|
ТЕМА 3. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ И СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
План лекции (2 часа) 1. Понятие и сущность бухгалтерских счетов. 2. Виды счетов. Схема счетов. Понятие дебета и кредита счетов 3. Обоснование метода двойной записи и ее контрольное значение. 4. Порядок отражения на счетах хозяйственных операций.
Цель лекции: Изучить и знать понятие о счетах бухгалтерского учета; строение активных и пассивных счетов; назначение типового плана счетов. Изучить и знать сущность двойной записи операций на счетах; счета синтетического и аналитического учета; обобщение данных текущего бухгалтерского учета; контрольное значение оборотных ведомостей для проверки записей по счетам Ключевые слова: Счета бухгалтерского учета, дебет, кредит, сальдо, дебетовый оборот, кредитовый оборот. Двойная запись, корреспонденция счетов, бухгалтерская проводка, простая бухгалтерская проводка, сложная бухгалтерская проводка, синтетические счета, аналитические счета, синтетический учет, аналитический учет.
1. Понятие и сущность бухгалтерских счетов В целях управления предприятием необходимо иметь информацию о совершаемых хозяйственных операциях. Надо знать не только о состоянии средств, но и об их движении. Такая информация не может быть получена при помощи бухгалтерского баланса, так как она отражает состояние средств, сложившееся в результате уже совершенных хозяйственных операций, а не сами хозяйственные операции, не движение средств и их источников. Следовательно, необходимы какие-то другие приемы, позволяющие получать данные об изменениях, о совершаемых на предприятии хозяйственных операциях. Таким приемом в бухгалтерском учете являются счета. Счета бухгалтерского учета - это экономическая группировка, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале в стоимостном выражении. Бухгалтерский счет – это основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на каждую группу (вид) средств и их источников, хозяйственных процессов и их результатов открываются отдельные счета. Счета открывают на каждый вид актива, капитала и обязательства, включая доходы и расходы. Счета активов показывают увеличение или уменьшение ценностей. Счета обязательств – увеличение или уменьшение денежных обязательств. Счета капитала отражают средства собственников, вложенные им в предприятие и их изменение. Схематически счета обычно изображаются в виде условной таблички, среди бухгалтеров она называется «самолетиком»: Номер и наименование счета Дебет Кредит
Спросите любого бухгалтера – все они начинали изучение бухгалтерского учета с таких «самолетиков». Левую сторону принято называть “Дебет”; правую “Кредит” сокращенно Дт и Кт. На данном счете записывают первоначальный остаток данного объекта учета и его дальнейшее изменения, то есть увеличения и уменьшения, вызываемые хозяйственными операциями, что позволяет в любой момент определить его новое состояние. В конце каждого месяца, после записей всех хозяйственных операций на счетах подсчитываются обороты за месяц и остаток (сальдо) на конец месяца. Итог сумм записанных по дебету счета без начального сальдо называется дебетовым оборотом, а итог записей по кредиту счета без начального сальдо называется кредитовым оборотом.
2. Виды счетов. Схема счетов. Понятие дебета и кредита счетов
Рис.1 - Классификация счетов бухгалтерского учета
В зависимости от получения информации об активах или источниках их образования бухгалтерские счета подразделяются на: Ø Активные, предназначенные для учета состояния и изменения активов; Ø Пассивные, предназначенные для учета изменения источников формирования (капитала и обязательств). По степени детализации информации бухгалтерские счета подразделяются на: Ø Синтетическими называются такие счета, в которых осуществляется обобщенный учет активов, пассивов (средств) и хозяйственных процессов, без подразделения на элементы. Они ведутся только в денежном выражении. Ø Аналитические счета служат для подробной характеристики объектов бухгалтерского учета, т. е. аналитические счета расшифровывают обобщенные данные синтетического счета. Таким образом, аналитические счета дают детальную подробную характеристику синтетического счета. Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенных показателях (на синтетических счетах) называется синтетическим учетом, а отражение их в детализированных показателях (на аналитических счетах) - аналитическим учетом. По отношению к балансу бухгалтерские счета подразделяются на: Ø Забалансовые счета предназначены для учета ценностей, не принадлежащих предприятию, но находящихся в его временном распоряжении. Официально они не выделены в Типовом плане счетов бухгалтерского учета, но по мере необходимости предприятие их открывает и нумерует с 001, 002 и т.д. Особенностью данных счетов является отсутствие двойной записи на них, то есть операцию записывают только в дебет или кредит без корреспонденции с другими счетами. На этих счетах отражают операции, которые в данный момент на результат деятельности предприятия влияния не оказывают, но в любой момент могут изменить его. Например, если предприятие не обеспечило сохранность сданного в монтаж оборудования; товаров, принятых на комиссию; основных средств, взятых в аренду, то оно должно будет возместить материальный ущерб. Ø Бала́нсовые счета - счета бухгалтерского учёта, показатели которых находят отражение в бухгалтерском балансе. Однако это не означает, что названия статей баланса должны соответствовать названиям балансовых счетов. В зависимости от объектов учета бухгалтерские счета подразделяются на: Ø Постоянные счеты – это счета, на которых учитываются операции, связанные с наличием и движением активов, обязательств и собственного капитала. Постоянные счета на конец отчетного периода, как правило, имеют сальдо. Ø Транзитные счета (временные) – это счета, на которых учитываются операции и события, связанные с учетом доходов и расходов, а также учетом затрат, связанных с производством продукции (работ, услуг). Сальдо по транзитным счетам в конце отчетного периода переносится на постоянные счета, и в бухгалтерском балансе не отражается.
