Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научная революция ХVII столетия: «век Рационализма» и «век Гениев»





Позднее Возрождение генетически связано в Западной Европе с эпохой научной революции. ХVII столетие в истории и теории культуры по праву названо «веком гениев». Особенностью данного периода в истории культуры было активное развитие прикладных наук, ведущее место среди которых заняла механика, опирающаяся на математические разработки. «Век Рационализма» - еще одно название эпохи. Возникали новые формы организации исследовательской работы – научные общества, академии наук. Особую роль в Европе ХVII в. сыграли Лондонское Королевское общество, существующее и в настоящее время, а также Парижская естественнонаучная академия. Теоретической основой множества научных открытий и изобретений послужил новый взгляд на человеческий разум и его возможности.
Важнейшим методом научного познания стал эксперимент, разработчиками которого явились: Галилео Галилей (1564-1642), Френсис Бэкон (1561-1626), автор механической гипотезы и механической модели, великий французский ученый-энциклопедист Рене Декарт (1596-1650) и, безусловно, выдающийся деятель науки и автор богословских трудов сэр Исаак Ньютон (1643-1727). Уместно вспомнить, что Галилео Галилей и Иоганн Кеплер (1571-1630) развили гелиоцентрическое учение Николая Коперника (1473-1543); Галилео Галилей экспериментально – с помощью сконструированного им телескопа – подтвердил мысль Джордано Бруно (1548-1600) о неисчерпаемости миров во Вселенной. Это принесло Галилею славу «Колумба неба». Разработка законов земной механики (Г. Галилей,
Э. Торричелли (1608-1647), Р. Бойль (1627-1691), Р. Декарт, Б. Паскаль (1623-1662), Г. Лейбниц (1646-1716) и другие ученые) доказала несостоятельность средневекового понимания природы, опирающегося на аристотелевскую картину мира.

Выдающиеся представители науки эпохи Нового времени
и основные направления их деятельности

Френсис Бэкон

Английский ученый, философ, основатель методологии экспериментальной, опытной науки Нового времени, представитель эмпирической философии. Ф. Бэкон требовал коренного преобразования наук и видел в этом основную задачу философии. Основное произведение ученого «Новый Органон» (1620) – часть его незавершенного труда «Великое восстановление наук». Хорошо известно знаменитое высказывание Ф. Бэкона «Знание – сила».

Рене Декарт

Его латинское имя – Картезий. Великий французский ученый и философ, представитель классического рационализма, создатель картезианской физики. Главная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм (двойственность) души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной («протяженной») субстанции. Всем хорошо известно его изречение: «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».
Для Декарта исходной основой знания выступает интуиция. Как математик, Р. Декарт заложил основы аналитической геометрии; как физик сформулировал закон сохранения количества движения; как физиолог ввел представления о рефлексе. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности, считал Рене Декарта своим учителем в области физиологии. Рене Декарт – один из родоначальников механицизма и в то же время – провозвестник эволюционных идей. Он считал, что философия должна выступать в качестве «универсальной математики».

Основные труды ученого: «Рассуждения о методе» (1637) и «Начала философии» (1644).

