Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значение теории и методики физической культуры в системе профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта





 

Изначально следует отметить, что теория и методика физической культуры рассматривается и как учебная и как научная дисциплина.

Как учебная дисциплина теория и методика физической культуры является профилирующей в системе профессионально-физкультурного образования (университеты, техникумы, колледжи и т.п.).

Именно эта дисциплина определяет главное:

- становление профессиональной компетентности;

- готовность к профессиональной деятельности, какой-либо конкретной специальности в сфере физической культуры (учитель, методист, тренер, инструктор и др.);

- формирование основ (в отношении профессиональной культуры) для дальнейшего профессионального роста;

- установление взаимосвязи теории и методики физической культуры с иными отраслями знаний о человеке (прежде всего, психолого-педагогического и медико-биологического цикла).

Таким образом, значение теории и методики физической культуры в профессиональной подготовке специалиста видится, главным образом, в следующем:

- именно теория, в том числе и физической культуры обобщает весь исторически накопленный опыт человечества в этой сфере и позволяет видеть и строить перспективу собственной деятельности;

- обеспечивает соответствующее требованиям деятельности соотношение подготовленности (точнее – готовности) «на сейчас» с новыми знаниями в сфере физической культуры;

- создает основу самосовершенствования и поиска истины (новых методик) на основе владения системой общетеоретических и методических знаний;

- создает предпосылки к успешной профессиональной деятельности как основы успешной жизнедеятельности вообще (имидж, материальное благополучие и т.д.);



- способствует интеграции профилирующих дисциплин профессионального образования (анатомии, физиологии, спортивной медицины, психологии, педагогики и т.д.) для формирования у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта.

Кроме того, следует отметить связь дисциплины «Теория и методика физической культуры» с научной специальностью 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, которая занимается теоретико-методологическим и (естественно) методическим, программно-содержательным обеспечением явлений и процессов, связанных с физической культурой, ее видами и возможностями направленного использования в становлении личности.

 

 

Тема 2

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ)

Вопросы

1. Структура физической культуры как социального явления; характеристика структурных компонентов.

2. Функции физической культуры (их классификация и характеристика).

 

Структура физической культуры как социального явления; характеристика структурных компонентов

 

Физическая культура – сложное социальное явление; важная сфера человеческой деятельности. Она (как и любое более или менее крупное явление) имеет свою структуру, под которой понимают:

- состав, т.е. совокупность определенных компонентов;

- строение, т.е. совокупность взаимосвязей и взаимоотношений (известная упорядоченность) между компонентами.

Таким образом, познание структуры физической культуры значимо для:

- более полного представления и познания целостного явления – физической культуры;

- более тщательного познания сущности структурных компонентов;

- разработки методик использования физической культуры для удовлетворения потребностей человека.

Структура физической культуры представлена основными ее структурными компонентами – видами (рис. 1) физическое образование (физкультурное воспитание), спорт, реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация), рекреационная физическая культура (физическая рекреация) (по материалам: 25, с. 62 – 72; 137, с. 119-120; 179, с. 11; 217, с. 23 – 27; 161, с. 9-12; 39, с. 12).

Тем не менее, прежде чем представить основные цели и сущностные задачи каждого из структурных компонентов физической культуры, следует отметить цель и сущностные задачи самой физической культуры.

Цель физической культуры (цель системы физической культуры) – формирование физической культуры личности (217, с. 34).

Заметки на полях

Мы полагаем, что цель физической культуры много шире. С учетом того, что физическая культура есть часть (вид) культуры социума и включена в систему функционирования социума, она (что вполне естественно) связана (точнее, плотно взаимосвязана) с иными видами культуры и формами их проявления и наряду с другими видами культуры (отражающими тем не менее деятельность) на равных правах (если не на приоритетном!) участвует в воспроизводстве человека, личности. В таком контексте целью физической культуры следует считать воспроизводство человека, личности и его физической культуры (последнее можно рассматривать как составной компонент структуры личности).

 

Отметим при этом, что состояние физической культуры личности обеспечивает (наряду с освоенностью иных видов культуры) главное – успешную социализацию личности, что позволяет утверждать – основная цель формирования физической культуры личности – обеспечить становление социализированности (термин – А.В. Мудрика) человека.

