|
Формы освоения физической культуры в режиме дняЗаметки на полях
Наиболее характерными формами занятий физическими упражнениями в режиме дня являются: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные перемены и спортивный час (здесь и далее разработано и систематизировано по материалам: 247, с. 144; 133, с. 348-353; 87, с. 110; В.Н. Шебеко с соавт., 1996, с. 131-138; 214, Т.2, с. 83-87; 209, Т.1, с. 292; 217, с. 242; 138, с. 138-146; 218, с. 198-201; 210, Т.2, с. 169-170; 227, с. 473-475; 208, с. 235-237; 215, с. 254-256; 211, Т.1, с. 299-300; 161, с. 262-270; 216, с. 274-277). Рассматриваемые формы эффективны в реализации их главной целевой установки — оптимизации целостного образовательного процесса учащихся в режиме дня (т.е. в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении). Наиболее общими задачами форм организации физкультурно-спортивной деятельности (освоения физической культуры) в режиме дня являются: - обеспечение оптимального соотношения видов деятельности (главным образом интеллектуальной и двигательной); - поддержание на этой основе высокой работоспособности, познавательной активности; - приобщение к ценностям физической культуры (материальным и духовным); формирование основ здорового стиля жизни; - коррекция телосложения и осанки; укрепление мышечного корсета; - оптимизация психоэмоционального состояния и становление мотивации; - повышение общего уровня двигательной активности занимающихся. Внедрением в образовательный процесс гимнастики до занятий достигается, главным образом, быстрое врабатывание — своеобразный «настрой» психоэмоциональной сферы учащихся на учебную деятельность, повышение физической работоспособности, закаливание и формирование осанки. К основам организации гимнастики до занятий следует отнести определение способов (фронтального, группового) проведения комплексов физических упражнений; определение местоположения класса, группы учащихся на период проведения гимнастики (как на открытой площадке, так и в помещении); подготовленность проводящего (или групп проводящих); разработанность комплексов физических упражнений, обеспечивающих направленное воздействие на оптимизацию психического, физического и функционального состояния. Не менее важным в успешной организации гимнастики до занятий является убеждение как детей, так и родителей в необходимости участия в утренних занятиях, более раннего прихода в образовательное учреждение. Проводить гимнастику целесообразно по группам классов (младшие, средние и старшие школьники), а также по классам отдельно. В последнем случае гимнастику проводит классный руководитель. Сущностными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются: - обеспечение общеподготовительной направленности комплексов физических упражнений (7—10 упражнений) на возможно большее количество мышечных групп (в логической последовательности «сверху вниз»); - постоянная (один раз в месяц) смена комплексов упражнений и их разнообразие; - наглядность в процессе проведения упражнений; - особое внимание обращается на рациональное дыхание и осанку; - определение оптимальной продолжительности упражнений (до 15 минут) с соблюдением должной нагрузки (ЧСС до 130—150 уд./мин), типологических особенностей детей и классической «физиологической кривой». - образность физических упражнений (для младших) и их высокая эмоциональность (для старших школьников). Основными задачами физкультминуток и физкультпауз являются: восстановление и поддержание умственной и физической работоспособности (за счет активного отдыха), коррекция осанки, повышение эмоционального фона учебных занятий. Организация этих форм физкультурно-спортивной деятельности заключается в подготовке места занятий — класса (проветрить класс), нахождении свободного места для каждого из учащихся, подготовленности учителя. К методическим особенностям проведения физкультминуток и физкультпауз относятся: подбор упражнений (в соответствии с возрастом) корригирующего и общеподготовительного характера (на расслабление мышечных групп, участвующих в работе); проведение упражнений в середине каждого урока (в младшем возрасте) и на 2 и 5 уроках (в среднем и старшем возрасте); интенсивность физических упражнений, обеспечивающая ЧСС до 130—150 уд./мин, достижение высокого эмоционального фона упражнений; их продолжительность (до 3 минут) и разнонаправленность (преимущественно на мышцы пальцев, рук, шеи, спины, туловища, ног). Подвижные перемены являются наиболее эффективной формой организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня, которая выражается в обеспечении главного — оптимизации образовательного процесса за счет решения совокупности основных