Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





Вопросы

 

1. Классификация средств физической культуры.

2. Классификация и характеристика физических упражнений.

3. Естественные силы природы и гигиенические факторы.

4. Система вспомогательных и дополнительных средств физической культуры.

 

Классификация средств физической культуры

Одна из решающих ролей в направленном использовании физической культуры принадлежит ее средствам, использование которых (как «самостоятельно» так и в совокупности с другими средствами физической культуры) обеспечивает наилучшее усвоение ценностей физической культуры; комплексное преобразование человека на пути его восхождения к культуре, к личности.

Заметки на полях

Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо (Ожегов С.И. М., 1999, с. 760). Средства, таким образом (в педагогическом смысле), есть своеобразный «инструмент», при использовании которого в соответствии с образовательной задачей происходит преобразование личности.

 

Всю совокупность средств физической культуры в настоящее время можно представить в виде системы (классификации), отражающей преимущественную их направленность и предназначение для решения определенных задач физического образования; становления тех или иных двигательных, личностных, функциональных и т.д. состояний личности (рис. 6).

Заметки на полях

Классификация – систематическое деление и упорядочение понятий, предметов, явлений (238, с. 212). Классифицировать – значит выбирать признаки, существенные для предмета познания; выявлять существенные сходства и различия между предметами (объектами познания) (237, с. 157). И здесь очевидно, что в самом термине «заложено» понятие системы и установление определенного порядка в рассмотрении явлений (в частности, средств физической культуры). В прикладном отношении классификация помогает выявить и отражает существенные сходства и (или) различия между предметами или явлениями.

 

Таким образом, средства физической культуры составляют: физические упражнения; естественные силы природы и гигиенические факторы, вспомогательные и дополнительные средства (здесь и далее по материалам: 133, с.28-50; 161, с. 24-36; 247, с. 32-40; 209, Т.1, с. 64-86; 217, с. 40-58; 212, с. 36-58; 213, Т.1, с. 72-91; 211, Т.1, с. 58-82; 207, с. 72-79; 136, с. 187-198; 211-219; 159, с. 49-62; 171, с. 195).

Классификация и характеристика физических упражнений

Термином «физические упражнения» обозначается совокупность двигательных действий, реализуемых в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с закономерностями и принципами физического образования и направленных на формирование физической культуры личности. В связи со специфичностью процессов освоения физической культуры (в двигательной деятельности) и в прикладном отношении представляется целесообразной классификация физических упражнений, представленная на рисунке 7.

Рис..6 Классификация средств физкультуры

Главными факторами, позволяющими считать физические упражнения основным средством освоения физической культуры являются:

- направленность на комплексное становление биологической и социальной природы личности; в данном случае речь идет об эффективном влиянии физических упражнений на морфофункциональное состояние, двигательные способности и совокупность личностных качеств;

- удовлетворение потребности человека в двигательной активности, т.е. как средства поддержания и упрочения биологической («организменной») составляющей человека;

- их рассмотрение как способа передачи (распространения) ценностей физической культуры, так как только в деятельности (в данном случае двигательной) происходит усвоение как общесоциального, так и специфического (физкультурного) опыта (ценностей культуры);

- возможность совершенствования психоэмоциональной природы человека, поскольку физические упражнения представляют своеобразный «инструмент» и «полигон» выражения мыслей и эмоций (психических процессов);

- рассмотрение физических упражнений как одного из предметов познания физической культуры, ее ценности, через который происходит преобразование личности.

Группировка совокупности физических упражнений на обще-, специально-подготовительные и соревновательные отражает суть их классификации, основное функциональное назначение которой — обеспечить эффективный подбор физических упражнений для удовлетворения образовательного и соревновательного начала физкультурно-спортивной деятельности и обеспечения процессов подготовки к ней; решения конкретных дидактических задач физического образования и спортивной подготовки.

 

 

Рис. 7. Классификация физупражнений.

 

 

Заметки на полях

В настоящее время существуют различные классификации физических упражнений, в основу которых положены различные признаки, позволяющие их идентифицировать и объединять в группы. Наиболее распространенными классификациями являются: - по целевой направленности (для активного отдыха, восстановления, подготовки к труду и т.п.); - по преимущественному (избирательному) воздействию на двигательные качества (физические способности); - по преимущественному проявлению двигательных умений и навыков (акробатические, беговые, метательные, прыжковые и т.п.); - по структурному строению (циклические, ациклические, смешанные) (226); - по преимущественному (анатомическому) воздействию на определенные группы мышц (шеи, рук, ног, плечевого пояса, таза и т.д.); - по особенностям режима работы мышц (статические, динамические, комбинированные); - по особенностям проявления механизмов энергообеспечения (аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные); - по интенсивности деятельности (учебно-тренировочная работа максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой (умеренной) мощности.

 

Тем не менее ниже приводится наиболее значимая для практики физического образования и спортивной подготовки классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности для освоения того или иного раздела школьной программы (отражающего, впрочем, конкретный вид спорта, специфику физкультурно-спортивной деятельности); обеспечения успешной спортивной специализации в избранном виде спорта (в ходе спортивной подготовки).

