|
Тема 8. Учет основных средств
План лекции (2 часа) 1. Понятие об основных средствах и их классификация 2. Оценка основных средств 3. Учет движения основных средств 4. Методы начисления амортизации основных средств
Цель лекции: Изучить и знать порядок документального оформления движения основных средств на предприятиях, отражения учета движения основных средств и применения методов начисления амортизации основных средств. Ключевые слова: Основные средства, амортизация, физический износ, моральный износ, амортизируемая стоимость, балансовая стоимость, справедливая стоимость, ликвидационная стоимость, первоначальная стоимость.
1. Понятие об основных средствах и их классификация К основным средствам относятся активы, имеющие материально-вещественную форму. Например, недвижимость, транспортные средства, машины и оборудование, а также иное имущество, определяемое законодательством Республики Казахстан, как недвижимое и движимое имущество, которые удерживаются субъектом для использования в производстве или поставки товаров (услуг), для сдачи в аренду другим лицам или в административных целях, и которые предполагается использовать в течение более чем одного периода. Основные средства признаются в качестве актива, если: 1) существует вероятность того, что будущие экономические выгоды, связанные с активом, поступят субъекту; 2) себестоимость актива может быть надежно измерена; 3) актив приобретается не для последующей продажи. Если актив не приносит экономической выгоды, то затраты на его приобретение списываются на расходы отчетного периода. В случае, когда выгоды и риски, связанные с основными средствами, не перешли к субъекту, то основное средство как актив не признается. Для получения будущих экономических выгод, основные средства могут быть: 1) использованы как отдельно, так и в сочетании с другими активами при производстве товаров и услуг, продаваемых субъектом; 2) проданы или обменены на другой актив; 3) переданы в счет расчетов по обязательствам; 4) распределены среди собственников организации. Согласно МСФО (IAS) 16: Основные средства – это материальные активы, которые: а) используются предприятием для производства или поставки товаров или услуг, для сдачи в аренду другим предприятиям, или для административных целей; б) предполагается использовать в течении более чем одного периода. К основным средствам относятся: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование, орудия лова, производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий скот, специальные инструменты и прочие основные средства (библиотечные фонды, музейные ценности, экспонаты животного мира и другие). Основные средства используют в течении многих производственных циклов, они постепенно изнашиваются и, сохраняя свойства и форму, переносят свою стоимость на стоимость выпускаемой продукции (работ, услуг). В зависимости от характера участия в процессе производства основные средства подразделяются на: · производственные - это такие основные средства, которые непосредственно участвуют в процессе производства или создают для него условия. В их состав входят производственные здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, инструмент, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения; · непроизводственные - основные средства потребительского назначения. Они не принимают участия в производственном процессе, а предназначены для обслуживания культурно-бытовых потребностей работников предприятия (здания, сооружения, инвентарь ЖКХ, здравоохранения, Физкультуры и спорта). По принадлежности основные средства делятся на: · собственные - это основные средства, которые принадлежат субъекту и отражаются на его балансе; · арендованные - это основные средства, полученные от другого субъекта по договору аренды на установленный в нем срок. При текущей аренде их учитывают на балансе арендодателя, а арендатор - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства". По характеру использования основные средства различают: · действующие - основные средства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности; · бездействующие - (законсервированные) - временно неиспользуемые основные средства; · находящиеся в запасе - основные средства, образующие запас для замены действующих основных средств в случае их ремонта, ликвидации, аварии. Для целей налогообложения основные средства разделены на группы, по которым установлены налоговые нормы амортизационных отчислений, являющихся предельными.
