|
Общеметодические принципы использования физической культуры и их характеристикаОбщеметодические принципы являются конкретным воплощением общих социальных принципов; они характерны в большей мере для видов (компонентов) физической культуры, отражают их специфические особенности, а также общие закономерности обучения, воспитания и развития личности, принятые в педагогике вообще, и регламентируют эти процессы в отношении обучения, воспитания и развития личности и формирования ее физической культуры; отражают правила построения процесса освоения физической культуры как педагогического. Принцип сознательности; его реализация обеспечивает оптимизацию субъект–субъектных отношений; становление потребности в физическом самосовершенствовании; успешность освоения физической культуры. Заметки на полях
Реализация принципа сознательности опирается на соблюдение следующих основных педагогических требований к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности: 1. Четкая и конкретная постановка цели и задач как отдельного занятия, так и целостного образовательного процесса. При этом важна постановка ближайших и перспективных целей, осуществляемая с учетом возрастно-половых особенностей занимающихся, уровня их психофизического развития и подготовленности, личностных потребностей. Раскрытие сущности основных результатов достижения этих целей в личностном и социальном аспектах позволит учащимся осознать конкретный смысл предлагаемых заданий; на этой основе можно ожидать их осознанное и активное участие в физкультурно-спортивной деятельности. Важно при этом ставить задачи с учетом и в направлении реализации личностных мотивов (которые, впрочем, изначально следует изучить: как коллективную так и индивидуальную мотивацию). 2. Привлечение и стимулирование учащихся к самоанализу, самооценке и самоконтролю в ходе физкультурно-спортивной деятельности, что достигается использованием следующих методических приемов: - внедрение элементов идеомоторной тренировки, позволяющей создать представление о сущности двигательных действий и движений и обеспечить на этой основе сознательный контроль и «участие» занимающегося в их качественном выполнении; - использование различных тренажеров и тренажерных вспомогательных устройств и приспособлений, моделирующих изучаемые действия и облегчающих ученику их выполнение; - привлечение учащихся (в форме словесного отчета) к самооценке своих действий, движений а также к взаимооценке двигательной деятельности других занимающихся (определение ошибок, путей их исправления и др.); - внедрение элементов срочной информации (из группы методов зрительной наглядности), позволяющих учащемуся сразу же судить о качестве пространственно-временных характеристик движений и сознательно «включаться» в процесс самооценки и исправления ошибок; - применение специальных упражнений, в процессе выполнения которых учащимся приходилось бы осознанно дифференцировать их пространственные, временные и динамические характеристики; на этой основе формируются способности управлять своими двигательными действиями и оценивать их выполнение (как правило, группа специально-подготовительных и подводящих упражнений, организованных с использованием методов двигательной наглядности). 3. Нацеленность образовательного процесса на стимулирование инициативы и творческой самостоятельности; реализуется при соблюдении следующих основных методических приемов: - ознакомление с системой интегральных знаний о человеке и путях его совершенствования, позволяющих находить связи физической культуры с другими явлениями и ценностями общества; формировать творческое начало в использовании знаний смежных наук о человеке, социуме для физкультурного самосовершенствования; - внедрение взаимопомощи и элементов взаимообучения учащихся, обеспечивающих становление самостоятельности в решении двигательных и иных (воспитательных, развивающих) задач, творческое преобразование имеющихся знаний и их распространение, более глубокий самоанализ; - внедрение элементов ролевого участия в организацию физкультурно-спортивной деятельности (от роли капитана команды до выполнения учительских функций при организации группового способа физкультурно-спортивной деятельности). Принцип активности тесно связан с принципом сознательности: через сознательность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов (сознательность без активности – созерцательство пустое; активность неосознанная – нецелесообразная деятельность). Заметки на полях
