|
Характеристика общепедагогических методов освоения физической культурыОбщепедагогические методы представлены группами методов наглядного и вербального (речевого) воздействия; работы с книгой и аудио–видео, компьютерные методы. Наглядность реализуется посредством применения в практике методов зрительной, звуковой и «двигательной» наглядности, обеспечивающих в совокупности комплексное восприятие объекта познания и деятельности; в целом – успешность освоения ценностей физической культуры. Методы зрительной наглядности обеспечивают прежде всего восприятие и оценку пространственных характеристик движений и действий; хуже воспринимаются временные и совсем не воспринимаются динамические (силовые) параметры двигательного действия (161, с. 45-47; 208, с. 91-96; 133, с. 80-81; 209, с. 111-113; 211 и др.). При этом существуют две основные формы зрительской наглядности: непосредственная (показ, демонстрация поз и движений) и опосредованная (иллюстрационные материалы: плакаты, кино, фото, рисунки; макетная демонстрация: муляжи, макеты игровых площадок; всевозможные зрительные ориентиры). Непосредственный показ имеет несколько разновидностей; к основным относятся: - реальный показ целостных движений и действий, осуществляемый самим преподавателем или хорошо подготовленным учеником; - условный показ, который следует понимать как имитацию осваиваемых движений и действий; - лидированный показ, означающий одновременное выполнение движений учащимися и преподавателем; - контрастный показ, предусматривающий демонстрацию двигательных действий, которых в процессе обучения следует избегать (221, с. 44-45).
При использовании иллюстративных материалов(опосредованная наглядность) важно избежать их излишней многочисленности (3—4 вполне достаточно); наметить те основные стороны действия или движения, на которые необходимо обратить внимание учеников в первую очередь; привлекать учащихся к объяснению иллюстративного материала во взаимосвязи с имеющимся у них двигательным опытом и знаниями. Особое значение в практике обучения двигательным действиям имеют зрительные ориентиры (как метод зрительной наглядности), способствующие рациональному выполнению движения, становлению у учащегося ориентиров в пространстве и времени. К ним относятся следы, остающиеся от высококвалифицированного исполнения техники на снегу, земле, льду; различные искусственно созданные разметки (тела гимнастического коня, специально подвешенные (расставленные) предметы, шаговая разметка беговых упражнений, угловые ориентиры и т.д.). Ориентиры дают возможность составить представление о направлении и размахе движения, соотношении различных частей тела друг к другу и расположения к снаряду; способствуют «принудительному» правильному выполнению разучиваемого упражнения, действия, движения (161, с. 46). В этой связи все многообразие зрительных ориентиров можно представить тремя группами: 1. Установленные в определенном (необходимом для обучения) месте различные предметы-ориентиры (мячи, флажки и т.д.), а также линии, нанесенные на полу или снаряде. 2. Положения или движения одной части тела по отношению к другой или снаряду (положения рук в «пируэте», перекладины в подъеме разгибом и т.п.). 3. Различные «ограничители» движений, служащие либо «препятствием», либо определенного рода «стимуляторами» правильного (модельного) исполнения (планка перед гимнастическим конем, стимулирующая «замах»; использование низких «стоялок»-брусьев, ограничивающих возможность неправильной постановки рук при выполнении переворота боком и т.д.). При использовании методов зрительной наглядности следует придерживаться ряда методических условий (приемов), основными из которых являются: - возрастная адекватность используемого наглядного материала (состояние двигательной подготовленности и психического развития); - обеспечение идеального и целостного показа разучиваемого движения и действия в сочетании со словесным описанием с целью создания представления об их последовательности, скорости, темпе, амплитуде; - недопущение первоначального имитационного показа; в данном случае целесообразна контрастная демонстрация; - привлечение внимания учащихся к двум-трем (не более) основным взаимосвязанным характеристикам двигательного действия (как правило – основам техники); при этом демонстрация также количественно ограничивается (2—3 раза); - сокращение пауз между демонстрацией и практическим исполнением (опробованием) учащимися движения и действия; - применение остановок (пауз) и замедления (по возможности) в демонстрации отдельных, наиболее значимых моментов движения (адаптированный показ); - использование «обратного» методического