Заметки на полях

В настоящее время классификация физических упражнений на обще-специально-подготовительные и избранно-соревновательные общепринята в практике спортивной подготовки, где означенные группы физических упражнений называют «специфическим средством» спортивной тренировки. Полагаем, что практика школьного (да и любого другого, вузовского, к примеру) физического образования (равно как реализация любого другого вида физической культуры) необходимо предусматривает комплексность и избирательность двигательной и личностной подготовки занимающихся, да еще и в различных формах организации и реализации процессов освоения физической культуры (в том числе и соревнований). Все это обуславливает использование всей совокупности упражнений и позволяет их считать основным и специфическим средством не только спортивной тренировки, но и иных видов физической культуры.

Общеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущественно средством общей двигательной подготовки человека. Характерным для них является то, что ОПУ обеспечивают, во-первых, всесторонность физического развития и двигательной подготовленности («бытовой», прикладной) и, во-вторых, становление фундамента (базы) для дальнейших специальных воздействий специально-подготовительными и соревновательными упражнениями (в процессе, к примеру, спортивной подготовки, реабилитационной физической культуры и т.д.).

Таким образом, в состав общеподготовительных упражнений могут входить самые разнообразные двигательные действия из различных видов спорта, подобранные в соответствии с конкретными дидактическими задачами обучения, воспитания и развития личности, подготовки к соревновательной деятельности.

Следовательно, основное назначение общеподготовительных упражнений — всестороннее воспитание основных физических качеств (преимущественно выносливости, координации, скоростно-силовых); создание обширного фонда двигательных умений и навыков; овладение знаниями и практическими умениями освоения ценностей физической культуры.

Вместе с тем подбор общеподготовительных упражнений, определяющих эффективность всесторонности, связан с реализацией следующих основных методических особенностей:

- при воспитании общей, неспецифической выносливости — «продолжительные» упражнения циклического характера (бег, лыжи, плавание, велосипед);

- при воспитании собственно силовых способностей — упражнения с отягощениями, самоотягощениями, сопротивлением (штанга, гантели, эспандер и т.д.);

- при воспитании скоростных способностей — упражнения из состава спортивных и подвижных игр, организованных в соответствии с особенностями игрового и соревновательного методов;

- при воспитании координационных способностей — элементы упражнений основной и спортивной гимнастики, акробатики и игр, требующие проявления пространственной, временной и силовой дифференциации движений;

- при формировании двигательных умений и навыков — исключение отрицательного «переноса» движений и действий (что особенно важно в практике спортивной подготовки).

Заметки на полях

В теории и методике спорта (171, с. 195) выделяют еще и вспомогательные упражнения, использование которых создает специальный фундамент для спортивного совершенствования в избранной специализации (надо полагать, что по сути те же специально-подготовительные упражнения, носящие явно выраженный характер на становление базовых компонентов двигательной и личностной готовности к тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии со спецификой конкретного вида спорта).

 

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей (Д. Харре, 1971).

Таким образом, они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована на кинематометре; во втором — за счет многократных бросков мяча в корзину в баскетболе).

Как правило, специально-подготовительные упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического образования и спортивной тренировки.

В этой связи, в зависимости от преимущественной направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют:

- на подводящие, способствующие освоению техники двигательных движений и действий (215, с. 99; 133, с. 67);

- на развивающие (подготовительные), обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных свойств и качеств (способностей).

Специально-подготовительные упражнения окажут позитивное воздействие на систему двигательной и личностной подготовленности при выполнении следующих основных требований к их подбору:

- идентичность координаций, усилий, характера и амплитуды движений и действий соревновательным упражнениям, что обеспечивает эффективное становление технической подготовленности;

- избирательная направленность на физические качества и связанные с ними способности в соответствии со спецификой вида спорта, что способствует формированию физической подготовленности (как общей, так и специальной) и оптимальному проявлению двигательных умений и навыков в соревновательной деятельности;

- сопряженность воздействий, во-первых, на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков и, во-вторых, на личностные свойства, качества и функции;

- избирательность воздействий на становление «избыточного» уровня генетически обусловленных к эффективному воспитанию качеств при одновременном «подтягивании» до оптимального (самодостаточного) уровня отстающих.

Весьма значимы для практики физической культуры (физического образования) и спорта избранно–соревновательные физические упражнения (133, с. 446; 41; 207), отражающие специфические особенности вида спорта и соревновательного метода и способствующие:

- эффективному формированию двигательных умений и навыков, входящих в собственно соревновательную деятельность;

- целенаправленному воспитанию физических качеств и их специальных компонентов, характерных для конкретной соревновательной деятельности;

- формированию комплекса личностных способностей (воли, психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости и т.д.);

- контролю и выявлению эффективности педагогических вмешательств;

- становлению состояния спортивной формы.

