|
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ, СТАНДАРТЫ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАСтр 1 из 18Следующая ⇒
План лекции (2 часа) 1. Цели и задачи бухгалтерского учета 2. Общая характеристика финансового и управленческого учета 3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан 4. Методы бухгалтерского учета и его основные элементы
Цель лекции: Изучить и знать понятие о хозяйственном учете и его виды; предмет, методы бухгалтерского учета; цель и основные задачи бухгалтерского учета; отличительные особенности финансового и управленческого учета; нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета; пользователей бухгалтерской информации Ключевые слова: Бухгалтерский учет, оперативный учет, статистический учет, управленческий учет, финансовый учет, оценка, калькуляция, документация, счета, инвентаризация, двойная запись, бухгалтесркий баланс, отчетность, финансовая отчетность, пользователи учетной информации, стандарты.
1. Цели и задачи бухгалтерского учета Формой существования экономического объекта является хозяйственная деятельность. В современных условиях невозможно управлять сложным экономическим механизмом предприятия без своевременной и достоверной экономической информации, которая возникает и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы, выступающие как форма движения хозяйственных ресурсов, осуществляются в виде множества хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция – это совершаемый во времени и пространстве процесс, который имеет четко определенные начало и конец, место выполнения. Для осуществления хозяйственных операций затрачиваются труд и энергия, привлекаются материальные денежные ресурсы и др. Объектом бухгалтерского учета обычно выступает завершенная хозяйственная операция. В ней отражается, как правило, сам факт совершения операции и ее результат. Наблюдая и обобщая данные о хозяйственных операциях, бухгалтерский учет создает информацию о непрерывном движении хозяйственных ресурсов и хозяйственных процессов. Весь оборот хозяйственных ресурсов (активов), осуществляемый через хозяйственные процессы, отражается в бухгалтерском учете как множество хозяйственных операций и других хозяйственных фактов, относящихся к конкретным хозяйственным процессам. Совокупность учетных процедур, обеспечивающих получение информации о движении и состоянии финансовых ресурсов экономического объекта, называется бухгалтерским учетом (от немецкого «Buchhaltung» – книговед, так как со времени возникновения и в течение ряда веков этот учет вели, делая записи в специальных книгах). Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Следовательно, предметом бухгалтерского учета является производственно-хозяйственная деятельность и финансовая деятельность организации, оцененная в денежном выражении. Объектами бухгалтерского учета является имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет ведут организации всех отраслей народного хозяйства, функционирующие в сфере материального производства и непроизводственной сфере. К сфере материального производства относятся организации отраслей экономики, которые производят продукцию, выполняют работы, оказывают услуги, т.е. промышленные предприятия, строительные организации, предприятия торговли и т.д. К непроизводственной сфере относятся организации и учреждения культурно-бытового обслуживания населения, учебные и научные учреждения, учреждения здравоохранения. Все организации, предприятия и учреждения подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие преследуют цель – получение прибыли. Коммерческие и некоммерческие организации имеют различные цели бухгалтерского учета (Таблица №1).
