|
Характеристика и основные признаки физической культуры личности
Таблица 1.
Компонент
| Сущностные характеристики (составляющие)
| Основные признаки сформированности
|
|
|
| 1. Двигательный
| 1. Физическое развитие
| 1. Адекватные возрасту и полу антропометрические (тотальные) размеры тела
| 2. Правильная осанка
| 3. Оптимальное функциональное состояние
| 4. Адекватное соотношение паспортного и биологического возраста
| 2. Физическая подготовленность (психомоторная сфера личности)
| 1. Адекватное возрасту, полу и личностным потребностям состояние двигательных (физических) качеств и связанных с ними способностей
| 3. Техническая подготовленность
| 1. Адекватная возрасту, полу и личностным потребностям сформированность двигательных умений и навыков: жизнеобеспечивающих; физкультурно-спортивных
| 4. Состояние основных свойств нервной системы
| 1. Функциональное состояние нервной системы (время простой и сложной двигательной реакции)
| 2. Сила (выносливость) нервной системы (максимальный темп работы)
| 3. Подвижность (лабильность) нервных процессов (переключение и концентрация внимания)
| 4. Уравновешенность нервной системы (способность к пространственно-временной дифференциации движений)
| 5. Физическая адаптация
| 1. Адаптированность к неблагоприятным факторам среды («закаленность»)
| 2. Когнитивно-интеллектуальный
| 1. Теоретическая подготовленность
| 1. Адекватные возрасту объем, научность, глубина и прочность знаний в сфере физической культуры
| 2. Осознанность знаний
| 3. Готовность к использованию знаний в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности
| 4. Готовность к трансляции знаний в социум
| 2. Интеллектуальное (психическое) развитие
| 1. Качество развития (адекватное возрасту) и проявления основных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, воля, эмоции)
| 3. Аксиологический
| 1. Ценностные ориентации личности в сфере физической культуры
| 1. Направленность (система мотивов) личности на освоение ценностей физической культуры: материальных, духовных, художественных
| 2. Теоретическая освоенность системы материальных, духовных и художественных ценностей физической культуры
| 2. Ценностные ориентации личности в системе социокультурных ценностей (Человек, Жизнь, Труд, Красота, Познание, Отечество)
| 1. Освоенность мобилизационных ценностей физической культуры, отражающих сущностные характеристики компонентов базовой культуры личности (нравственной, эстетической, трудовой, интеллектуальной, гражданской, этической)
| 2. Готовность к «переносу» социокультурных ценностей в физкультурно-спортивную деятельность
| 3. Готовность к «переносу» ценностей физической культуры в повседневную жизнь и деятельность
| 4. Качество сформированности системы отношений (к себе, людям, труду, социуму, собственности)
| 4. Физкультурно-деятельностный
| 1. Сформированность потребностно-мотивационной сферы
| 1. Состояние сформированности биологических мотивов: гомеостатических, адаптационных, витальных
| 2. Состояние сформированности социальных мотивов: становление и поддержание социального статуса; направленность на модернизацию условий жизни и деятельности (личной, социальной)
| 3. Состояние сформированности духовных мотивов: направленность на самообразование; готовность к трансляции ценностей; направленность на преобразование ценностей физической культуры (поиск истины); поиск смысла жизни; направленность на преобразование социума
| 2. Включенность в спортивно-оздоровительную деятельность
| 1. Регулярность занятий физической культурной; их частота; разнообразие форм, методов и средств
| 2. Позитивные сдвиги в состоянии здоровья
| 3. Освоенность ЗОЖ
| 4. Уровень спортивных достижений
| 3. Включенность в инструкторскую деятельность
| 1. Частота «включений» в инструкторскую деятельность
| 2. Частота использования дидактических оснований физкультурно-спортивной деятельности
| 3. Судейская подготовленность (качество и частота)
|
Раздел II
ДИДАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 5
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вопросы
1. Понятие дидактики и классификация принципов физической культуры.
2. Характеристика общих социальных принципов физической культуры.
3. Общеметодические принципы использования физической культуры и их характеристика.
4. Специфические принципы использования физической культуры.
Понятие дидактики и классификация принципов физической культуры
Заметки на полях
Говоря о дидактике физической культуры, следует изначально определить основные классические воззрения на эту специфическую отрасль педагогики, определившиеся в настоящее время.
Дидактика – педагогическая теория обучения, отражающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм (167, с.101).
Тем не менее дидактика это не только обоснование теории обучения. С учетом того, что обучение и воспитание должны быть единым процессом (195, Т.2, с.62; 167, с.108), вероятно, правомерно будет говорить об образовании (195, Т.2, с.62) и, следовательно, о дидактике как теории образования (т.е. о теории познания и реализации более масштабного процесса формирования личности).
Таким образом, дидактика – теоретическая и одновременно нормативно–прикладная отрасль педагогической науки (194, Т1., с.265).
Теоретическая направленность дидактики проявляется как в выявлении и обосновании уже существующих закономерностей образования, так и обосновании его перспективных направлений.
Нормативно-прикладная направленность дидактики заключается в обосновании содержания образования, принципов, методов и средств образования.
В этой связи следует обозначить, что образование – процесс педагогически организованной социализации в интересах личности и общества (195, Т.2., с.62), а содержание образования – педагогическая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности (195, Т.2, с.349).
Таким образом, в поле зрения дидактики физической культуры необходимо должны попасть вопросы определения цели и содержания физического образования как наиболее значимого процесса–«транслятора» ценностей физической культуры в социум, его закономерности и принципы, средства и методы, а также организационные формы реализации процесса направленного использования ценностей физической культуры в становлении личности и ее физической культуры.
|
Принцип (в философском смысле) – основание некой совокупности фактов или знаний; исходный пункт объяснения (чего-либо) и руководство к действию (36, с.824).
Таким образом, принцип – руководящая идея, представляющая собой совокупность основных положений и правил, распространяющихся на явления и процессы какой-либо определенной сферы человеческой деятельности (237, с.294).
Принцип задает общую установку в изучении, организации и реализации какой-либо деятельности.
В сфере физической культуры и во всех процессах, «обслуживающих» ее, под принципами следует понимать основную направленность педагогических процессов обучения, воспитания и развития личности; это своеобразные правила совместной деятельности субъектов процесса освоения физической культуры.
Знание принципов в целом оптимизирует процесс освоения физической культуры; обеспечивает эффективность реализации и результативность всех видов (структурных компонентов) физической культуры; способствует эффективному подбору содержания, средств и методов процесса формирования физической культуры личности; регламентирует меру совместной деятельности педагога и занимающихся (231, т.1, с. 47).
Рис 5. Система принципов физической культуры
К настоящему времени в теории физической культуры сложилась следующая система принципов использования ее ценностей (рис. 5) (по материалам: 133, с.85-113; 213, т.1, с. 47-61; 161, с. 17-21; с. 48-56; 217, с.82-92; 208, с.43-75; 25, с.76-86).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|