приема: сначала выполнение учащимися двигательного действия «по слову» (после объяснения), а затем — «идеальный» непосредственный показ; - обеспечение наблюдения учащимися за демонстрацией с «удобной стороны», зрительная доступность объекта наблюдения (оптимальное размещение учеников); - привлечение учащихся к самостоятельному нахождению желаемой информации (изучаемого предмета) в демонстрируемом материале (131; 156; 221, с. 45-46; 161; 173). Методы звуковой наглядности позволяют сформировать у занимающихся способность оценивать пространственно-временные и временные характеристики движений. Для этого используют обусловленные сигналы, дающие ученику представление о времени выполнения основного действия: свистки, хлопки, подсчет, простукивание и т.д. С помощью звуковой наглядности можно добиться усвоения темповых и ритмовых характеристик движений, заданных посредством подсчета, «простукивания», голосовых сигналов (208, с. 96; 247; 211). Таким образом учащиеся получают представление об интенсивности, последовательности и своевременности прилагаемых усилий. В практике спортивной подготовки и физического образования звуковая наглядность позволяет при необходимости добиться синхронного выполнения всеми учащимися двигательных действий, способствует качественной организации физкультурно-спортивной деятельности (способы управления). Эффективность методов звуковой наглядности достигается при условии отчетливой слышимости звуковых сигналов учащимися, своевременности подачи (с учетом соответствующего опережения звуковым сигналом двигательного действия), возрастной адекватности, сопряженности звукового сигнала со зрительными ориентирами. С использованием «двигательной» наглядности решается основная задача обучения — формирование техники выполнения двигательных действий на основе восприятий от двигательного аппарата (проприоцептивных ощущений). Методы «двигательной» наглядности можно представить тремя группами: 1. Направляющая помощь; используется в случаях, когда необходимо обеспечить (за счет подталкивания, удержания и поддержки) правильную направленность движения, его временные и динамические (силовые) характеристики. 2. Принудительная «проводка» по движению, двигательному действию; таким образом достигается (за исключением временных параметров) наиболее полное становление пространственных характеристик действия; используется на ранних этапах обучения движениям детей младшего возраста при целостном методе и невозможности использования расчлененно-конструктивного подхода. 3. Фиксация положений; наиболее эффективна на этапе углубленного обучения двигательным действиям в случаях, когда необходимо овладение каким-либо (возможно отдельным) движением в составе соревновательного упражнения; предусматривает принудительную фиксацию тела или его частей в отдельные, наиболее важные моменты двигательного действия (247; 161; 217; 221, с. 33). Наиболее важными требованиями к обеспечению «двигательной» наглядности являются: - идеальное знание преподавателем (тренером, учителем) техники двигательных действий и движений; - направленность двигательной наглядности на становление основ техники, наиболее значимых и существенных звеньев двигательных действий; - оптимальная динамическая помощь, позволяющая, тем не менее, проявлять максимальные усилия самим учащимся; - недопущение длительного пользования методами «двигательной» наглядности (избежание привычек помощи и поддержек; утрата самостоятельности, инициативы, направленности на воспитание воли, смелости и решительности и т.д.); - возрастная адекватность «двигательной» наглядности; и если с детьми доступна направляющая помощь и «проводка» в целостном упражнении, то со взрослыми — фиксация положений и направленная помощь в ходе как целостного, так и расчлененно-конструктивного метода выполнения (разучивания, совершенствования) упражнения (221). Группу вербальных методов воздействия можно условно разделить на методы, служащие средством передачи знаний (объяснение, рассказ), управления занимающимися (команды, распоряжения), оценки и контроля деятельности (разбор, замечания, словесная оценка) (217; 213, 214; 211; 133; 161; 208; 135; 171 и др.). Таким образом, назначение словесных (вербальных) методов в практике образования в сфере физической культуры заключается: - в создании первоначального представления о технике упражнений, ее коррекции; становления тактической подготовленности; - в обеспечении организации действий учеников (прежде всего в управлении действиями занимающихся); - в активизации отношения к физкультурно-спортивной деятельности; - в стимулировании развития интеллектуальных способностей и включенности в процесс физического образования; - в регулировании поведения и эмоционального состояния учащихся, решении комплекса воспитательных задач; - в контроле и оценке физкультурно-спортивной деятельности (221, с. 40). Заметки на полях
