|
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВопросы 1. Классификация средств физической культуры. 2. Классификация и характеристика физических упражнений. 3. Естественные силы природы и гигиенические факторы. 4. Система вспомогательных и дополнительных средств физической культуры.
Классификация средств физической культуры Одна из решающих ролей в направленном использовании физической культуры принадлежит ее средствам, использование которых (как «самостоятельно» так и в совокупности с другими средствами физической культуры) обеспечивает наилучшее усвоение ценностей физической культуры; комплексное преобразование человека на пути его восхождения к культуре, к личности. Заметки на полях
Всю совокупность средств физической культуры в настоящее время можно представить в виде системы (классификации), отражающей преимущественную их направленность и предназначение для решения определенных задач физического образования; становления тех или иных двигательных, личностных, функциональных и т.д. состояний личности (рис. 6). Заметки на полях
Таким образом, средства физической культуры составляют: физические упражнения; естественные силы природы и гигиенические факторы, вспомогательные и дополнительные средства (здесь и далее по материалам: 133, с.28-50; 161, с. 24-36; 247, с. 32-40; 209, Т.1, с. 64-86; 217, с. 40-58; 212, с. 36-58; 213, Т.1, с. 72-91; 211, Т.1, с. 58-82; 207, с. 72-79; 136, с. 187-198; 211-219; 159, с. 49-62; 171, с. 195). Классификация и характеристика физических упражнений Термином «физические упражнения» обозначается совокупность двигательных действий, реализуемых в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с закономерностями и принципами физического образования и направленных на формирование физической культуры личности. В связи со специфичностью процессов освоения физической культуры (в двигательной деятельности) и в прикладном отношении представляется целесообразной классификация физических упражнений, представленная на рисунке 7. Рис..6 Классификация средств физкультуры Главными факторами, позволяющими считать физические упражнения основным средством освоения физической культуры являются: - направленность на комплексное становление биологической и социальной природы личности; в данном случае речь идет об эффективном влиянии физических упражнений на морфофункциональное состояние, двигательные способности и совокупность личностных качеств; - удовлетворение потребности человека в двигательной активности, т.е. как средства поддержания и упрочения биологической («организменной») составляющей человека; - их рассмотрение как способа передачи (распространения) ценностей физической культуры, так как только в деятельности (в данном случае двигательной) происходит усвоение как общесоциального, так и специфического (физкультурного) опыта (ценностей культуры); - возможность совершенствования психоэмоциональной природы человека, поскольку физические упражнения представляют своеобразный «инструмент» и «полигон» выражения мыслей и эмоций (психических процессов); - рассмотрение физических упражнений как одного из предметов познания физической культуры, ее ценности, через который происходит преобразование личности. Группировка совокупности физических упражнений на обще-, специально-подготовительные и соревновательные отражает суть их классификации, основное функциональное назначение которой — обеспечить эффективный подбор физических упражнений для удовлетворения образовательного и соревновательного начала физкультурно-спортивной деятельности и обеспечения процессов подготовки к ней; решения конкретных дидактических задач физического образования и спортивной подготовки.
Рис. 7. Классификация физупражнений.
Заметки на полях
Тем не менее ниже приводится наиболее значимая для практики физического образования и спортивной подготовки классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности для освоения того или иного раздела школьной программы (отражающего, впрочем, конкретный вид спорта, специфику физкультурно-спортивной деятельности); обеспечения успешной спортивной специализации в избранном виде спорта (в ходе спортивной подготовки). Заметки на полях
Общеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущественно средством общей двигательной подготовки человека. Характерным для них является то, что ОПУ обеспечивают, во-первых, всесторонность физического развития и двигательной подготовленности («бытовой», прикладной) и, во-вторых, становление фундамента (базы) для дальнейших специальных воздействий специально-подготовительными и соревновательными упражнениями (в процессе, к примеру, спортивной подготовки, реабилитационной физической культуры и т.д.). Таким образом, в состав общеподготовительных упражнений могут входить самые разнообразные двигательные действия из различных видов спорта, подобранные в соответствии с конкретными дидактическими задачами обучения, воспитания и развития личности, подготовки к соревновательной деятельности. Следовательно, основное назначение общеподготовительных упражнений — всестороннее воспитание основных физических качеств (преимущественно выносливости, координации, скоростно-силовых); создание обширного фонда двигательных умений и навыков; овладение знаниями и практическими умениями освоения ценностей физической культуры. Вместе с тем подбор общеподготовительных упражнений, определяющих эффективность всесторонности, связан с реализацией следующих основных методических особенностей: - при воспитании общей, неспецифической выносливости — «продолжительные» упражнения циклического характера (бег, лыжи, плавание, велосипед); - при воспитании собственно силовых способностей — упражнения с отягощениями, самоотягощениями, сопротивлением (штанга, гантели, эспандер и т.д.); - при воспитании скоростных способностей — упражнения из состава спортивных и подвижных игр, организованных в соответствии с особенностями игрового и соревновательного методов; - при воспитании координационных способностей — элементы упражнений основной и спортивной гимнастики, акробатики и игр, требующие проявления пространственной, временной и силовой дифференциации движений; - при формировании двигательных умений и навыков — исключение отрицательного «переноса» движений и действий (что особенно важно в практике спортивной подготовки). Заметки на полях
