Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система вспомогательных и дополнительных средств физической культуры





Реализация вспомогательных и дополнительных средств освоения физической культуры обеспечивается за счет теоретической подготовки, внедрения в процесс физического образования системы восстановительных воздействий и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности (рис. 10).

Конечной целью (прогнозируемым результатом) теоретической подготовки является сформированность системы знаний.

Знание — преимущественно логическая информация об окружающем (внешнем) и внутреннем мире человека, отраженная и зафиксированная в его сознании (185). Признано также (186, с. 108), что знания — результат усвоения фактов, понятий и законов науки, в которых отражены закономерности развития природы, общества и человека как объекта и субъекта деятельности, познания и общения.

По отношению к педагогической деятельности в сфере физической культуры основополагающими являются знания совокупности ее материальных, духовных и художественных ценностей, а также способов их использования для совершенствования и самосовершенствования личностной телесности и духовности (в данном случае речь идет о знаниях основ теории и методики физической культуры).

Таким образом, целью и результатом сформированности знаний служит их действенность; способность человека к их практическому применению в повседневной и социально направленной (спортивной, трудовой, например) жизни и деятельности для удовлетворения и совершенствования социально и личностно значимых потребностей и способностей.

 

 

Рис. 9. Система гигиенических факторов

 

 

Обращаясь к теории вопроса, следует отметить, что по степени качества сформированности знания могут быть:

- осознанными, т.е. отражающими потребность в получаемых знаниях

(создание идеального образа их использования в своей деятельности);

- широкими, разносторонними, охватывающими значительный круг явлений и предметов познания;

- глубокими, проникающими в сущность предмета и явления познания;

- легко и качественно трансформирующимися с одних познанных объектов и явлений на другие;

- прочными, закрепленными в памяти и отличающимися глубоким пониманием предметов, явлений, процессов (172, с. 74–79; 208, с. 158–166;).

Заметки на полях

Следует отметить основные направления и основы содержания знаний школьников различных возрастных групп.

 

Учащиеся младших классов (оканчивающие начальную школу) должны знать: влияние занятий физическими упражнениями на здоровье, работоспособность (умственную, физическую); основные правила гигиены в образовательном процессе (включая физкультурно-спортивную деятельность) и вне его (семья, общественные места); основы закаливания (средства, нормирование процедур) и использования средовых (естественных) факторов; основные правила режима дня (его влияние на человека) и двигательной деятельности (сочетание с иными видами); принципы и формы (элементарные сведения) организации занятий физическими упражнениями; организацию и правила самостоятельной (рекреационной) физкультурно-спортивной деятельности.

 


 

 

Рис. 10 система вспомогательных дополнит. Средств физкультуры

 

Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны овладеть следующими физкультурными знаниями: основами знаний о личной гигиене сна, питания, отдыха, труда; об особенностях влияния занятий различными видами спорта на человека (двигательные и личностные его качества свойства и функции); об основных компонентах физической культуры личности, средствах и методах ее формирования; об основных приемах контроля и самоконтроля двигательной и функциональной подготовленности; об основах здорового образа жизни, компонентах здоровья, средствах и методах достижения индивидуального здоровья; о правилах самостоятельной тренировочной деятельности; об основах спортивной подготовки (основные разделы ее содержания); о назначении и правилах соревнований в наиболее распространенных видах спорта; об элементах психотренинга.

Для заключительной ступени общего образования характерны знания: о физической культуре как части культуры общества и личности (основные понятия, структура, функции); об основах физической культуры в семье; о закономерностях двигательной активности и спортивной подготовки; об основах (средствах и правилах) психогигиенической саморегуляции; об основах физкультурной реабилитации и профессиональной физической культуры (подготовки к практике труда).

Использование в практике освоения физической культуры восстановительных средств (в том числе стимулирующих психофизическое состояние) обусловлено главным образом следующими основными и взаимосвязанными факторами:

- достаточно высокими психоэмоциональными и физическими нагрузками, связанными с повседневной и физкультурно-спортивной деятельностью;

- необходимостью коррекции и мобилизации психофизического и функционального состояния человека в направлении содействия естественному ходу восстановления и снижения утомления; повышения адаптационных возможностей в психическом, социальном и физическом аспектах.

Заметки на полях

Наибольшее применение восстановительные средства получили в процессе спортивной подготовки и в практике реабилитационной физической культуры.