Сэр Исаак Ньютон

Выдающийся математик, механик, физик, астроном, богослов. Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование мощного отражательного телескопа. Ньютон практически одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл важнейшие законы классической механики и закон всемирного тяготения. Сэр И. Ньютон подвел итоги научной революции и создал обобщающую физическую теорию, которая на долгие годы стала адекватной картиной физического устройства мира.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Выдающийся немецкий ученый – математик и философ, крупнейший представитель интегрального направления в философии и культурологии, выразившегося в синтезе рационалистического и эмпирического подходов в научно - исследовательской деятельности. В своем философском развитии Г.В. Лейбниц эволюционировал от механического материализма к объективному идеализму, который наиболее ярко проявился в его учении о монадах (монадология). Монадой он называл особую духовную единицу бытия, субстанцию; развивал учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Лейбниц отличался широким творческим диапазоном и энциклопедической ученостью. Лейбниц стал родоначальником математической логики и одним из создателей счетно – решающих устройств, множества других открытий в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания. Основными философскими сочинениями Г.В. Лейбница являются «Новые опыты о человеческом разумении» (1704) и «Монадология» (1714). Лейбниц считается самым выдающимся ученым - энциклопедистом, «универсальным гением» эпохи Нового времени.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Нидерландский мыслитель-материалист, пантеист (отождествлял Бога с природой), придерживался рационалистической традиции. Цельюзнания Спиноза считал господство над природой и совершенствование человека. Он полагал, что в основе мира лежит одна субстанция, поэтому его учение называется монистическим, а субстанция выступает как причина самой себя. Учение о субстанции представлено в его основном труде «Этика» (1675).
Свой метод, или способ построения знания, основанный на абсолютизации элементарного математического знания, Спиноза назвал «геометрическим». Кроме «Этики», Спинозе принадлежит «Богословско- политический трактат» (1670).

Томас Гоббс

Философ-материалист, был секретарем у Ф. Бэкона, взгляды которого разделял и развивал в духе механического материализма. Как и Ф. Бэкон, Гоббс резко критиковал схоластику. Он считал, что целью философии должна быть практическая польза. Большой интерес Гоббс проявлял к анализу социальных явлений, пытаясь понять и интерпретировать их с научных позиций. В качестве важнейшего объекта познания у Т. Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. Человек – творец «искусственных тел», в том числе таких, как культура и государственность. Как номиналист, принимающий существование только конкретных единичных предметов, Т. Гоббс исходил из того, что любое знание опирается на эмпирические факты. Высшей наукой он называл математику.

Гоббс полагал, что естественное состояние человека, порочного по своей природе, опирается на чувственность, страсти, которые могут привести к самоистреблению людей («Homo homini – lupus est» - «Человек человеку волк»). Он был убежден в том, что разум – главная составляющая в учреждении государства путем общественного договора.
Гоббс называл государство и гражданское общество высшей ценностью человеческого общежития, способной защитить человечество от «войны всех против всех». Главное произведение Т. Гоббса – «Левиафан» (1651).

Джон Локк (1632-1704)

Английский ученый, занимал промежуточное положение между материализмом и идеализмом. Первый в философии Нового времени разработал теорию познания как специальную область философии. Гносеология (теория познания) – сенсуалистическая в своей основе – стала ядром учения Дж. Локка. (Сенсуализм – от лат. sensus – восприятие, чувство – это направление в теории познания, согласно которому чувственность, а именно ощущения, восприятия, являются основой и главной формой интеллектуального познания. Основной принцип сенсуализма сформулирован Джоном Локком: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»).
Джон Локк был также видным педагогом, общественным деятелем; он стал автором концепции либерализма, сформулировал основные принципы свободы совести и веротерпимости. Один из важнейших его трудов – «Опыт о человеческом разумении» (1690).