Основными вербальными методами передачи знаний и формирования сознания в целостном образовательном процессе являются рассказ и объяснение. Рассказ — последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме (164; 173; 247; 161). Он широко применяется в ходе вводных уроков физической культуры, семинарских и теоретических уроков при изложении сущностных положений теории и методики развития двигательных способностей, ведения здорового образа жизни, формирования ценностных ориентаций личности, ее нравственных качеств и т.д. Рассказ будет иметь достаточную образовательную направленность при соблюдении ряда педагогических требований. Он должен: - иметь выраженную культурологическую и нравственную основу; - содержать достоверный и научно обоснованный фактический материал, отражающий теоретико-методические основы и особенности направленного использования ценностей физической культуры в становлении двигательных и личностных особенностей и потребностей; - включать достаточное количество убедительных и ярких примеров достоверности рассказываемого; - быть эмоциональным при соблюдении четкой логики изложения; - отражать личную оценку и отношение к излагаемому; вестись адекватно-доступным языком (167, с. 240). С целью более ясного и четкого понимания учащимися тех или иных положений физической культуры (особенно в практике формирования теоретических знаний, становления техники двигательных действий) используется объяснение — словесное толкование закономерностей, сущностных свойств изучаемого объекта, явлений, процессов и понятий (167; 199). К объяснению чаще всего прибегают в ходе обучения технике упражнений и двигательных действий, воспитания физических качеств, формирования определенных (этических, нравственных, эстетических и др.) качеств личности, ее знаний и практических умений здорового образа жизни (161). Использование данного метода требует: точной и четкой постановки задачи и обозначения сути проблемы; логичной последовательности в установлении причинно-следственных связей; убедительной аргументации доказательств и примеров, интеграции с иными сферами знаний о человеке (антропологический подход), точной современной технологии и логики изложения (167). Наряду с перечисленными основными методами реализации физического образования применяется (но, к сожалению, меньше) следующие методы обучения и воспитания различной направленности: - диспут и дискуссия – направлены на стимулирование познания и становления социальной активности; предполагают свободное изложение участниками своей (возможно, и противоположной общепринятой) точки зрения по обсуждаемому вопросу; - инструктаж – направлен на становление инициативы, самостоятельности; применяется во всех случаях обучения, когда предстоит самостоятельное выполнение какой-либо деятельности (обучение сложным двигательным действиям); - лекция – один из возможных способов передачи знаний; используется в старшем возрасте и носит характер рассказа (с логичным изложением материала); - беседа (особенно индивидуальная) – способ формирования личностных качеств на основе сообщения собеседнику различных (в зависимости от дидактической задачи) аспектов социальной жизни (нравственной, эстетической, этической, гражданской и т.д.) (164; 247; 173). Для эффективного управления физкультурно-спортивной деятельностью занимающихся используются команды и распоряжения (209, Т.1; 161; 247). Команда применяется в случаях, когда необходимо организовать учащихся (при различных построениях), управлять коллективными действиями и движениями (при передвижениях, общеразвивающих упражнениях и т.д.), подать сигнал к окончанию или началу какой-либо деятельности, регулировать характер и величину нагрузки, стимулировать усилия учащихся, добиться необходимой дисциплины. Команда предполагает жесткий приказной тон, не требует разъяснений и не предусматривает иных, кроме обусловленных командой, толкований; она обязательна к исполнению всеми занимающимися. Тем не менее команда как метод управления может служить в качестве способа, определяющего манеру поведения учащихся: резкая и отрывистая обязывает выполнять действия быстро и четко; более протяженная — медленно, мягко и ненапряженно. Громкая команда служит сигналом к быстрым и «сильным» действиям при выполнении физических упражнений. К команде не следует прибегать часто в силу того, что она не способствует установлению субъект-субъектных отношений, снижает психоэмоциональное состояние учащихся, мешает дифференцированно подходить к процессу обучения, воспитания и развития, тормозит проявление инициативы и самостоятельности. Более мягкими, демократичными и гуманными методами организации и управления физкультурно-спортивной деятельностью являются распоряжения и указания. Главной отличительной особенностью распоряжения от команды является отсутствие жесткой формулировки и приказности, хотя распоряжение также обязательно к исполнению. Распоряжение дается произвольными словами («установите мостик», «принесите гимнастические маты» и т.