Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Учет денежных средств и их эквивалентов.





 

План лекции (2 часа)
1. Определение краткосрочных активов и их классификация

2. Учет наличности, находящейся в кассе

3. Учет денежных средств, хранящихся на текущем банковском счете

4. Понятие денежных средств и их эквивалентов

5. Система внутреннего контроля за движением денежных средств

 

Цель лекции: Изучить и знать значение, принципы и задачи учета наличности в кассе, на текущем банковском счете, порядок ведения кассовых операций и их документальное оформление, порядок открытия, ведения и закрытия текущего и других счетов в банке.

Ключевые слова: Текущий банковский счет, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование-поручение.

 

1. Определение краткосрочных активов и их классификация

В соответствии с главой 3 ст.13 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»:

Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Т.е., активы - это имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права
субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, заключенная в активе – это потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или эквивалентов денежных средств предприятия. Актив признается в балансе, и актив имеет себестоимость или стоимость, которую можно достоверно определить.

По срокам обращения активы можно подразделить на:

• долгосрочные (более одного года);

• краткосрочные (текущие) (до одного года).

Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» предприятие должно классифицировать актив как краткосрочный, если он удовлетворяет любому из перечисленных ниже критериев:



(a) его предполагается реализовать или он предназначен для продажи или потребления в рамках обычного операционного цикла предприятия;

(b) оно предназначено в основном для целей торговли;

(c) его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода; или

(d) актив представляет собой денежные средства или, их эквиваленты (в значении, определенном в МСФО (IAS) 7), если только не существует ограничения на его обмен или использование для погашения обязательств в течение как минимум двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.

Предприятие должно классифицировать все прочие активы как долгосрочные.

Операционный цикл предприятия представляет собой период времени с момента приобретения активов для обработки и до момента их обмена на денежные средства или эквиваленты денежных средств. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.

Краткосрочные активы включают активы (такие, как запасы и дебиторская задолженность), которые продаются, потребляются или реализуются в рамках обычного операционного цикла, даже если не предполагается их реализовать в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.

К краткосрочным активам относятся следующие статьи:

• запасы независимо от срока их переработки и реализации;

• расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года от отчетной даты;

• денежные средства. Денежные средства, на использование которых наложены ограничения, включаются в текущие активы, если ограничения будут сняты в течение одного года;

• краткосрочные финансовые инвестиции с указанием текущей стоимости;

• дебиторская задолженность, которая будет получена в течение одного года от отчетной даты:

• авансовые платежи за покупку текущих активов;

• счета к получению;

• векселя полученные;

• дебиторская задолженность, возникшая в результате внутригрупповых операций между основным хозяйственным товариществом и его дочерними товариществами;

• прочая дебиторская задолженность.

«Денежные средства» - это остатки наличных денег и денег до востребования. Деньги в кассе и на счетах в банках отражаются по их текущей стоимости, так как на дату отчета номинальная и текущая стоимость денег идентичны. Денежные средства, наиболее ликвидные активы, являются стандартным средством обмена и основой для оценки и учета остальных статей. Денежные средства обычно классифицируются как текущие активы. Для того, чтобы они относились к категории денежных средств, они должны быть всегда доступными для оплаты обязательств и не должны выступать предметом каких-либо контрактных ограничений, сдерживающих их использование в целях погашения долгов. К денежным средствам относятся монеты, банкноты, валюта, текущие и депозитные счета в банках. Денежные средства предприятия можно разделить на две категории: денежные средства в кассе и денежные средства в банке. В балансе они обычно показываются одной строкой. Частично это связано с тем, что предприятия стараются как можно меньше иметь наличности в кассе, а основным платежным средством служат чеки. Наличность, которой владеют и хранят в сейфах, используется в основном для мелких платежей, называется "малая касса".

«Краткосрочные финансовые инвестиции» это наличие ценных бумаг сроком размещения с трех месяцев до одного года по справедливой рыночной стоимости.

«Краткосрочная дебиторская задолженность» - задолженность покупателей, заказчиков, сроком погашения до одного года.