Особенности искусства Западной Европы ХVII века.
Классицизм и барокко

Как уже было сказано выше, в ХVII веке возникает и бурно развивается экспериментальная наука; происходит становление буржуазного способа производства; это период буржуазных революций в Англии, Голландии и расцвета абсолютистских монархий (так, во Франции – это «век Людовика ХIV»). После Реформации - широкого религиозного и социально – политического движения, начавшегося в ХVI веке в Германии и направленного на преобразование христианского вероучения и Церкви, наступает Контрреформация и усиление позиций Церкви, которая стремится вернуть былое влияние и укрепить свои позиции.
В «эпоху Рационализма» парадигма развития искусства соответствовала философским принципам Рене Декарта, изложенным в его «Рассуждении о методе» (1637). В этом труде Декарт сформулировал четыре закона познания: 1) допускать в качестве истинных лишь те положения, которые представляются ясными, отчетливыми и не могут вызывать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких логических пропусков в исследовании. Эти идеи были реализованы в архитектуре и живописи, а также в литературе – в сложных по своей конструкции романных формах, драматургии, судьбах героев и т.д.
Искусство в эпоху Нового времени становится одним их мощных средств распространения новых идеалов и культурных ценностей. Великие европейские монархии возлагают на художника задачу создания грандиозного, роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Но при этом в живописи, наряду с классическим парадным портретом, подчеркивающим достоинство королей и вельмож, появляются и изображения людей труда, искусства и науки. Примером этому могут служить работы голландского живописца Яна Вермеера Делфтского – «Кружевница», «Географ».
Основные художественные стили, рожденные европейской культурой Нового времени (ХVII-ХIХ вв.) – это классицизм и барокко. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве ХVII – нач. ХIХ вв., обратившееся к античному наследию как художественно – эстетической норме и идеальному образцу. Барокко (от итальянского barocco, буквально – странный, причудливый) – основное стилевое направление Европы и Америки конца ХVII – середины ХVIII столетия.
Основными признаками барокко в искусстве являются преображение естественного объекта, искажение классических пропорций, эффекты расширения и сжатия пространства, оптический обман. Приемы эти нацелены на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя, сделать осязаемым даже то, что далеко от повседневности.
Художники стремятся к уходящей в бесконечность нерасчлененности внешнего и внутреннего пространства архитектуры и живописи, неразделенности рукотворного и естественного, так что природные стихии (вода и свет) используются в художественном творчестве, а взаимопроникновение разных видов искусств делает наблюдателя одновременно зрителем и актером. Быстро развивается техника, ибо в ней заложена мощная сила экспрессивного воздействия.
В эпоху барокко европейские города приобретают правильную структуру, основу которой составляет сеть легко проходимых улиц, соединяющих важнейшие центры, городские ворота, церкви и дворцы. Монументальные постройкиукрашают прекрасно выполненные фасады. Один из первых проектов такой перепланировки города был осуществлен в Риме при папе Сиксте V (1585-1590) под руководством архитектора Доменико Фонтана (1543-1607). Облик современного Рима в целом сложился на протяжении ХVII века при папе Иннокентии Х (1644-1655) благодаря усилиям Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Кастелли по прозванию Барромини (1599- 1667). Многое изменил ХVII век и в облике Парижа, который стал приобретать современные очертания при Генрихе IV (1598-1610), когда была создана королевская площадь правильной геометрической формы с одинаковыми жилыми
домами по периметру со статуей монарха в центре.
При Ришелье и Людовике ХIII (1617-1643) разворачиваются большие работы по обустройству и расширению Лувра, но лишь с окончательным утверждением абсолютной монархии при Людовике ХIV (1661-1715) Париж, развитие которого было возложено на Кольбера, приобретает облик великой столицы.
Символ абсолютизма и образец для всех королевских дворцов, строительство которых в этот период времени до ХVIII в. становится знаменательным, - это, конечно, Версаль, который воплотил дух и вкусы эпохи Людовика ХIV. Внутреннее убранство Версаля и прежде всего его зеркальная галерея, спланированная Мансаром в 1678-1684 гг., блистательно проявили экспрессивные возможности живописи французского барокко.
