|
МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВопросы 1. Понятие метода и сопряженных с ним понятий; классификация методов освоения физической культуры. 2. Характеристика общепедагогических методов. 3. Игровой и соревновательный методы освоения физической культуры. 4. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (технические средства и методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения). Понятие метода и сопряженных с ним понятий; классификация методов освоения физической культуры
Эффективность освоения физической культуры в значительной мере обусловлена способами реализации ее средств в физкультурно-спортивной деятельности, т.е. методами. Метод (в самом общем смысле) есть способ достижения какой–либо цели определенным способом упорядоченной деятельности. Метод (в философском смысле) – способ достижения цели; совокупность приемов и операций освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом (36, с. 633); это целесообразно построенная деятельность, направленная на достижение цели (237, с. 214). В педагогическом отношении под методами следует понимать рациональные способы профессионального взаимодействия учителя и ученика для решения задач обучения, воспитания и развития (173, с. 319; 164, с. 296; 199, с.221). В спортивной педагогике методом принято обозначать способ выполнения физкультурно-спортивной деятельности для достижения конкретной цели физического образования (освоения физической культуры) (по материалам: 213, т.1, с. 112; 217, с. 59; 161, с. 36; 247, с. 40; 249, с. 83; 220, с. 15; 159, с. 109 и др.). Заметки на полях
Наиболее «крупным» понятием, отражающим способы направленного использования физической культуры в становлении личности (физической культуры личности) является методологический подход (методический), который представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия педагога (тренера) и занимающихся в организации и реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности, обусловленной конкретной научной (педагогической) концепцией, логикой процесса обучения, воспитания и развития личности (217, с. 61; 56, с. 93; 213, т.1, с. 115). Заметки на полях
Методика (в широком смысле слова) – совокупность методов, средств и форм организации процесса обучения, воспитания и развития личности (физической культуры личности) направленным использованием ценностей физической культуры (в процессе физического образования). В означенном контексте речь идет о методике, к примеру, физического образования дошкольников; методике (специфических оснований) спортивной подготовки юных гимнастов; особенностях (методических) становления готовности к конкретной профессиональной деятельности. Говоря о методике как понятии, следует отметить и сложившееся в настоящее время узкое понятие методики, отражающее совокупность различных методов, обеспечивающих успешность процесса решения какой-либо частной педагогической задачи (к примеру, обучение технике плавания на спине; лазанию по канату и т.д.). При этом успешность процесса решения конкретных задач обучения, воспитания и развития обусловлена подбором и реализацией методических приемов, которые представляют собой расчленение на части элемента метода (164, с. 296; 199, с. 221; 173, с. 319; 4, с.207). Методический прием, таким образом, - это способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации (воспитательной, например) или решении частной двигательной задачи (213, т.1, с. 112; 217, с. 59). В дополнение заметим, что методический прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие и своеобразный «шаг» в реализации метода – 173, с. 319; 208, с. 75). Методическое направление – понятие, отражающее совокупность методов, ориентирующих физкультурно-спортивную деятельность и определяющих эффективность решения однотипных (однородных) дидактических задач физического образования в отношении обучения и (или) воспитания и (или) развития личности (217, с. 61). Заметки на полях
Решение разнообразных задач физического образования в отношении формирования физической культуры личности возможно при использовании всего многообразия методов, которые в настоящее время можно представить двумя группами: - общепедагогические (используемые во всех случаях обучения, воспитания и развития); - специфические, характерные только для физического образования, и отражающие особенности физкультурно-спортивной деятельности (рис. 12). Заметки на полях
Универсальность представленных методов физической культуры характерна и для других ее видов, что дает основание их направленного и полноценного использования в практике спортивной подготовки, физкультурной рекреации и реабилитации, профессиональной и адаптивной физической культуры (далее по материалам: 249, с. 80-87; 213, Т.1, с. 111-135; 217, с. 58-81; 135, с. 228-241; 161, с. 36-48; 136, с. 211-219; 212, с. 106-125; 208, с. 75-96; 159, с. 109-132; 220, с. 15-22; 247, с. 40-46; 211, с. 115-135; 133, с. 63-80; 207, с. 79-86; 209, Т.1, с. 87-113; 164, с. 296-327; 173, с. 322-363, с. 530-567; 4, с. 204-217; 166, с. 105-123; 221, с. 31-56).
Рис. 12. Классификация методов освоения физической культуры
Заметки на полях
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|