2. Оценка основных средств. При признании основного средства субъекту следует обратить внимание на следующие моменты: 1) запасные части и ремонтное оборудование, обычно признаются в качестве запасов. Однако основные запасные части и резервное оборудование должны признаваться основными средствами, если организация планирует их использовать в течение более чем одного периода. Также, если запасные части или вспомогательное оборудование могут быть использованы только вместе с определенным объектом и ожидается, что их использование будет нерегулярным, они должны признаваться основными средствами и амортизироваться с момента их готовности к использованию в течение периода времени, не превышающего срока полезного использования соответствующих активов; 2) объекты, приобретенные для целей безопасности и защиты окружающей среды, хоть и непосредственно не увеличивают будущие экономические выгоды, но являются необходимым условием для обеспечения получения организацией будущих экономических выгод от использования других активов, принадлежащих ей, признаются в качестве объектов основных средств. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При наличии у одного объекта основных средств нескольких компонентов, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Первоначальное измерение статей основных средств. Основные средства, подлежащие признанию в качестве актива, первоначально измеряется по фактической стоимости приобретения (себестоимости). Себестоимость основного средства включает покупную цену актива, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок, прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению, а также оценочные затраты на демонтаж и выбытие актива. Примерами прямых затрат являются: 1) затраты на оплату труда работников, непосредственно связанные со строительством и приобретением актива; 2) затраты на подготовку строительного участка; 3) первоначальная доставка и стоимость погрузочно-разгрузочных работ; 4) затраты на установку и монтажные работы; 5) себестоимость тестирования работы актива; 6) вознаграждения работникам; 7) расчетная стоимость демонтажа и удаления актива и восстановление участка в той степени, в какой они признаются в качестве оценочных обязательств. Административные и другие общие накладные расходы включаются в себестоимость основных средств, если только они не могут быть отнесены прямо на приобретение актива или его доведение до рабочего состояния. Точно так же расходы по вводу в эксплуатацию и подобные расходы, понесенные до начала производства, не являются частью себестоимости актива, если только они не являются необходимыми для приведения актива в рабочее состояние. Начальные операционные убытки, понесенные до достижения запланированных показателей производительности актива, признаются как расход. Себестоимость сверхнормативных потерь сырья, труда или других ресурсов, имевших место при самостоятельном производстве актива, не включаются в его себестоимость. В большинстве случаев основные средства могут быть приобретены: 1) за деньги; 2) путем строительства; 3) в кредит; 4) безвозмездно; 5) в обмен на другие активы. Первоначальная оценка основных средств, произведенных организацией, определяется на основе тех же принципов, что и при покупке. В момент признания материальных активов как основных средств необходимым условием является единый подход к их оценке. Различают первоначальную, текущую, балансовую, стоимость реализации и ликвидационную стоимость. Первоначальная стоимость (историческая). Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в момент оприходования по первоначальной стоимости, включающей все фактически произведенные необходимые затраты по возведению или приобретению основных средств. Текущая стоимость (рыночная) - это стоимость основных средств по действующим ценам на определенную дату. Однородные основные средства введенные в эксплуатацию в разное время, отражают различный уровень затрат на их производство. Поэтому периодически возникает необходимость оценивать их по текущей стоимости. В целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствии с действующими ценами на определенную дату производится переоценка объектов. В результате основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости. В бухгалтерском учете сумма переоценки увеличивает непосредственно первоначальную стоимость основных средств. Износ, начисленный на дату проведения переоценки, корректируется пропорционально изменению стоимости основным средств. Балансовая стоимость - это первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и отчетности. Эта стоимость основных средств, еще не перенесенная на произведенную продукцию, выполненные работы и услуги или на текущие расходы. Величина этой стоимости снижается по мере увеличения времени нахождения основных средств в эксплуатации. Стоимость реализации (справедливая стоимость) - это стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами. Ликвидационная стоимость - предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию в оценке по ценам возможного использования. Амортизируемая стоимость – первоначальная стоимость актива за вычетом ликвидационной стоимости.
3. Учет движения основных средств Таким образом, первый вопрос нашей лекции «учет движения основных средств» заслуживает особого внимания, основные средства занимают важное место в арсенале средств экономических субъектов (ИП, организаций, предприятий), так как предназначены для использования в процессе производства, поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях в течение более чем одного отчетного периода Для учета основных средств предназначен подраздел Типового плана счетов 2400 «Основные средства». Данный подраздел включает следующие группы счетов: 2410 «Основные средства» (счет активный); 2420 «Амортизация основных средств» (счет пассивный); 2430 «Убыток от обесценения основных средств» (счет пассивный). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности основные средства детализируются по классам. Класс основных средств - это группа основных средств, сходных с точки зрения своей природы и характера использования в деятельности предприятия. Ниже представлены примеры отдельных классов основных средств: (a) земельные участки; (b) земельные участки и здания; (c) машины и оборудование; (d) водные суда; (e) воздушные суда; (f) автотранспортные средства; (g) мебель и встраиваемые элементы инженерного оборудования; (h) офисное оборудование. В разрезе группы счетов открывают синтетические счета по классам основных средств. Например, 2411 «Земельные участки и здания» и т.д. В большинстве случаев основные средства могут быть приобретены следующим путём: Ø за плату у поставщиков; Ø путем строительства; Ø в кредит; Ø безвозмездно; Ø в обмен на другие активы. При этом оценка основных средств зависит от способа поступления. В соответствии с типовыми проводками, Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», а также «Правилами ведения бухгалтерского учета», утвержденными Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 г. №1172, рекомендуется к применению следующий перечень бухгалтерских проводок разделу 2400 Типового плана счетов:
Корреспонденцию счетов, применяемую для учета поступления основных средств вы можете видеть в следующей таблице:
Комментарий: Согласно статье 257 (п.1, подпункт 2) Налогового Кодекса РК бухгалтерская проводка (контировка) Дт 1420 Кт 3310 не делается при покупке легкого автомобиля в качестве основного средства.