Основы живописи барокко были заложены в Риме в последнее десятилетие ХVI века. В ней проявились две тенденции: классическая, связанная с именем Аннибале Каррачи (1566-1609), и реалистическая, выраженная в творчестве Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610). Между этими направлениями проявило себя стилистическое новаторство европейских художников, стремившихся к взаимопроникновению разных видов искусства и поиску новых выразительных средств, связанных с повседневной реальностью и натуральностью изображения. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров ХVII века был натюрморт (от голландского stil leven – неподвижная жизнь или, что точнее – мертвая природа). Распространившийся в Испании и Фландрии, Германии и Франции, в Италии натюрморт достиг новых высот благодаря деятельности Караваджо и его последователей, для которых он был воплощением идеальных ценностей живописи). Любой великий художник в какой-то мере обладает пророческим даром, но лишь некоторым удается выразить те ощущения, которые распространяются уже после них и всеми теми, кому дорого искусство. К таким художникам, в частности, относился живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – главная фигура во фламандской живописи ХVII века. В его образовании, которое началось в Амстердаме, фундаментальную роль сыграли впечатления, полученные во время учебной поездки в Италию (1600-1608). Он отдавал дань многим живописным жанрам, от религиозной картины до мифологической и аллегорической композиции, от портрета до пейзажа. Рубенс делал модели для скульптур и картоны для гобеленов, разрабатывал архитектурные проекты. Будучи весьма образованным и состоятельным человеком, он выполнял заказы для многих дворов Европы: историко-аллегорический цикл для галереи Люксембургского дворца для Марии Медичи (1621-1635, в настоящее время находится в Лувре); росписи Банкетного зала Лондонского дворца Уайт-холл (1629-1634); цикл на тему «Метаморфоз» Овидия (1636-1638) – Мадрид. ХVII столетие было эпохой расцвета голландского искусства, особенно тех живописных жанров, которые по формату и сюжету подходили для украшения домов, интерьера, архитектурного вида, натюрморта. В Харлеме наиболее яркой фигурой был Франс Хальс (1581/1585-1666). Выдающийся портретист, он преодолел условности маньеризма, вернув изображению естественность и теплоту,
а позам и выражению лиц – непосредственность.
Безусловным лидером в изобразительном искусстве Европы ХVII века был РембрандтХарменс Ван Рейн (1606-1669), живописец исключительного темперамента, а также виртуозный рисовальщик и гравер. Художник ведет неустанный поиск более совершенной выразительности, создавая невероятное множество портретов и автопортретов. Рембрандт становится самым знаменитым в бюргерских кругах портретистом: к 1632 г. относится его картина «Урок анатомии доктора Тульпа», а к 1642 г. – быстро ставший знаменитым «Ночной дозор» (Амстердам, Государственный музей) – абсолютно новая интерпретация группового портрета. Отметим, что ХVII век – это и золотой век испанской живописи. Активно заявляют о себе города Андалузии, особенно Севилья – экономический, культурный и духовный центр Испании. Многие художники стали перебираться в Мадрид, поближе ко двору; многие выполняли заказы Церкви по всему королевству. Среди выдающихся испанских художников необходимо назвать Франсиско де Сурбарана (1598-1664), Диего Веласкеса (1599-т1660) и Алонсо Кано (1601-1667).
Уже в юношеских произведениях Веласкесаощущается характерная выразительность художественного языка, связанного с воспроизведением повседневной народной жизни («Старуха, жарящая яичницу»,Эдинбург, Национальная галерея); не менее реалистичны и религиозные образы, свидетельствующие о том, что Веласкес – выдающийся самобытный мастер. Он достигает наивысшего мастерства и благодаря свободной непринужденной манере, использованию мягкого, нежного цвета, гармонии реальности и иллюзии. Эпоха классицизма и барокко ознаменована замечательными достижениями во всех сферах культуры и искусства Европы. Так, классицизм в скульптуре связан с именами Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, а в музыке – с творчеством Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Людвига ван Бетховена, К.В. Глюка. Во время Империи классицизм вырождается в имперский стиль – стиль ампир, который прежде всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Литература

