|
Группы физических упражнений
Естественные силы природы и гигиенические факторы Естественные (средовые) силы природы и гигиенические факторы равноценны (наряду с физическими упражнениями) для формирования физической культуры личности и могут использоваться как в целостном образовательном процессе, так и вне его (в процессе самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, к примеру) (рис. 8).
Рис. 8. Система естественных сил природы и гигиенических факторов, используемых в процессе освоения физической культуры
Необходимость использования означенных средств физической культуры в рамках образовательного (период нахождения учащихся в учебном учреждении) и вне образовательного (в семье, практике трудовой, досуговой жизни и деятельности) процесса обусловлена, главным образом, важностью достижения комплексного и преемственного эффекта в сохранении и укреплении индивидуального здоровья (преимущественно его физического и психического компонентов), также обеспечения активного отдыха, восстановления. (по материалам: 227; 53; 136, с. 215-216; 174; 24; 185; 172, с.74-79). Процесс использования естественных (средовых) сил природы и гигиенических факторов имеет два направления: - самоценностное, предполагающее, что каждое из означенных средств имеет вполне самостоятельное значение для позитивного становления индивидуального здоровья и его составляющих; обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека; - сопряженное, отражающее комплексный и одновременный характер применения физических упражнений, средовых и гигиенических сил и факторов; на этой основе достигается эффект усиления воздействий каждого из средств физической культуры на человека. Самостоятельное значение искусственно созданных (барокамеры) или естественных (высокогорье, свыше 2000 м над уровнем моря) бароявлений отмечается в повышении адаптивных возможностей кроветворения, стимуляции и тренинге сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря этому существенно повышаются функциональные возможности организма, эффективность и экономичность кислородного режима, способность организма переносить кислородный голод и работать в неблагоприятных условиях (227; 53). Заметки на полях
Самоценность солнца как носителя естественного освещения и, главным образом, солнечной радиации (ультрафиолетового излучения) в практике физкультурно-спортивной деятельности заключается, прежде всего, в губительном действии на болезнетворные микробы и обеззараживающем воздействии на кожный покров человека; косметическом эффекте (пигментация кожного покрова — загар); повышении тонуса ЦНС; активизации деятельности желез внутренней секреции и улучшения обмена веществ; образовании витамина Д (важного в костном «строительстве»). Физические характеристики воздуха и воды (температура, степень ионизации, наличие (отсутствие) микрочастиц и бактерий), их химический состав (количество кислорода, азота, углекислого газа, микроэлементов и солей) являются главными предпосылками самостоятельного использования названных средств. Заметки на полях
Тем не менее следует признать, что основное назначение перечисленных выше средовых сил природы — закаливание человека, т.е. система мероприятий по направленному их использованию для повышения устойчивости (адаптации) организма к неблагоприятным факторам окружающей среды). В этой связи основными закаливающими факторами воздуха и воды являются тепловые (температура) и динамические (механические) раздражения (от движения воздуха и воды), а солнца — продолжительность солнечно-воздушной ванны. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность закаливания человека воздухом, солнцем и водой, являются (24; А.П. Лаптев, С.А. Полиевский, 1990): - систематичность, предусматривающая ежедневное выполнение закаливающих процедур для достижения кумулятивного эффекта в состоянии адаптации к тому или иному метеофактору; - постепенность и последовательность применения закаливающих доз и процедур с увеличением их количества и качества по мере адаптации; - учет индивидуальных особенностей (прежде всего возрастных, состояния здоровья); и если младшим школьникам, пожилым и больным людям следует пользоваться воздушным средством закаливания, то для тренированных молодых людей более приемлемо закаливание водой (его жесткие формы: обливание, контрастный душ, купание, растирание снегом и «моржевание»); - сочетание общих (для всего тела) и местных (отдельные участки тела) процедур, что особенно полезно на начальном этапе закаливания, а также для повышения закаленности наиболее чувствительных участков тела: шеи, горла, ног и др.; - разнообразие средств и форм закаливания, которым достигается усиление эффекта закаленности на основе чередования средств (солнце, вода, воздух) и температур (высоких, низких); форм их реализации (купание в открытом водоеме, например); - сочетание закаливающих процедур с физкультурно-спортивной деятельностью; - контроль и самоконтроль динамики закаленности (отсутствие простудных заболеваний), а также текущего самочувствия (сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, активность и т.д.). Показанными выше факторами (физико-химический состав, тепловой и динамический фактор воздуха и воды, ионизация, бароэффект) обусловлен сопряженный эффект воздействия на человека средовых сил и физических упражнений, сущность которого — становление более высокого уровня тренированности (неспецифической адаптации) и специфической адаптации (повышение устойчивости к конкретным метеофакторам). Заметки на полях
Существенная роль в усилении тренирующего воздействия физических упражнений принадлежит группе гигиенических факторов (рис. 9), связанных с режимом спортивной и повседневной жизни и деятельности; к ним относятся: полноценный отдых (активный, предполагающий сочетание видов деятельности; пассивный, включая сон); режим и качество питания (периодичность, калорийность, сбалансированность, витаминизация и пр.); режим тренирующих воздействий (количество тренировок (занятий физическими упражнениями) в течение дня, недели, их продолжительность и место в режиме дня; соотношение с учебной и трудовой практикой; качество и количество восстановительных мероприятий). Соблюдение вышеозначенных гигиенических условий актуально также и для реализации системы реабилитирующих и рекреационных воздействий на человека. Процесс освоения физической культуры окажется более успешным (прежде всего в аспекте комфортности, эстетичности, эмоциональности) при соблюдении гигиенических требований к местам пребывания и занятия физическими упражнениями (освещенности, влажности воздуха, температуре и вентиляции спортивных сооружений, спортивному инвентарю и оборудованию и т.д.), а также к спортивной одежде и обуви. Реализация означенных факторов в физкультурно-спортивной практике обеспечит в целом оздоровительно-тренирующий эффект на основе оптимизации психоэмоционального состояния, комфортных внешних условий, предупреждения различных инфекционных заболеваний. Таким образом, средовые (естественные) силы природы и гигиенические факторы оказывают существенный специфический эффект, что обуславливает необходимость их полноценного использования (как самостоятельных, так и в сочетании с физическими упражнениями) в отношении формирования индивидуального здоровья и физической культуры личности в целом. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|