При расчете обязательств по НДС, сумма по дебету счета 1420 относится в зачет, т.е. уменьшаются обязательства перед бюджетом по НДС. Данная проводка делается, если покупатель состоит на учете по НДС. Выбытие основных средств предприятия из эксплуатации может быть вызвано в результате: Ø физического или морального износа; Ø реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов; Ø передачи другим субъектам основных средств в виде вклада в уставный капитал; Ø безвозмездной передачи другим юридическим или физическим лицам; Ø сдачи объектов в долгосрочную финансовую аренду; Ø недостач, стихийных бедствий, и других причин. Определение непригодности основных средств, невозможности или экономической нецелесообразности их восстановительного ремонта должно производиться постоянно-действующей инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом директора. Комиссия производит непосредственный осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает причины их списания, определят возможность использования отдельных деталей, материалов и производит их оценку.
Корреспонденцию счетов, применяемую для учета выбытия основных средств вы можете видеть в следующей таблице:
Комментарий: - проводка на сумму накопленного износа Дт 2420 Кт 2410 делается только при списании актива при 100% его износе.
Движение основных средств – это их поступление, выбытие и внутренние перемещение. Каждая из этих операций оформляется типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными Приказом Министра Финансов РК №562 от 20.12.2012 «Об утверждении форм первичных учетных документов». При поступлении основных средств, для учета их ввода в эксплуатацию оформляют Акт приемки-передачи долгосрочных активов (форма ДА-1). При оформлении приемки основных средств акт составляется комиссией в двух экземплярах на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной технической документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации. Объектам основных средств должны быть присвоены инвентарные номера, которые сохраняются за ними в течение всего времени нахождения на предприятии и указываются во всех учетных документах, отражающих наличие и движение основных средств. Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядко-серийной системе. Их обозначают на соответствующих объектах путем прикрепления металлических жетонов либо нанесением краской, или каким-либо иным способом. Установлена единая типовая форма инвентарной карточки учета долгосрочных активов (форма ДА-2) для всех видов основных средств, которую заполняют в одном экземпляре на основе актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Инвентарная карточка содержит основные качественные и количественные показатели объекта основных средств. Для оформления внутреннего перемещения объекта или группы объекта основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи объекта или группы объектов основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию применяется Накладная на внутреннее перемещение долгосрочных активов (форма ДА-4). Накладная выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерскую службу, второй – структурному подразделению организации-сдатчика. Для оформления списания объектов основных средств (кроме автотранспортных) применяется Акт на выбытие (списание) долгосрочных активов (форма ДА-3). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерскую службу для снятия основных средств с учета, второй остается у лица, ответственного за сохранность данного объекта и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Списание автотранспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-2). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной приказом ИП или руководителя организации, утверждается ИП или руководителем организации. Первый экземпляр акта с документом, подтверждающим снятие с учета в органах дорожной полиции, передается в бухгалтерскую службу, второй экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации запасов металлолома, оставшихся в результате списания. Порядок заполнения данных документов мы рассмотрим на семинарском занятии. А теперь перейдем к следующему вопросу лекции.
4. Методы начисления амортизации основных средств Основные средства в процессе их эксплуатации постепенно подвергаются износу. Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств. Износ бывает двух видов: физический и моральный. Физический износ является результатом использования основных средств и воздействия внешних факторов. Моральный износ представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники. Амортизация – это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы. Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной и ликвидационной стоимостью основного средства. Все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок службы, таким образом, амортизация – это объективный процесс перенесения амортизируемой стоимости основных средств по мере износа на производимый с их помощью продукт, работы и услуги. Амортизационные отчисления по основным средствам являются расходами периода и относятся на затраты, либо включаются в стоимость других активов (например, амортизация производственных объектов). При большой стоимости ОС и малом объеме финансового оборота в организации это положение всегда будет приводить к убыточному результату деятельности предприятия. В пояснительной записке финансовой отчетности эту причину убыточности деятельности необходимо всегда отражать. Величина амортизационных отчислений (в процентах) определяется как отношение 100% к сроку полезного использования основного средства. Срок полезной службы это: (1) период времени, на протяжении которого компания предполагает использовать актив; или (2) количество продукции или аналогичных изделий, которые компания предполагает получить от актива. Ликвидационная стоимость или остаточная стоимость – это идентичные понятия, используется в большинстве методов начисления амортизации. Оценка ликвидационной стоимости требуется для определения амортизируемой стоимости, с которой будет начисляться амортизация. Ликвидационная стоимость часто не является существенной и на практике зачастую игнорируется. Срок полезной службы объекта, как и ликвидационная стоимость, должны периодически пересматриваться. Для учета амортизации основных средств применяют пассивный счет 2420 «Амортизация основных средств». Амортизация основных средств начисляется всеми субъектами, независимо от форм собственности по всем видам основных средств, за исключением: земли, библиотечных фондов, фильмофондов, музейных и художественных ценностей, памятников архитектуры и искусства, объектам, переведенным на консервацию. Начисление и расчет амортизации основных средств производится в разработочных таблицах. Разработочная таблица свода сумм амортизации основных средств служит основанием для определения итоговой суммы амортизационных отчислений за отчетный период и отнесения ее с кредита счетов 2420 «Амортизация основных средств» в дебет соответствующих счетов (7110, 7210, 8410).
