|
ТЕМА 6. УЧЕТ ЗАПАСОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
План лекции (2 часа) 1. Классификация и виды запасов 2. Методы оценки запасов 3. Учет запасов на складах и в бухгалтерии и его документальное оформление 4. Учет готовой продукции и ее реализации
Цель лекции: Изучить и знать понятие и классификацию запасов, состав себестоимости запасов, методы оценки запасов. Ключевые слова: Запасы, затраты, себестоимость, товары, готовая продукция, незавершенное производство, метод ФИФО, метод специфической идентификации, метод средневзвешенной стоимости, запасы, материально-ответственное лицо, уценка, недостача.
1. Классификация и виды запасов. Учет запасов на предприятиях организуется в соответствии с (раздел 2 «Ведение бухгалтерского учета», Параграф 3 «Учет запасов»); МСФО (IAS) 2 «Запасы»; МСФО для МСБ. Запасы - это активы, которые: (а) удерживаются для продажи при условии обычной деятельности; (б) пребывают в процессе производства для такой продажи; (в) существуют в форме основных или вспомогательных материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при выполнении работ и услуг. Запасы, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания: - при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем; - при возможности оценки фактических затрат на приобретение или производство объекта учета. Одним из важнейших условий правильной организации учета материалов является их экономическая классификация. Запасы могут классифицироваться как: b) товары, купленные и хранящиеся для перепродажи; c) имущество, предназначенное для перепродажи (земля, здания, автомобили и др.); d) готовая продукция, произведенная организацией и предназначенная для продажи; e) сырье и материалы, предназначенные для производства готовой продукции (или услуг), а также предназначенные для обеспечения самого производства; f) незавершенное производство – продукция, не достигшая стадии готовности, полуфабрикаты, предназначенные для последующей доработки; g) прочие вспомогательные запасы. Основание для прекращения отражения в учете товаров в качестве активов - это утрата будущей экономической выгоды, заложенной в нем первоначально. В отличие от многих других активов товар может быть отражен в отчетности организации лишь при переходе данной организации права собственностина него. Определение момента перехода права собственности на товары и рисков, связанных с этими товарами, является одним из основополагающих моментов при учете товаров. Этот момент определяется, как правило, договором поставки, оговаривающим ее условия. Товары, не включаемые в состав запасов. В момент проведения инвентаризации могут быть выявлены товары, на которые компания не имеет права собственности. Это товары, подготовленные по заказу клиента, оплаченные им (т.е. акт купли-продажи совершен), принадлежащие ему и дожидающиеся отгрузки. Необходимо зафиксировать их реализацию. Другой категорией товаров, не входящих в состав материальных запасов, являются товары на консигнации. Консигнация - размещение собственником, которого именуют комитентом или консигнантом, своих товаров на складах другой компании. Консигнатор не должен включать подобные товары в состав своих материальных запасов, так как вплоть до момента реализации эти товары являются собственностью отправителя - консигнанта. Оценка запасов: Себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов. Себестоимость запасов состоит из: (а) затрат по приобретению, включая стоимость покупки, таможенные пошлины на ввоз и другие налоги (за вычетом подлежащих возмещению), прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением; (б) затрат по переработке, затрат, непосредственно связанных с производством готовой продукции, включая: – затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда рабочих, непосредственно занятых на станках и оборудовании при переработке сырья и материалов в готовую продукцию; – систематическое распределение постоянных и переменных производственных накладных расходов, понесенных при переработке сырья и материалов в готовую продукцию; (в) прочих затрат, понесенных при транспортировке к месту расположения запасов в настоящее время или в процессе приведения их в надлежащее состояние (транспортировка готовой продукции на склад, затраты на конструирование товара по индивидуальным заказам и др.) Себестоимость запасов предприятий сферы услуг состоит из: (а) затрат по оплате труда и отчислениям на социальное страхование персонала, непосредственно занятого оказанием услуг, включая средний руководящий персонал; (б) затраты на вспомогательные материалы; (в) накладные расходы, понесенные непосредственно в процессе оказания услуг. Затраты, не включаемые в себестоимость запасов (применительно ко всем отраслям, включая сферу услуг): (а) сверхнормативные (по оптимальным нормам расхода, установленным на предприятии) расходы материалов, рабочей силы и прочие неплановые производственные затраты; (б) затраты на хранение запасов между отдельными стадиями производственного цикла, если оно (хранение) не предусмотрено технологическим процессом; (в) административные расходы; (г) затраты связанные с реализацией.
