Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы разработки финансовой стратегии





Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение понятия «принцип»: «принцип (от лат. principium— начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.» В толковом словаре русского языка В.И. Даля: «принцип— научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают».

При разработке финансовой стратегии следует руководствоваться как общими, так и специфическими принципами разработки финансовой стратегии.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо указанных классических принципов планирования, широкую известность имеют общеэкономические принципы:

системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

Все они достаточно подробно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию. Рассмотренные классические и общеэкономические принципы планирования применимы и к разработке финансовой стратегии.

Вместе с тем, специфические черты финансового стратегического планирования такие как: приоритетность финансового стратегического плана над другими планами, понимание реальных возможностей предприятия, учет большого числа факторов внешней и внутренней среды, направленность на перспективу и др. являются предпосылкой для существования своих специфических принципов финансового стратегического планирования:



1. Принцип целенаправленности предполагает ориентацию на четко сформулированную стратегическую цель деятельности предприятия. Все планируемые организационно-финансовые мероприятия должны обеспечивать достижение именно заданной цели. Реализация данного принципа обеспечивается применением метода дерева целей — совокупности соподчиненных и структурированных целей, начиная с главной цели и завершая целями первого уровня управления.

2. Принцип перспективности. Финансовое стратегическое планирование направлено на долгосрочную перспективу. Последствия принимаемых стратегических решений играют определяющую роль в судьбе предприятия на протяжении длительного времени. Нужно помнить, что стратегические ошибки очень сложно исправить. Более того, никакими оперативными методами нельзя изменить последствия стратегической ошибки.

3. Принцип приоритетности. Выбирая ту или иную финансовую стратегию, руководство предприятия должно быть готово последовательно придерживаться ее линии, подчиняя свои тактические действия стратегическим приоритетам. Однако, ввиду своей долгосрочности, стратегическое управление осуществляется в области высокой неопределенности, поэтому руководство предприятия всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений. Все эти изменения должны быть обоснованы и не следует допускать того, чтобы они выходили за рамки согласованной концепции развития предприятия. Долгосрочная стратегическая линия является приоритетной и определяющей по отношению ко всей последующей работе. Выбранная финансовая стратегия и путь ее реализации служат основой для построения всех оперативных планов деятельности предприятия.

4. Принцип реализуемости. При постановке долгосрочных целей и определении стратегии их достижения учитываются реальные возможности предприятия. Поставленные цели должны быть реализуемы, а задачи — выполнимы. Когда предприятие только внедряет систему стратегического планирования, то на первоначальном этапе должны быть поставлены условно легкодостижимые стратегические цели, чтобы они точно были реализованы. Работающий механизм стратегического планирования компенсирует в будущем возможные небольшие потери от того, что предприятие перераспределило свое внимание между текущей и стратегической деятельностью.

5. Принцип итеративности (поэтапности). Внедрение финансовой стратегии в жизнь производится поэтапно: решение долгосрочных задач происходит через реализацию среднесрочных и краткосрочных целей. Таким образом, конечная стратегическая цель достигается путем детальной последовательной работы. Здесь очень важно понимать, что нужно постоянно контролировать реализацию стратегии. Чем более долгосрочна стратегия, тем больше должно быть точек контроля исполнения стратегии. Для более эффективного управления реализацией стратегии, как правило, выделяют ряд стратегических проектов развития. По каждому такому проекту развития определяются цели и результаты, составляется план работ, формируется проектная команда, определяется система мотивации и т.д.

6. Принцип итеративности в стратегическом управлении означает еще и то, что сам процесс разработки стратегии требует того, чтобы по всему циклу стратегического менеджмента проходили несколько раз. Предприятия вынуждены это делать потому, что, к сожалению, в циклическом процессе нет начала. А значит и нельзя точно определить с чего нужно начинать разработку стратегического плана: с анализа или с постановки целей. Чтобы поставить цель, нужны результаты анализа, чтобы провести анализ, нужны какие-то ориентиры по целям. Единственный способ разорвать этот замкнутый круг — использование итерационного подхода к разработке стратегического плана предприятия.