 

Рис. 1. Структура физической культуры

 

 

 

В самом общем смысле задачи физической культуры сводятся к следующему:

- создание и воспроизводство совокупности материальных и духовных ценностей, отражающих культуру социума и культуру физическую и обеспечивающих становление личности и ее физической культуры;

- разработка прогрессивных технологий, способствующих успешному освоению личностью ценностей физической культуры;

- создание условий (правовых, финансовых, идеологических, математико–технических и т.п.) для широкой трансляции ценностей физической культуры в социум, их сохранения и передачи другим поколениям (161, с. 17).

Более детально задачи физической культуры можно представить тремя группами:

1. Задачи обучения:

- формирование и доведение до личностно–потребностной степени совершенства двигательных умений и навыков;

- освоение системы знаний, необходимых для личностного физкультурного самосовершенствования;

- формирование опыта социально корректного поведения как в общесоциальной, так и физкультурно-спортивной практике (социальное обучение: 123, с. 186).

2. Задачи развития:

- оптимизация адаптационных возможностей, функционального и физического развития личности;

- оптимизация психического развития в отношении оптимального функционирования основных психических процессов.

3. Задачи воспитания:

- воспитание системы двигательных качеств (физических качеств, физических способностей);

- становление личностных свойств и качеств, отражающих сформированность базовой культуры личности (нравственной, трудовой, эстетической, интеллектуальной, гражданской);

- формирование потребностно–мотивационной сферы личности и отношения к физкультурно–спортивной деятельности.

Далее следует представить каждый из структурных компонентов физической культуры.

I. Физическое образование (физкультурное воспитание – 119, 2001; образование в сфере физической культуры – 217, 2003) – вид физической культуры и специализированный педагогический процесс обучения, воспитания и развития личности, становления ее двигательных и личностных потребностей и способностей направленным использованием ценностей физической культуры.

Заметки на полях

Несмотря на равноуровневое расположение основных компонентов физической культуры (ее видов), физическое образование есть основной процесс–транслятор ценностей физической культуры в личность; объяснение этому находим по ряду факторов: - этот вид физической культуры законодательно «закреплен» во всех сферах образования учащейся молодежи (по сути – все этапы формального образования); - наибольшая представленность участников процесса освоения физической культуры в форме физического образования (оно носит наиболее массовый характер); - доступность для любого контингента содержания физкультурно-спортивной деятельности, характерного именно для этого вида физической культуры; - нерегламентированность использования в ходе физического воспитания всех ценностей физической культуры; возможность (а пожалуй, и необходимость) внедрения в многочисленные формы физического образования всех средств и методов физической культуры (последнее и обеспечивает наибольший эффект в отличие от сравнительно узконаправленных иных видов физической культуры).

 

Таким образом, цель физического образования – формирование физической культуры личности.

К числу основных задач физического образования следует отнести исходя из сущностных характеристик физической культуры личности (ФКЛ) (119, с. 60; 217, с. 34; 202, с. 17):

1. Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих направленность личности на освоение физической культуры.

2. Становление совокупности личностных свойств и качеств, отражающих сформированность сущностных характеристик базовой культуры личности.

3. Формирование системы жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков, способствующих безопасной жизни личности.

4. Воспитание до должного уровня двигательных качеств (физических способностей), способствующих оптимизации жизнедеятельности.

5. Формирование системы знаний в сфере физической культуры, обеспечивающих самостоятельное освоение ее ценностей.

6. Повышение функциональных и адаптационных возможностей личности к неблагоприятным факторам повседневной и профессиональной (образовательной) деятельности.

II. Спорт – вид физической культуры; собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения и достижения в этой деятельности (136, с. 11 – 12).

Цель спорта – достижение максимально возможных спортивных результатов.

Заметки на полях

Весьма дискуссионной видится цель спорта, обозначенная Ю.Ф. Курамшиным (217, с. 308), а именно: раскрытие биологических резервов, адаптационных возможностей организма на предельных и около I предельных уровнях. Резерв– по С.И. Ожегову – запас, откуда черпаются новые силы. Вполне естественно предположить, что выявить, раскрыть «всякие–разные» резервы организма на «всяких-разных» уровнях его функционирования – это прерогатива физиологии, спортивной медицины, биохимии и т.д., «обслуживающих» спорт. Скорее следует полагать, что познание (раскрытие) резервных возможностей организма – средство, способ совершенствования технологий «спортивного» преобразования человека с целью демонстрации им максимально возможных спортивных достижений. Кроме того, вообще за рамками понимания дискутируемой цели физической культуры остается детский и юношеский спорт (тем не менее высших достижений), когда, по сути, речь идет о «предельных» нагрузках, характерных для определенного возраста (которые предельными не являются в соотношении со взрослыми спортсменами иных этапов подготовки).

