Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы освоения физической культуры в режиме дня





Заметки на полях

Представленные ниже формы освоения физической культуры в целом используются преимущественно в процессе физического образования учащейся молодежи школьного возраста. Тем не менее означенные формы являются своего рода «базовыми» и легко трансформируются (с изменением названия, учетом специфики образовательного учреждения (производства) и возраста занимающихся) для использования в физическом образовании дошкольников, в сфере среднего и высшего специального образования (профессионально ориентированных учреждениях), а также в режиме повседневной и профессиональной деятельности взрослого трудоспособного населения (о чем будет сказано ниже).

 

Наиболее характерными формами занятий физическими упражнениями в режиме дня являются: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные перемены и спортивный час (здесь и далее разработано и систематизировано по материалам: 247, с. 144; 133, с. 348-353; 87, с. 110; В.Н. Шебеко с соавт., 1996, с. 131-138; 214, Т.2, с. 83-87; 209, Т.1, с. 292; 217, с. 242; 138, с. 138-146; 218, с. 198-201; 210, Т.2, с. 169-170; 227, с. 473-475; 208, с. 235-237; 215, с. 254-256; 211, Т.1, с. 299-300; 161, с. 262-270; 216, с. 274-277).

Рассматриваемые формы эффективны в реализации их главной целевой установки — оптимизации целостного образовательного процесса учащихся в режиме дня (т.е. в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении).

Наиболее общими задачами форм организации физкультурно-спортивной деятельности (освоения физической культуры) в режиме дня являются:

- обеспечение оптимального соотношения видов деятельности (главным образом интеллектуальной и двигательной);

- поддержание на этой основе высокой работоспособности, познавательной активности;

- приобщение к ценностям физической культуры (материальным и духовным); формирование основ здорового стиля жизни;

- коррекция телосложения и осанки; укрепление мышечного корсета;

- оптимизация психоэмоционального состояния и становление мотивации;

- повышение общего уровня двигательной активности занимающихся.

Внедрением в образовательный процесс гимнастики до занятий достигается, главным образом, быстрое врабатывание — своеобразный «настрой» психоэмоциональной сферы учащихся на учебную деятельность, повышение физической работоспособности, закаливание и формирование осанки. К основам организации гимнастики до занятий следует отнести определение способов (фронтального, группового) проведения комплексов физических упражнений; определение местоположения класса, группы учащихся на период проведения гимнастики (как на открытой площадке, так и в помещении); подготовленность проводящего (или групп проводящих); разработанность комплексов физических упражнений, обеспечивающих направленное воздействие на оптимизацию психического, физического и функционального состояния. Не менее важным в успешной организации гимнастики до занятий является убеждение как детей, так и родителей в необходимости участия в утренних занятиях, более раннего прихода в образовательное учреждение. Проводить гимнастику целесообразно по группам классов (младшие, средние и старшие школьники), а также по классам отдельно. В последнем случае гимнастику проводит классный руководитель.

Сущностными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются:

- обеспечение общеподготовительной направленности комплексов физических упражнений (7—10 упражнений) на возможно большее количество мышечных групп (в логической последовательности «сверху вниз»);

- постоянная (один раз в месяц) смена комплексов упражнений и их разнообразие;

- наглядность в процессе проведения упражнений;

- особое внимание обращается на рациональное дыхание и осанку;

- определение оптимальной продолжительности упражнений (до 15 минут) с соблюдением должной нагрузки (ЧСС до 130—150 уд./мин), типологических особенностей детей и классической «физиологической кривой».

- образность физических упражнений (для младших) и их высокая эмоциональность (для старших школьников).

Основными задачами физкультминуток и физкультпауз являются: восстановление и поддержание умственной и физической работоспособности (за счет активного отдыха), коррекция осанки, повышение эмоционального фона учебных занятий.

Организация этих форм физкультурно-спортивной деятельности заключается в подготовке места занятий — класса (проветрить класс), нахождении свободного места для каждого из учащихся, подготовленности учителя.

К методическим особенностям проведения физкультминуток и физкультпауз относятся: подбор упражнений (в соответствии с возрастом) корригирующего и общеподготовительного характера (на расслабление мышечных групп, участвующих в работе); проведение упражнений в середине каждого урока (в младшем возрасте) и на 2 и 5 уроках (в среднем и старшем возрасте); интенсивность физических упражнений, обеспечивающая ЧСС до 130—150 уд./мин, достижение высокого эмоционального фона упражнений; их продолжительность (до 3 минут) и разнонаправленность (преимущественно на мышцы пальцев, рук, шеи, спины, туловища, ног).