«Запасы» наличие материалов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров. Если предприятие осуществляет поставку товаров или услуг в рамках четко определяемого операционного цикла, разделение активов в отчете о финансовом положении на краткосрочные и долгосрочные обеспечивает полезную информацию, так как позволяет отделить чистые активы, постоянно циркулирующие в составе оборотного капитала, от активов, используемых в долгосрочных операциях предприятия. Это также позволяет выделить активы, которые предприятие предполагает реализовать в течение текущего операционного цикла.

Текущие активы представлены в бухгалтерском балансе в порядке ликвидности. Пять основных элементов в разделе текущих активов: денежные средства, краткосрочные инвестиции, дебиторская задолженность, запасы, оплаченные авансом расходы.

По степени ликвидности выделяют:

- абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;

- высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца), без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

- среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;

- слаболикивдные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;

- неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

В типовом плане счетов бухгалтерского учета Раздел 1 "Краткосрочные активы" включает следующие подразделы:

1000 "Денежные средства".

1100 "Краткосрочные финансовые инвестиции".

1200 "Краткосрочная дебиторская задолженность".

1300 "Запасы".

1400 "Текущие налоговые активы".

1500 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи".

1600 "Прочие краткосрочные активы

 

2. Учет наличности, находящейся в кассе

Бухгалтерский учет денежных средств должен обеспечивать решение следующих задач:

Ø точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;

Ø контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

Ø контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.

Для хранения, выдачи и приёма денежных средств каждая организация имеет кассу. Для обеспечения сохранности денег большое значение имеет правильная организация работы кассы. Желательно, чтобы касса находилась в изолированном помещении, оборудованном в соответствии с требованиями Национального Банка о технической оснащенности кассы средствами безопасности и охранно-пожарной сигнализации. Выполнение этих требований – дорогое мероприятие, и потому необходимо иметь, хотя бы, несгораемый сейф для хранения наличности, а помещение оборудовать противопожарной сигнализацией. В обязанности первых руководителей предприятия входит обеспечение охраны кассы, а также сохранности денег при доставке их из банка и сдаче в банк. Не допускается хранить в кассе денежные средства и материальные ценности, не принадлежащие организации.

Производимые предприятием операции с наличными деньгами называются кассовыми операциями. Порядок ведения кассовых операций регламентируется Правилами ведения бухгалтерского учета. Ведение кассовых операций производит кассир (а при его отсутствии - бухгалтер), являющийся материально-ответственным лицом. При приеме на работу кассира знакомят с порядком ведения кассовых операций, заключают с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности и подписывают обязательство кассира. Назначение кассира, а также его замену оформляют передачей кассы и ценностей по акту.

Первичными документами по оформлению кассовых операций являются приходные и расходные кассовые ордера.

Поступление денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером (ф.КО-1) в одном экземпляре, подписанном главным бухгалтером и кассиром. Тому, кто сдал деньги в кассу, на руки выдают квитанцию (отрывную часть ордера), а ордер остается в кассе.

Выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (ф.КО-2) в двух экземплярах. Расходный кассовый ордер оформляется на основании платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, других распорядительных документов, подписанных руководителем и главным бухгалтером. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир обязан потребовать у получаемого лица документ, удостоверяющий личность получателя. Наименование и номер документа, кем и когда выдан, указываются в расходном кассовом ордере. Получатель должен расписаться в расходном кассовом ордере и указать полученную сумму: тенге – прописью, тиын – цифрами.

При выдаче денег по доверенности в расходном кассовом ордере дополнительно указывают Ф.И.О. лица, которому доверено получение денег, а саму доверенность прикрепляют к расходному кассовому ордеру. Если доверенность выдана на получение суммы заработной платы, отраженной в платежной ведомости, то напротив этой суммы в ведомости расписывается доверенное лицо, а доверенность прикрепляется к платежной ведомости.

Приходные и расходные кассовые ордера выписываются кассиром четко и ясно. Исправление ошибок, подчистки, помарки и применение корректора в данных документах не допускается. Исправления в обозначении суммы денег не допускаются! Если это будет сделано, то РКО или ПКО с исправленной суммой считается недействительным.

После совершения операций, правильно оформленные ордера подписываются кассиром, а также гасятся печатью предприятия.

Для регистрации приходных и расходных кассовых документов применяют «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» (ф.КО-3). Журнал открывается отдельно на приходные и отдельно на расходные кассовые документы.