На активных счетах ведется учет средств предприятия. Сальдо по этим счетам заносится в актив баланса предприятия. По активным счетам увеличение происходит только по дебету счета, а уменьшение – только по кредиту счета. Сальдо по активным сетам бывает только по Дебету (дебетовое). Для активного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:
Если у вас получилось кредитовое сальдо на активном счете, значит, где-то произошла ошибка. На активных счетах отражаются хозяйственные операции, изменяющие состав средств предприятия. На пассивных счетах обязательств и капитала ведется учет хозяйственных операций, в результате которых изменяются источники средств предприятия. Сальдо по этим счетам вносится в пассив баланса. По пассивным счетам увеличение источник производится по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо по пассивным счетам бывает только кредитовое. Для пассивного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:
Если выходит дебетовый остаток, значит, нужно поискать ошибку, какая-то проводка не оформлена или внесена неправильно сумма.
3. Обоснование метода двойной записи и ее контрольное значение Каждая хозяйственная операция, в силу своего объективного характера, вызывает двойственные изменения в составе активов, капитала или обязательств. Эти изменения обусловлены: - экономической природой смены форм собственности в процессе кругооборота средств (приобретение запасов с оплатой их с текущего банковского счета, выпуск готовой продукции из производства и т.д.); - перемещением запасов и денежных средств (получение денег с текущего банковского счета в кассу, отгрузка продукции покупателям и т.д.); - изменением взаимоотношений предприятия с другими предприятиями, группами лиц или отдельными лицами в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в результате возникновения обязательств или погашения взаимных обязательств (принятие к оплате счетов поставщиков, выплата заработной платы из кассы и другие). Двойная запись представляет собой способ отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, посредством которого каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: на дебете одного cчета и кредите другого на одну и ту же сумму. При отражении хозяйственных операций на счетах между ними возникает взаимосвязь – между дебетом одного и кредитом другого счета. Такая взаимосвязь между счетами, возникающая в результате двойной записи хозяйственных операций называется корреспонденцией счетов, а сами счета - корреспондирующими. Прежде чем разносить суммы хозяйственных операций по счетам, надо указать дебетуемый и кредитуемый счета, которые затрагиваются данной операцией. Такое предварительное указание корреспондирующих счетов, а также суммы операции называются бухгалтерской проводкой, счетной формулой, корреспонденцией или контировкой (от итальянского слова «konto» - счет). Бухгалтерская проводка - есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации. Например, получены деньги в кассу с текущего банковского счета в национальной валюте – 50 000 тенге: Дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе» ∑ 50 000 тг. Кредит счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» ∑ 50 000 тг. или Дт 1010 Кт 1030 ∑ 50 000 тг.
Бухгалтерские проводки составляются на основании документов, в которых отражены хозяйственные операции. По количеству затрагиваемых операцией счетов бухгалтерские проводки могут быть: Ø Простые; Ø Сложные. Простая бухгалтерская проводка – это проводка, где один счет дебетуется, другой кредитуется на одну и ту же сумму. Приведенная выше проводка является простой, поскольку в ней затрагиваются всего два счета. На практике часто встречаются сложные бухгалтерские проводки. Сложная бухгалтерская проводка – это проводка, где дебетуется один счет, а кредитуются несколько, или наоборот. Сложная проводка не нарушает принципа двойной записи, так как сумма записей по дебету (кредиту) нескольких счетов равна сумме записей по кредиту (дебету) одного счета.
