Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ






Тема 1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РОЛЬ И МЕСТО ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы

1. Отправные понятия теории и методики физической культуры.

2. Основные этапы становления теории и методики физической культуры; их характеристика.

3. Значение теории и методики физической культуры в системе подготовки специалиста физической культуры и спорта.

 

Отправные понятия теории и методики физической культуры

 

Изначально следует отметить, что основным фактором становления личности (а это одна из актуальных социальных и личностных потребностей) является культура и ее ценности. Ценность – все то, что обозначает человеческое, социальное и культурное значение объектов и явлений (36, с. 1200).

В ряду ценностей, обеспечивающих становление личности находятся и ценности физической культуры, направленное использование которых обеспечивает становление в личности ее биосоциальных начал; сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы личности; различных ее (личности) способностей и потребностей.

Таким образом возникает социальная потребность знать, как использовать физическую культуру и ее ценности для блага человека; воспроизводства личности.

Так «родилась» специфическая отрасль научных знаний, изучающая физическую культуру и ее ценности, «показывающая», как их нужно использовать в процессе формирования личности.

Теория и методика физической культуры (ТиМФК) – система научных знаний о сущности физической культуры, закономерностях ее функционирования и направленного использования в процессе формирования личности (25, с. 19; 161, с. 13; 213, т.1, с. 9; 217, с.8; 129, с.19 и др.).

В этой связи следует обозначить некоторые методологические понятия теории и методики физической культуры:

- объект теории и методики физической культуры – процесс воспроизводства личности и ее культуры;

- предмет теории и методики физической культуры – общие и частные закономерности использования физической культуры в формировании личности и ее физической культуры.

 

Заметки на полях

 

Закон– существенная, устойчивая, необходимая и повторяющая связь между явлениями (36, с. 358; 237, с. 115). Закономерность– отражает функционирование процесса (в том числе и педагогического) на основе системы законов; закономерный – некий процесс, построенный на основе законов. Таким образом, закон и закономерность соотносятся как частное и общее.

 

 

Цель теории и методики физической культуры – разработка и обоснование теорий и технологий формирования личности и ее физической культуры.

Сущностными задачами теории и методики физической культуры являются:

1. Теоретико-методологическое обоснование ценностей физической культуры в формировании личности, ее физической культуры.

2. Разработка дидактического и программно–содержательного обеспечения процессов формирования личности и ее физической культуры.

3. Разработка и обоснование рациональных способов управления процессами формирования личности в ходе освоения ценностей физической культуры.

Заметки на полях

В теории и методике физической культуры выделяют три направления ее развития и функционирования (213, т.1, с.9): · Социологическое, отражающее: возникновение физического образования и науки теории и методики физической культуры; выявление роли и места физического образования в жизни социума и человека; соотношение физического образования с другими социальными явлениями (образование, труд, армия и т.д.); перспективы развития в связи с социальной потребностью и практикой, личностными потребностями; оптимальные формы использования физической культуры для различного контингента. · Педагогическое, суть которого: изучение (установление) закономерностей управления процессами использования физической культуры и ее видов; разработка новых технологий направленного использования ценностей физической культуры в деле становления человека; соотношение физического образования с образованием общим, иными дисциплинами, связанными с воспитанием, образованием и развитием личности (психология, педагогика). · Биологическое, обозначающее: влияние двигательной активности на системы и функции организма; нормы двигательной активности; особенности адаптации организма к различным нагрузкам; разработку условий оптимизации двигательной активности в отношении повышения жизнеспособности и здоровья.

Вместе с тем в практике профессиональной подготовки специалиста и в процессе освоения теории и методики физической культуры чрезвычайно важным представляется обозначение основных (а в процессе дальнейшего познания и вспомогательных, дискуссионных) терминов и понятий, освоение и понимание которых в наилучшей мере обеспечит профессиональное общение; оптимизирует (в целом) процесс направленного использования физической культуры.

Родовым понятием «физической культуры» является «культура».

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе практической деятельности, и характеризующих уровень развития общества (237, с. 173).

Культура – система надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих основным условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее проявлениях (36, с. 524). Программа при этом - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по реализации содержания (36, с. 830).

Физическая культура – вид культуры социума; специфическая творчески–преобразовательная деятельность и ее результаты по удовлетворению социальных и личностных потребностей и формированию двигательных и личностных способностей в изучении, накоплении и распространении материальных и духовных ценностей социальной и физической культуры (по материалам: 180, с.28; 161, с. 6; 213, т.1, с. 10; 217, с. 6; 25 или 129, с. 12). Говоря далее об основных понятиях теории и методики физической культуры, следует отметить, что все они так или иначе отражают физическую культуру как систему, ее структуру, характерные процессы и результаты от использования ценностей физической культуры.

