Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игровой и соревновательный метод освоения физической культуры





Заметки на полях

Изначально следует отметить, что игровой и соревновательный методы объединены (в самом общем смысле) в группу методов частично регламентированного упражнения, также по сути физкультурно–спортивной деятельности, отражающей означенные методы, невозможно точно дозировать психофизическую нагрузку; обеспечивать строго заданную форму и содержание деятельности (особенно в игровом методе). При этом соревновательный метод имеет более стимулирующее значение (хотя бы потому, что может использоваться практически во всех сферах деятельности человека); отражает более общую организацию деятельности, элемент соперничества, самоутверждения, приоритетности (164, с. 317). Таким образом, как игровой, так и соревновательный методы могут быть организованы и реализованы в освоении практики всех видов деятельности (ее содержания) при условии их организации и реализации в соответствии с характерными особенностями.

 

Метод организации и реализации двигательной деятельности в форме подвижных игр и игровых заданий носит название игрового (161; 217). При этом подвижными называются игры, основное содержание которых составляют физические упражнения и регламентация двигательной деятельности осуществляется посредством содержания, условий и правил (22). Таким образом, сущность игрового метода — организация двигательной (физкультурно-спортивной) деятельности на основе содержания, условий и правил подвижных игр.

Основными чертами и характерными особенностями игры (как социальной категории) и игрового метода являются (по материалам: 135, с. 230-231; 209, Т.1.,с. 105-107; 133, с. 74-76; 247, с. 46; 161, с. 42; 211, Т.1, с. 128-129; 207, с. 84-85; 159, с. 110; 15, с. 145-146 и др.):

- высокая психоэмоциональность подвижных игр и игрового метода; это позволяет использовать более высокие психофизиологические нагрузки, способствуя становлению тренированности; обеспечивает повышенную заинтересованность занимающихся и, как следствие, формирует сознательность и активность в занятиях; снижает психическое «давление» от использования монотонных упражнений методами строгой регламентации (здесь важно помнить об ограниченных возможностях метода в дозировании нагрузок);

- отсутствие жесткой регламентации игровой деятельности и подвижных игр, необходимость решения в игре разнообразных двигательных задач в интересах выигрыша обеспечивают максимальное проявление двигательных (физических) качеств, двигательных умений и навыков, а следовательно, их эффективное воспитание и совершенствование;

- образность, сюжетная и ролевая основа подвижных игр стимулируют проявление практически всех личностных качеств и свойств при условии моделирования межличностных отношений; способствуют становлению инициативы, находчивости, самообладания и т.д.;

- высокая «вероятность» ситуаций в режиме игровой деятельности определяет особый тип взаимодействия между двигательной и вегетативными функциями, оптимизируя их соотношение; этим обеспечивается высокая функциональная подготовленность, «подкрепляющая» качественное проявление двигательных способностей (С. С. Коровин, 1984).

- особое (чаще всего непринужденное) отношение участников к игровой деятельности, возможность в любой момент закончить игру (по согласованию) создают особый, «легкий» тип взаимоотношений, определяющих психоэмоциональную «разгрузку».

Особо следует отметить относительно низкие возможности игрового метода в обучении технике двигательных действий (особенно на этапах начального освоения). Этому препятствует высокая эмоциональность игровой деятельности и ее направленность на достижение победы «любой ценой», что, как правило, разрушает непрочные двигательные умения. Кроме того, игровой метод практически непригоден в случаях необходимости строго дозировать психофизическую нагрузку (к примеру, в рамках реабилитационной физической культуры). Вместе с тем метод достаточно эффективен на этапе совершенствования двигательных действий при включении в содержание специально смоделированной игровой деятельности основ, звеньев и деталей техники совершенствуемых упражнений. При этом обеспечивается необходимая вариативность упражнения и, как следствие, формируется гибкий и вариативный двигательный навык (247, с.46; 207).