задач: поддержание умственной и физической работоспособности в период их снижения, восстановление физических и духовных сил, повышение общего уровня двигательной активности. Характерными особенностями организации этой формы занятий физическими упражнениями в режиме дня являются: - убеждение администрации школы в необходимости удлиненного перерыва (до 40 минут) после 2,5—3-х часов учебных занятий; - обеспеченность каждого класса (группы) соответствующим (элементарным) инвентарем и местом расположения (как на открытой площадке, так и в помещении); - подготовленность проводящих подвижные перемены; ими могут быть классные руководители в младших классах или наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены — в старших, владеющие способами организации и судейства, знаниями видов физкультурно-спортивной деятельности; - предусмотренность раздельного проведения подвижных перемен для мальчиков и девочек (особенно в среднем возрасте). К основам методики проведения подвижных перемен в образовательном учреждении относятся: - соблюдение гуманистической направленности физкультурно-спортивной деятельности: подбор физических упражнений в соответствии с возрастными интересами, потребностями и подготовленностью учащихся; отсутствие тенденции дублирования урока физической культуры; - обеспечение высокой эмоциональности занятий физическими упражнениями за счет широкого использования игрового и соревновательного методов; - общеподготовительная направленность подвижных перемен (в направлении воспитания жизненно важных физических качеств и формирования прикладных двигательных умений и навыков); - соблюдение возрастной адекватности физических нагрузок (ЧСС на уровне 150 уд./мин); - всемерное поощрение инициативы и творчества учащихся в физкультурно-спортивной деятельности; - соблюдение (по возможности) классической «физиологической кривой» занятий; - прекращение занятий физическими упражнениями за 5—7 минут до начала очередных учебных занятий по другим дисциплинам; - формирование знаний и умений физкультурного самосовершенствования. Спортивный час, оптимально размещенный в режиме дня школьников (учащихся), является одной из важнейших форм спортизации процесса освоения физической культуры. Его основная цель — становление основных компонентов физической культуры личности — разукрупняется в следующих наиболее значимых задачах: повышении уровня двигательной активности, направленном формировании двигательных способностей, становлении системы потребностей в регулярном физическом самосовершенствовании, оптимизации режима дня учащихся на основе чередования физкультурной и других видов деятельности; формировании системы знаний и умений здорового образа жизни. Суть основ организации спортивного часа заключается в том, чтобы: - обеспечить оптимальное включение спортивного часа в режим дня: сразу по окончании уроков; в 14—15 часов (после обеда и отдыха) в группах продленного дня; - подготовить проводящего: это может быть как учитель физической культуры (средние и старшие классы), так и классный руководитель (в младших классах), владеющие знаниями подбора физкультурно-спортивной деятельности, дозировки физических упражнений, определения утомления, организации соревнований и игр и т.д.; - определить место проведения спортивного часа, обеспечить безопасность от травм, элементарным инвентарем и оборудованием. Главным в методическом обеспечении этой формы организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме для следует признать: - возрастную адекватность видов физкультурно-спортивной деятельности (младшие, средние и старшие школьники) с учетом гуманистического подхода; - повышенную эмоциональность занятий на основе широкого использования игрового и соревновательного методов; - ролевое участие школьников в организации и проведении спортивного часа с целью формирования организаторских знаний, умений и навыков; - направленность видов физкультурно-спортивной деятельности на формирование двигательных способностей и личностных качеств, связанных с повседневной практикой жизни и деятельности; - интеграцию разнообразной двигательной деятельности (игры, бег, эстафеты, динамические и статические упражнения и т.п.) и теоретических сведений о ЗОЖ, влиянии физических упражнений на организм занимающихся и т.д.; - оптимальную продолжительность занятия (около 1,0—1,5 часов) с соблюдением его структуры и «физиологической кривой», при усредненной ЧСС на уровне 150—160 уд./мин; - использование современных (ритмическая и атлетическая гимнастика и т.п.) и нетрадиционных (хатха-йога, ушу и т.д.) видов физкультурно-спортивной деятельности. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|