Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрождение духовной культуры России (конец ХХ столетия)





В общественной жизни современной России усилилась рольРусской Православной Церкви. Празднование 1000-летия Крещения Руси (1988) на фоне перестройки, обнару­жившей серьезнейшие духовно-культурные проблемы, порожденные эпохой то­талитаризма, существенно изменило в лучшую сторону отношение многих людей к Русской Православной Церкви и церковной жизни. Постепенно Церковь стала возрождаться для значительной части общества в своем изначальном значении — как ис­конная смыслообразующая и культурообразующая опора жизни государства и общества. Достаточно привести пример восстановления взорванного большевиками (1931)
Храма Христа Спасителя в 2000 году, возведенного, как известно, в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года с войсками Наполеона. Этот храм был торжественно освящен Патриархом Алексием II (2000), роль которого в возрождении духовной культуры России трудно переоценить. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)
После избрания митро­полита Алексия II(Ридигера) на Московский Патриарший Престол (1990 - 2008) его главной зада­чей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе пози­тивного сотрудничества и равноправия. Благодаря его усилиям 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического ли­ца. Патриарх Алексий II четко определил позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам[21]. В числе социокультурных инициатив Патриарха следует назвать, в частности, открытие им, совместно с ректором МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи. Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимо­сти религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отече­ственной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и искус­ства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты»[22]. По благословению Его Святейшества открылись духовные семи­нарии, духовные училища, церковно – приходские школы и традиционные пра­вославные гимназии. Не осталось без внимания Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (в настоящее время — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный уни­верситет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка высо­коквалифицированных специалистов гуманитарного профиля с глубоким зна­нием богословских дисциплин, что является обязательным для гуманитарного образования в европейских университетах. После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотвори­тельного служения (запрещенного в советские годы). Последнее де­сятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монасты­рей, Церковь получила возможность общественной проповеди; миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням, иконам и церковным ценностям. При Патриархе Алексии II произошло важнейшее событие в судьбе Рус­ской Православной Церкви новейшего времени — восстановление единства Русской Церкви. В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года был под­писан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Восстановление церковной целостности является одним из важнейших усло­вий единства и взаимодействия христиан России и Европы в деле сохранения и распространения принципов христианской этики. За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первоз­ванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золо­тым крестом «За служение обществу»; отмечен многими церковными, в том числе международными наградами.



Обращение к традиционным религиям в условиях экспансии массовой культуры может считаться положительным явлением, так как Церковь является хранительницей важнейших национальных исторических традиций, искусства (храмовая архитектура, иконопись, духовная литература, певческое искусство) и обращается к духовно-нравственным ценностям, недостаток которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом можно считать быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Несмотря на все политические катаклизмы, отечественная культура, насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться.
Особенностям отечественной культуры первого десятилетия ХХI века еще предстоит дать объективную историческую оценку в будущем. Но важно помнить, что сохранение и преумножение культурного национального наследия – одно из непременных условий дальнейшего развития России.
И можно лишь сожалеть о том, что в общественном сознании многих наших соотечественников деформированы такие понятия, как «патриот», «патриотизм», «Родина», которые всегда были приоритетными в русской культуре и определяли ее лицо. По точному замечанию одного из видных российских ученых, профессора А.А. Аронова, «патриот дорожит своей Родиной, ее историей, ее культурой и традициями, осознает себя – как звено в цепи поколений, как частицу своего народа и Родины; диалектика патриотизма такова, что, являясь продуктом своей, отечественной культуры, патриот одновременно является надежным гарантом сохранения и возрождения действительно великой, замечательной, судьбоносной культуры – культуры России» (Аронов А.А. История русской культуры: краткий курс. – М., 2008. - С. 146).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Глоссарий (словарь терминов)

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Акмеизм – (фр.acmeisme, гречолнггн7. Acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии начала XX в.; утвердился в теоретических работах и художественной практике С.Городецкого, М.Кузмина, Н.Гумилёва, О.Мандельштама, А.Ахматовой, М.Зенкевича, Г.Иванова, Е.Кузтминой-Караваевой и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-1914; 1920-1922); примкнули к журналу «Аполлон», изавали журнал «Гиперборей», альманах «Цеха поэтов»; противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» - «стихию естества»; декоарировали предпочтение реальной, земной жизни и возвращение слову его изначального, не символического смысла. Как отмечал О. Мандельштам, акмеизм – «тоска по мировой культуре».

 

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.

Анимизм – (от лат. anima – душа) – 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевлённость всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия (от франц.anomie – отсутствие закона) отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э.Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестаёт соответствовать нормам общественной жизни.

Антропогенез – учение о происхождении и развитии человека.

Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

Антропоморфизм – мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способность людей уподоблять явления живой и неживой природы себе, своим свойствам и отношениям.

Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

Артефактискусственно созданный объект.

Артефакт – 1. Процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архаика, архаическое искусство (от греч. archios – древний) – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. В основном применяется к раннему периоду египетского и древнерусского искусства. Для Древней Греции период архаики – с X по VII вв. до н.э. Архаика характеризуется синкретизмом, т.е. невыделяемостью художественной деятельности и её видов в общей структуре творческой активности человека.

Архетип – прообраз, первообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.Г.Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.