Приходные и расходные кассовые ордера являются основанием для учета кассовых операций в кассовой книге (ф.КО-4). Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверенная печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. Каждое предприятие может иметь только одну кассовую книгу по учету наличности в национальной валюте.

Отчет кассира составляется ежедневно и отражается в «Книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов» (ф.КО-5).

Принятый от кассира отчет тщательно проверяется бухгалтером (полное включение в кассовый отчет всех ордеров, правильность оформления, правильность подсчитанных итогов в отчете и выведения остатка кассы на конец дня, наличие росписей в получении денег).

Синтетический учет кассовых операций ведут на счете 1010 «Денежные средства в кассе». Счет является активным, поэтому остатки на начало и конец периода, а также увеличение за период отражаются по дебету счета, а уменьшение денежных средств – по кредиту.

Если в организации осуществляются операции в иностранной валюте, то в рабочем плане счетов (РПС), который является приложением к учетной политике, необходимо это предусмотреть, и для учета денег открыть аналитические счета:

1011 «Денежные средства в кассе в национальной валюте»;

1012 «Денежные средства в кассе в иностранной валюте».

Корреспонденция счетов типовых операций по учету денег в кассе организации приведена в следующей таблице:

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Поступление денег в кассу:    
1. Поступили деньги за реализованные товары (выполненные работы, услуги): - на стоимость без НДС - на сумму НДС        
2. Поступили деньги в счет погашения краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков
3. Поступили авансовые платежи от покупателей и заказчиков
4. Поступили неиспользованные подотчетные суммы
5. Поступили деньги с текущего банковского счета
6. Оприходованы излишки денежных средств, обнаруженные при инвентаризации кассы
7. Возврат прочей дебиторской задолженности
8. Возврат краткосрочных беспроцентных займов работников
Выдача денег из кассы:    
1. Выдача денежных средств в подотчет
2. Займ работникам
3. Расчет наличными непосредственно из кассы с поставщиками и подрядчиками
4. Выдача заработной платы и авансов из кассы
5. Выявлена недостача денег в кассе при инвентаризации
6. Выданы авансы поставщикам и подрядчикам
7. Пополнение расчетного счета за счет выручки от реализации - отражение операции в разделе учета кассы - отражение операции в разделе учета счета в банке        

 

На конец месяца в регистрах бухгалтерского учета выводят остаток денежных средств на 1 число следующего месяца. Сумма остатка должна соответствовать остатку по отчету кассира.

Инвентаризацию хранящихся в кассе денежных средств проводят не реже 1 раза в квартал. (Это положение должно быть отражено в учетной политике организации). Результаты инвентаризации оформляются Актом инвентаризации денежных средств и эквивалентов денежных средств (ф.Инв-6). Излишки денежных средств, обнаруженные в кассе приходуются, а недостачи взыскиваются с кассира. При любом несоответствии наличия денег в кассе с суммой по учетным документам с кассира берется объяснительная записка по этому поводу, где кассир обязан объяснить причины выявленного несоответствия. Объяснительная записка прилагается в акту инвентаризации денежных средств.

 

3. Учет денежных средств, хранящихся на текущем банковском счете

Предприятия, осуществляя свою деятельность, выступают во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, которые основаны на денежных расчетах. Большая часть расчетов производится в безналичном порядке, то есть через учреждения банков. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины.

Для проведения безналичных расчетов предприятие должно иметь расчетный счет, открываемый в отделениях банков, предназначенный для хранения всех временно свободных денежных средств.

Банковский счет - способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему денег и (или) банковскому обслуживанию клиента.

Банку запрещается открытие:

1) клиенту нового банковского счета по основаниям и в случаях, предусмотренных подпунктом 13) статьи 581 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - Налоговый кодекс):

- налогоплательщику, имеющему в данном банке открытый банковский счет, на который органами налоговой службы выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика, указанного в подпункте 2) пункта 1 статьи 609 настоящего Кодекса;

2) банковского счета бездействующему налогоплательщику.

Банковские счета подразделяются на текущие и сберегательные счета физических и юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, а также корреспондентские счета банков.

