|
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСтр 1 из 18Следующая ⇒ Тема 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РОЛЬ И МЕСТО ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вопросы 1. Отправные понятия теории и методики физической культуры. 2. Основные этапы становления теории и методики физической культуры; их характеристика. 3. Значение теории и методики физической культуры в системе подготовки специалиста физической культуры и спорта.
Отправные понятия теории и методики физической культуры
Изначально следует отметить, что основным фактором становления личности (а это одна из актуальных социальных и личностных потребностей) является культура и ее ценности. Ценность – все то, что обозначает человеческое, социальное и культурное значение объектов и явлений (36, с. 1200). В ряду ценностей, обеспечивающих становление личности находятся и ценности физической культуры, направленное использование которых обеспечивает становление в личности ее биосоциальных начал; сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы личности; различных ее (личности) способностей и потребностей. Таким образом возникает социальная потребность знать, как использовать физическую культуру и ее ценности для блага человека; воспроизводства личности. Так «родилась» специфическая отрасль научных знаний, изучающая физическую культуру и ее ценности, «показывающая», как их нужно использовать в процессе формирования личности. Теория и методика физической культуры (ТиМФК) – система научных знаний о сущности физической культуры, закономерностях ее функционирования и направленного использования в процессе формирования личности (25, с. 19; 161, с. 13; 213, т.1, с. 9; 217, с.8; 129, с.19 и др.). В этой связи следует обозначить некоторые методологические понятия теории и методики физической культуры: - объект теории и методики физической культуры – процесс воспроизводства личности и ее культуры; - предмет теории и методики физической культуры – общие и частные закономерности использования физической культуры в формировании личности и ее физической культуры.
Заметки на полях
Цель теории и методики физической культуры – разработка и обоснование теорий и технологий формирования личности и ее физической культуры. Сущностными задачами теории и методики физической культуры являются: 1. Теоретико-методологическое обоснование ценностей физической культуры в формировании личности, ее физической культуры. 2. Разработка дидактического и программно–содержательного обеспечения процессов формирования личности и ее физической культуры. 3. Разработка и обоснование рациональных способов управления процессами формирования личности в ходе освоения ценностей физической культуры. Заметки на полях
Вместе с тем в практике профессиональной подготовки специалиста и в процессе освоения теории и методики физической культуры чрезвычайно важным представляется обозначение основных (а в процессе дальнейшего познания и вспомогательных, дискуссионных) терминов и понятий, освоение и понимание которых в наилучшей мере обеспечит профессиональное общение; оптимизирует (в целом) процесс направленного использования физической культуры. Родовым понятием «физической культуры» является «культура». Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе практической деятельности, и характеризующих уровень развития общества (237, с. 173). Культура – система надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих основным условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее проявлениях (36, с. 524). Программа при этом - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по реализации содержания (36, с. 830). Физическая культура – вид культуры социума; специфическая творчески–преобразовательная деятельность и ее результаты по удовлетворению социальных и личностных потребностей и формированию двигательных и личностных способностей в изучении, накоплении и распространении материальных и духовных ценностей социальной и физической культуры (по материалам: 180, с.28; 161, с. 6; 213, т.1, с. 10; 217, с. 6; 25 или 129, с. 12). Говоря далее об основных понятиях теории и методики физической культуры, следует отметить, что все они так или иначе отражают физическую культуру как систему, ее структуру, характерные процессы и результаты от использования ценностей физической культуры. Физическое образование (образование в сфере физической культуры, физкультурное образование) – вид физической культуры; специализированный педагогический процесс обучения, воспитания и развития личности, становления ее двигательных и личностных потребностей и способностей направленным использованием ценностей физической культуры. Становление личности и физической культуры личности (ФКЛ) как глобальной, стратегической цели направленного использования физической культуры осуществляется в физкультурно-спортивной деятельности (ФСД). Физкультурно-спортивная деятельность – специфический вид внешней и внутренней активности человека, направленной на потребление, преобразование и трансляцию ценностей физической культуры. