинирования при создании комплексных вариантов;

· Формирование комплексных стратегических вариантов;

· Определение критериев сравнения вариантов;

· Анализ и сравнение комплексных вариантов с точки зрения осуществимости и эффективности;

· Выбор комплексной стратегии;

· Определение критериев для пересмотра принятой стратегии;

· Создание упрощенных версий принятой стратегии для «доведения» их до различных частей коллектива предприятия;

· Разработка механизмов реализации стратегии;

· Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

Деятельность по выработке финансовой стратегии состоит из 3 основных шагов:

- расстановка приоритетов на списках источников финансирования и инвестиционных проектов, исходя из критериев оценки и конкретных условий функционирования предприятия;

- формирование ограниченного числа вариантов финансовой стратегии, состоящих из согласованных по масштабам, срокам, мобилизуемых ресурсов и потребностей в них, «блоков» источников и направлений.

- финансирование.

Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий, прежде всего интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.

В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом.

Цели финансовой стратегии, как части общей стратегии фирмы:

1. По видам ожидаемого эффекта стратегические цели финансовой деятельности предприятия подразделяются на экономические и внеэкономические.

2. По приоритетному значению стратегические цели финансовой деятельности подразделяются на:

· Главная стратегическая цель финансовой деятельности.

· Основные стратегические цели финансовой деятельности.

· Вспомогательные стратегические цели финансовой деятельности.

3. По доминантным сферам (направлениям) финансового развития выделяют стратегические цели:

· Цели роста потенциала формирования финансовых ресурсов (ФР).

· Цели повышения эффективности использования ФР.

· Цели повышения уровня финансовой безопасности предприятия.

· Цели повышения качества управления финансовой деятельностью.

4. По направленности действия:

· Цели, поддерживающие тенденции развития.

· Цели, направленные на преодоление внешних угроз.

· Цели, направленные на преодоление слабых внутренних позиций.

5. По объектам стратегического управления:

· Финансовые цели отдельных функциональных направлений хозяйственной деятельности.

· Финансовые цели отдельных стратегических хозяйственных единиц.

6. По характеру влияния на ожидаемый результат выделяют следующие цели финансовой стратегии:

· Прямые стратегические цели.

· Поддерживающие стратегические цели.

7. По периоду реализации виды финансовых целей:

· Долгосрочные стратегические цели.

· Краткосрочные стратегические цели.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.