Многообразие избранно – соревновательных упражнений представлено:

- собственно соревновательными упражнениями, в точности и по всем параметрам отражающими те движения и действия, которые используются в соревновательной деятельности;

- тренировочные формы собственно соревновательных упражнений, в которых избранно-соревновательные отражаются в основных движениях и действиях (основах техники).

И если избранно-соревновательные упражнения выполняются, как правило, в условиях соревнования, целенаправленной подготовки к соревнованиям и в полном соответствии с правилами данного вида спорта, то тренировочные формы соревновательных упражнений отличаются направленностью на решение частных тренировочных задач (в данном случае речь идет скорее всего о моделировании избранно-соревновательных упражнений). В этой связи следует считать, что главным методическим требованием к эффективному подбору соревновательных упражнений является воссоздание совокупности условий, моделирующих соревновательную деятельность и стимулирующих максимальное проявление двигательных и личностных способностей.

Заметки на полях

Существенным дополнением к характеристике физического упражнения является рассмотрение понятий, связанных с их формой, содержанием и техникой. Форма физических упражнений – их внешняя и внутренняя структура (состав и взаимосвязь составляющих компонентов). При этом внешняя структура представлена наглядно и отражает соотношение пространственных, временных и динамических параметров движений, а внутренняя – согласованность во взаимодействии различных систем и функций организма (двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой). Содержание физических упражнений – составляющие их двигательные действия и движения, специфический состав и соотношение которых собственно и оказывают различное (педагогически оправданное), воздействие на становление различных свойств, качеств и функций человека (содержание физических упражнений людей имеет психологическую направленность, педагогическую, физиологическую, биомеханическую и т.п.). Техника физических упражнений – наиболее рациональный способ решения двигательной задачи. В этой связи выделяют: - основы техники – совокупность необходимых достаточных и неизменных структурных единиц упражнения, позволяющих решить двигательную задачу; - основное (ведущее) звено техники – наиболее важная часть техники, позволяющая решить двигательную задачу; - детали техники – второстепенные (возможно, индивидуальные) особенности движений, не нарушающие проявления основ техники и целостного упражнения. К числу основных характеристик, отражающих технику физических упражнений, относят: - пространственные характеристики: положение тела (исходное, промежуточное, конечное); траектория тела (форма, направление и амплитуда траектории; траектория при этом – путь, совершаемый телом или его частью в пространстве); - временные характеристики: длительность (время выполнения) и темп (повторяющая частота) движений; - пространственно-временные: скорость движения (отношение пройденной телом длины ко времени, затраченному на это); - силовые характеристики: сила движения (мера физического воздействия на материальные объекты: почву, снаряд, мяч и т.д.). - ритмические характеристики: ритм (оптимальный и закономерный порядок распределения мышечных усилий во времени и пространстве; последовательность и мера его изменения для лучшего решения двигательной задачи); -некоторые особенные (качественные) характеристики: плавность, точность, эластичность, энергичность, экономичность, жесткость, угловатость и т.п.

 

В заключение отметим, что эффективность использования всей совокупности физических упражнений обусловлена рядом факторов, важнейшими из которых являются (208; 133; 213):

1. Личностные характеристики учителя и ученика; и если для первого необходимы прежде всего высокий уровень нравственности, интеллектуальной и двигательной подготовленности, то для второго — заинтересованность, активность, направленность на овладение ценностями физической культуры.

2. Теоретико-методическая разработанность психолого-педагогических, физиологических, биомеханических и других особенностей влияния и использования физических упражнений в практике физкультурно-спортивной деятельности; знание и учет этих особенностей обеспечит успешность решения комплекса педагогических задач в отношении формирования личности.

3. Методическая обеспеченность процесса освоения физической культуры, что предусматривает: знание и учет при подборе преимущественной направленности физических упражнений на решение дидактической задачи, оптимальную их дозировку (т.е. характер и объем нагрузки, интервал отдыха), логический порядок использования (прежде всего их последовательность и преемственность), состояние подготовленности занимающихся (половозрастные особенности, особенности психического развития).

4. Широкомасштабное и, по возможности, сопряженное использование средств физической культуры, на основе чего формируются различные грани личности и компоненты ее физической культуры, достигается усиливающий эффект от их взаимопроникновения.

5. Усиление направленности используемых физических упражнений на формирование устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности, на фоне которого происходит становление потребностей и мотивов человека, и как следствие — практическая включенность в процесс освоения ценностей физической культуры для физического совершенствования и самосовершенствования.

6. Обеспечение и учет метеогигиенических условий и материально-технической оснащенности физкультурно-спортивной деятельности.

Заметки на полях

Необходимость качественного подбора физических упражнений (а в практике освоения физической культуры – целостных видов спорта) с целью решения различных дидактических задач обуславливает значимость нижепредставленной классификации физических упражнений, отраженной в группировке видов спорта по требованиям, которые они предъявляют к двигательным и личностным способностям человека. В этой связи выделяют семь групп видов спорта (а в соответствии с ними – группы физических упражнений – 41, с. 152-199), обобщенная характеристика которых в связи с классификацией физических упражнений представлена в таблице 1.

 

Таблица 1







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.