Таблица №1
История развития учета насчитывает свыше 4000 лет. Учет зародился с возникновением хозяйственных связей в человеческом обществе. Среди предпосылок становления учета следует выделить появление письменности и арифметики. Учет совершенствовался по мере развития производительных сил и общественного разделения труда. Вначале имели место только описи различных ценностей, для которых использовались глиняные таблички, папирус, черепки, а позже – бумага. Во II тыс. до н.э. в Древнем Египте возник приходно-расходный учет, т.е. велась не только опись имущества, но и фиксировалась каждая операция. Учет осуществлялся только в натуральных единицах. Возникновение денег и их использование в качестве универсального эквивалента обусловили переход от натурального учета к стоимостному. Особо следует отметить, в 1494 году в истории развития учета XV века ученый-математик Лука Пачоли написал книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». В главе «Трактат о счетах и записях» этой книги Лука Пачоли описал уже существующую в то время двойную запись и с помощью анализа хозяйственных операций и существовавших способов ведения книг доказал, что в любом хозяйстве на основании закона двойной записи возможно построение целесообразной системы счетов и книг. В результате промышленной революции (XVII в.) возникла необходимость решать новые задачи бухгалтерского учета: начисление амортизации; распределение накладных расходов; оценка запасов; ценообразование, исчисление заработной платы и т.п. Появление акционерных компаний и принципа ограниченной ответственности акционеров (XIX в.) способствовало бурному развитию бухгалтерского учета и аудита. Компаниями стали управлять не собственники, а наемные управляющие. Собственникам стала необходима информация о том, как работает компания, как были использованы средства, вложенные в нее. Такой информацией является отчетность компании. Собственникам и другим внешним пользователям отчетности (кредиторы, клиенты) важна достоверность отчетности. Подтверждают достоверность отчетности аудиторы в аудиторском заключении. Стремительное развитие экономики, промышленности, информационных технологий, средств связи, международной торговли и сотрудничества, транснациональных компаний (XX в.) обусловило применение научного подхода к практике счетоводства, определенного регулирования и стандартизации, основанной на принципах бухгалтерского учета, развития его организационно-правовой структуры. К середине XX в. бухгалтерский учет сформировался как метод управления. Бухгалтерская служба начинает участвовать в планировании деятельности организации, принятии управленческих решений и контроле их выполнения. В настоящее время бухгалтерский учет рассматривается как социально обусловленная наука, в которой в соответствии с требованиями общества постоянно происходят изменения. В соответствии с главой 2, ст.4 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Целью бухгалтерского учета является обеспечение пользователей полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций для принятия ими управленческих решений. Основными задачами бухгалтерского учёта является: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой для внутренних и внешних пользователей финансовой отчётности; 2) обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РК при осуществлении организацией хозяйственных операций; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости. В соответствии с главой 2, ст.5 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» принципамиведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.
2. Общая характеристика финансового и управленческого учета Бухгалтерский учет можно структурировать по следующим основным направлениям: - финансовый учет; - управленческий учет. В соответствии с запросами пользователей бухгалтерский учет подразделяется на: финансовый и управленческий. Финансовый учет – это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри предприятия руководителями различных уровней и внешними пользователями. Финансовый учет ориентирован в основном на внешних пользователей. С его помощью формируется информация, необходимая инвесторам, поставщикам, кредиторам, покупателям, государственным органам и другим пользователям, в виде финансовых отчетов (например, бухгалтерский баланс, характеризующий финансовое положение организации; отчет о прибылях и убытках, отражающий финансовые результаты деятельности организации; отчет о движении денежных средств и др.). Финансовый учет имеет свои особенности, характеризующие и отличающие его от остальных видов учета, а именно: - системность, непрерывность и взаимосвязь информации о субъекте; - стоимостная оценка учитываемых объектов и документальное оформление экономических событий; -использование специфических приемов и способов обработки учетных данных. Т.е. является документально обоснованным; непрерывен во времени и сплошной по охвату; применяет особые, только ему присущие, способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, финансовая отчетность, бухгалтерский баланс, и др.). Функцией же управленческого учета является сбор и обработка данных о затратах на производство, себестоимости продукции (работ, услуг). Эта информация является коммерческой тайной субъекта и предназначена для внутреннего пользования соответствующим управленческим персоналом. В условиях рынка учет, как основная ее часть, не обеспечивает информацией стратегию и тактику внутреннего управления деятельностью предприятия. Ежедневно для управляющих всех уровней необходим значительный объем оперативной информации, который в силу своей специфики не может предоставить финансовый учет. Разработка и осуществление управленческих решений в предпринимательской деятельности базируется на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование реализуются на основе планов и фактических данных оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производится поданным внутренней отчетности. Аналитические расчеты, произведенные с помощью специфических приемов, применяются для планирования и координации будущего развития предприятия. Такие функции в информационной системе предприятия выполняет управленческий учет. Управленческий учет из общей системы бухгалтерского учета выделился в 40-х - 50-х годах XX века. Это было связано прежде всего с проблемой повышения эффективности предпринимательской деятельности. Управленческий учет – предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри предприятия руководителями различных уровней. Его главная цель – обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для: - предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу; - исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет; - определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности (центр ответственности – это структурное подразделение, возглавляемое руководителем, который несет ответственность за результаты работы) и другим позициям. Предмет, метод, задачи и объекты учета управленческого учета Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные или лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета. Объектами управленческого учета являются: - издержки (текущие и капитальные) предприятия и его структурных подразделений - центров ответственности; - результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; - внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; - бюджетирование и внутренняя отчетность. Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление внутренних отчетов, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации) и его управляющих (менеджеров). Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием. Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета позволяет сформулировать его важнейшие цели: - оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений; - контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности; - обеспечение базы для его ценообразования; - выбор наиболее эффективных путей развития предприятия. Целью бухгалтерского управленческого учета является обеспечение внутренних пользователей предприятия информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности. К такой информации в первую очередь относятся данные о затратах на производство, себестоимости продукции и отдельных ее видов, рентабельности, выпуске и результатах реализации продукции, работ, услуг. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете. Рассмотрим их общие черты: В обеих системах рассматриваются одинаковые хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете. На основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. Оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов. Наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления. Отличительные признаки финансового и управленческого учета представлены в таблице 1.