Ассимиляция – процесс слияния, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия (от греч.ataraxia – невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Библия (от греч. biblia – книги) – сборник разновременных и разнохарактерных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э. Отражает различные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Выдающийся памятник мировой культуры.

Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Боди-арт (от англ. Body art –телесное искусство) – художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Буддизм – одна из мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – «учение о четырёх благородных истинах»: существуют страдания – жизнь есть страдание, его причина - чтобы избавиться от страданий надо избавиться от желаний, состояние освобождения – избавления от желаний приведёт нас на путь, и путь к нему – нирвана.

Верификация (от лат. verificatio – доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) – установление тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре.

Вестернизация (от англ. West – запад) – процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт (от лат. video – вижу) – одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются нематериальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные “не-объекты”, создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вторичные моделирующие системы (“вторичные языки культуры”, “культурные коды”) – языки, “надстраивающиеся” над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, интернет и др.

Генезис (от греч.genesis – происхождение, возникновение) – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как “культурогенез”, “социогенез”, антропогенез”, “антропосоциогенез” и др.

Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных и неподдающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методлология истолкования текстов. 2. Течение философии, наука о понимании.

Гиппереализм– художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счёт имитации образов фотографии.

Глобализация (от лат. globus – шар) – процесс перерастания какого-либо явления мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритеты эпохи Античности, так или иначе связанных с человеком и его свободой творчества.

Даосизм– древнекитайский философ Лао-цзы разработал принцип «Дао» и учение даосизм как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, указывает путь, согласно которому они должны осуществляться.

Декаденство (от франц. Dekadens, от позднелат. – dekadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры II пол. XIX – нач.XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Декаденство получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905-1907, 1917 гг., в творчестве ряда мастеров объединения “Мир искусства” и “Голубая роза”. Наиболее яркими представителями являлись К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и др.

Деконструкция – преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальностей и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Диахронный и синхронный подходы (от греч. Dia – через и chronos – время, syn – вместе и chronos – время): 1. Диахронный подход – поступательное историческое развитие культуры. 2. Синхронный подход – одновременное развитие самостоятельных культур, точное совпадение во времени двух или нескольких культурных явлений и процессов.

Дискурс (от лат. discursus – рассуждение) – какая-либо философская или научная концепция, обращённая к читателям или слушателям. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Евразийство – направление русской социально-философской культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Суть теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия “культурной личности” России.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Западничество – направление русской общественной мысли середины 19 в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.

Идеографическое письмо (иероглифика) - способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличие от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка

Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

Идентичность – психологическое представление человека о своём “я”, характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении – произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение. Иконы рассматриваются церковью не как тождественные божеству изображения, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому позволяющий духовное приобщение к “оригиналу”, то есть проникновение в мир сверхестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту её богатства.

Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Имманентный – внутренне необходимый.

Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).

Информационная культура – 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в её рамках информации.

Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.

Искусство - Искусство Умение, мастерство, знание дела. Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство (Энциклопедический словарь): Искусство - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п...2) В узком смысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерствав любой сфере деятельности.

Истина - адекватное отражение действительности.

Ислам, мусульманство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и христианством), возникшая в VII в. н.э., в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной…), признание Корана вечной, несотворённой священной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признаёт разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

Катарсис (от греч. katharsis – очищение) – 1. В “Поэтике” Аристотеля – возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже – духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство (от греч. kinesis ю – движение) – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодёжи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход – подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.

Культура (одно из многочисленных определений) – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.

Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к кружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.

Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы – зоны территориального распространения определённых локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез – процесс зарождения культур.

Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

Магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов.

Маргинальность культурная – 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

Массовая культура (от лат. Massa – ком, кусок + culture – культура) – явление культуры XX в., порождённое техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. Это продукт возникновения «массового» общества, которое толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества – индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного раннее развития средств массовой коммуникации.

Ментальность (от франц.mentalite – мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.

Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

Минимализм (от англ. Minimal art – минимальное искусство) – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определённый заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.

Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются мифы героические (сказочные: цикл мифов о Геракле) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев, названий: миф о Прометее – открытие огня). Уже в Древней Греции была сделана попытка истолковать миф как одушевление природных сил (Метродор), а затем и общественных явлений (Евгемер).

Модерн – (от франц. Moderne – новый) - одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX-нач.XX в. Вместе с декадансом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа веков может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчётливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности.

Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в.

Натурализм (от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение (Э.Золя, Э. И Н.Гонкуры, Г.Гауптман и др.) Натурализм – поверхностное копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы.

Ноосфера (от греч. noos – ум, разум и греч. sphaira – шар) – разумная оболочка Земли. Эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.

Обряд– Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай. Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции (напр.: свадебный обряд, обрядовые песни).

Обычай –Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (напр.: старый о.; городские о.; это у нас в обычае – т.е. так принято, заведено).

Объект - то, что субъект различает, это представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.

Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.

Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу узелковое письмо, применявшееся в обществе инков

Перфоманс (от англ. Performance – исполнение, представление) – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение её в непосредственный творческий акт.

Поп-арт (от англ. Popular art – общедоступное искусство, сокращ. Pop art) – одно из направлений англо-американского искусства “новой реальности”, возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура –1. Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшееся в 1960-х гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности и массовости.

Постиндустриальный тип культуры сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакцией на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путём его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жёсткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.