|
Игровой и соревновательный метод освоения физической культурыЗаметки на полях
Метод организации и реализации двигательной деятельности в форме подвижных игр и игровых заданий носит название игрового (161; 217). При этом подвижными называются игры, основное содержание которых составляют физические упражнения и регламентация двигательной деятельности осуществляется посредством содержания, условий и правил (22). Таким образом, сущность игрового метода — организация двигательной (физкультурно-спортивной) деятельности на основе содержания, условий и правил подвижных игр. Основными чертами и характерными особенностями игры (как социальной категории) и игрового метода являются (по материалам: 135, с. 230-231; 209, Т.1.,с. 105-107; 133, с. 74-76; 247, с. 46; 161, с. 42; 211, Т.1, с. 128-129; 207, с. 84-85; 159, с. 110; 15, с. 145-146 и др.): - высокая психоэмоциональность подвижных игр и игрового метода; это позволяет использовать более высокие психофизиологические нагрузки, способствуя становлению тренированности; обеспечивает повышенную заинтересованность занимающихся и, как следствие, формирует сознательность и активность в занятиях; снижает психическое «давление» от использования монотонных упражнений методами строгой регламентации (здесь важно помнить об ограниченных возможностях метода в дозировании нагрузок); - отсутствие жесткой регламентации игровой деятельности и подвижных игр, необходимость решения в игре разнообразных двигательных задач в интересах выигрыша обеспечивают максимальное проявление двигательных (физических) качеств, двигательных умений и навыков, а следовательно, их эффективное воспитание и совершенствование; - образность, сюжетная и ролевая основа подвижных игр стимулируют проявление практически всех личностных качеств и свойств при условии моделирования межличностных отношений; способствуют становлению инициативы, находчивости, самообладания и т.д.; - высокая «вероятность» ситуаций в режиме игровой деятельности определяет особый тип взаимодействия между двигательной и вегетативными функциями, оптимизируя их соотношение; этим обеспечивается высокая функциональная подготовленность, «подкрепляющая» качественное проявление двигательных способностей (С. С. Коровин, 1984). - особое (чаще всего непринужденное) отношение участников к игровой деятельности, возможность в любой момент закончить игру (по согласованию) создают особый, «легкий» тип взаимоотношений, определяющих психоэмоциональную «разгрузку». Особо следует отметить относительно низкие возможности игрового метода в обучении технике двигательных действий (особенно на этапах начального освоения). Этому препятствует высокая эмоциональность игровой деятельности и ее направленность на достижение победы «любой ценой», что, как правило, разрушает непрочные двигательные умения. Кроме того, игровой метод практически непригоден в случаях необходимости строго дозировать психофизическую нагрузку (к примеру, в рамках реабилитационной физической культуры). Вместе с тем метод достаточно эффективен на этапе совершенствования двигательных действий при включении в содержание специально смоделированной игровой деятельности основ, звеньев и деталей техники совершенствуемых упражнений. При этом обеспечивается необходимая вариативность упражнения и, как следствие, формируется гибкий и вариативный двигательный навык (247, с.46; 207). Таким образом, высокая полифункциональность игрового метода в становлении двигательных и личностных способностей и потребностей обеспечивает комплексное воздействие на формирование социально и личностно значимых качеств, свойств и функций, характеризующих личность и ее физическую культуру. Характерно, что игровой метод существует в теории и методике общей педагогики и означает моделирование воспитательно-образовательных ситуаций, отражающих реальность (173, с. 355). Так, в частности, в практике физического образования можно «поиграть» в урок физической культуры, где организовать сюжетный урок физической культуры роль учителя передается ученику. Способ организации физкультурно-спортивной деятельности в форме соревнований в теории и методике физической культуры носит название соревновательного метода (207, с.86-87; 171, с. 198; 211, с. 129-131; 133, с. 73-77; 209, Т.1, с. 107-108; 217, с. 79-80; 247, с. 46-47; 159, с. 110-111; 213, т.1, с. 132-133; 208, с. 85-86 и др.). Основу соревновательного метода составляет процесс соревнования как конкурентного сопоставления сил в условиях упорядоченного соперничества. В этой связи соревновательный метод может быть организован на основе практически любых физических упражнений, жестко регламентированных содержанием, правилами и условиями их выполнения. Наиболее характерными признаками и особенностями этого метода являются: - конкурентное сопоставление сил соперников; подчинение всей деятельности успеху в соревновании; это создает условия для максимального проявления комплекса личностных свойств и качеств, двигательных способностей; создаются основы более эффективного совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания физических, морально-волевых и нравственных качеств; формируется способность рационально использовать двигательные способности в сложных соревновательных условиях (тактическое совершенствование); - жесткая регламентация соревновательной деятельности создает комплекс условий, затрудняющих управление занимающимися и дозирование физической нагрузки, что, в свою очередь, способствует проявлению и формированию сознательности и активности, инициативы и творчества занимающихся в решении двигательных и иных задач; - унификация (единообразие) соревнований создает условия сопоставления готовности спортсмена с некими «эталонными» характеристиками; при этом максимально возможное проявление двигательных и личностных способностей является основой для реальной оценки и контроля уровня подготовленности занимающихся (всех ее сторон). Достаточно жесткая регламентация соревновательного метода, обусловленная заданной программой соревнований, не исключает, однако, возможность и необходимость широкого варьирования условий и содержания соревнований для более эффективного и целенаправленного решения многообразных задач воспитания, обучения и развития в рамках физического образования. Вариативность соревновательного метода может быть обеспечена на основе усложнения или облегчения условий и содержания соревнований. В качестве примеров усложнения условий и содержания соревнований можно привести следующие: - проведение соревнований в непривычных (как правило, худших) погодных условиях; - соревнования в условиях увеличенного количества соперников (в спортивных играх) на площадке меньших размеров (стимуляция проявления интенсивности и суммарного объема нагрузки); - уменьшение интервалов отдыха в соревновательной деятельности; использование заведомо более сильного соперника (или обеспечение их сменности); - использование в процессе соревнований различных нательных отягощений или более тяжелых снарядов (в метаниях). Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: - уменьшением дистанции (в циклических видах спорта) или продолжительности соревновательной деятельности (в играх); - упрощением соревновательной программы (например, в сложнокоординационных видах спорта); - использованием облегченных снарядов (в метаниях); упрощением некоторых правил; уменьшением высоты снарядов и оборудования в некоторых видах спорта (сетки в волейболе; барьеров в легкой атлетике и т.д.); - применением соревнований с «гандикапом» (предоставление заведомо выгодных условий и преимуществ соревновательной деятельности более слабому противнику) (207, с. 86). Тем не менее уточнению и восприятию изложенного материала способствует следующая структурно-логическая форма представления игрового и соревновательного методов (рис. 13; 249, с. 84).
Рис. 13. Общая характеристика игрового и соревновательного методов
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|