 

Все средства восстановления, связанные с ценностями физической культуры, могут быть условно представлены тремя группами: педагогические, психологические и медико-биологические (рис. 11) (здесь и далее по материалам: 33, с. 55-93; 52; 58, с.41-54; 159; В.М. Волков, 1994; 53; 171, с. 476-494; О.М. Морозов, 2000 и др.).


Рис. 11. Система восстановительных средств физической культуры

Основное назначение педагогических средств — содействие восстановительным процессам посредством целесообразно организованной физкультурно-спортивной деятельности.

Заметки на полях

Сущность педагогических средств восстановления состоит: в оптимальном планировании нагрузок в процессе физкультурно-спортивной деятельности; соответствии нагрузок и в целом содержания физкультурно-спортивной деятельности подготовленности занимающихся и этапности процесса их подготовки; целевом планировании упражнений, занятий и микроциклов восстановительного характера; использовании в структуре как отдельных занятий, так и в их серии «контрастных» видов физкультурно-спортивной деятельности («двигательные переключения»); рационализации построения подготовительной и заключительной частей занятий.

К числу основных методических особенностей реализации педагогических средств восстановления следует отнести:

- оптимизацию режима повседневной жизни и физкультурно-спортивной деятельности, а также условий ее протекания и отдыха после нее;

- сочетание работы (учебы) и занятий физическими упражнениями;

- дифференциацию в использовании коллективных (групповых) и индивидуальных форм организации физкультурно-спортивной деятельности в связи с индивидуальными особенностями занимающихся;

- исключение занятий физическими упражнениями в состоянии заболевания;

- режим физкультурно-спортивной деятельности (соблюдение системы общеметодических и специфических принципов).

Психологические средства восстановления обеспечивают снятие нервно-мышечной напряженности и угнетенности, способствуют восстановлению нервной энергии и оптимизации напряженности функциональных систем, участвующих в спортивной (да и в любой другой) деятельности.

Реализация психологических средств связана с методами аутотренинга и психогигиенической саморегуляции (45, 14). К основным психологическим средствам относятся мышечная релаксация, внушенный сон-отдых и внушение (самовнушение) в состоянии бодрствования, гипнотическое внушение, музыка и светомузыка.

Заметки на полях

Кроме того, благотворный микроклимат в социальной группе (класс, учебно-тренировочная группа), хорошие взаимоотношения с тренером, другими занимающимися, учителем, в семье, положительная эмоциональная насыщенность физкультурно-спортивной деятельности, интересный и разнообразный (в соответствии с потребностями) досуг создают для человека ту необходимую психологическую атмосферу, в которой наиболее продуктивно протекают восстановительные процессы.

Немаловажное значение для психологического восстановления имеют также достаточная материальная обеспеченность и комфортные условия учебной, физкультурно-спортивной деятельности и отдыха.

Медико-биологические средства способствуют повышению резистентности организма, снятию общего и местного утомления, ускорению устойчивости (адаптации) к специфическим и неспецифическим стрессам.

В группе медико-биологических средств следует различать:

1. Гигиенические средства, к которым относятся:

- рациональный и стабильный распорядок дня (сочетание занятий физическими упражнениями с отдыхом, режимом питания, работой или учебой);

- полноценный сон и отдых (стабильное время подъема и отхода ко сну, применение прогулок перед сном и психорегулирующих упражнений);

- соответствие спортивной одежды и оборудования условиям физкультурно-спортивной деятельности и соревнований;

- состояние и оборудование спортивных сооружений (освещение, микроклимат, современные покрытия, оптимальное окрашивание, воздухообмен и т.п.).

2. К физическим средствам в настоящее время относятся:

- массаж (общий, частный, сегментарный, точечный, вибро-, пневмо-, гидромассаж и др.), оказывающий в зависимости от вида стимулирующее влияние на обменные процессы, активизирующий кровообращение и дыхание; обладает стимулирующим или успокаивающим эффектом в отношении нервной системы;

- суховоздушная и парная баня, стимулирующие терморегулирующую функцию организма, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и проницаемость кожного покрова;

- гидропроцедуры: различные виды душей (дождевой, игольчатый, циркулярный, струевой и др.); различные виды ванн (пресные, контрастные, кислородные, углекислые, гальванические и др.). Их использование оказывает общий (стимуляция кровоснабжения, удаление продуктов обмена) и специфический эффект (стимуляция и восстановление деятельности центральной нервной системы, снятие мышечного напряжения, ликвидация локальных болей в мышцах и суставах и др.);