Например, при получении денег в кассу национальной валюте от подотчетного лица в сумме 10000 тенге и от покупателя в сумме 120 000 тенге: Дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе» ∑ 130 000 тг. Кредит счета 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» ∑ 10000 тг. Кредит счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» ∑ 120000 тг.
Контрольное значение двойной записи, состоит в том, что при двойной записи каждая операция отражается по дебету одного и кредиту другого счета на одинаковую сумму. Вследствие этого итог оборотов по дебету всех счетов должен быть равен итогу оборотов по кредиту всех счетов. Познавательное значение метода двойной записи состоит в том, что благодаря корреспондирующей связи между счетами можно раскрыть содержание хозяйственных операций, не обращаясь ни к тексту, ни к документу.
4. Порядок отражения на счетах хозяйственных операций Для определения корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции необходимо придерживаться следующей логической последовательности рассуждений: 1) Определить, какие объекты учета, а, следовательно, какие счета затрагиваются данной хозяйственной операцией. 2) Определить характер счетов (активы, капитал, обязательства, соответственно активный счет или пассивный). 3) Установить, какие изменения произошли на счетах в результате хозяйственной операции (увеличение или уменьшение). 4) Исходя из характера изменений, происшедших под влиянием хозяйственной операции, а также характера затронутых счетов определить дебетуемый и кредитуемый счета.
Действующий план счетов, его характеристика и значение На любом предприятии, даже на небольшом, существует большое многообразие хозяйственных средств, участвующих в хозяйственных процессах, и источников, образующих хозяйственные средства. Появилась необходимость систематизировать средства труда и их источники по их экономическому содержанию. Для учета каждого вида средств, их источников и хозяйственных процессов открыли отдельный счет, где производятся записи о хозяйственных операциях. Для удобства пользования счета эти поместили в одну таблицу, которую назвали «План счетов бухгалтерского учета». Универсальным инструментом, позволяющим современному бухгалтеру с минимальными затратами времени и средств освоить все многообразие хозяйственных операций, является их кодирование в виде систем проводок на основе Плана счетов. План счетов представляет собой научно обоснованный перечень счетов, необходимых в учете хозяйственных операций с целью их обобщения и контроля. Использование для отражения однородных хозяйственных операций, хозяйственных средств и денежных обязательств, соответствующих бухгалтерских счетов, дает возможность оперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состоянии предприятия и проводить экономический анализ его деятельности. В основу иерархии этого Плана счетов положен кругооборот имущества по степени его ликвидности (возможности трансформации имущества в денежные средства) и изымания инвестиций. При этом средства организации и инвестиции представлены в порядке от наименее к более ликвидным или изымаемым. Счета, отражающие экономически однородные виды имущества, обязательств, фондов, резервов, процессов деятельности и их результатов, сгруппированы в разделы, каждый из которых имеет свой номер. Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета в дополнение к Плану счетов Министерством финансов разработана Инструкция, в которой приводятся характеристика каждого счета и базовая схема отражения показателей на нем. После характеристики каждого синтетического счета в Инструкции дается типовая схема корреспонденции этого счета с другими синтетическими счетами, а также даются указания по организации аналитического учета. На основе указанного Плана счетов и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в данной организации. Субсчета, предусмотренные Планом счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований ее управления, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. К каждому синтетическому счету может быть открыто до 10 субсчетов. Таким образом, План счетов представляет собой классификатор номенклатуры счетов бухгалтерского учета, на основе которого строится вся система кодирования данных бухгалтерского учета и установления корреспонденции счетов по отражению данных о фактах хоз. деятельности. Как известно, Приказом Министра финансов РК от 23.05.2007 г. №185 был утвержден Типовой план счетов бухгалтерского учета, а также Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 утвержден План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений». Типовой план счетов бухгалтерского учета (далее – Типовой план) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Типовой план предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении. Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака: первая цифра – указывает на принадлежность к разделу; вторая цифра – указывает на принадлежность к подразделу; третья цифра – указывает на принадлежность к группе синтетических счетов; четвертая цифра – определяется организацией самостоятельно в порядке ликвидности. Типовой план счетов бухгалтерского учета содержит следующие разделы: 1 раздел - «Краткосрочные активы»; 2 раздел - «Долгосрочные активы»; 3 раздел - «Краткосрочные обязательства»; 4 раздел - «Долгосрочные обязательства»; 5 раздел - «Капитал и резервы»; 6 раздел - «Доходы»; 7 раздел - «Расходы»; 8 раздел - «Счета производственного учета».
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|