Эффективное формирование активности занимающихся обусловлено следующими педагогическими условиями: 1. Созданием оптимального положительного психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности за счет: - поведения учителя и внешней обстановки места занятий (эстетика спортивного зала, формы, инвентаря и оборудования; этика поведения, проявление оптимизма, доброжелательности, эрудиции, радостного настроения и т.п.); - использования игрового и соревновательного методов, вызывающих сильный психоэмоциональный «отклик» и включенность в физкультурно-спортивную деятельность; - разнообразия средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, которые способствуют ликвидации монотонии и препятствуют снижению психической активности и психическому пресыщению (нарастанию психической раздражительности и отвращения к деятельности); - музыкального оформления физкультурно-спортивной деятельности, используемого в качестве обучающего фактора (музритмика, художественная гимнастика) или фонового сопровождения. 2. Правильной постановкой задач физкультурно-спортивной деятельности, которая предусматривает: - их конкретность и значимость в личностном отношении; - привлекательность в двигательном и эмоциональном аспектах; - оптимальную трудность и доступность для реализации в относительно короткий временный период. 3. Оптимальной содержательной загруженностью физкультурно-спортивной деятельности, обеспечиваемой следующими организационно-педагогическими приемами: - устранением ненужных пауз и перерывов, обеспеченностью учебного процесса оборудованием и инвентарем и своевременностью его приготовления; внедрением дополнительных заданий; - осуществлением постоянного контроля и наблюдения за ходом физкультурно-спортивной деятельности со стороны учителя; - использованием двигательных заданий, реальных для всех занимающихся, что особенно эффективно в практике дифференцированного подхода к физическому образованию. Заметки на полях
Принцип наглядности предполагает создание у занимающихся наглядных представлений в виде психического образа изучаемого содержания (материала) с целью более эффективного формирования знаний, двигательных умений и навыков (по материалам: 195, Т.2, с.17; 133, с.89; 208, с.58; 167, с.204). Заметки на полях
Основными педагогическими условиями реализации принципа наглядности являются (по материалам: 133, с.89-90; 208, с.58-60; 161, с.50-52; 217, с.85-86; 213, Т.1, с.55-56; 208, с. 296-299; 167, с.203-204; С.С. Коровин с соавт., 1999, с.12-13): 1. Создание возможно более точного зрительного и мысленного образа изучаемого материала, что достигается за счет: - привлечения имеющегося у занимающихся двигательного и теоретического опыта; - комплексным использованием средств зрительной наглядности (непосредственная демонстрация, кино, фото, предметы объективной реальности, макеты, диаграммы и т.п.); - максимальной конкретизации наглядного материала (демонстрация именно того действия (движения), которое следует освоить); - обеспечения сравнительного характера предлагаемой зрительной наглядности (лучшее и худшее исполнение упражнения); Заметки на полях
- обеспечение максимально правильной «двигательной наглядности»; - привлечение занимающихся к словесному описанию техники упражнений с установлением факторов, влияющих их на качество; 2. Использование специальных воздействий на проприоцептивную (мышцы, связки, кости), вестибулярную (равновесие), слуховую и другие сенсорные системы в ходе использования метода «двигательной наглядности»; это предполагает реализацию следующих методических приемов: - использование двигательного опыта занимающихся и в этой связи определение меры доступного в двигательной наглядности для каждого; - соблюдение рациональной последовательности в изучении двигательных умений и навыков, знаний; - привлечение занимающихся к «мысленному проговариванию» техники двигательных действий (идеомоторная тренировка); - в процессе практического исполнения двигательных действий использовать ведущий для человека анализатор (зрительный, слуховой, двигательный); - использование технических средств (чаще всего тренажеров); - временное исключение из процесса освоения двигательных умений и навыков зрительного анализатора, что позволяет более эффективно формировать «мышечное чувство»; при повторных воздействиях с исключением (возможно) слухового анализатора возникает слаженная деятельность сенсорных систем, в итоге отражающая сформированность специфических чувств «воды», «снаряда», «покрытия» и т.д. - учет возрастных психофизиологических особенностей занимающихся (способность к восприятию). 3. Реализация на всех этапах освоения содержания физической культуры «опосредованной» наглядности, дополняющей зрительную и «двигательную» и предполагающей использование методов словесного описания изучаемого (к примеру, техники двигательных умений и навыков). Реализация означенного условия возможна при следующих методических приемах: - использование всевозможных красочных, убеждающих занимающихся примеров и фактов; - понятности и доступности (прежде всего в возрастном и терминологическом отношении) излагаемого материала; - демонстрации взаимосвязи всех явлений и процессов «внутри» изучаемого; - образности проговариваемого и его взаимосвязи с предыдущем опытом (материалом). Заметки на полях
Принцип доступности в реализации физического образования (и вообще в сфере физической культуры) отражает необходимость обеспечения оздоровительного эффекта от процесса освоения физической культуры; стимуляции физкультурно-спортивной деятельности при одновременном достижении развивающего в широком смысле слова эффекта. Заметки на полях