 

Основными задачами спорта являются:

1. Развитие системы спортивной подготовки, обеспечивающей максимальное развитие спортивных способностей личности в конкретном виде спорта (отчасти эталонная функция спорта).

2. Восполнение системы знаний в сфере спорта, отражающих поиск новых и совершенствование имеющихся технологий спортивной подготовки и выражающихся в новых спортивных достижениях (эвристическая функция).

3. Обеспечение зрелищности спорта, удовлетворяющей потребности человека в эстетическом наслаждении и эмоциональном «насыщении» (эстетическая и зрелищная функции).

4. Удовлетворение потребностей личности в общении; установлении межнациональных взаимоотношений (коммуникативная функция).

5. Обеспечение самоутверждения и социализации личности на основе «включенности» в специфическую сферу деятельности.

В теории спорта выделяют базовый спорт (ординарный) и спорт высших достижений (25, с. 65; 137, с. 107).

При совпадении целевых направлений и задач базовый спорт характеризуется прежде всего массовым участием в нем людей и лимитирован иными видами деятельности (учебной, трудовой и т.д.).

Спорт высших достижений ориентирован главным образом на абсолютные параметры спортивных достижений; он доминирует в системе жизнедеятельности человека (в отдельные периоды) и определяют ее.

III. Реабилитационная физическая культура (РФК) (двигательная реабилитация) – вид физической культуры; специфическая физкультурно-спортивная деятельность с использованием ценностей физической культуры, направленная на восстановление или компенсацию временно или навсегда утраченных свойств, качеств и функций личности.

Цельреабилитационной физической культуры - восстановление (компенсация) двигательных и личностных способностей (возможностей) личности.

Основные задачи:

1. Реализация комплекса мероприятий лечебно-профилактического характера по профилактике и прогрессированию различных заболеваний и травматических последствий в связи с образовательной и профессиональной деятельностью.

2. Воспитание (до избыточного уровня) системы двигательных способностей (двигательных умений и навыков, физических качеств), компенсирующих упражнение и в целом обеспечивающих нормальную жизнь и деятельность.

3. Своевременная и качественная диагностика состояния здоровья (во всех проявлениях), служащая основой для лечебно-реабилитационного физкультурного совершенствования и самосовершенствования.

4. Формирование системы знаний о роли, возможностях и дидактических основаниях направленного использования ценностей физической культуры в отношении реабилитации негативных двигательных и личностных проявлений.

В современной теории реабилитационная физическая культура реализуется в процессе лечебной физической культуры, «занимающейся» преимущественно лечением различных, достаточно сложных заболеваний и травм с использованием специально подобранных средств, методов и форм организации занятий и оздоровительной физической культуры, направленной главным образом на восстановление незначительных отклонений в состоянии здоровья (восстановление спортсменов; в системе активного отдыха; в профессиональной реабилитации и т.п.).

IV. Рекреационная физическая культура (РеФК) (физическая рекреация) – вид физической культуры; специфический педагогический процесс по восстановлению физических и духовных сил, переключению видов деятельности, активному отдыху и развлечению.

Цель рекреационной физической культуры – обеспечить активный отдых и восстановить физические и духовные силы (217, с. 302 - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда).

Основные задачи:

- приобщение на всех этапах онтогенеза к здоровому стилю жизни в ходе освоения системы знаний в сфере рекреационной физической культуры и умений физкультурного самосовершенствования;

- повышение уровня физической и психической работоспособности в процессе активного отдыха, перемены вида и характера деятельности, межличностного общения, эмоционального «насыщения» от двигательной активности;

- содействие снижению темпов инволюции (старения) за счет оптимизации характера и объемов двигательной активности;

- развитие (воспитание) и коррекция личностно значимых двигательных способностей (физического развития);

- формирование инструкторских и организаторских способностей, стимулирующих личностное физкультурное самосовершенствование и коллективную физкультурно-спортивную деятельность.

Следует отметить также, что рекреационная физическая культура может быть реализована как в массовых формах физкультурно-спортивной деятельности (праздники, спартакиады, всевозможные забеги, игры), так и в индивидуальных(что чаще всего и бывает: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и т.п.).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.