Корреспонденция счетов, отражающая начисление амортизации основных средств представлена в следующей таблице:
Мы знаем, что субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности. Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом финансовой отчетности ( Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 ). Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику: 1) Субъекты малого предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса; 2) Субъекты среднего предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. Итак, давайте рассмотрим какие методы начисления амортизации предлагаются в тексте данных стандартов: 1) В соответствии с НСФО для систематического распределения стоимости актива на протяжении срока его полезного использования применяют прямолинейный метод начисления амортизации. 2) МСФО ПМСБ предлагает следующие методы начисления амортизации по основным средствам: - прямолинейный метод; - метод уменьшающегося остатка; - метод единиц производства продукции. 3) Согласно международному стандарту бухгалтерского учета МСФО (IAS) 16 «Основные средства» амортизация основных средств также может начисляться путем применения различных методов, а именно: - линейного метода; - метода уменьшаемого остатка (метод двойной регрессии, кумулятивный метод); - метода единиц производства продукции.
Методы начисления амортизации, рекомендованные стандартами:
Таким образом, можно отметить, что стандартами предлагаются альтернативные методы начисления аморизации основных средств, имеются некоторые различия в названиях данных методов, что связано с издержками перевода международных стандартов на русский язык. Оргнизация самостоятельно избирает метод начилсения амортизации для кадого класса основных средств. Выбор метода начисления амортизация зависит от профессионального суждения бухгалтера. Выбранный метод начисления амортизации фиксируется в учетной политике предприятия и используется из года в год, изменяться может только тогда, когда другой метод будет более соответствовать распределнию экономической выгоды от использования основного средства. Метод начисления амортизации, применяемый в отношении актива, должен пересматриваться как минимум один раз в конце каждого отчетного года. Рассмотрим характеристику каждого из этих методов: ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ МЕТОД. При использовании этого метода стоимость основных средств списывается равномерно равными суммами в течение срока полезного использования объекта. Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитываются следующим образом:
Первоначальная стоимость – Ликвидационная стоимость Предполагаемый срок полезной службы
Этот метод используется тогда, когда предполагается, что доход от использования объектов основных средств одинаковы в каждом периоде на протяжении срока его эксплуатации, т.е. уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно. МЕТОД ЕДИНИЦ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации объекта, и отрезки времени не играют никакой роли в процессе ее начисления. Метод предполагает, что каждая единица продукции влечет за собой одинаковый размер амортизации актива, на котором ее произвели. Данный метод применяют там, где изнашивание актива непосредственно связано с частотой его использования. В целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижении и повышения заинтересованности в обновлении основных средств организации могут применять метод уменьшающегося остатка амортизации.
МЕТОД УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ ОСТАТКА При данном методе норма амортизации удваивается и применяется только к балансовой стоимости. Сумма амортизации при этом из года в год уменьшается, причем в первые годы она значительно выше. Ликвидационная стоимость при подсчете амортизации не учитывается, за исключением последнего года. В последний год удвоенная норма амортизации не применяется, а сумма амортизации определяется как разница между балансовой и ликвидационной стоимостью. Выбор метода начисления амортизации Критерием выбора метода начисления амортизации является максимальное соответствие форме поступления экономических выгод от использования актива на предприятие. В то время как различные методы являются официально рекомендованными стандартами, теоретически только один метод будет лучшим в любой реальной ситуации. Так, прямолинейный метод предполагает, что от использования актива в каждом периоде получают одни и те же экономические выгоды, в то время как метод уменьшающегося остатка, предназначен для ускоренного списания актива, что характерно для активов, морально быстро устаревающим. Метод единиц производства продукции характерен для производственных основных средств (офисного оборудования, например, принтер). Таким образом, в учетной политике организации прописывается какие методы будут использоваться при начислении амортизации для каждого класса основных средств в соответствии с теми стандартами, по которым осуществляют ведение бухгалтерского учета организация.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|