Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Группы физических упражнений





Группа Спортивная направленность упражнений Основная структура движений Преимущественная мощность (интенсивность) физической нагрузки Преимущественное совершенствование физических качеств Преимущественное напряжение систем организма Стабильность внешних условий
I Достижение совершенной координации и формы движений (спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках и др.) Ациклическая Переменная Сложное и дизрованное сочетание силы, быстроты и ловкости Нервно-мышечная и центральная нервная система Стабильны
II Достижение высокой скорости прохождения дистанции (скоростные коньки, лыжные гонки, плавание, легкоатлетический бег и ходьба) Циклическая Максимальная, субмаксимальная, большая, средняя и переменная Быстрота и выносливость Центральная нервная система, нервно-мышечный аппарат, кровообращение и дыхание Изменчивое состояние снежного покрова грунта (при проведении кроссов), льда (при упражнениях в скоростном беге на коньках
III Совершенствование силы и быстроты движений (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, прыжки и др.) Ациклическая Переменная Сила и быстрота Нервно-мышечная и центральная нервная системы Стабильные
IV Совершенствование сложных движений в обстановке непосредственной борьбы со спортивными противниками (спортивные игры и виды единоборства) Ациклическая Переменная Ловкость, быстрота, сила, выносливость Центральная нервная система, двигательный аппарат, кровообращение и дыхание Стабильная
V Совершенствование управления различными средствами передвижения (мотоциклетные гонки, конный, парусный спорт и др.) Ациклическая Переменная Ловкость и быстрота Центральная нервная система Изменчивые
VI Совершенствование предельно напряженной нервной деятельности при малых физических нагрузках (пулевая и стендовая стрельба, шахматы и др.) Ациклическая Малая и переменная Ловкость Центральная нервная система Стабильны, с элементами внезапных раздражений (например, стендовая стрельба)
VII Развитие способности к переключениям в многоборье (современное пятиборье, биатлон, легкоатлетические многоборья и др.) Ациклическая, циклическая и смешанная в различных видах комплекса многоборья Разнообразная в тех или иных видах многоборья Сочетание различных физических качеств Центральная нервная система, двигательный аппарат, кровообраще- ние и дыхание Различные в различных видах многоборья, стабильные и переменные

Естественные силы природы и гигиенические факторы



Естественные (средовые) силы природы и гигиенические факторы равноценны (наряду с физическими упражнениями) для формирования физической культуры личности и могут использоваться как в целостном образовательном процессе, так и вне его (в процессе самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, к примеру) (рис. 8).

 

 

Гигиенические факторы
Естественные (средовые) силы природы

В образовательном процессе и вне образовательного процесса

 


Самоценностного значения
Сопряженного воздействия

 

       
   


Тепловое и динамическое воздействие воздуха и воды
    Бароявления    
  Солнечная радиация
Физико-химический состав воздуха и воды
Режим спортивной и повседневной жизни и деятельности
Требования к спортивной одежде и спортивным сооружениям

 

Рис. 8. Система естественных сил природы и гигиенических факторов, используемых в процессе освоения физической культуры

 

Необходимость использования означенных средств физической культуры в рамках образовательного (период нахождения учащихся в учебном учреждении) и вне образовательного (в семье, практике трудовой, досуговой жизни и деятельности) процесса обусловлена, главным образом, важностью достижения комплексного и преемственного эффекта в сохранении и укреплении индивидуального здоровья (преимущественно его физического и психического компонентов), также обеспечения активного отдыха, восстановления. (по материалам: 227; 53; 136, с. 215-216; 174; 24; 185; 172, с.74-79).

Процесс использования естественных (средовых) сил природы и гигиенических факторов имеет два направления:

- самоценностное, предполагающее, что каждое из означенных средств имеет вполне самостоятельное значение для позитивного становления индивидуального здоровья и его составляющих; обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека;

- сопряженное, отражающее комплексный и одновременный характер применения физических упражнений, средовых и гигиенических сил и факторов; на этой основе достигается эффект усиления воздействий каждого из средств физической культуры на человека.

Самостоятельное значение искусственно созданных (барокамеры) или естественных (высокогорье, свыше 2000 м над уровнем моря) бароявлений отмечается в повышении адаптивных возможностей кроветворения, стимуляции и тренинге сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря этому существенно повышаются функциональные возможности организма, эффективность и экономичность кислородного режима, способность организма переносить кислородный голод и работать в неблагоприятных условиях (227; 53).

Заметки на полях

Бароявления эффективны также в лечении (в рамках физкультурной реабилитации) некоторых болезней дыхательной системы (например, бронхиальной предастмы, астмы и др.). Особая ценность бароявлений состоит в повышении тренированности спортсменов; при этом тренирующий эффект существенно повышается за счет осуществления мышечной (физкультурно-спортивной) деятельности в условиях горного климата, когда достигнутые адаптивные «высокогорные» реакции «переносятся» на «равнину» и обеспечивают более высокую физическую и умственную работоспособность и, как следствие, спортивный результат соревновательной практики.

 

Самоценность солнца как носителя естественного освещения и, главным образом, солнечной радиации (ультрафиолетового излучения) в практике физкультурно-спортивной деятельности заключается, прежде всего, в губительном действии на болезнетворные микробы и обеззараживающем воздействии на кожный покров человека; косметическом эффекте (пигментация кожного покрова — загар); повышении тонуса ЦНС; активизации деятельности желез внутренней секреции и улучшения обмена веществ; образовании витамина Д (важного в костном «строительстве»).

Физические характеристики воздуха и воды (температура, степень ионизации, наличие (отсутствие) микрочастиц и бактерий), их химический состав (количество кислорода, азота, углекислого газа, микроэлементов и солей) являются главными предпосылками самостоятельного использования названных средств.