2. Методы оценки запасов. Выбор учетной цены запасов должен быть особенно тщательным, учитывать интересы конкретного предприятия и закреплен в Учетной политике субъекта. Оценка материальных запасов является одной из наиболее интересных и широко обсуждаемых проблем бухгалтерского учета. Как уже отмечалось, ошибка в оценке материальных запасов на конец текущего года может иметь нежелательные последствия на величину чистой прибыли как в текущем, так и в последующем году. Подоходный налог взимается с прибыли фирмы. Таким образом, оценка материальных запасов непосредственно влияет на размер уплачиваемого налога на прибыль. Вот почему власти особо регулируют применение предприятиями различных методов оценки материальных запасов, а бухгалтеры фирм часто сталкиваются с проблемой, с одной стороны, наиболее точного определения прибыли, а с другой – с желанием снизить налог на прибыль. Существует ряд методов оценки материальных запасов для финансовой отчетности. МСФО (IAS) 2 «Запасы» рекомендует следующие методы оценки: - средневзвешенная стоимость; - ФИФО; - специфическая (сплошная) идентификация. Методы оценки себестоимости запасов: Метод специфической идентификации - предполагает расчет себестоимости единиц запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, и товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов или заказов. Метод специфической (сплошной) идентификации, возможно, применять в случае организованного партионного учета запасов. Метод средневзвешенной стоимости - себестоимость запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц, имеющихся на начало отчетного периода и приобретенных в течение данного периода. Средневзвешенная стоимость запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц, имеющихся на начало отчетного периода и приобретенных или произведенных в течение данного периода. Метод оценки по ценам первых покупок (FIFO) - в первую очередь на себестоимость запасов списывается стоимость запасов, приобретенных или произведенных первыми. Метод FIFO (первым поступил - первым продан) основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретенных в первую очередь, должна быть соотнесена к товарам, проданным в первую очередь. Себестоимость товаров, имеющихся в наличии на конец периода, относится к последним покупкам, а себестоимость реализованных товаров соотносится с более ранними покупками. В соответствии с методом «ФИФО» предполагается, что первая приобретенная продукция первой и продается. Соответственно, в конце отчетного периода вся продукция, находящаяся в запасах, – та, которая была приобретена (или произведена) в последнее время. Метод FIFO может применяться предприятиями любой отрасли, независимо от реального физического движения товаров, т.к. он учитывает движение стоимости, а не товаров. В период инфляции метод FIFO дает наиболее высокий уровень чистой прибыли. Причина в том, что компания стремится повысить цены реализации при росте текущих цен, не принимая во внимание тот факт, что материальные запасы могли быть приобретены до момента роста цен. Соответственно в период снижения цен наблюдается обратный процесс. Поэтому основным недостатком метода FIFO является то, что он увеличивает влияние цикла экономического развития на показатель прибыли. Основным преимуществом этого метода является то, что механика этого метода дает оценку товарного запаса, которая ближе к текущим издержкам. Предприятие должно использовать одинаковый метод оценки себестоимости для всех запасов одинакового характера и предназначения на предприятии. Для запасов разного характера и предназначения могут быть использованы разные методы оценки себестоимости.
Пример: Метод «ФИФО» Вы продаете одну модель автомобиля. На начало отчетного периода у Вас нет запасов автомобилей данной модели. В течение отчетного периода Вы приобретаете 4 автомобиля. В результате роста цен Вы приобретаете автомобили за $6000, $6500, $7000 и $7500 (в хронологическом порядке их приобретения). Вы продаете 2 автомобиля и применяете метод «ФИФО» для оценки стоимости запасов. Стоимость запасов на конец отчетного периода составляет $14500 ($7000+$7500). Себестоимость продаж = $12500 ($6000+$6500).
Пример: Средневзвешенная стоимость Вы продаете одну модель автомобиля. На начало отчетного периода у Вас нет запасов. Вы покупаете 4 автомобиля в течение отчетного периода. В результате повышения цен Вы приобретаете автомобили за $6000, $6500, $7000 и $7500 (в хронологическом порядке их приобретения). Общая стоимость составляет $ 270000. Вы продаете 2 автомобиля и применяете метод учета по средневзвешенной стоимости для оценки запасов. Стоимость запасов на конец отчетного периода составляет $13500 ($27000/2). Себестоимость продаж = $13500 ($27000/2).
