|
Значение теории и методики физической культуры в системе профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта
Изначально следует отметить, что теория и методика физической культуры рассматривается и как учебная и как научная дисциплина. Как учебная дисциплина теория и методика физической культуры является профилирующей в системе профессионально-физкультурного образования (университеты, техникумы, колледжи и т.п.). Именно эта дисциплина определяет главное: - становление профессиональной компетентности; - готовность к профессиональной деятельности, какой-либо конкретной специальности в сфере физической культуры (учитель, методист, тренер, инструктор и др.); - формирование основ (в отношении профессиональной культуры) для дальнейшего профессионального роста; - установление взаимосвязи теории и методики физической культуры с иными отраслями знаний о человеке (прежде всего, психолого-педагогического и медико-биологического цикла). Таким образом, значение теории и методики физической культуры в профессиональной подготовке специалиста видится, главным образом, в следующем: - именно теория, в том числе и физической культуры обобщает весь исторически накопленный опыт человечества в этой сфере и позволяет видеть и строить перспективу собственной деятельности; - обеспечивает соответствующее требованиям деятельности соотношение подготовленности (точнее – готовности) «на сейчас» с новыми знаниями в сфере физической культуры; - создает основу самосовершенствования и поиска истины (новых методик) на основе владения системой общетеоретических и методических знаний; - создает предпосылки к успешной профессиональной деятельности как основы успешной жизнедеятельности вообще (имидж, материальное благополучие и т.д.); - способствует интеграции профилирующих дисциплин профессионального образования (анатомии, физиологии, спортивной медицины, психологии, педагогики и т.д.) для формирования у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта. Кроме того, следует отметить связь дисциплины «Теория и методика физической культуры» с научной специальностью 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, которая занимается теоретико-методологическим и (естественно) методическим, программно-содержательным обеспечением явлений и процессов, связанных с физической культурой, ее видами и возможностями направленного использования в становлении личности.
Тема 2 СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ) Вопросы 1. Структура физической культуры как социального явления; характеристика структурных компонентов. 2. Функции физической культуры (их классификация и характеристика).
Структура физической культуры как социального явления; характеристика структурных компонентов
Физическая культура – сложное социальное явление; важная сфера человеческой деятельности. Она (как и любое более или менее крупное явление) имеет свою структуру, под которой понимают: - состав, т.е. совокупность определенных компонентов; - строение, т.е. совокупность взаимосвязей и взаимоотношений (известная упорядоченность) между компонентами. Таким образом, познание структуры физической культуры значимо для: - более полного представления и познания целостного явления – физической культуры; - более тщательного познания сущности структурных компонентов; - разработки методик использования физической культуры для удовлетворения потребностей человека. Структура физической культуры представлена основными ее структурными компонентами – видами (рис. 1) физическое образование (физкультурное воспитание), спорт, реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация), рекреационная физическая культура (физическая рекреация) (по материалам: 25, с. 62 – 72; 137, с. 119-120; 179, с. 11; 217, с. 23 – 27; 161, с. 9-12; 39, с. 12). Тем не менее, прежде чем представить основные цели и сущностные задачи каждого из структурных компонентов физической культуры, следует отметить цель и сущностные задачи самой физической культуры. Цель физической культуры (цель системы физической культуры) – формирование физической культуры личности (217, с. 34). Заметки на полях
Отметим при этом, что состояние физической культуры личности обеспечивает (наряду с освоенностью иных видов культуры) главное – успешную социализацию личности, что позволяет утверждать – основная цель формирования физической культуры личности – обеспечить становление социализированности (термин – А.В. Мудрика) человека.
Рис. 1. Структура физической культуры
В самом общем смысле задачи физической культуры сводятся к следующему: - создание и воспроизводство совокупности материальных и духовных ценностей, отражающих культуру социума и культуру физическую и обеспечивающих становление личности и ее физической культуры; - разработка прогрессивных технологий, способствующих успешному освоению личностью ценностей физической культуры; - создание условий (правовых, финансовых, идеологических, математико–технических и т.п.) для широкой трансляции ценностей физической культуры в социум, их сохранения и передачи другим поколениям (161, с. 17). Более детально задачи физической культуры можно представить тремя группами: 1. Задачи обучения: - формирование и доведение до личностно–потребностной степени совершенства двигательных умений и навыков; - освоение системы знаний, необходимых для личностного физкультурного самосовершенствования; - формирование опыта социально корректного поведения как в общесоциальной, так и физкультурно-спортивной практике (социальное обучение: 123, с. 186). 2. Задачи развития: - оптимизация адаптационных возможностей, функционального и физического развития личности; - оптимизация психического развития в отношении оптимального функционирования основных психических процессов. 3. Задачи воспитания: - воспитание системы двигательных качеств (физических качеств, физических способностей); - становление личностных свойств и качеств, отражающих сформированность базовой культуры личности (нравственной, трудовой, эстетической, интеллектуальной, гражданской); - формирование потребностно–мотивационной сферы личности и отношения к физкультурно–спортивной деятельности. Далее следует представить каждый из структурных компонентов физической культуры. I. Физическое образование (физкультурное воспитание – 119, 2001; образование в сфере физической культуры – 217, 2003) – вид физической культуры и специализированный педагогический процесс обучения, воспитания и развития личности, становления ее двигательных и личностных потребностей и способностей направленным использованием ценностей физической культуры. Заметки на полях