- электропроцедуры: электрофорез, миостимуляция, аэронизация, электропунктура, диатермия, индуктотермия и др. Так, в частности, диатермия и индуктотермия, основанные на использовании токов высокой частоты, способствуют снижению возбуждения центральной нервной системы, активизируют кровоснабжение тканей; аэронизация (вдыхание воздуха с высоким количеством ионов отрицательного заряда) улучшает деятельность центральной нервной системы, обмен веществ, химический состав крови и т.д.;

- световое облучение: инфракрасное (глубокий тепловой эффект) и ультрафиолетовое (положительное влияние на кровообращение и дыхание, утилизацию кислорода, активизацию ферментации);

- гипероксия (вдыхание воздуха с повышенным содержанием кислорода) оказывает положительный эффект в устранении продуктов распада и активизации деятельности кардиореспираторной системы;

- магнитотерапия (воздействие магнитным полем низкой частоты), ультразвук (воздействие на ткани механическими колебаниями), фонофорез (сопряженное воздействие ультразвуковых колебаний и лекарственных веществ).

3. Питание, как медико-биологическое средство восстановления, предусматривает:

- его сбалансированность по энергетической ценности (соотношение различных групп продуктов; объем питания; соответствие питания возрасту, полу, массе тела, виду физкультурно-спортивной деятельности);

- сбалансированность по составу: соотношение белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов;

- соответствие характеру, величине и направленности (обычно интенсивных) нагрузок в процессе повседневной и спортивной деятельности;

- соответствие климатическим и погодным условиям (прежде всего температурным).

4. Фармакологические средства, содержащие:

- вещества, способствующие восстановлению запасов энергии, повышающие работоспособность и устойчивость к стрессам (глюкоза, фосфоросодержащие препараты, аминокислоты);

- препараты пластического действия (белок и различные белковые препараты);

- вещества, стимулирующие кроветворную функцию (преимущественно препараты, содержащие железо);

- витамины и минеральные вещества (все витамины группы В, а также никотиновая (РР), аскорбиновая (С) кислоты, ретинол (А), токоферолы (Е); натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо);

- адаптогены растительного происхождения (женьшень и его препараты; аралий, элеутерококк, лимонник, золотой корень);

- адаптогены животного происхождения (препараты мозговой ткани крупного рогатого скота, неокостенелых рогов оленя, марала, изюбра и др.);

- согревающие, обезболивающие и противовоспалительные препараты (различные мази, кремы), применение которых сопряжено с массажем, способствуют разогреванию мышц и связок, интенсификации посттравматических восстановительных реакций, ускорению процессов врабатывания (нервно-мышечного), обменным процессам в мышцах (52, 31).

В заключение следует отметить, что только комплексное использование перечисленных средств позволит прогнозировать успешность и эффективность восстановительных реакций человека.

В последнее время теория и практика образования в сфере физической культуры все большее внимание уделяет нетрадиционным видам физкультурно-спортивной деятельности, которые отражают характерные черты, материальные и духовные ценности физической культуры и в существенной мере обеспечивают:

- становление потребностно-мотивационной сферы личности к занятиям физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, физкультурное самосовершенствование (на основе «модности», привлекательности, интереса, высокой эмоциональности);

- формирование системы знаний о ценностях иных культур, связанных с физической; восполнение на этой основе культурного потенциала личности;

- формирование системы двигательных способностей и функциональных возможностей человека на основе двигательного опыта;

- воспитание характерных компонентов базовой (нравственной, эстетической и др.) и физической культуры личности.

В настоящее время к числу нетрадиционных и относительно новых для России видов физкультурно-спортивной деятельности относятся:

1. Аэробика — система физических упражнений аэробно-анаэробного характера, повышающих способность управлять телом и движениями, формирующих осанку и телосложение, гибкость, общую двигательную и функциональную подготовленность, двигательную культуру, оптимизирующих психоэмоциональное состояние (на основе свободной двигательной деятельности и ее нормирования, музыкального сопровождения).

2. Акробатический рок-н-ролл, использующий в своем арсенале преимущественно акробатические элементы (различной степени сложности), выполняемые, как правило, парой (мужчина и женщина) в форме танца. Оказывая существенный тренирующий эффект (техническая, физическая, психофизиологическая подготовленность), рок-н-ролл способствует формированию ритмико-пластических характеристик двигательной подготовленности, культуры движений и социализации личности.

3. Армреслинг — борьба руками — предполагает преимущественно формирование системы двигательных (в основном силовых и сопряженных с ними) качеств; кроме того, напряженность спортивной борьбы способствует становлению многих личностных качеств (психоэмоциональная устойчивость, воля, выдержка, самообладание и т.п.) и функциональных возможностей (устойчивость к гипоксии).