Физическое образование (образование в сфере физической культуры, физкультурное образование) – вид физической культуры; специализированный педагогический процесс обучения, воспитания и развития личности, становления ее двигательных и личностных потребностей и способностей направленным использованием ценностей физической культуры.

Становление личности и физической культуры личности (ФКЛ) как глобальной, стратегической цели направленного использования физической культуры осуществляется в физкультурно-спортивной деятельности (ФСД).

Физкультурно-спортивная деятельность – специфический вид внешней и внутренней активности человека, направленной на потребление, преобразование и трансляцию ценностей физической культуры.

Эффективность физкультурно-спортивной деятельности и в целом физического образования (как главного процесса–транслятора физической культуры в социум, личность) обусловлено их содержанием.

Содержание физкультурно-спортивной деятельности и физического образования – социокультурный опыт человечества в формировании физической культуры личности, отраженный в знаниях, двигательных умениях и навыках, творческой ценностно-ориентированной деятельности.

Спорт – вид физической культуры; собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения и достижения в этой деятельности.

Профессиональная физическая культура (профессионально-прикладная физическая культура) – вид физической культуры; творческая физкультурно-спортивная деятельность, удовлетворяющая социальные и личностные потребности в изучении, накоплении и распространении специфических (профилированных) материальных и духовных ценностей физической культуры в связи с формированием личности профессионала.

Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация, физкультурная реабилитация) – вид физической культуры; специфическая физкультурно-спортивная деятельность с использованием ценностей физической культуры, направленная на восстановление или компенсацию временно или навсегда утраченных свойств, качеств и функций личности (чаще речь идет о двигательных и психических способностях).

Рекреационная физическая культура (физическая рекреация; физкультурная рекреация) – вид физической культуры; специфический педагогический процесс по восстановлению физических и духовных сил, переключению видов деятельности, активному отдыху и развлечению.

Выше были обозначены масштабные понятия теории и методики физической культуры; процессы, обеспечивающие функционирование физической культуры, отражающие ее «деятельностный» аспект (25, с. 9-12).

Тем не менее в ходе освоения физической культуры происходят и другие, специально организованные, но менее масштабные процессы.

Естественно, приводимые ниже понятия далеко не исчерпывают их перечень, но они наиболее важны для дальнейшего изучения теории и методики физической культуры.

Физическое развитие – естественный процесс и его результат, отражающие ход становления и состояние морфофункциональных свойств, качеств и функций человека.

Заметки на полях

Как результат физическое развитие имеет три группы признаков: - соматометрические: рост тела; вес тела; обхватные размеры (груди, бедер, голеней и т.п.); длиннотные размеры (длина ног, рук, стопы и т.п.); - соматоскопические: форма грудной клетки, ног, рук, осанка, рельеф мускулатуры, половое развитие; -физиометрические: состояние развития мускулатуры, физическая работоспособность, состояние двигательных (физических) качеств.

 

 

Физическое воспитание – специализированный педагогический процесс направленного использования ценностей физической культуры для преимущественного становления системы двигательных способностей человека.

Физическая подготовка – целенаправленный процесс воспитания двигательных (физических) способностей и качеств.

Техническая подготовка – целенаправленный процесс освоения системы движений, действий, двигательных умений и навыков, характерных для конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности и обеспечивающих ее эффективность (успешность).

Теоретическая подготовка – целенаправленный педагогический процесс формирования системы знаний в сфере физической культуры.

В заключение кратко остановимся на понятиях теории и методики физической культуры, отражающих результат освоения ценностей физической культуры, т.е. «результативный» аспект физической культуры (25).

Физическая культура личности – специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее осознанную потребность (мотивацию) в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включенность в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личностных потребностей и развития системы способностей (в социальном, физическом и психическом аспектах).

Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегративное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентаций, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, социальной и физкультурно-спортивной деятельности.

Двигательные способности – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (122, с.9).