Таким образом, цель физического образования – формирование физической культуры личности. К числу основных задач физического образования следует отнести исходя из сущностных характеристик физической культуры личности (ФКЛ) (119, с. 60; 217, с. 34; 202, с. 17): 1. Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих направленность личности на освоение физической культуры. 2. Становление совокупности личностных свойств и качеств, отражающих сформированность сущностных характеристик базовой культуры личности. 3. Формирование системы жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков, способствующих безопасной жизни личности. 4. Воспитание до должного уровня двигательных качеств (физических способностей), способствующих оптимизации жизнедеятельности. 5. Формирование системы знаний в сфере физической культуры, обеспечивающих самостоятельное освоение ее ценностей. 6. Повышение функциональных и адаптационных возможностей личности к неблагоприятным факторам повседневной и профессиональной (образовательной) деятельности. II. Спорт – вид физической культуры; собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения и достижения в этой деятельности (136, с. 11 – 12). Цель спорта – достижение максимально возможных спортивных результатов. Заметки на полях
Основными задачами спорта являются: 1. Развитие системы спортивной подготовки, обеспечивающей максимальное развитие спортивных способностей личности в конкретном виде спорта (отчасти эталонная функция спорта). 2. Восполнение системы знаний в сфере спорта, отражающих поиск новых и совершенствование имеющихся технологий спортивной подготовки и выражающихся в новых спортивных достижениях (эвристическая функция). 3. Обеспечение зрелищности спорта, удовлетворяющей потребности человека в эстетическом наслаждении и эмоциональном «насыщении» (эстетическая и зрелищная функции). 4. Удовлетворение потребностей личности в общении; установлении межнациональных взаимоотношений (коммуникативная функция). 5. Обеспечение самоутверждения и социализации личности на основе «включенности» в специфическую сферу деятельности. В теории спорта выделяют базовый спорт (ординарный) и спорт высших достижений (25, с. 65; 137, с. 107). При совпадении целевых направлений и задач базовый спорт характеризуется прежде всего массовым участием в нем людей и лимитирован иными видами деятельности (учебной, трудовой и т.д.). Спорт высших достижений ориентирован главным образом на абсолютные параметры спортивных достижений; он доминирует в системе жизнедеятельности человека (в отдельные периоды) и определяют ее. III. Реабилитационная физическая культура (РФК) (двигательная реабилитация) – вид физической культуры; специфическая физкультурно-спортивная деятельность с использованием ценностей физической культуры, направленная на восстановление или компенсацию временно или навсегда утраченных свойств, качеств и функций личности. Цель реабилитационной физической культуры - восстановление (компенсация) двигательных и личностных способностей (возможностей) личности. Основные задачи: 1. Реализация комплекса мероприятий лечебно-профилактического характера по профилактике и прогрессированию различных заболеваний и травматических последствий в связи с образовательной и профессиональной деятельностью. 2. Воспитание (до избыточного уровня) системы двигательных способностей (двигательных умений и навыков, физических качеств), компенсирующих упражнение и в целом обеспечивающих нормальную жизнь и деятельность. 3. Своевременная и качественная диагностика состояния здоровья (во всех проявлениях), служащая основой для лечебно-реабилитационного физкультурного совершенствования и самосовершенствования. 4. Формирование системы знаний о роли, возможностях и дидактических основаниях направленного использования ценностей физической культуры в отношении реабилитации негативных двигательных и личностных проявлений. В современной теории реабилитационная физическая культура реализуется в процессе лечебной физической культуры, «занимающейся» преимущественно лечением различных, достаточно сложных заболеваний и травм с использованием специально подобранных средств, методов и форм организации занятий и оздоровительной физической культуры, направленной главным образом на восстановление незначительных отклонений в состоянии здоровья (восстановление спортсменов; в системе активного отдыха; в профессиональной реабилитации и т.п.). IV. Рекреационная физическая культура (РеФК) (физическая рекреация) – вид физической культуры; специфический педагогический процесс по восстановлению физических и духовных сил, переключению видов деятельности, активному отдыху и развлечению. Цель рекреационной физической культуры – обеспечить активный отдых и восстановить физические и духовные силы (217, с. 302 - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда). Основные задачи: - приобщение на всех этапах онтогенеза к здоровому стилю жизни в ходе освоения системы знаний в сфере рекреационной физической культуры и умений физкультурного самосовершенствования; - повышение уровня физической и психической работоспособности в процессе активного отдыха, перемены вида и характера деятельности, межличностного общения, эмоционального «насыщения» от двигательной активности; - содействие снижению темпов инволюции (старения) за счет оптимизации характера и объемов двигательной активности; - развитие (воспитание) и коррекция личностно значимых двигательных способностей (физического развития); - формирование инструкторских и организаторских способностей, стимулирующих личностное физкультурное самосовершенствование и коллективную физкультурно-спортивную деятельность. Следует отметить также, что рекреационная физическая культура может быть реализована как в массовых формах физкультурно-спортивной деятельности (праздники, спартакиады, всевозможные забеги, игры), так и в индивидуальных (что чаще всего и бывает: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и т.п.). ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|