Жанры развития литературы в общем синтезе искусств также отражали характер эпохи Нового времени. Так, в 1674 г. крупнейший теоретик классицизма Николя Буало-Депрео выпустил трактат в стихах «Поэтическое искусство», в котором были указаны основные требования классической поэтики. В основу своей концепции Буало положил культ Разума и соответствующий ему принцип правдоподобия: поэт должен изображать не фантастическое, а природу и общество, при этом он должен облагораживать предмет изображения, воплощая в искусстве эстетический идеал. Этот идеал, с точки зрения классицистов, универсален и неизменен. Литературные жанры были разделены на главные и неглавные, высокие и низкие. Проза в данной системе оказывалась на периферии искусства. При этом развитие в творчестве классицистов получили эпистолярная, полемическая, ораторская, афористическая и мемуарная проза.
Заслуживает внимания интересный историко-культурный факт: в 1687г. Шарль Перро прочитал во Французской Академии свою поэму «Век Людовика Великого». В поэме, в точном соответствии с указаниями Буало, действительность преобразована в свете идеала, а царствование Людовика ХIV, пришедшее как раз в это время к упадку, изображалось самым прекрасным и совершенным в истории. Объясняя данный феномен, Перро утверждал, что новое время ничем не хуже античности, «новые» люди не уступают «древним» ни в науках, ни в искусствах, ни в ремеслах. Во главе «новых» встал Перро, а во главе «древних» - Буало. Отвечая на критику со стороны противников, Перро в 1688-1697 гг. выпустил четырехтомный трактат «Сравнение древних и новых в вопросах искусств и наук». В нем утверждается, что в литературе, так же как и в жизни, существует прогресс, поэтому нет необходимости опираться на авторитет древних, на античное искусство, создавая искусство Нового времени. Касаясь во втором томе (1691) античных сказок, Перро пишет знаменитую фразу: «Милетские рассказы так ребячливы, что слишком много чести противопоставлять их нашим сказкам матушки Гусыни или об Ослиной Коже».
И Перро обращается к жанру сказки, чтобы от теории перейти к практическому доказательству своей правоты. Выпуская свои стихотворные сказки, Перро в их предисловии писал, что его сказки стоят выше античных, поскольку, в отличие от последних, они содержат моральные наставления. Критикуя античные сказки, он отмечал: «Не таковы сказки, сочиненные нашими предками для своих детей, - они рассказывали их не с таким изяществом и украшениями, какими греки и римляне украсили свои мифы; они всегда весьма заботились о том, чтобы сказки их заключали в себе похвальную и поучительную мораль. Везде в них добродетель вознаграждена и порок наказан. Все они стремятся показать, как выгодно быть
честным, терпеливым, рассудительным, трудолюбивым, послушным
и какое зло постигает тех, кто не таковы».
Сказка «Спящая красавица» (1696) впервые в полной мере воплотила основные черты нового типа сказки. В произведениях Перро любовь идеальна, дружба и преданность предстают как неотъемлемые качества добрых и честных людей. Для Перро характерно связывать веру в человека с детьми (!) (к примеру, сказка «Мальчик-с-пальчик»), с теми, кто беден (хозяин Кота в сапогах), не наделен красотой (Рике-с-хохолком). В «Золушке» Шарль Перро рассказывает чудесную историю о превращении бедной и, казалось бы, ничем не примечательной внешне, но трудолюбивой и смиренной девушки, в прекрасную принцессу. Следует отметить, что для ХVII века это сказочный мотив был весьма демократичным.
Эстетический спор, в котором участвовали и другие теоретики искусства и писатели, закончился в 1700 году, когда Буало признал правоту «новых». Правомерно заключить, что пафос новизны – существенная черта переходных периодов, отмеченных переоценкой ценностей и сменой культурных ориентиров.

Искусство балета

Из комедий-балетов Ж.Б. Мольера и лирических произведений Ж.Б. Люлли на рубеже ХVII-ХVIII веков постепенно оформляется балет как самостоятельный вид искусства. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл работавший с Мольером и Люлли французский балетмейстер Пьер Бошан.
Его «фигурные танцы» отличались более разнообразным, чем раньше, рисунком и более сложной техникой, включающей прыжки и пируэты. Вместе с тем, Бошан, вводя в барочную пышность и вычурность спектаклей логику классицизма, свел жесты танцоров к пяти позициям рук и ног, и в настоящее время составляющих основу балетного танца.
Их отличительная черта – абсолютная искусственность, требующая длительных упражнений. В балете танцуют не так, как на народном празднике: все свидетельствует о благородстве, достоинстве, избранности тех, кто изображен на сцене, и, соответственно, тех, кто находится в зале.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.