 
 

 

 


Текущий счет - банковский счет, открываемый банком клиенту на основании договора банковского счета, по которому выполняются операции, связанные с:

1) обеспечением наличия и использованием банком денег клиента;

2) принятием (зачислением) денег в пользу клиента;

3) выполнением распоряжения клиента о переводе денег в пользу третьих лиц в порядке, предусмотренном договором банковского счета;

4) исполнением распоряжения третьих лиц об изъятии денег клиента по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан и (или) договором;

5) осуществлением приема от клиента и выдачи ему наличных денег в порядке, установленном договором банковского счета;

6) выплатой вознаграждения в размере и порядке, определяемых договором банковского счета;

7) предоставлением по требованию клиента информации о сумме денег клиента в банке и произведенных операциях в порядке, предусмотренном договором банковского счета;

8) осуществлением иного банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором, законодательством Республики Казахстан и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Сберегательный счет - банковский счет, открываемый банком клиенту на основании договора банковского вклада для выполнения операций, связанных с:

1) обеспечением наличия и использованием банком денег (вклада), принадлежащих клиенту;

2) осуществлением приема от клиента или третьих лиц денег как наличным, так и безналичным способом;

3) выплатой вознаграждения в размере и порядке, определяемых договором банковского вклада;

4) возвратом денег (вклада) клиенту на условиях, предусмотренных договором банковского вклада и законами Республики Казахстан, в том числе путем их перевода на другой банковский счет клиента;

5) исполнением распоряжения третьих лиц об изъятии денег клиента по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан и (или) договором.

Корреспондентский счет - банковский счет, открытый банку в другом банке по договору корреспондентского счета, по которому осуществляются банковские операции банка и его клиентов.

Таким образом, текущие и сберегательные счета – это банковские счета физических и юридических лиц. Корреспондентские счета – это банковские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Банковские счета открываются при заключении между банком и клиентом договора банковского счета и (или) договора банковского вклада.

При открытии клиенту банковского счета для учета денег клиента банк присваивает ему индивидуальный идентификационный код, являющийся номером банковского счета клиента банка.

Порядок открытия текущих счетов по договору банковского счета

При открытии текущего счета по договору банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе (выдаче) клиенту или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором банковского счета.

Договор банковского счета должен содержать следующее:

1) предмет договора;

2) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии банковского счета не требуется;

3) порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке;

4) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.

В договоре банковского счета могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.

В договоре банковского счета должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством.

В соответствии с утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года № 266 «Правилами открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан» (Глава 2) для открытия банковского счета клиенту необходимо представить:

1) для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан и их обособленных подразделений (филиалов и представительств):

- документ с образцами подписей и оттиска печати, оформленный в соответствии с главой 5 настоящих Правил;

- копия документа, подтверждающего регистрацию клиента в качестве налогоплательщика;

- копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица либо учетной регистрации (перерегистрации) филиала (представительства);

- нотариально удостоверенную копию устава (для обособленных подразделений - Положения) либо документа, подтверждающего факт деятельности клиента на основании типового устава;

- копию документа (-ов), удостоверяющего (-их) личность лица (лиц), уполномоченного (-ых) подписывать платежные документы при совершении операций, связанных с ведением банковского счета клиента (распоряжением деньгами на банковском счете) в соответствии с документом с образцами подписей и оттиска печати, оформленном в соответствии с главой 5 настоящих Правил;

- нотариально удостоверенные на русском и/или государственном языках документы, подтверждающие полномочия руководителя филиала или представительства общественного или религиозного объединения, избранного (назначенного) в порядке, предусмотренном уставом общественного или религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве (для филиалов и представительств общественных и религиозных объединений);

- копию доверенности, выданной юридическим лицом руководителю филиала или представительства (для филиалов и представительств иных форм юридических лиц);

- для государственных учреждений, финансируемых из государственного бюджета, - разрешение уполномоченного органа по исполнению бюджета;

2) для физических лиц-резидентов Республики Казахстан:

- документ, удостоверяющий личность;

- копию документа, подтверждающего регистрацию клиента в качестве налогоплательщика;

Предприятие имеет право открывать текущие банковские счета в нескольких банках, при этом оно обязано информировать налоговые органы обо всех открытых счетах.

