Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





Вопросы

1. Понятие метода и сопряженных с ним понятий; классификация методов освоения физической культуры.

2. Характеристика общепедагогических методов.

3. Игровой и соревновательный методы освоения физической культуры.

4. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (технические средства и методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения).

Понятие метода и сопряженных с ним понятий; классификация методов освоения физической культуры

 

Эффективность освоения физической культуры в значительной мере обусловлена способами реализации ее средств в физкультурно-спортивной деятельности, т.е. методами.

Метод (в самом общем смысле) есть способ достижения какой–либо цели определенным способом упорядоченной деятельности.

Метод (в философском смысле) – способ достижения цели; совокупность приемов и операций освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом (36, с. 633); это целесообразно построенная деятельность, направленная на достижение цели (237, с. 214).

В педагогическом отношении под методами следует понимать рациональные способы профессионального взаимодействия учителя и ученика для решения задач обучения, воспитания и развития (173, с. 319; 164, с. 296; 199, с.221).

В спортивной педагогике методом принято обозначать способ выполнения физкультурно-спортивной деятельности для достижения конкретной цели физического образования (освоения физической культуры) (по материалам: 213, т.1, с. 112; 217, с. 59; 161, с. 36; 247, с. 40; 249, с. 83; 220, с. 15; 159, с. 109 и др.).

Заметки на полях

Таким образом (это видно из определений) подбор и использование адекватных методов для реализации целей любой деятельности (научной, образовательной) – основное условие ее успешности. Поэтому от того, насколько тщательно подобраны методы обучения, воспитания и развития человека направленным использованием ценностей физической культуры, настолько можно и прогнозировать успешность образовательной практики. Все это обуславливает рассмотрение и других понятий, относящихся к понятию «метод».

 



Наиболее «крупным» понятием, отражающим способы направленного использования физической культуры в становлении личности (физической культуры личности) является методологический подход (методический), который представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия педагога (тренера) и занимающихся в организации и реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности, обусловленной конкретной научной (педагогической) концепцией, логикой процесса обучения, воспитания и развития личности (217, с. 61; 56, с. 93; 213, т.1, с. 115).

Заметки на полях

Методологический подход, таким образом, сам есть способ и принцип, на основе которого строится достаточно масштабный целостный процесс целеполагания, организации физкультурно-спортивной деятельности и определяется ее содержание. Так, в частности (и это будет рассмотрено позже), в практике физического образования необходимы системный, личностно ориентированный, деятельностный, антропологический, комплексный и культурологический подходы.

 

Методика (в широком смысле слова) – совокупность методов, средств и форм организации процесса обучения, воспитания и развития личности (физической культуры личности) направленным использованием ценностей физической культуры (в процессе физического образования).

В означенном контексте речь идет о методике, к примеру, физического образования дошкольников; методике (специфических оснований) спортивной подготовки юных гимнастов; особенностях (методических) становления готовности к конкретной профессиональной деятельности. Говоря о методике как понятии, следует отметить и сложившееся в настоящее время узкое понятие методики, отражающее совокупность различных методов, обеспечивающих успешность процесса решения какой-либо частной педагогической задачи (к примеру, обучение технике плавания на спине; лазанию по канату и т.д.).

При этом успешность процесса решения конкретных задач обучения, воспитания и развития обусловлена подбором и реализацией методических приемов, которые представляют собой расчленение на части элемента метода (164, с. 296; 199, с. 221; 173, с. 319; 4, с.207). Методический прием, таким образом, - это способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации (воспитательной, например) или решении частной двигательной задачи (213, т.1, с. 112; 217, с. 59). В дополнение заметим, что методический прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие и своеобразный «шаг» в реализации метода – 173, с. 319; 208, с. 75).

Методическое направление – понятие, отражающее совокупность методов, ориентирующих физкультурно-спортивную деятельность и определяющих эффективность решения однотипных (однородных) дидактических задач физического образования в отношении обучения и (или) воспитания и (или) развития личности (217, с. 61).

Заметки на полях

В означенном контексте методическое направление в использовании ценностей физической культуры (реализации физического образования) означает избирательную (отчасти локальную) направленность на решение задач, к примеру, физического развития или воспитания (комплексного) двигательных качеств, обучение двигательным умениям и навыкам, интеллектуальное развитие и т.д.

Решение разнообразных задач физического образования в отношении формирования физической культуры личности возможно при использовании всего многообразия методов, которые в настоящее время можно представить двумя группами:

- общепедагогические (используемые во всех случаях обучения, воспитания и развития);

- специфические, характерные только для физического образования, и отражающие особенности физкультурно-спортивной деятельности (рис. 12).

Заметки на полях

Предложенная классификация методов имеет отношение и «корни» от традиционной классификации, принятой еще в древних философских и педагогических системах. В качестве общего признака выделяемых групп методов обозначен «источник» становления опыта, культуры личности: практика, наглядность, слово. Позднее «присоединились» книга и еще позднее – видео и компьютер.

 

Универсальность представленных методов физической культуры характерна и для других ее видов, что дает основание их направленного и полноценного использования в практике спортивной подготовки, физкультурной рекреации и реабилитации, профессиональной и адаптивной физической культуры (далее по материалам: 249, с. 80-87; 213, Т.1, с. 111-135; 217, с. 58-81; 135, с. 228-241; 161, с. 36-48; 136, с. 211-219; 212, с. 106-125; 208, с. 75-96; 159, с. 109-132; 220, с. 15-22; 247, с. 40-46; 211, с. 115-135; 133, с. 63-80; 207, с. 79-86; 209, Т.1, с. 87-113; 164, с. 296-327; 173, с. 322-363, с. 530-567; 4, с. 204-217; 166, с. 105-123; 221, с. 31-56).

 

Рис. 12. Классификация методов освоения физической культуры

 

 


Заметки на полях

Тем не менее в системе педагогического познания существуют иные классификации методов обучения и воспитания (отдельно). Так, методы воспитания представлены 3 группами (173, с. 532; Т.И. Щукина, 1977; 166, с. 105-123; 194, Т.1, с. 566-570): методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример), методы организации деятельности и формирования опыта (упражнение, приучение, требование, общественное мнение, поручение, общественное поручение) и методы стимулирования (соревнования, поощрение, наказание). Те же авторы выделяют также три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации и методы контроля и самоконтроля. Тем не менее (164, с. 299; 199, с. 223) наиболее удачной, на наш взгляд, выглядит следующая классификация методов целостного педагогического процесса, представленная четырьмя группами методов: -методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучения, создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации; лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); -методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.). В процессе освоения физической культуры (в практике физического образования) все означенные методы обучения и воспитания) применяются отнюдь не изолирована; комплексно и в различных сочетаниях, постоянно «адаптируясь» в связи с психофизическими особенностями детей, дидактическими задачами, двигательной и личностной готовностью. Таким образом, значимым представляется оптимальный подбор совокупности методов (их своеобразного комплекса), обеспечивающих решение дидактических задач как одного занятия, так и их серии; всего процесса физического образования в соответствии с этапами онтогенеза. При этом значимым видится и подбор «под каждый» метод определенного содержания (практически-двигательного и теоретического), что в совокупности с методами и приносит желаемый эффект.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.