Подвижные перемены являются наиболее эффективной формой организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня, которая выражается в обеспечении главного — оптимизации образовательного процесса за счет решения совокупности основных задач: поддержание умственной и физической работоспособности в период их снижения, восстановление физических и духовных сил, повышение общего уровня двигательной активности.

Характерными особенностями организации этой формы занятий физическими упражнениями в режиме дня являются:

- убеждение администрации школы в необходимости удлиненного перерыва (до 40 минут) после 2,5—3-х часов учебных занятий;

- обеспеченность каждого класса (группы) соответствующим (элементарным) инвентарем и местом расположения (как на открытой площадке, так и в помещении);

- подготовленность проводящих подвижные перемены; ими могут быть классные руководители в младших классах или наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены — в старших, владеющие способами организации и судейства, знаниями видов физкультурно-спортивной деятельности;

- предусмотренность раздельного проведения подвижных перемен для мальчиков и девочек (особенно в среднем возрасте).

К основам методики проведения подвижных перемен в образовательном учреждении относятся:

- соблюдение гуманистической направленности физкультурно-спортивной деятельности: подбор физических упражнений в соответствии с возрастными интересами, потребностями и подготовленностью учащихся; отсутствие тенденции дублирования урока физической культуры;

- обеспечение высокой эмоциональности занятий физическими упражнениями за счет широкого использования игрового и соревновательного методов;

- общеподготовительная направленность подвижных перемен (в направлении воспитания жизненно важных физических качеств и формирования прикладных двигательных умений и навыков);

- соблюдение возрастной адекватности физических нагрузок (ЧСС на уровне 150 уд./мин);

- всемерное поощрение инициативы и творчества учащихся в физкультурно-спортивной деятельности;

- соблюдение (по возможности) классической «физиологической кривой» занятий;

- прекращение занятий физическими упражнениями за 5—7 минут до начала очередных учебных занятий по другим дисциплинам;

- формирование знаний и умений физкультурного самосовершенствования.

Спортивный час, оптимально размещенный в режиме дня школьников (учащихся), является одной из важнейших форм спортизации процесса освоения физической культуры.

Его основная цель — становление основных компонентов физической культуры личности — разукрупняется в следующих наиболее значимых задачах: повышении уровня двигательной активности, направленном формировании двигательных способностей, становлении системы потребностей в регулярном физическом самосовершенствовании, оптимизации режима дня учащихся на основе чередования физкультурной и других видов деятельности; формировании системы знаний и умений здорового образа жизни.

Суть основ организации спортивного часа заключается в том, чтобы:

- обеспечить оптимальное включение спортивного часа в режим дня: сразу по окончании уроков; в 14—15 часов (после обеда и отдыха) в группах продленного дня;

- подготовить проводящего: это может быть как учитель физической культуры (средние и старшие классы), так и классный руководитель (в младших классах), владеющие знаниями подбора физкультурно-спортивной деятельности, дозировки физических упражнений, определения утомления, организации соревнований и игр и т.д.;

- определить место проведения спортивного часа, обеспечить безопасность от травм, элементарным инвентарем и оборудованием.

Главным в методическом обеспечении этой формы организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме для следует признать:

- возрастную адекватность видов физкультурно-спортивной деятельности (младшие, средние и старшие школьники) с учетом гуманистического подхода;

- повышенную эмоциональность занятий на основе широкого использования игрового и соревновательного методов;

- ролевое участие школьников в организации и проведении спортивного часа с целью формирования организаторских знаний, умений и навыков;

- направленность видов физкультурно-спортивной деятельности на формирование двигательных способностей и личностных качеств, связанных с повседневной практикой жизни и деятельности;

- интеграцию разнообразной двигательной деятельности (игры, бег, эстафеты, динамические и статические упражнения и т.п.) и теоретических сведений о ЗОЖ, влиянии физических упражнений на организм занимающихся и т.д.;

- оптимальную продолжительность занятия (около 1,0—1,5 часов) с соблюдением его структуры и «физиологической кривой», при усредненной ЧСС на уровне 150—160 уд./мин;

- использование современных (ритмическая и атлетическая гимнастика и т.п.) и нетрадиционных (хатха-йога, ушу и т.д.) видов физкультурно-спортивной деятельности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.