Банк совершает следующие операции, связанные с:

- обеспечением наличия использования банком денег, принадлежащих владельцу счета, гарантируя владельцу счета беспрепятственно распоряжаться своими деньгами;

- принятием (зачислением) сумм денег в пользу владельца счета;

- изъятием (списанием) сумм денег по поручению владельца счета или распоряжением третьих лиц.

Допустив ошибку и обнаружив это, банк вправе самостоятельно списать указанные деньги со счета владельца без его поручения, о чем должно быть предусмотрено в договоре. Без согласия владельца счета банк вправе списать с его счета недоимки и штрафы по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно договору предприятия периодически получают из банка выписку со счета – второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого банком. Храня деньги предприятий, банк считает себя должником, поэтому остатки средств и их поступление записывает по кредиту, а списание денежных средств – по дебету. В подтверждении записей банк прилагает к выпискам копии документов, послуживших основанием для списания или зачисления денежных средств на текущий банковский счет. Получив выписку и копии расчетных документов, предприятие проверяет законность произведенных по счету операций. Если при проверке обнаружены ошибочно записанные или списанные суммы, предприятие не позднее, чем через 10 дней после получения выписки, в письменной форме должно уведомить об этом банк. При обработке выписки банка бухгалтер должен напротив каждой суммы, указанной в выписке проставить корреспондирующий счет.

Все операции по текущему банковскому чету производятся банком только с согласия руководителя предприятия и главного бухгалтера или на основании его распоряжения. Операции по текущему банковскому счету осуществляются банком на основании своевременно и правильно оформленных платежных документов: платежных поручений, требований-поручений, чеков, объявлений на взнос наличными и т.д.

 

       
 
 
   
 
   
Платежное поручение
 
   
Платежное требование-поручение
 
   
Чек
 
   
Инкассовое распоряжение

 

 


Объявление на взнос наличными это приказ владельца счета банку принять для зачисления на его банковский счет суммы, вносимые наличными (выручка, депонированная з/плата).

Бланк состоит из 3 частей:

- объявление, которое остается в банке, как обоснование о взносе денег;

- квитанция, которая выдается банком в знак подтверждения о взносе наличных и которую прилагают к расходному кассовому ордеру как подтверждение о то, куда использованы деньги;

- ордер прилагают к выписке банка, как обоснование для владельца счета, откуда поступили денежные средства.

Все три части заполняются лицом, вкладывающим деньги в банк, в одном экземпляре чернилами. (В настоящий момент это документ оформляется на компьютере непосредственно в банке, и одна часть остается у банка, а две другие с отметкой банка о приеме денег отдаются вносителю денежных средств.)

Платежное поручение используется при расчетах за товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги, а также при предварительной оплате товаров, работ и услуг, при авансовых платежах.

Платежное поручение представляет собой поручение отправителя денег обслуживающему банку о переводе его денег в пользу бенефициара (получателя) в сумме, указанной в поручении.

Платежное поручение принимается банком в течении 10 дней с указанной в нем датой выписки.

По согласованию с обслуживающим банком-получателем отправитель денег может указывать в платежном поручении дату валютирования (когда деньги должны быть получены бенефициаром).

Платежное требование-поручение – представляет собой требование бенефициара к отправителю денег об оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, предъявляемое на основании документов, подтверждающих указанное требование.

Платежное требование-поручение представляется в банк бенефициара, который, проверив полноту заполнения всех реквизитов бенефициара, направляет платежное требование-поручение в банк отправителя денег. Платежное требование-поручение и приложенный реестр могут быть предъявлены бенефициаром в банк бенефициара в течении 30 календарных дней с указанной в них даты выписки.

Платежное требование-поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег, за исключением платежных требований-поручений, по которым не требуется акцепт отправителя денег. Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, оформляет его подписями и оттиском печати.

Списание средств со счетов плательщика без их согласия производится только по решению суда, распоряжению банка, либо в случаях, предусмотренных действующим законодательством на основании следующих исполнительных документов: распоряжения банков о взыскании начисленных процентов за пользование кредитами; ошибочно зачисленных сумм; исполнительных листов, выданных судами; распоряжений налоговых и таможенных органов о взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренных законодательством.

Выдача чека - способ осуществления платежа, при котором платеж производится путем выдачи чекодателем одноименного платежного документа чекодержателю. Выдача чека не является исполнением денежного обязательства чекодателя, во исполнение которого такой чек был выписан. Исполнение указанного обязательства происходит в момент получения денег по чеку.