7. Принцип комплексности. Всесторонний анализ и учет информации позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Для того чтобы разработать эффективную финансовую стратегию, необходимо учесть большое число факторов. При этом, даже в большей степени, нужно изучать внешнюю среду, но и про предприятие (внутреннюю среду) также забывать нельзя. Необходимо отслеживать все проблемные вопросы предприятия, знать каким внутренним ресурсом сейчас располагает предприятие, сможет ли оно реализовать задуманную стратегию. Правда, здесь необходимо помнить, что особенно в начале внедрения стратегического планирования предприятие может сразу не справиться с большим объемом обрабатываемой информации. Поэтому нужно сразу же учиться отсекать все ненужное и сосредотачиваться только на приоритетных факторах, которые предприятие может учесть в настоящий момент времени при разработке финансовой стратегии

8. Принцип непрерывности мониторинга (сканирования) тенденций развития.

Сканирование предполагает сбор информации, оценку и прогноз значимости для корпорации важнейших изменений во внешней социально-экономической и технологической среде в целях подготовки стратегических решений на высших эшелонах управления.

Сканирование производится по трем основным направлениям:

-экономическое сканирование — анализ и оценка динамики макроэкономических показателей, экономической ситуации в отрасли конкурентов, положения на финансовом рынке;

-техническое сканирование — анализ и оценка изменений в ходе научно-технической конкуренции, появления принципиальных новшеств: нетрадиционное использование известных технологий;

-политическое сканирование — оценка обшей политической ситуации, стабильности правительств, а также политического риска вложений в данный регион, системы государственного регулирования экономики.

9. Принцип селективности. Селективность финансового стратегического планирования связана с выделением определенных стратегических зон хозяйствования — отдельных сегментов рынка. Критерии выбора зон хозяйствования могут быть различными, и определяются миссией и глобальными целями предприятия.

Принцип стратегической конкуренции. В основе стратегической конкуренции лежит

- конкурентное взаимодействие — динамическая система, включающая в себя взаимодействие конкурентов, клиентов, сотрудников, а также финансовых и других ресурсов;

- умение предвидеть последствия вмешательства в систему и прогнозировать новые модели устойчивого динамического равновесия;

- наличие свободных ресурсов, которые могут быть использованы на различные цели в настоящий момент, даже, несмотря на то, что выгоды от их использования не гарантированы;

- умение достоверно предсказать риски отдачу для обоснования использования ресурсов.

Стратегия основана на вовлечении и участии в ней всей компании, поскольку неспособность задействовать свои ресурсы против стратегической конкуренции оппонента может привести к нарушениям рыночного равновесия.

Естественная конкуренция мало изменяет поведение участников рынка в отличие от стратегической конкуренции, которая хорошо продумана и обоснована, и ее результаты могут привести к радикальным изменениям в короткий период времени.

Естественная конкуренция эволюционна, основана на малорисковом методе проб и ошибок: небольшие изменения, которые кажутся полезными, постепенно принимаются и сохраняются; к ним добавляются другие небольшие изменения, идет постепенное обучение без необходимости прогнозирования. Таким образом, происходит своего рода адаптация к существующим условиям, естественный отбор.

Стратегическая конкуренция революционна, нацелена на возможность произвести существенные изменения в конкурентной среде. Кроме того, успешное использование стратегической конкуренции наиболее агрессивным конкурентом на рынке может сделать его методы планирования и распределения ресурсов условием выживания для других участников рынка, в результате чего владение методами стратегической конкуренции будет необходимым требованием для адаптации к внешней среде, в которой большинство изменений будут представлять собой результат стратегических действий.

Однако стратегическая конкуренция имеет и ограничения:

- стратегическое поражение может быть таким же стремительным, как и стратегический успех;

- готовность к защите имеет значительное конкурентное преимущество перед нападением. Стратегический успех обычно зависит от культуры и особенностей поведения конкурентов, их знания друг о друге.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.