Сравнительный анализ финансового и управленческого учета Таблица 1
3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Глава 2, ст.8) руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность главного бухгалтера; 3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру; 4) вести бухгалтерский учет лично. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом. Правительство Республики Казахстан: 1) утверждает порядок ведения бухгалтерского учета; 2) утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий; 3) утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации; 4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом (Глава 4, ст.20). Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан. Министерство финансов: 1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 2) определяет порядок ведения бухгалтерского учета; 3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним; 5) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета; 6) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 7) взаимодействует по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности с иными государственными органами и профессиональными организациями; 8) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа.
Наряду с государственным регулированием в Республике вводится и негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которое осуществляет консультативный орган (Глава 4, ст.21). Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем. В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.
Документы нормативного уровня регулирования учета и отчетности
Для регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, установления принципов, основных качественных характеристик и правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Республике Казахстан принят Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года, № 234-ІІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.). Наряду с законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Республике Казахстан действуют международные стандарты финансовой отчетности, национальный стандарт финансовой отчетности. Действие Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» распространяется на: - индивидуальных предпринимателей; - юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Глава 1, ст.2). В соответствии со ст.7 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2015 г.):(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) Индивидуальное предпринимательство представляет собой инициативную деятельность физических лиц, направленную на получение дохода, основанную на собственных средствах физических лиц, осуществляемая от их имени, за их риск и под их имущественную ответственность. Индивидуальный предприниматель – гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица и соотвствующий ряду критериев, определенных пунктами 3, 7 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». В соответствии с Законом индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям: 1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации; 2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость; 3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков. При несоответствии одному из указанных условий, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие. В соответствии с Налоговым Кодексом РК Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе патента; 3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. При переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка. Специальный налоговый режим не вправе применять: 1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства; 2) филиалы, представительства юридических лиц; 3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах; 4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов; 5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим; 6) налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений). Для целей настоящего подпункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны; 7) некоммерческие организации; 8) юридические лица, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти; 9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан. Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) производство подакцизных товаров; 2) хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; 3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута; 4) организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных)); 5) недропользование; 6) сбор и прием стеклопосуды; 7) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; 8) консультационные услуги; 9) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; 10) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; 11) деятельность в области права, юстиции и правосудия. Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые: 1) не используют труд работников; 2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;Подпункт 3 в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) 3) предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. * +Налоговым периодом является календарный год. В статью 433 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)Действующий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальный предприниматель, среднесписочная численность работников за налоговый период которого составляет не более 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя, а предельный доход за налоговый период (квартал, полугодие) составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. При использовании данного режима следует помнить, что доходом индивидуального предпринимателя будет являться вся сумма денежных средств, а не только чистая прибыль. Налоговым периодом является полугодие. В соответствии со ст.6 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2015 г.):(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) Юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства, создается в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан. Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям: - субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства; - субъекты среднего предпринимательства; - субъекты крупного предпринимательства. Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям: - среднегодовая численность работников; - среднегодовой доход. Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей: - государственной статистики; - оказания государственной поддержки; - применения иных норм законодательства Республики Казахстан. Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников. Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу. При этом программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания. Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом финансовой отчетности ( Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 ). Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику: 1) Субъекты малого предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса; 2) Субъекты среднего предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (Приказ министра финансов РК от 3 августа 2010 г. №393, введен в действии с 1.01.2013 г.).
Сравнительная таблица субъектов частного предпринимательства
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|