Реализация этого принципа в ходе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается выполнением следующих педагогических условий и сопряженных с ними методических приемов (133, с.91-96; 208, с. 55-58; 161, с.52-53; 173, с. 307-310; 217, с.86-87; 213, т.1, с.56-57): 1. Определение оптимальной меры доступного (для каждого занимающегося, класса, группы и т.п.) для обеспечения соответствия между предлагаемыми трудностями в обучении, воспитании и развитии и возможностями учащихся в их преодолении. Это соответствие достигается следующими методическими приемами: - изучение и учет состояния физического развития, физической, технической и теоретической готовности к освоению физической культуры; - изучение и учет возрастных особенностей психического развития; - изучение и использование предыдущего опыта (знания, умения и навыки) занимающихся. 2. Создание организационно-методической базы доступности за счет следующих методических приемов: - подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности с учетом некоторого «опережения» подготовленности учащихся к его освоению (создание доступных трудностей); - обеспечения преемственности в освоении содержания физической культуры («от освоенного к неосвоенному», «от известного к неизвестному»); - определения и реализации оптимальной последовательности в обучении, воспитании и развитии двигательных и личностных способностей (каждое новое логично «вытекает» из предыдущего); - определения и реализации оптимального темпа освоения содержания физической культуры при некотором его увеличении от реальных возможностей (создание некоторой «напряженности» физкультурно-спортивной деятельности); - постепенности (нефорсированности) в усложнении заданий; оптимизации нагрузок и отдыха и общей динамики нагрузок (к примеру, в течение месяца); - обеспечения ясности изложения материала и речи, четкости, однозначности, яркости примеров и фактов, их взаимосвязи с жизнью и личной практикой; - использования современных и апробированных способов (методов) освоения материала, а также технологий, отражающих в известной мере алгоритм обучения. 3. Направленность процесса физического образования (процесса освоения физической культуры) на создание базы общей и специальной двигательной и личностной подготовленности, что предполагает: - первостепенную общую двигательную (фонд жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков, основных двигательных качеств) и личностную (мотивация, воля, основы базовой культуры личности, специфические знания) подготовленность; - целенаправленную техническую, физическую и теоретическую подготовку в соответствии с содержанием физкультурно-спортивной деятельности (программным материалом); - установление, а следовательно, и доведение до сведения учащихся взаимосвязи общей теории физической культуры с практикой и методикой ее направленного использования в формировании личностно и социально значимых двигательных и личностных потребностей и способностей. Принцип индивидуализации в сфере физической культуры (как уже отмечалось) тесно связан принципом доступности; тем не менее суть индивидуализации физического образования заключается в более глубокой (внутригрупповой, индивидуальной) дифференциации содержания физкультурно-спортивной деятельности и способов ее реализации в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Реализация принципа индивидуализации необходимо опирается на следующие методологические положения: - видение перспектив становления личности (в том числе и физической культуры личности) на основе и с учетом имеющихся индивидуальных особенностей; - опора на «сильные» аспекты подготовленности учащихся в ликвидации (коррекции) «слабых»; - учет в индивидуализации физического образования (освоении физической культуры) общих (принятых в педагогике) и специфических (в сфере физической культуры) закономерностей формирования личности и ее физической культуры. Заметки на полях
Реализация принципа индивидуализации предполагает организацию процесса освоения физической культуры в двух основных направлениях: - общеподготовительном; - специализированном (133, с. 95). Общеподготовительное направление призвано способствовать формированию у каждого занимающегося соответствующих знаний кондиционной двигательной подготовленности, т.е. соответствующей общепринятым половозрастным и программным требованиям (прежде всего в сформированности двигательных умений и навыков, физического развития и физической подготовленности). Таким образом, общеподготовительное направление выполняет более корригирующую функцию по отношению к ученикам с недостаточной двигательной подготовленностью. Специализированное направление ориентировано на углубленное освоение знаний, совершенствование двигательных способностей, функций, свойств и качеств личности в зависимости от одаренности занимающихся (генетически обусловленной). Принципиальное сочетание и взаимосвязь этих двух направлений – важное условие всестороннего и в то же время индивидуального физкультурного совершенствования. Успешная реализация принципа индивидуализации обусловлена внедрением в физкультурно-спортивную деятельность дифференцированного подхода, предполагающего в целом использование всей совокупности адаптированных средств и методов физической