3. Учет запасов на складах и в бухгалтерии и его документальное оформление. Продажа товаров - основной источник дохода от торговой деятельности. Общая сумма проданных товаров за конкретный период называется товарооборотом. В зависимости от того кто, в каком количестве и с какой целью покупает товар, товарооборот может быть: - оптовым; - розничным. Оптовый товарооборотпредставляет собой реализацию товаров партиями в целях дальнейшей перепродажи или переработки. Розничный товарооборот - это реализация товаров непосредственно потребителям. Товары в торговые предприятия поступают от различных поставщиков, согласно заключенных с ними договоров купли-продажи, договоров комиссии, агентских договоров и др., которые определяют действия сторон в случае комиссионной торговли, посреднической деятельности и т.д. Движение товаров от поставщика к потребителю оформляется товарно-сопроводительными документами: транспортными, товарными. Транспортные документы имеют некоторые различия в зависимости от вида транспорта используемого для перевозки товаров, а именно: · железнодорожная накладная – при перевозке товаров железнодорожным транспортом; · товарно-транспортная накладнаяявляется сопроводительным документом при перевозке товаров автомобильным транспортом и состоит из двух разделов: товарного и транспортного; · коносамент – транспортная накладная при водных перевозках; · авианакладная– документ, выписываемый авиакомпанией при доставке товаров авиалиниями. Основным товарным и налоговым документом является счет-фактура, который заполняется грузоотправителем, т.е. поставщиком. К счет-фактуре прикладывают документ, удостоверяющий качество товаров - сертификат соответствия, подтверждающий безопасность товаров для здоровья и жизни потребителей. Оприходование товаров в торговом предприятии осуществляют на основании сопроводительных товарных документов, после тщательной приемки товаров по количеству и качеству. Если при приемке товаров будет установлено расхождения количества или качества фактически поступивших товаров от указанных в сопроводительном документе составляется: · коммерческий акт, если расхождение установлено при приемке товаров от станции железной дороги (водной пристани); · акт на установленное расхождение в количестве и качестве, если расхождение установлено при приемке товаров в торговом предприятии. Материально-техническое снабжение предприятий осуществляется на основании хозяйственных договоров поставщиков с покупателями, предусматривающих взаимный контроль за выполнением обязательств. Поставщик при отпуске или отгрузке продукции выписывает покупателю счет за отпущенные товары или оказанные услуги. В случае выявления недостачи, а также повреждения или порчи груза транспортная организация по требованию экспедитора составляет коммерческий акт, необходимый для претензии к транспортной организации или поставщику. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие их ассортимента, количества и качества счету поставщика и, если нет никаких расхождений, выписывает приходный материальный ордер. При необходимости технической экспертизы или лабораторного испытания прибывших материалов, а также при возникновении сомнений в отношении соответствия их ассортимента, сортности, качества и количества данным, указанным в счете, прием материалов производится комиссией. Комиссия назначается руководителем предприятия с обязательным участием в ней представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Комиссия составляет акт о приеме материалов в двух экземплярах. Акт служит основанием для предъявления претензии поставщику и, кроме того, используется предприятием вместо приходного материального ордера для оприходования материалов на складе. При получении материалов, доставляемых со складов поставщика автомобильным транспортом, приходный ордер не выписывается. Его заменяет товарно-транспортная накладная, получаемая от грузоотправителя. Приходные документы должны оформляться в день поступления материалов. Отпуск материалов со складов во всех случаях производится только на основании документов, которые содержат необходимые для учета и контроля сведения. Для учета отпуска материалов сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенным за его пределами, применяется накладная. Накладная выписывается отделом снабжения и с целью контроля подписывается главным бухгалтером. Для синтетического учета сырья и материалов (независимо от их местонахождения) применяется активный, основной инвентарный счет 1310 «Сырье и материалы», в составе которого можно открыть счета для учета различных видов товарно-материальных запасов, По дебету указанного счета отражаются операции поступления запасов из различных источников, по кредиту – операции выбытия запасов по различным направлениям. Документально оформленные операции по поступлению и выбытию запасы находят отражение в регистрах складского учета, которые ведут материально ответственные лица. Наиболее рациональным методом складского аналитического учета запасов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый метод). Поступление и отпуск материалов отражаются, прежде всего, на карточках складского учета, которые ведутся только в количественных показателях и открываются по каждому наименованию запасы на календарный год. Карточки склад получает от бухгалтерии в подготовленном виде: в них должны быть заполнены такие реквизиты, как наименование материала, марка, размер, единица измерения, цена, т.