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявленных способностей (Д. Харре, 1971). Таким образом, они могут иметь самостоятельное значение либо являются содержанием какого-либо вида спорта (например, в первом случае точность движений может быть сформирована на кинематометре; во втором — за счет многократных бросков мяча в корзину в баскетболе). Как правило, специально-подготовительные упражнения имеют достаточно узкоспециализированный характер воспитания специфических компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт, обусловленных требованиями (задачами) физического образования и спортивной тренировки. В этой связи, в зависимости от преимущественной направленности, специально-подготовительные упражнения подразделяют: - на подводящие, способствующие освоению техники двигательных движений и действий (215, с. 99; 133, с. 67); - на развивающие (подготовительные), обеспечивающие направленное воздействие на становление физических и личностных свойств и качеств (способностей). Специально-подготовительные упражнения окажут позитивное воздействие на систему двигательной и личностной подготовленности при выполнении следующих основных требований к их подбору: - идентичность координаций, усилий, характера и амплитуды движений и действий соревновательным упражнениям, что обеспечивает эффективное становление технической подготовленности; - избирательная направленность на физические качества и связанные с ними способности в соответствии со спецификой вида спорта, что способствует формированию физической подготовленности (как общей, так и специальной) и оптимальному проявлению двигательных умений и навыков в соревновательной деятельности; - сопряженность воздействий, во-первых, на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков и, во-вторых, на личностные свойства, качества и функции; - избирательность воздействий на становление «избыточного» уровня генетически обусловленных к эффективному воспитанию качеств при одновременном «подтягивании» до оптимального (самодостаточного) уровня отстающих. Весьма значимы для практики физической культуры (физического образования) и спорта избранно–соревновательные физические упражнения (133, с. 446; 41; 207), отражающие специфические особенности вида спорта и соревновательного метода и способствующие: - эффективному формированию двигательных умений и навыков, входящих в собственно соревновательную деятельность; - целенаправленному воспитанию физических качеств и их специальных компонентов, характерных для конкретной соревновательной деятельности; - формированию комплекса личностных способностей (воли, психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости и т.д.); - контролю и выявлению эффективности педагогических вмешательств; - становлению состояния спортивной формы. Многообразие избранно – соревновательных упражнений представлено: - собственно соревновательными упражнениями, в точности и по всем параметрам отражающими те движения и действия, которые используются в соревновательной деятельности; - тренировочные формы собственно соревновательных упражнений, в которых избранно-соревновательные отражаются в основных движениях и действиях (основах техники). И если избранно-соревновательные упражнения выполняются, как правило, в условиях соревнования, целенаправленной подготовки к соревнованиям и в полном соответствии с правилами данного вида спорта, то тренировочные формы соревновательных упражнений отличаются направленностью на решение частных тренировочных задач (в данном случае речь идет скорее всего о моделировании избранно-соревновательных упражнений). В этой связи следует считать, что главным методическим требованием к эффективному подбору соревновательных упражнений является воссоздание совокупности условий, моделирующих соревновательную деятельность и стимулирующих максимальное проявление двигательных и личностных способностей. Заметки на полях
В заключение отметим, что эффективность использования всей совокупности физических упражнений обусловлена рядом факторов, важнейшими из которых являются (208; 133; 213): 1. Личностные характеристики учителя и ученика; и если для первого необходимы прежде всего высокий уровень нравственности, интеллектуальной и двигательной подготовленности, то для второго — заинтересованность, активность, направленность на овладение ценностями физической культуры. 2. Теоретико-методическая разработанность психолого-педагогических, физиологических, биомеханических и других особенностей влияния и использования физических упражнений в практике физкультурно-спортивной деятельности; знание и учет этих особенностей обеспечит успешность решения комплекса педагогических задач в отношении формирования личности. 3. Методическая обеспеченность процесса освоения физической культуры, что предусматривает: знание и учет при подборе преимущественной направленности физических упражнений на решение дидактической задачи, оптимальную их дозировку (т.е. характер и объем нагрузки, интервал отдыха), логический порядок использования (прежде всего их последовательность и преемственность), состояние подготовленности занимающихся (половозрастные особенности, особенности психического развития). 4. Широкомасштабное и, по возможности, сопряженное использование средств физической культуры, на основе чего формируются различные грани личности и компоненты ее физической культуры, достигается усиливающий эффект от их взаимопроникновения. 5. Усиление направленности используемых физических упражнений на формирование устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности, на фоне которого происходит становление потребностей и мотивов человека, и как следствие — практическая включенность в процесс освоения ценностей физической культуры для физического совершенствования и самосовершенствования. 6. Обеспечение и учет метеогигиенических условий и материально-технической оснащенности физкультурно-спортивной деятельности. Заметки на полях
Таблица 1 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|