д.), отражающими тем не менее суть желаемых для преподавателя действий учеников, без обязательной для команды терминологической точности. Тон распоряжения более мягкий; оно чаще всего используется при построениях и перестроениях, уборке инвентаря и оборудования после урока, в обучении технике двигательных действий. В последнем случае заметную роль играют указания, обеспечивающие коррекцию (исправление ошибок) техники движений. С использованием указаний (например, «выше замах», «быстрее», «плотнее группировку» и т.д.) обеспечивается наиболее эффективная передача собственного (тренерского, преподавательского) двигательного опыта. Разбор — своеобразная форма беседы, используемая в целях формирования познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся. В практике физкультурно-спортивной работы он наиболее эффективен для контроля, оценки и анализа достигнутых результатов обучения двигательным действиям, выработки путей дальнейшего совершенствования в этом направлении, понимания нового материала и проверки уже изученного, решения комплекса воспитательных задач, связанных с формированием адекватного отношения к действительности, явлениям и процессам физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (208; 161). Таким образом, его преимущества состоят в том, что разбор активизирует учебно-познавательную деятельность занимающихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет существенную воспитательную силу, является эффективным диагностическим средством. Выделяют следующие основные педагогические требования к организации и проведению разбора: - равноправное привлечение всех учащихся к разбору, поиску и объяснению ошибок и путей их использования; - разбору и оценке в равной мере подлежат проявленные учащимися двигательные способности и личностные качества и свойства; - использование в разборе фактологического материала, имеющего взаимосвязи с другими сведениями о человеке и его деятельности. Замечание отличается от разбора краткостью и, как правило, индивидуальной направленностью. Замечанием предпринимается попытка исправления неправильных двигательных действий, предотвращения или коррекции неадекватного поведения, проявляемого личностью (247). Словесная оценка физкультурно-спортивной деятельности учащихся имеет краткую однонаправленную форму (не предполагающую участие занимающихся) и может носить как характер поощрения, так и порицания. Поощрительное слово («хорошо», «молодец», «так держать» и т.п.) служит способом выражения положительной оценки поведения и деятельности; обеспечивает оптимизацию психоэмоционального состояния занимающихся, повышение мотивации и активности в физкультурном совершенствовании и самосовершенствовании. Словесное порицание («плохо», «так нельзя» и др.) выражает осуждение действий и поступков, не соответствующих установкам учителя, нормам и правилам поведения в коллективе. Следует отметить, что ни поощрение, ни порицание нельзя использовать часто: это может привести к отказу от деятельности на основе разуверенности в своих силах, зазнайству, падению интереса и т.п. Кроме того, применяя словесную оценку, необходимо учитывать принадлежность учащихся к интровертам (необщительным) или экстравертам (общительным). Для первых похвала — необходимое условие и стимул к активной деятельности; для вторых стимулирующим фактором может явиться критическое замечание и негативная словесная оценка их деятельности. Заметки на полях
