Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ И КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ





Вопросы

1. Структура физической культуры личности (ФКЛ).

2. Характеристика структурных компонентов и критериев сформированности физической культуры личности.

 

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Обращаясь к теории физической культуры личности (ФКЛ) и методике ее формирования, следует изначально определиться, что рассматриваемое личностное состояние – основная цель системных педагогических воздействий, реализуемых в ходе физического образования, которое, в свою очередь, предусматривает целенаправленное использование всей совокупности адекватных контингенту занимающихся ценностей сколь общесоциальной, так и физической культуры.

Обращаясь к культуре физической, рассматривая основы направленного использования ее ценностей для становления личности и физической культуры, следует кратко остановиться на понятии «культура», «физическая культура»; определиться в их соотношении.

Заметки на полях

Напомним, что из многочисленных определений (а их около 300) наиболее удачными представляются два: · Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и уже созданных человеком и отражающих уровень развития общества (237, с. 173); Культура – система надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих основным условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее проявлениях (36, с. 524).

 

В этой связи М.С. Каган (81, С. 421) предлагает (и трудно с этим не согласиться) три сферы проявления культуры:

- материальную (материальные ценности), отражающую «окультуренное» человеческое тело, технические объекты и предметы, общую социальную организацию;

- духовную (духовные ценности), свидетельствующую о качественно–количественных показателях познания (природы, общества, человека);

- художественную (художественные ценности), отражающую взаимосвязь и взаимообусловленность материальных и духовных ценностей; их «духовно–материальную слитность» и проявляющуюся в произведениях искусства (художественных образах).

Именно в этих сферах отражаются результаты человеческой деятельности, созданные им (человечеством) ценности, которые, в свою очередь, проявляются в различных формах (119, с. 28):

- условия жизни (материальные, духовные ценности);

- культура деятельности (технологии ее реализации);

- культура личности (вся совокупность способностей и потребностей, значимых для человека и сопряженных с жизнедеятельностью).

Заметки на полях

Подтверждением означенному служат исследования М.С. Кагана (1996,с.421), сообразно которым, культура есть особая форма проявления и бытия, обусловленная деятельностью человека и включающая в себя: - приобретенные в ходе жизни двигательные и личностные «сверхприродные» качества и свойства (те, которые не даны человеку от природы и не могут быть приобретены в процессе естественного – без целенаправленного вмешательства - развития); - многообразие предметов, объектов и знаний о них, созданных в ходе деятельности и отражающих материальные, духовные и художественные ценности; - многообразие «надприродных» способов деятельности человека, с использованием которых человек создает ценности, познает мир и созданные человечеством ценности; - общение как основной способ социокультурного взаимодействия людей.

Таким образом, понятие «культура» отражает следующие сущностные положения: культура – обобщенный опыт человечества; это все ценности (материальные, духовные, художественные), созданные человечеством и окружающие его; это все, что «надприродно» (формы бытия, деятельности, человеческие качества); культура безусловно «предназначена» для формирования личности и в личности же и проявляется (как одной из форм).

На основе того, что физическая культура – часть (вид) культуры социума, мы имеем право отметить, что физическая культура являет собой:

- совокупность материальных, духовных и художественных ценностей;

- «надбиологический» способ (т.е. деятельность) становления человека; формирования в нем «надбиологических» свойств, качеств и функций (способностей);

- «надбиологический» способ (на основе включенности в него) развития и формирования потребностей биологических и «надбиологических – социальных).

Все эти рассуждения должны убедить в главном – физическая культура – это тоже все «надприродное»; это, пожалуй, единственный и наиболее естественный способ «окультурить» тело и в процессе «окультуривания» тела «окультурить» душу и дух человека. И последнее в настоящее время представляется более значимым, чем «прямая работа с телом» (23; 180).

Следовательно, феномен физической культуры чрезвычайно многогранен в воздействии на телесно-душевно-духовную сферу личности. Физическая культура – это не только (а пожалуй, и не столько), что «произвел» человек и человечество в процессе становления, сколько то, что в лучшей мере воспроизводит его самого; обеспечивает единство в преобразовании биосоциальных «начал» личности в силу присущего физической культуре дуализма, т.е. признания духовного и материального начал равноправными субстанциями (сущностями).

В этой связи следует представить и определения (по сути – равнозначимые) физической культуры личности, которая есть:

– специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее осознанную потребность (мотивацию) в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включенность в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личностных потребностей, развития системы способностей (в социальном, физическом и психическом аспектах);

– специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентаций, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, можно полагать, что именно за счет направленного использования ценностей физической культуры наилучшим образом достигается двоякий социально и личностно значимый эффект:

· становление личности (как отражения совокупности ценностей, освоенных человеком);

· становление физической культуры личности (как отражения совокупности ценностей физической культуры, освоенных человеком).

Однако эффективность процесса направленного использования ценностей физической культуры в становлении физической культуры личности обусловлена, как минимум двумя факторами:

разработанностью самой структуры физической культуры личности, позволяющей выявить составляющие ее компоненты и их сущностные характеристики, а также основные признаки сформированности (критерии) что позволит наилучшим образом подобрать содержание физического образования, физкультурно-спортивной деятельности; определить совокупность ценностей физической культуры, наиболее «подходящих» для конкретных педагогических воздействий в отношении конкретного двигательного или личностного состояния, процесса;

разработанностью самого содержания физкультурно-спортивной деятельности, отражающего рациональный подбор ценностей физической культуры для удовлетворения системы потребностей и развития способностей (как сущностных характеристик личности (речь идет о базовой культуре личности), так и физической культуры личности).

Структура физической культуры личности представлена нами на рисунке 4.

 

Двигательный компонент
Социальная и личностная потребность и мотивация

               
       

 


- физическое развитие; - физическая подготовленность (психомоторная); - техническая подготовленность; - состояние основных свойств нервной системы; - адаптация физическая («закаленность»)   - теоретическая подготовленность; - интеллектуальное (психическое) развитие - ценностные ориентации в сфере физической культуры; - ценностные ориентации в системе социокультурных ценностей: Жизнь, Человек, Познание, Красота, Труд, Отечество - потребности и мотивы (биологические, социальные, духовные); - включенность в спортивно-оздоровительную деятельность; -включенность в инструкторскую деятельность

 

Рис. 4. Структура физической культуры личности

 

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.