е. все те данные, которые могут быть зафиксированы в момент открытия карточек. Предварительная подготовка карточек в бухгалтерии содействует правильному их заполнению на складе. Записи в карточке складского учета производятся работником склада ежедневно на основании приходных и расходных документов. Полученные от кладовщика и протаксированные приходные и расходные документы работник бухгалтерии раскладывает по группам материалов (по пятидневкам или декадам) и составляет накопительные ведомости за месяц в суммарных показателях. Бухгалтерия проверяет правильность учета движения материальных ценностей в подотчете кладовщиков путем сравнения суммы остатков по группе, полученных в бухгалтерии, с суммой остатков материалов, выведенных в карточке сортового учета кладовщика, протаксированных и подсчитанных по группам материалов. При выявлении ошибок расхождения устраняются. Бухгалтерия открывает по каждому складу книгу остатков материалов (сальдовую книгу) на целый год. Ежемесячно сальдовую книгу подписывает материально ответственное лицо. Для контроля и установления тождественности между данными складского (аналитического) и бухгалтерского (синтетического) учета бухгалтерия на начало нового отчетного месяца таксирует ежемесячные остатки материалов по твердым учетным ценам. При этом подытоженная стоимость материалов группируется по балансовым счетам и материально ответственным лицам. В бухгалтерии учет движения материальных ценностей в денежном выражении отражается в Ведомости по учету движения материалов. Эта ведомость ведется отдельно по каждому синтетическому учету подраздела 1300 «Запасы». В ней отражается движение и остатки запасов по отдельным складам и другим местам хранения по учетным ценам.
Отражение хозяйственных операций по учету товаров на примере предприятия:
4. Учет готовой продукции и ее реализации. Документально оформленные операции по поступлению и выбытию запасов находят отражение в регистрах складского учета, которые ведут материально ответственные лица. Наиболее рациональным методом складского аналитического учета запасов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый метод). Поступление и отпуск материалов отражаются, прежде всего, на карточках складского учета, которые ведутся только в количественных показателях и открываются по каждому наименованию запасов на календарный год. Карточки склад получает от бухгалтерии в подготовленном виде: в них должны быть заполнены такие реквизиты, как наименование материала, марка, размер, единица измерения, цена, т.е. все те данные, которые могут быть зафиксированы в момент открытия карточек. Предварительная подготовка карточек в бухгалтерии содействует правильному их заполнению на складе. Записи в карточке складского учета производятся работником склада ежедневно на основании приходных и расходных документов. Полученные от кладовщика и протаксированные приходные и расходные документы работник бухгалтерии раскладывает по группам материалов (по пятидневкам или декадам) и составляет накопительные ведомости за месяц в суммарных показателях. Бухгалтерия проверяет правильность учета движения материальных ценностей в подотчете кладовщиков путем сравнения суммы остатков по группе, полученных в бухгалтерии, с суммой остатков материалов, выведенных в карточке сортового учета кладовщика, протаксированных и подсчитанных по группам материалов. При выявлении ошибок расхождения устраняются. Бухгалтерия открывает по каждому складу книгу остатков материалов (сальдовую книгу) на целый год. Ежемесячно сальдовую книгу подписывает материально ответственное лицо. Для контроля и установления тождественности между данными складского (аналитического) и бухгалтерского (синтетического) учета бухгалтерия на начало нового отчетного месяца таксирует ежемесячные остатки материалов по твердым учетным ценам. При этом подытоженная стоимость материалов группируется по балансовым счетам и материально ответственным лицам. В бухгалтерии учет движения материальных ценностей в денежном выражении отражается в Ведомости по учету движения материалов. Эта ведомость ведется отдельно по каждому синтетическому учету подраздела 1300 «Запасы». В ней отражается движение и остатки запасов по отдельным складам и другим местам хранения по учетным ценам.
Отражение хозяйственных операций по учету готовой продукции на примере предприятия:
Отражение хозяйственных операций по учету незавершенного производства на примере предприятия:
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|