Реализация всей группы методов вербального воздействия эффективна при выполнении ряда требований к речи преподавателя (учителя, тренера), которая должна быть: - ясной, точной и понятной, что означает сделать сложное простым для восприятия и воспроизведения; - краткой и образной, терминологически правильной, чем достигается вовлечение в процесс обучения предшествующего опыта занимающихся и его дальнейшее совершенствование; - разнообразной по содержанию и интонации, что позволяет акцентировать внимание занимающихся на основных аспектах осваиваемого материала; - адекватной возрасту в терминологическом, понятийном и литературном отношении (208; 221, с. 41). В современной теории и методике физической культуры утвердилось положение, что необходимый эффект в обучении достигается оптимальным соотношением (сочетанием) наглядных и вербальных методов воздействия. Это дает основание для формулирования следующих основных методических рекомендаций к их совместному использованию (19; 221): - при обучении несложным двигательным действиям целесообразно сочетать их краткое словесное описание (инструкцию) с одновременным выполнением как учащимися, так и учителем (непосредственный показ); этот прием может использоваться при разучивании, например, комплексов общеподготовительных упражнений; - обучая сложным движениям на основе имеющегося у занимающихся двигательного опыта, сначала надо разъяснить суть важных моментов техники, а затем предоставить наглядный материал; - при обучении или совершенствовании звеньев и деталей техники может быть использован показ без разъяснения сути изучаемого действия, упражнения; - словесный анализ техники действий и исправление ошибок целесообразно сочетать с наглядным материалом; - в процессе обучения и совершенствования техники действий и движений окажутся полезными словесные замечания учителя, высказываемые по ходу выполнения упражнения в отношении его направления, основных усилий, темпа и ритма и т.д. (221, с. 48). В последнее время все большое значение в практике освоения ценностей физической культуры приобретает метод работы с книгой, чему способствует введение школьного экзамена по физической культуре, появление многочисленной печатной продукции в этой сфере (учебники для школьников, продукция для массового потребителя и т.д.). В целом работа с книгой стимулирует познавательную активность, осознанность знаний (сведений) физической культуры, интеллектуальные способности. В том числе и за счет использования этого метода достигается единство в преобразовании телесно-духовных кондиций личности. Основное достоинство этого метода – многократность обращения к источнику знаний в «свободном» (удобном для ученика) режиме. В практике физического образования работа с книгой осуществляется, как правило, самостоятельно (особенно в старших классах) и предполагает собственно чтение, обеспечивающее расширение кругозора в сфере физической культуры и связанных с нею знаний; реферирование (конспектирование) (по заданию учителя) - краткое изложение сущностных положений книги (статьи, любой другой публикации), а также выступление с докладом (сообщением) по изученной теме (содержанию); изучение (как правило, не стимулированное со стороны) заинтересовавшего материала с целью более широкого и глубокого познания (предполагает самостоятельное «добывание» знаний в процессе деятельности с книгой); изложение, предусматривающее устную «передачу» информации (чаще по заданию учителя) сверстникам (занимающимся). С использованием этих методов работы с книгой достигается включенность в процесс познания физической культуры, становление ценностных ориентаций и отношения к ней; в целом направленность на социальную жизнь (164, с, 305; 173, с. 344-345; 167, с. 244). В связи с распространением видео и компьютерных технологий во всех социальных сферах они приобретают определенное (пока явно не выражающееся) значение и в практике физического образования. Тем не менее эта группа методов имеет вполне самостоятельное значение в связи с расширением компьютеризации (особенно на уровне персональных компьютеров). В частности, видео и компьютер уже сейчас занимают определенное место в обучении, чему в немалой степени способствуют созданные обучающие программы (к примеру, видеокассеты с записями упражнений – программ оздоровительной гимнастики, аэробики; программ занятий на различных тренажерах и т.п.). С помощью компьютера (через сеть Интернет) можно получить одну из многочисленных фитнесс-программ для самостоятельного изучения. Таким образом, видео–компьютерный метод эффективен для получения новых знаний (в том числе и труднодоступных к осмыслению за счет моделирования различных явлений и процессов в удобной для восприятия форме); реализации системы контроля за качеством освоенности ценностей физической культуры (173, с. 349-351, с. 357-359). Заметки на полях
В заключение отметим также, что именно (преимущественно) за счет адекватного подбора общепедагогических методов реализуется более воспитательная функция физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (к сожалению, зачастую игнорируемая в практике физического образования и особенно спортивной подготовки). Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|