Таким образом, высокая полифункциональность игрового метода в становлении двигательных и личностных способностей и потребностей обеспечивает комплексное воздействие на формирование социально и личностно значимых качеств, свойств и функций, характеризующих личность и ее физическую культуру.

Характерно, что игровой метод существует в теории и методике общей педагогики и означает моделирование воспитательно-образовательных ситуаций, отражающих реальность (173, с. 355). Так, в частности, в практике физического образования можно «поиграть» в урок физической культуры, где организовать сюжетный урок физической культуры роль учителя передается ученику.

Способ организации физкультурно-спортивной деятельности в форме соревнований в теории и методике физической культуры носит название соревновательного метода (207, с.86-87; 171, с. 198; 211, с. 129-131; 133, с. 73-77; 209, Т.1, с. 107-108; 217, с. 79-80; 247, с. 46-47; 159, с. 110-111; 213, т.1, с. 132-133; 208, с. 85-86 и др.).

Основу соревновательного метода составляет процесс соревнования как конкурентного сопоставления сил в условиях упорядоченного соперничества.

В этой связи соревновательный метод может быть организован на основе практически любых физических упражнений, жестко регламентированных содержанием, правилами и условиями их выполнения.

Наиболее характерными признаками и особенностями этого метода являются:

- конкурентное сопоставление сил соперников; подчинение всей деятельности успеху в соревновании; это создает условия для максимального проявления комплекса личностных свойств и качеств, двигательных способностей; создаются основы более эффективного совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания физических, морально-волевых и нравственных качеств; формируется способность рационально использовать двигательные способности в сложных соревновательных условиях (тактическое совершенствование);

- жесткая регламентация соревновательной деятельности создает комплекс условий, затрудняющих управление занимающимися и дозирование физической нагрузки, что, в свою очередь, способствует проявлению и формированию сознательности и активности, инициативы и творчества занимающихся в решении двигательных и иных задач;

- унификация (единообразие) соревнований создает условия сопоставления готовности спортсмена с некими «эталонными» характеристиками; при этом максимально возможное проявление двигательных и личностных способностей является основой для реальной оценки и контроля уровня подготовленности занимающихся (всех ее сторон).

Достаточно жесткая регламентация соревновательного метода, обусловленная заданной программой соревнований, не исключает, однако, возможность и необходимость широкого варьирования условий и содержания соревнований для более эффективного и целенаправленного решения многообразных задач воспитания, обучения и развития в рамках физического образования.

Вариативность соревновательного метода может быть обеспечена на основе усложнения или облегчения условий и содержания соревнований.

В качестве примеров усложнения условий и содержания соревнований можно привести следующие:

- проведение соревнований в непривычных (как правило, худших) погодных условиях;

- соревнования в условиях увеличенного количества соперников (в спортивных играх) на площадке меньших размеров (стимуляция проявления интенсивности и суммарного объема нагрузки);

- уменьшение интервалов отдыха в соревновательной деятельности; использование заведомо более сильного соперника (или обеспечение их сменности);

- использование в процессе соревнований различных нательных отягощений или более тяжелых снарядов (в метаниях).

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

- уменьшением дистанции (в циклических видах спорта) или продолжительности соревновательной деятельности (в играх);

- упрощением соревновательной программы (например, в сложнокоординационных видах спорта);

- использованием облегченных снарядов (в метаниях); упрощением некоторых правил; уменьшением высоты снарядов и оборудования в некоторых видах спорта (сетки в волейболе; барьеров в легкой атлетике и т.д.);

- применением соревнований с «гандикапом» (предоставление заведомо выгодных условий и преимуществ соревновательной деятельности более слабому противнику) (207, с. 86).

Тем не менее уточнению и восприятию изложенного материала способствует следующая структурно-логическая форма представления игрового и соревновательного методов (рис. 13; 249, с. 84).

 

Рис. 13. Общая характеристика игрового и соревновательного методов

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.