Заметки на полях

Так, в частности, не требует доказательств ценность питьевой воды в сохранении здоровья человека (отсутствие желудочно-кишечных расстройств и т.п.). Кроме того, специальные лечебно-столовые воды весьма эффективны в лечении ряда заболеваний (гастрит; язвенная, желчекаменная болезнь; болезни мочеполовой системы и т.п.). То же можно сказать и о воздухе, не содержащем пыли, посторонних газов, микробов; более того, известна целительная сила ионизированного (насыщенного отрицательными ионами) и богатого кислородом воздуха в лечении ряда заболеваний органов дыхания (пневмонии, бронхиальной астмы, эмфиземы легких), нервных расстройств.

 

Тем не менее следует признать, что основное назначение перечисленных выше средовых сил природы — закаливание человека, т.е. система мероприятий по направленному их использованию для повышения устойчивости (адаптации) организма к неблагоприятным факторам окружающей среды).

В этой связи основными закаливающими факторами воздуха и воды являются тепловые (температура) и динамические (механические) раздражения (от движения воздуха и воды), а солнца — продолжительность солнечно-воздушной ванны.

Основными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность закаливания человека воздухом, солнцем и водой, являются (24; А.П. Лаптев, С.А. Полиевский, 1990):

- систематичность, предусматривающая ежедневное выполнение закаливающих процедур для достижения кумулятивного эффекта в состоянии адаптации к тому или иному метеофактору;

- постепенность и последовательность применения закаливающих доз и процедур с увеличением их количества и качества по мере адаптации;

- учет индивидуальных особенностей (прежде всего возрастных, состояния здоровья); и если младшим школьникам, пожилым и больным людям следует пользоваться воздушным средством закаливания, то для тренированных молодых людей более приемлемо закаливание водой (его жесткие формы: обливание, контрастный душ, купание, растирание снегом и «моржевание»);

- сочетание общих (для всего тела) и местных (отдельные участки тела) процедур, что особенно полезно на начальном этапе закаливания, а также для повышения закаленности наиболее чувствительных участков тела: шеи, горла, ног и др.;

- разнообразие средств и форм закаливания, которым достигается усиление эффекта закаленности на основе чередования средств (солнце, вода, воздух) и температур (высоких, низких); форм их реализации (купание в открытом водоеме, например);

- сочетание закаливающих процедур с физкультурно-спортивной деятельностью;

- контроль и самоконтроль динамики закаленности (отсутствие простудных заболеваний), а также текущего самочувствия (сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, активность и т.д.).

Показанными выше факторами (физико-химический состав, тепловой и динамический фактор воздуха и воды, ионизация, бароэффект) обусловлен сопряженный эффект воздействия на человека средовых сил и физических упражнений, сущность которого — становление более высокого уровня тренированности (неспецифической адаптации) и специфической адаптации (повышение устойчивости к конкретным метеофакторам).

Заметки на полях

Становление этого эффекта можно представить следующим образом. Сами по себе физические упражнения уже вызывают существенные сдвиги (ответная реакция) в состоянии и функционировании органов и систем. По мере их воздействия (повторные физические упражнения), за период отдыха (восстановления) организм перестраивается на новый, более высокий качественный уровень ответных реакций на нагрузку, что и характеризует новое качественное состояние адаптации (неспецифической) и тренированности. Сопряженное же использование физических упражнений и средовых сил вызывает, как правило (при разумном дозировании), еще более существенные сдвиги в состоянии органов и систем, стимулируя тем самым еще более высокий уровень по уже специфической адаптации и тренированности. Такой подход особенно эффективен в практике физкультурной рекреации и реабилитации, спортивной подготовки (переходный и начало подготовительного периодов в структуре макроцикла). Вполне очевидно также, что при неразумном отношении к солнечной радиации, несоблюдении основных требований к качеству воды и воздуха невозможно прогнозировать эффективность процесса физического образования, спортивной подготовки и качество восстановительных мероприятий; решения комплекса задач физкультурной рекреации и, тем более, реабилитации.

 

Существенная роль в усилении тренирующего воздействия физических упражнений принадлежит группе гигиенических факторов (рис. 9), связанных с режимом спортивной и повседневной жизни и деятельности; к ним относятся: полноценный отдых (активный, предполагающий сочетание видов деятельности; пассивный, включая сон); режим и качество питания (периодичность, калорийность, сбалансированность, витаминизация и пр.); режим тренирующих воздействий (количество тренировок (занятий физическими упражнениями) в течение дня, недели, их продолжительность и место в режиме дня; соотношение с учебной и трудовой практикой; качество и количество восстановительных мероприятий). Соблюдение вышеозначенных гигиенических условий актуально также и для реализации системы реабилитирующих и рекреационных воздействий на человека.

Процесс освоения физической культуры окажется более успешным (прежде всего в аспекте комфортности, эстетичности, эмоциональности) при соблюдении гигиенических требований к местам пребывания и занятия физическими упражнениями (освещенности, влажности воздуха, температуре и вентиляции спортивных сооружений, спортивному инвентарю и оборудованию и т.д.), а также к спортивной одежде и обуви.

Реализация означенных факторов в физкультурно-спортивной практике обеспечит в целом оздоровительно-тренирующий эффект на основе оптимизации психоэмоционального состояния, комфортных внешних условий, предупреждения различных инфекционных заболеваний.

Таким образом, средовые (естественные) силы природы и гигиенические факторы оказывают существенный специфический эффект, что обуславливает необходимость их полноценного использования (как самостоятельных, так и в сочетании с физическими упражнениями) в отношении формирования индивидуального здоровья и физической культуры личности в целом.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.