Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции физической культуры (их классификация и характеристика)





Понятие «функции» отражает главным образом объективно присущие тому или иному явлению, процессу свойства; их внешнее проявление (237, с. 401).

Таким образом, говоря о функциях физической культуры, следует иметь в виду те ее свойства и их проявление, ту ее роль, которые ей присущи и которые она как социальный феномен исполняет в удовлетворении потребностей социума и личности (25, с.54).

Рассмотрели систему функций физической культуры (рис.2) (217, с. 27-28; 25, с. 54-62; 137, с. 111-116; 179, с. 13-20; 161, с. 12-13; 119, с. 46-47).

Первая группа функций физической культуры – общекультурные(социальные – 119, с. 46), которые характеризуют физическую культуру как часть (вид) культуры социума; отражают функциональные связи физической культуры с иными видами культуры и социальные потребности в становлении как самой физической культуры так и личности.

К числу основных общекультурных функций можно отнести: эстетическую, нормативную, информационную (ценностную), коммуникативную, нравственную, образовательную, социализирующую.

Суть эстетической функции физической культуры проявляется в удовлетворении потребности людей в сформированности у них эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение к физической культуре; своему личностному состоянию (телесному, духовному), двигательной подготовленности, физкультурным отношениям с позиции красоты.

 

Рис. 2. Функции физической культуры

 

Заметки на полях

Все это имеет отношение к становлению эстетической культуры как специфического личностного состояния, отражающего принятие добра, полноценное его восприятие, понимание и следование прекрасному (в чем бы оно ни проявлялось). При этом цель формирования эстетической культуры – организация чувств, духовного и физического роста личности, регуляция и коррекция поведения, утверждение добра как прекрасного.

 



Нормативная функция проявляется в том, что она отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения, общие критерии сформированности физической культуры личности и т.п. Эти показатели – нормы являются своеобразными эталонами в процессе освоения физической культуры, служат стимулом к самосовершенствованию, регламентируют направленное использование физической культуры в интересах общества и личности.

Информационная функция (ценностная) обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении (трансляции) собственных ценностей (материальных и духовных) в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе; воздействии на ментальность (образ мыслей, душевный склад) через средства массовой информации. Реализация информационной функции создает общественное мнение о физической культуре, физической культуре личности; приобщает к физической культуре и ее ценностям.

Коммуникативная функцияотражает значение физической культуры (ее возможности прежде всего) в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.

Этот своеобразный «спортивный язык», используемый на принципах гуманизма и нравственности, способен наладить мир и дружеские (в последнее время и деловые) отношения между людьми и народами. Этому способствует также сама логика честного состязания, общечеловеческая ценность результатов освоения физической культуры.

Нравственная функцияфизической культуры отражает потребности социума и потенциал ценностей физической культуры в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся в освоенности морали социума и его общественного сознания (мораль при этом – те нормы, правила и обычаи, которые сложились в социуме).

Все те взаимоотношения, нормы, правила и обычаи, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, отражают и культуру социальную в целом; многие личностные качества, отражающие нравственную культуру, легко формируются в физкультурно-спортивной деятельности, а также легко транслируются в сферу социальных (вне физкультурных) отношений (основные нравственные качества: трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, воля, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброта, порядочность).

Образовательная функция отражает, главным образом, социальную направленность использования физической культуры в освоении специфического (физкультурного) совокупного опыта. Речь идет об освоении физической культуры как социального явления; освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации. Таким образом, образованность (специфическая) личности в сфере физической культуры есть изначальное отражение общей культуры социума, познания человеком роли и значения физической культуры в обществе, его включенности в физкультурное самосовершенствование и здоровый образ жизни.

Кроме того, в рамках образовательной функции физической культуры проявляется ее роль в становлении интеллектуальной, гражданской, этической культуры личности (в настоящее время следует говорить и о правовой, экономической и экологической культуре личности).

Социализирующая функция проявляется в обеспечении физической культурой становления социализированности личности, т.е. сформированности в ней характерных черт, качеств и свойств личности, которые заданы статусом (занимаемым социальным положением) и востребованы социумом.

Принимая во внимание, что основными характеристиками социализированной личности являются способность изменять ценностные ориентации, умение находить баланс между собственными ценностными ориентациями и требованиями социальной роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на универсальные человеческие ценности, можно утверждать, что за счет включения в физкультурное движение, исполнения в нем различных социальных ролей, осознания себя в этих ролях и происходит процесс успешного «вхождения» в социум с соблюдением в нем необходимых требований (195, т. 2, с. 361).

Вторая группа функций физической культуры – специфические; характеризуют свойства физической культуры как самостоятельного вида культуры, более конкретно отражают специфику физического образования и функциональный потенциал физической культуры в деле формирования физической культуры личности (в теории - физического совершенства). Кроме того, специфические функции отражают те основные формы жизнедеятельности человека (учеба, труд, общение), в которые включены различные виды физической культуры (физическое образование, спорт, реабилитационная и рекреационная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура (профессиональная физическая культура)).

Основными специфическими функциями физической культуры являются: воспитательная, обучающая, развивающая, профессионально-прикладная, рекреационная, реабилитационная (оздоровительная), спортивная.

Воспитательная функция физической культуры отражает главным образом ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств (способностей). Кроме того, с реализацией этой функции создаются базовые предпосылки для систематических занятий спортом (за счет создания «базы» общей и всесторонней двигательной подготовленности).