4. Бодибилдинг — система специально подобранных физических упражнений, имеющих главной целевой направленностью развитие мускулатуры различных частей тела и совершенствование телосложения («строительство тела»). Преимущество бодибилдинга состоит в возможности точно дозировать нагрузку (физические упражнения) в отношении определенных (избранных) мышечных групп, формируя их (изменяя) в соответствии с личностными потребностями.

5. Гидроаэробика — выполнение физических упражнений в воде — является эффективным средством повышения функциональной и двигательной подготовленности для лиц, имеющих некоторые (компенсаторные) отклонения в состоянии здоровья (в рамках физкультурной реабилитации). Вместе с тем возможное музыкальное сопровождение, повышение объема и интенсивности физических упражнений оказывают обратный эффект — стимулирование процессов формирования физических качеств и функций, совершенствования телосложения. Однако в любом случае упражнения в воде обеспечивают нормализацию функций ЦНС, снимают излишнюю возбудимость, улучшают сон, обладают закаливающим и гигиеническим эффектом.

6. Йога (союз, соединение, гармония) — система физических упражнений и поз, обеспечивающих гармонию физического, социального и духовного компонентов здоровья. Таким образом, система йоги направлена на понимание не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности.

Известно достаточно большое количество ее разделов и упражнений — хатха-йога, раджа-йога, бхагги-йога, таитра-йога. На первоначальном этапе изучения системы наиболее важно освоение основных понятий йоги: пранаяма — основные дыхательные упражнения; асаны йоги — принятие разнообразных поз и расслабление. Использование этих систем обеспечивает профилактический, лечебный и развивающий эффект в отношении физических и личностных состояний человека.

7. Калланетика — специально разработанные комплексы физических упражнений, основное содержание которых — становление телосложения (от высоких энергозатрат), некоторых физических качеств (гибкости и подвижности в суставах, силы, статической выносливости). Система калланетики построена на упражнениях, связанных с принятием преимущественно статических поз и малоинтенсивными, нерезкими движениями (например, пружинящими). Методологическая основа калланетики заключается в том, что развивающий эффект достигается за счет напряжения растянутых (за счет соответствующей позы) мышечных групп (используя в основном различные наклоны, выпады, полушпагаты и т.п.).

По сути аналогичным калланетике видом физкультурно-спортивной деятельности является стретчинг (растягивание), который включает комплекс поз, способствующих избирательному воспитанию гибкости и подвижности в суставах. Методика использования упражнений (поз) стретчинга соответствует традиционным основам методики воспитания гибкости, принятым в современной теории и методике физического образования.

8. Пауэрлифтинг — спортивное троеборье. Включает приседание со штангой, жим штанги и тягу штанги. Эффект от занятий пауэрлифтингом аналогичен эффекту от занятий спортсменов-штангистов; это преимущественно воспитание силы и силовой выносливости мышц спины, груди, рук, ног.

9. Скейтбординг — катание на специальной роликовой доске — предполагает (в определенной мере) целенаправленное воздействие на суставно-мышечный аппарат ног (сила и выносливость мышц голени, бедра); становление вестибулярного аппарата, ловкости, гибкости, функциональных возможностей. Кроме того, скейтбординг предусматривает занятия на специальной площадке, что является предпосылкой коллективной формы их проведения и, как следствие, способствует социализации личности.

10. Шейпинг — система физических упражнений, представляющая единство упражнений аэробики и атлетической гимнастики (последние дополняют и усиливают эффект от занятий аэробикой в отношении направленного воспитания силы, силовой и статической выносливости различных мышечных групп). Попеременный характер использования упражнений аэробики и атлетической гимнастики предполагает, тем не менее, всесторонность воздействия на двигательные способности и функциональные возможности; предусматривает жесткую дозировку физических нагрузок, педагогический и медико-биологический контроль.

11. Ушу — древняя система физических упражнений (Китай), направленная на оздоровление занимающихся (первоначально) и подготовку к ведению боя без оружия (на заключительном этапе). Существование внешней и внутренней школ ушу обеспечивает разносторонность воздействия на систему двигательных и личностных способностей занимающихся (первая предусматривает разнообразные физические упражнения, развивающие быстроту, гибкость, скоростно-силовые способности; вторая — за счет плавных и подобия танцевальных действий и движений — способствует становлению культуры движений, функциональных возможностей.

 

Тема 7







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.