Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.





А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка продукта (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции фирмы.

Примечание: Стратегии выписаны в возможном порядке предпочтения

Рис. 1. Матрица Томпсона и Стрикланда

5. Разработка стратегических финансовых целей компании (формирование финансовой философии, учет объективных ограничений в достижении стратегических целей, формирование главной стратегической финансовой цели, формирование «дерева стратегических финансовых целей»).

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Порядок формирования системы целей ФСК соответствует логике структурирования целевого пространства корпоративной стратегии, что отражает их взаимосвязь, взаимозависимость и общую последовательность построения (при условии признания приоритетного характера корпоративной стратегии). Оптимальным вариантом представления такой системы является «дерево целей», построенное путем каскадирования целей по отдельным направлениям сферы управления финансами, в котором:

· цель 1-го уровня представляет собой главную цель финансовой стратегии;

· цели 2-го уровня – это основные цели каждого из доминантных направлений ФСК, непосредственно обеспечивающие и поддерживающие достижение ее главной цели;

· цели 3-го уровня – это цели меньшего масштаба и значения, имеющие локальный характер, основным предназначением которых является обеспечение реализации целей 2-го уровня.

Главной целью и критерием стратегического управления, в том числе и в области финансовой деятельности является максимизация рыночной стоимости компании – показатель, сохраняющий свою значимость в условиях активных экзогенных изменений, включая кризисные ситуации.



Выбор главной цели предполагает определение ведущих сфер управления финансами. К числу таких сфер относятся: управление формированием финансовых ресурсов, инвестиционное развитие, обеспечение финансовой безопасности, построение эффективной системы управления финансовой деятельностью (УФД), управление налоговыми платежами.

В качестве базовых целей этих сфер (целей 2-го уровня) выступают:

· в сфере формирования финансовых ресурсов– максимизация чистого денежного потока;

· в инвестиционной сфере – максимизация рентабельности собственного инвестируемого капитала;

· в сфере обеспечения финансовой безопасности– сохранение финансового равновесия в долгосрочной перспективе;

· в сфере повышения качества УФД– формирование финансовой структуры, создающей предпосылки для эффективного управления финансовым аспектом ведения бизнеса;

· в налоговой сфере – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечивающая рост нераспределенной прибыли компании в условиях приемлемого уровня налоговых рисков.

Заключительным этапом построения «дерева целей» ФСК является построение системы целей 3-го уровня, окончательное уточнение всех целей и проверка их на согласованность с позиции непротиворечивости и соответствия интересам различных партнерских групп компании, а также согласованности во временном и структурном аспектах.

Разработка финансовой стратегии подразумевает разработку не только целей, но и плана действий по достижению этих целей. Руководство компании должно знать, как текущая ситуация соотносится со стратегическими целями компании. Необходимо регулярно контролировать достижение стратегических целей.

Установленные финансовые цели группируются по направлениям, образуя финансовую политику предприятия.

Финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности.

 
 
               
   
 
     
   
 
 
 

 


Рис.2.2.- Основные направления финансовой политики предприятия.

Под налоговой политикой следует понимать документ, отличный от учетной политики для целей налогообложения, куда учетная политика входит как один из составных элементов. Налоговая политика, в свою очередь, является частью экономической политики предприятия. В ней фиксируется технология процесса налогового регулирования и порядок взаимодействия всех участников процесса. Там же раскрываются регламент функционирования налоговой политики. В качестве основных механизмов налоговой политики следует использовать учетную политику предприятия и методы ситуационного и балансового налогового планирования.

В целях повышения ликвидности бухгалтерского баланса и уровня платежеспособности предприятия целесообразна разработка вариантов налоговых схем. Наибольший эффект разработки налоговых схем можно получить при планировании новых технологических схем и создании новых структур. Т.е. фактически нужно рассчитать несколько вариантов налоговых планов.

Ценовая политика. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности. Поэтому при выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д.

В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово - экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности.

При разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них. При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции. В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

· переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;

· постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

· смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что на ряде предприятий провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный анализ на будущие периоды).

Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.

Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли, учитывая порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте. Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовым службам рекомендуется: учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг; разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств; рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения); правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг и т.д.); составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Дивидендная политика предприятия разрабатывается в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах, учитывая обстоятельства:

- выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;

- высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.

Таблица 2.1 — Методики дивидендных выплат

Название методики Основной принцип Преимущества методики Недостатки методики Примечания
Методика постоянного процентного распределения прибыли Соблюдение постоянства показателя дивидендного выхода Простота Снижение суммы дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков
Методика фиксированных дивидендных выплат 1. Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. 2. Регулярность дивидендных выплат 1. Простота 2. Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия  
Методика выплаты гарантированного минимума и "Экстра" дивидендов 1. Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда 2. В зависимости от успешности работы предприятия выплата чрезвычайного дивиденда ("Экстра") как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций "Экстра" - дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций "Экстра" - дивиденды не должны выплачиваться слишком часто
Методика выплаты дивидендов акциями Вместо денежного дивиденда акционеры получают дополнительные акции 1. Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении 2. Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие 3. Появляется большая свобода маневра структурой источников средств 4. Появляется возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции Расчет на то, что большинство акционеров устроит получение акций, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность

При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.

Учетная политика.На основании проведенного анализа финансово - экономического состояния необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово – экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

6. Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности и их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.