Обучающая функция сопряжена с формированием системы жизненно и физкультурно необходимых (в соответствии с нормой) двигательных умений и навыков, а также знаний о направленном использовании физической культуры в прикладном (бытовом) и физкультурном самосовершенствовании. Важно также обучить занимающихся основам спортивной этики и социально корректного поведения и общения, что обеспечивает оптимизацию процесса освоения физической культуры.

Развивающая функцияотражает направленность физической культуры на становление оптимального физического развития (прежде всего соматометрических и соматоскопических показателей, не исключая и некоторых показателей физиометрии); целенаправленное развитие основных психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, воля, воображение, эмоции). С реализацией этой функции проявляется в целом гармония физического и духовного развития.

Профессионально-прикладная функциявыражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной (включая военную) деятельности. Речь при этом идет о становлении тех личностных и двигательных свойств, качеств и функций (прикладных), которые обеспечивают эффективность процесса профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности.

Рекреационная функциявыражает степень использования физической культуры в сфере организации и реализации досуга, отдыха и развлечений, переключения с различных видов деятельности на целесообразно построенную физкультурно-спортивную деятельность. Результат от реализации рекреационной функции физической культуры определяется по показателям оптимизации психоэмоционального состояния; коррекции физического развития и двигательной подготовленности; восстановления психических процессов, функциональной готовности, адаптации.

Следует отметить, что рекреационная функция также отражает и оздоровление человека с использованием физической культуры, потому как обеспечивает профилактику скрытых или явных отклонений и нарушений в состоянии здоровья в целом; отдельных систем, процессов и т.п.

В связи с появлением нового течения использования физической культуры – фитнес – рекреационная функция существенно расширяется в направлениях общего фитнеса (аналог «здоровье здорового человека», «здоровый образ жизни»); физического фитнеса, в целом направленного на повышение физической подготовленности (включает оздоровительный, спортивно-ориентированный и атлетический фитнесс и т.п).

Реабилитационно-оздоровительная функция отражает направленность физической культуры на восстановление (компенсацию) различных отклонений в состоянии здоровья (в физическом и психическом аспектах; иных состояний, «доступных» для восстановления и коррекции средствами физической культуры). Значимым видится и лечебный эффект, проявляющийся в лечении травм и операционных воздействий.

Спортивная функцияпроявляется в роли физической культуры как фактора подготовки к демонстрации и демонстрации максимальных спортивных достижений; изучении и накоплении сведений о роли спорта (а именно в нем наиболее ярко проявляется спортивная функция) в становлении и реализации двигательных и личностных способностей человека. Здесь же следует отметить, что спортивная функция физической культуры проявляется во взаимосвязи с другими отраслями познания, связанными с физической культурой (медицина, психология, педагогика, физиология, биомеханика и др.).

Третья группа функций физической культуры – внутренние,которые характерны более для каждого вида физической культуры (ее компонентов) и отражают потребность социума и личности, а также функциональный потенциал физической культуры в становлении сущностных характеристик личности и ее физической культуры; спортивной подготовленности, готовности к профессиональной деятельности; обеспечении восстановления и активного отдыха.

Говоря о внутренних функциях, следует отметить основные положения:

- эти функции так или иначе отражают общекультурные и специфические функции физической культуры;

- внутренние функции присущи и характерны преимущественно для каждого из компонентов физической культуры;

- эти функции «разукрупняют» как общекультурные, так и специфические функции физической культуры.

В означенном контексте следует говорить о более частных функциях каждой части физической культуры; ее функциональном потенциале в процессах изменения социума (в аспекте воспроизводства его ценностей) и личности; преобразования более частных личностных состояний.

Таким образом можно (впрочем и следует) выделить достаточно большое количество внутренних функций.

Так, в частности, функциями спорта являются (здесь и далее по материалам: 136, с. 32 – 42; 137, с. 105-107; 217, с. 314 – 317; 179, с. 13 – 20; с. 261 – 275);

- соревновательно–эталонная (достижения в спорте – «мерило» возможностей человека);

- эвристическо–достиженческая (включает моменты открытия, творчества, открытия достиженческих возможностей человека);

- воспитательная (становление личностных свойств и качеств);

- кондиционная (поддержание индивидуального уровня спортивной подготовленности);

- рекреационная (эмоциональное насыщение);

- эмоционально–зрелищная (удовлетворяет потребности в общении; приобретение образца для подражания и как следствие – включенность в физкультурно-спортивную деятельность);

- социализирующая (как в аспекте социализации личности, так и в социальной интеграции и международных связях);

- коммуникативная (в аспекте прежде всего межнациональных, интернациональных отношений и взаимоотношений).

Можно выявить и вполне «самостоятельные» функции для остальных компонентов физической культуры (ее частей):

- для физического образования характерны практически все общекультурные и специфические функции; они могут и должны отражать контингент занимающихся (в первую очередь психофизиологические и двигательные особенности);

- для физической рекреации значимыми становятся:

· профилактическая (в аспекте предупреждения антиобщественного поведения и предупреждения заболеваний); (она же – активизирующая);

· гедонистическая (получение удовольствия от двигательной активности);

· развлекательная (переключение видов деятельности);

- для физической реабилитации ее функциями могут быть:

· психическая (ликвидация психического переутомления за счет психогрегуляции);

· лечебная (ликвидация последствий травм и заболеваний в ходе лечебно-физической культуры);

· оздоровительная (связана с коррекцией выраженных нарушений в состоянии здоровья);

· компенсаторная (развитие до «избыточного» уровня тех качеств и функций, которые «заменяют» утраченные);

- для профессиональной функции культуры характерны все общекультурные и специфические функции в «преломлении» подготовки человека к практике конкретной образовательной и профессиональной деятельности.

 

Тема 3









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.