Заметки на полях

 

Способности (в широком смысле) – совокупность индивидуальных свойств человека, определяющих его поведение и жизнедеятельность (237, с.348). Способности – индивидуально–психические особенности личности, определяющие успешность выполнения определенной деятельности (195, т.2, с. 372). Способности (в философском смысле) – системное качество человека, обеспечивающее самоутверждение личности проявлением природных, социальных и духовных сил. Способности (в педагогическом смысле) – комплекс индивидуальных своеобразных качеств и свойств личности, обеспечивающих успешность образовательной деятельности. Столь широкое представление понятий (категорий) «способностей» во всех общепринятых «на сегодня» проявлениях (в философском, общепедагогическом и специально-педагогическом, физкультурном смыслах) обусловлено главным фактором – обращением читателя к системному пониманию термина «двигательные способности». Мы полагаем, что, употребляя этот термин, следует в полной мере придерживаться определения (122, с.9). При этом значимым, что сущность двигательных возможностей (а следовательно, и двигательных способностей как их «родоначальника», первопричины), необходимо рассматривать как две сферы (направления) проявления двигательных способностей (возможностей): физические способности (в обыденной речи – физические качества, а лучше – двигательные качества) и двигательные умения и навыки. Такому пониманию двигательных способностей способствует неразрывная связь и теснейшее взаимодействие (взаимообусловленность) в едином проявлении двигательных умений и навыков и двигательных качеств. Тем не менее и «физические способности» (217) и «двигательные способности» (122 обозначают суть одного явления – физические качества (двигательные качества). Полагаем, что означенное смешение понятий и их «оторванность» от здравого смысла нельзя считать правильным.

Физические (двигательные) качества (физические способности) – комплекс морфологических и психофизических свойств человека, отвечающих требованиям определенного вида повседневной и физкультурно-спортивной деятельности и обеспечивающих ее эффективность (217, с.107).

Двигательная подготовленность (готовность) – интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков и степень развития физических (двигательных) качеств (физических способностей) (122, с. 8).

Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности (168, с. 258).

Физическое здоровье – динамическое состояние, отражающее резерв функций органов и систем организма и являющееся основой выполнения человеком биологических и социальных функций (213, т.1, с. 11).

Физическое состояние – интегральное личностное состояние, отражающее уровень здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности, физическую работоспособность и подготовленность (213, т.1, с. 11).

Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

Физическая подготовленность – состояние развития двигательных (физических) качеств (физических способностей).

Техническая подготовленность – состояние сформированности системы двигательных умений и навыков в конкретной физкультурно-спортивной деятельности.

Двигательная активность – сумма движений и двигательных действий, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности (213, т.1, с. 13). Существует привычная двигательная активность (по удовлетворению потребностей обыденных) и специальная двигательная активность (по удовлетворению потребностей в физкультурно-спортивной деятельности).

Норма (в физической культуре) – зона оптимального функционирования систем и функций человека, что означает максимально возможную их слаженность, надежность и экономичность.

Норма (в философии) – понятие, обозначающее границы, в рамках которых какое-либо явление или процесс сохраняет свои качества и функции (36, с. 711).

Заметки на полях

 

Обращение к категории «норма» и ее понимание в сфере физической культуры несколько дискуссионно. Так, в частности, если исходить из цели физической культуры (… становление физической культуры личности), то не вполне объяснимо, как можно (да и следует ли) нормировать такие сущностные характеристики физической культуры личности, как ценностные ориентации, качество включенности в физкультурно-спортивную деятельность, качество сформированности характеристик базовой культуры личности, характер и качество мотивации и т.п. (см. материал о структуре и характеристике структурных компонентов в ФКЛ). И в самом деле, как можно оценить (а значит, сопоставить с эталоном, Бог весть откуда взявшимся) сформированность нравственной культуры, эстетической, гражданской и т.п., границы «правильной» мотивации на физкультурно-спортивную деятельность (особенно духовных мотивов?). Это сделать достаточно сложно, конечно же, исключая девиантное (с явными нарушениями, антисоциальное) поведение и общение. Безусловно, можно (да только стоит ли) говорить о некоей теоретической норме в двигательной подготовленности. Ведь эти нормы отражают «потребу» социума, его представления в отношении того, сколь сильным, быстрым, выносливым и т.д. должен быть человек; сколькими и какими двигательными умениями и навыками владеть, и все это без учета индивидуальных способностей и, главное, потребностей. Мы полагаем, стоит и следует, упоминая норму, говорить о некотором самодостаточном уровне и качестве сформированности целостного состояния физической культуры личности и сущностных ее характеристик, который (и это естественно) отражает состояние общей культуры личности, ее потребности и способности как в обеспечении повседневной, так и физкультурно-спортивной деятельности.






Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.