У чекодержателя возникает право денежного требования к банку чекодателя в сумме, указанной в чеке. Банк чекодателя оплачивает чек, предъявленный чекодержателем, либо мотивированно отказывает в его оплате в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан и по основаниям, установленным в статье 18 Закона «О платежах и переводах денег».

Чек - это приказ владельца счета банку выдать наличными указанную сумму. Цель на которую предприятие получает деньги, указывают на оборотной стороне чека. Чек выписывают в одном экземпляре, чернилами. Исправления в чеке не допускаются. Одновременно с чеком заполняют корешок, который хранится в чековой книжке. Выписанный чек действителен 10 дней.

Инкассовое распоряжение служит основанием для изъятия денег с банковского счета клиента без его согласия. В инкассовом распоряжении, предъявленном в банк плательщика, указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий право изъятия денег без согласия плательщика.

К документам, на основании которых предъявляются инкассовое распоряжение, относятся: исполнительные листы и решения суда, распоряжения органов налоговой службы и таможенных органов о принудительном взыскании платежей и другие документы, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Учет операций по текущему банковском счету ведется на счетах синтетической группы 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». Когда организация имеет несколько банковских счетов, то для учета открываются аналитические счета (счета 1031-1039) по каждому отдельному счету в банке (счет в Темирбанке, счет в Казкоммерцбанке и т.д.), в этот перечень входят и номера для учета валютных денежных средств на текущих счетах банка).

Корреспонденция счетов типовых операций по учету денег на текущем банковском счете организации приведена в следующей таблице:

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Поступление денег на текущий банковский счет:    
1. Поступили деньги за реализованные товары (выполненные работы, услуги)
2. Поступили краткосрочные авансовые платежи от покупателей и заказчиков
3. Поступили добровольные пожертвования, спонсорская помощь, прочие поступления денежных средств на расчетный счет
4. Поступили деньги из кассы организации на текущий банковский счет
5. Зачисление денег по полученным краткосрочным займам от банка
Перечисление денег с текущего банковского счета:    
1. Получение денег с текущего счета в кассу предприятия
2. Погашение задолженности перед поставщиками и заказчиками
3. Погашены обязательства перед банком по займам
4. Перечислено в счет погашения задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет 3110, 3120, 3130, 3140, 3150, 3160, 3170, 3180, 3190
5. Перечислено в счет погашения краткосрочной кредиторской задолженности по аренде
  Проводки по учету движения денег на карт-счетах (счет 1040)    
1. При перечислении средств на выплату заработной платы
2. При переводе подотчетных сумм (командировочные и прочие расходы)

 

4. Понятие денежных средств и их эквивалентов

Эквиваленты денежных средств – краткосрочные и высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в определённую сумму денег и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

Эквиваленты денежных средств по своей экономической сущности в международной практике приравниваются к денежным средствам.

Эквиваленты денежных средств – это краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые:

1. легко конвертируются в известную наличную с сумму денег;

2. срок их погашения настолько краток, что они представляют несуществующий риск, связанный с изменением процентных ставок;

3. исключают риск утраты основной суммы.

Эквиваленты денежных средств предназначены для удовлетворения краткосрочных денежных обязательств, а не для инвестиций или других целей.

Критерий отнесения инвестиций к денежным эквивалентам является составной частью учетной политики предприятия. Как правило, к денежным эквивалентам относят текущие инвестиции, начальный срок, погашения которых не превышает 3 месяца. Инвестиции в акции другой организации не относятся к денежным эквивалентам, за исключением тех случаев, когда они по своей сути идентичны денежным средствам (Напр.: привилегированные акции, приобретенные незадолго до даты их погашения и с указанием конкретной даты их выкупа).

Причиной приобретения денежных эквивалентов может являться намерение руководства организации получить дополнительный доход на временно свободные денежные средства, что является элементом системы управления денежными средствами.

Примером эквивалентов денежных средств могут служить:

1. краткосрочные государственные ценные бумаги;

2. векселя и денежные счета

 

5. Система внутреннего контроля за движением денежных средств

Система внутреннего контроля – это политика и процедуры разработанные чтобы:

– защитить активы,









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.