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности и в целом физического образования (как главного процесса–транслятора физической культуры в социум, личность) обусловлено их содержанием. Содержание физкультурно-спортивной деятельности и физического образования – социокультурный опыт человечества в формировании физической культуры личности, отраженный в знаниях, двигательных умениях и навыках, творческой ценностно-ориентированной деятельности. Спорт – вид физической культуры; собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения и достижения в этой деятельности. Профессиональная физическая культура (профессионально-прикладная физическая культура) – вид физической культуры; творческая физкультурно-спортивная деятельность, удовлетворяющая социальные и личностные потребности в изучении, накоплении и распространении специфических (профилированных) материальных и духовных ценностей физической культуры в связи с формированием личности профессионала. Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация, физкультурная реабилитация) – вид физической культуры; специфическая физкультурно-спортивная деятельность с использованием ценностей физической культуры, направленная на восстановление или компенсацию временно или навсегда утраченных свойств, качеств и функций личности (чаще речь идет о двигательных и психических способностях). Рекреационная физическая культура (физическая рекреация; физкультурная рекреация) – вид физической культуры; специфический педагогический процесс по восстановлению физических и духовных сил, переключению видов деятельности, активному отдыху и развлечению. Выше были обозначены масштабные понятия теории и методики физической культуры; процессы, обеспечивающие функционирование физической культуры, отражающие ее «деятельностный» аспект (25, с. 9-12). Тем не менее в ходе освоения физической культуры происходят и другие, специально организованные, но менее масштабные процессы. Естественно, приводимые ниже понятия далеко не исчерпывают их перечень, но они наиболее важны для дальнейшего изучения теории и методики физической культуры. Физическое развитие – естественный процесс и его результат, отражающие ход становления и состояние морфофункциональных свойств, качеств и функций человека. Заметки на полях
Физическое воспитание – специализированный педагогический процесс направленного использования ценностей физической культуры для преимущественного становления системы двигательных способностей человека. Физическая подготовка – целенаправленный процесс воспитания двигательных (физических) способностей и качеств. Техническая подготовка – целенаправленный процесс освоения системы движений, действий, двигательных умений и навыков, характерных для конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности и обеспечивающих ее эффективность (успешность). Теоретическая подготовка – целенаправленный педагогический процесс формирования системы знаний в сфере физической культуры. В заключение кратко остановимся на понятиях теории и методики физической культуры, отражающих результат освоения ценностей физической культуры, т.е. «результативный» аспект физической культуры (25). Физическая культура личности – специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее осознанную потребность (мотивацию) в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включенность в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личностных потребностей и развития системы способностей (в социальном, физическом и психическом аспектах). Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегративное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентаций, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, социальной и физкультурно-спортивной деятельности. Двигательные способности – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (122, с.9). Заметки на полях
Физические (двигательные) качества (физические способности) – комплекс морфологических и психофизических свойств человека, отвечающих требованиям определенного вида повседневной и физкультурно-спортивной деятельности и обеспечивающих ее эффективность (217, с.107). Двигательная подготовленность (готовность) – интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков и степень развития физических (двигательных) качеств (физических способностей) (122, с. 8). Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности (168, с. 258). Физическое здоровье – динамическое состояние, отражающее резерв функций органов и систем организма и являющееся основой выполнения человеком биологических и социальных функций (213, т.1, с. 11). Физическое состояние – интегральное личностное состояние, отражающее уровень здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности, физическую работоспособность и подготовленность (213, т.1, с. 11). Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Физическая подготовленность – состояние развития двигательных (физических) качеств (физических способностей). Техническая подготовленность – состояние сформированности системы двигательных умений и навыков в конкретной физкультурно-спортивной деятельности. Двигательная активность – сумма движений и двигательных действий, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности (213, т.1, с. 13). Существует привычная двигательная активность (по удовлетворению потребностей обыденных) и специальная двигательная активность (по удовлетворению потребностей в физкультурно-спортивной деятельности). Норма (в физической культуре) – зона оптимального функционирования систем и функций человека, что означает максимально возможную их слаженность, надежность и экономичность. Норма (в философии) – понятие, обозначающее границы, в рамках которых какое-либо явление или процесс сохраняет свои качества и функции (36, с. 711). Заметки на полях
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|