культуры в соответствии с личностными потребностями, состоянием личностных и двигательных способностей. Это предусматривает соблюдение следующих основных педагогических требований к содержанию дифференцированно организованной физкультурно-спортивной деятельности: - учет основных показателей физического развития (рост, вес, обхват груди, ЖЕЛ) и состояния здоровья (наличие посттравматических последствий и хронических заболеваний в компенсаторной или субкомпенсаторной стадии); - оценка состояния теоретической и двигательной подготовленности и, прежде всего, уровня знаний, сформированности двигательных умений и навыков (техническая подготовленность), а также состояния физических (психомоторных) качеств (физическая подготовленность); - определение основных типологических особенностей занимающихся, лежащих в основе их генетической предрасположенности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности и достижениям в них; - учет отношения и мотивации учащихся к усвоению ценностей физической культуры; - активизация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся в направлении углубленного самосовершенствования (для сильных учеников) и достижения состояния должной кондиционной готовности (для «слабых») за счет домашних заданий, внеклассных форм организации физкультурно-спортивной деятельности (С.С. Коровин с соавт., 2002, с. 15-16; 76). Здесь же следует отметить, что оба направления реализации принципа индивидуализации возможны в рамках типовой и персональной индивидуализации (208, с. 54). Заметки на полях
Принцип систематичности (системности) (по материалам: 167, с.229-302; 57, С.39-40; 208, с. 67-69; 161, с.53-55; 247, с.52-64) отражает одну из закономерностей процесса освоения физической культуры – зависимость качества сформированности физической культуры личности от целостности процесса – «транслятора» - физического образования. Это означает, что качество физического образования (а его цель – становление физической культуры личности) «задается» системой педагогических воздействий, направленных главным образом на следующее: - становление системы взаимосвязанных понятий, явлений и процессов, отражающих сферу физической культуры (в целом) и иные отрасли наук о человеке; - системную организацию процесса освоения физической культуры в ходе физического образования на основе взаимосвязи его компонентов (обучения, воспитания и развития); - учет индивидуальных и групповых особенностей и состояний занимающихся (в социо-биопсихическом отношении); - оптимальную повторность (упражнения) в реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности; - непрерывность педагогического процесса становления физической культуры личности и компонентов базовой культуры личности; - оптимальную последовательность в освоении содержания физической культуры. Заметки на полях
Реализация означенного принципа эффективна при соблюдении следующих педагогических правил (педагогическое правило при этом – руководящее положение, которое раскрывает отдельные стороны того или иного принципа) (173, с. 287): - обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности процессов обучения, воспитания и развития личности как компонентов системы физического образования, их целей и задач с содержанием учебного (осваиваемого) материала; - реализация внутрипредметных связей (к примеру, в рамках разделов школьной программы по физической культуре) и межпредметных связей (к примеру, физики, биомеханики, биологии и т.п. с физической культурой); - установление оптимальной меры повторности (как в контексте упражнения – метода, так и цикличности) осваиваемого материала (как в рамках одного занятия, так и в их серии); - установление оптимальной вариативности используемых средств и методов реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности; - определение оптимальной (прежде всего в половозрастном аспекте) дозы психофизической нагрузки, увеличивающейся, тем не менее, в системе занятий (серии); - оптимизация соотношения дозы психофизических воздействий и интервалов отдыха (восстановления); - установление оптимальной последовательности и преемственности в освоении физической культуры (содержания физкультурно-спортивной деятельности); - разработка оптимальной системы задач и их взаимосвязей как отдельного урока, так и их серии; определение на этой основе содержания физкультурно-спортивной деятельности; - реализация комплексного контроля (медико-биологического и педагогического) результативности как отдельного занятия, так и (что особенно важно) системы занятий (системы педагогических воздействий); - обеспечение взаимосвязи содержания физкультурно-спортивной деятельности с личностными потребностями, мотивами, интересами и т.д.; - установление взаимосвязи и обусловленности осваиваемых ценностей физической культуры с системой общесоциальных ценностей; - реализация взаимосвязи субъектов процесса освоения физической культуры (учитель – ученик); - использование эффекта положительного «переноса навыка» (С.Л. Рубинштейн) как в становлении двигательных способностей, так и личностных качеств. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|