|
Взаимосвязь фаз изменения работоспособности и структурных частей занятия
Основная цель подготовительной части — подготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности в основной части урока. Сущность подготовки состоит в оптимизации психоэмоционального и функционального состояния занимающихся; подготовленности их опорно-двигательного аппарата к решению основных дидактических задач. Основная часть урока имеет выраженную целевую направленность на формирование физической культуры учащихся. Это отражается в становлении системы двигательных способностей (овладение двигательными умениями и навыками, воспитание физических качеств), системы теоретических знаний и ценностных ориентаций личности, комплекса психических качеств и процессов (мышление, память, воля, эмоции и т.д.). Заключительная часть урока посвящена реализации комплекса мер завершающего характера, что находит отражение в снижении психофизического напряжения и нагрузки; подведению итогов урока. Тем не менее трехчастная представленность урока не полностью отражает его структурное строение и логику проведения. Структурно-логическая иллюстрация особенностей частей школьного урока показана на рис. 19 (249, с. 119). В каждой части урока необходимо выделить более мелкие структурные единицы — элементы, из которых наиболее значимыми являются: - организация условий (подготовленность инвентаря, оборудования; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий; бытовая обеспеченность и т.п.); - организация внимания (становление мотивации и оптимизация психоэмоционального состояния, реализуемая за счет вводного ритуала: сообщение задач урока, построение, упражнения на месте и т.д.); - подготовка к работе (функциональная и опорно-двигательная подготовленность, реализуемая средствами физических упражнений общей и специальной направленности); - изучение нового материала (теоретического, двигательного); направленное воспитание физических качеств; - повторение, совершенствование ранее изученного материала (за счет изменения внешних условий и усложнения содержания упражнений); - оценка степени усвоения материала (текущий и оперативный контроль, предусматривающие оценку прежде всего теоретической, физической и технической подготовленности); - дозирование (увеличение — снижение) психофизической нагрузки в соответствии с «классической» физиологической кривой урока; половозрастными особенностями занимающихся и их подготовленностью; - подведение итогов урока — домашнее задание (выставление оценок за урок; сообщение о решении задач урока; домашнее задание с направленностью на освоение программного материала). Следует отметить, что именно эти элементы урока составляют технологическую основу каждой части и необходимы для создания полной «картины» урока и повышения его образовательной эффективности. Целесообразно выделить и еще более мелкие и неделимые структурные
Рис. 19. Особенности частей школьного урока физической культуры
единицы урока, которые отражают совокупность организационно-методических особенностей реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности. Таковыми являются: конкретизация задач (частей урока, процесса освоения определенного (частного) материала), подбор материала для освоения (краткосрочное планирование), подбор методов и методических приемов обучения, воспитания и развития; выбор способов организации; дозирование психофизической нагрузки каждого «повтора»; страховка и помощь, выбор места и инвентаря и т.п. Типичная, наиболее характерная структура урока физической культуры представлена на рисунке 20.
Рис. 20. Типичная структура урока физической культуры (пунктирной линией показаны желательные Для реализации элементы) Заметки на полях
Эффективность образовательного процесса в рамках урока физической культуры обусловлена качеством педагогической технологии его построения и проведения. В этой связи под технологией урока следует понимать планомерную, последовательную реализацию заранее спроектированного педагогического процесса (164, с. 330) использования ценностей физической культуры в следующих основных компонентах (направлениях): 1. Опора на сущностные положения концепции образования в сфере физической культуры и конкретизация в этой связи задач обучения, воспитания и развития личности. 2. Организация образовательного процесса, включающая разнообразные способы управления и размещения учащихся, а также порядок выполнения основного содержания урока. 3. Оптимизация процесса реализации частей урока и взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся в этом отношении. 4. Определение оптимальной психофизической нагрузки урока физической культуры и ее регулирование. 5. Оценка физкультурно-спортивной деятельности учащихся. (Подробно о методике реализации каждого из означенных технологических компонентов (направлений) будет изложено в содержании дисциплины «Теория и методика обучения предмету Физическая культура»). Анализ теоретико-методического материала организации и проведения урока физической культуры позволяет выявить основные и общие к нему требования, главными из которых являются: 1. Использование современных достижений педагогической и спортивной науки, учет основных закономерностей физического образования в организации процесса как основного в освоении физической культуры. 2. Обеспечение необходимых и надлежащих (в качественном и количественном отношении) педагогических условий для познавательной физкультурно-спортивной деятельности учащихся с учетом их потребностей и способностей программными документами (средства, методы, формы организации, среда). 3. Целостность, преемственность и непрерывность в освоении ценностей физической культуры с использованием антропологического подхода к их познанию, осознанию и освоению. 4. Направленность образовательного процесса на становление потребностно-мотивационной сферы учащихся в отношении физической культуры; логичность и позитивная психоэмоциональная окраска этого процесса. 5. Взаимосвязь осваиваемых ценностей физической культуры с реальной практикой жизни и деятельности учащихся, учебной и профессиональной спецификой. 6. Комплексность и всесторонность системных педагогических воздействий в отношении решения дидактических задач обучения, воспитания и развития личности. 7. Тщательная и всесторонняя диагностика (контроль), прогнозирование и планирование как каждого урока, так и целостного образовательного процесса. 8. Организация и реализация комплекса мер по внедрению системы домашних заданий. Поскольку образование в сфере физической культуры предполагает триединство обучающих, воспитательных и развивающих воздействий, следует конкретизировать основные требования к уроку в отношении этих процессов. К воспитательным требованиям относятся: - формирование и обязательная постановка реально достижимых воспитательных задач на основе определения и использования реальных воспитательных возможностей урока; - ознакомление занимающихся и использование в их воспитательной практике общечеловеческих ценностей (Человек, Здоровье, Труд, Жизнь, Красота и т.д.); - направленность на воспитание социально значимых личностных качеств, отражающих базовую культуру личности; - гуманное отношение к учащимся, соблюдение педагогического такта и норм этики (на основе учета индивидуальных потребностей и способностей детей; дифференциации физкультурно-спортивной деятельности); - эстетическая направленность содержания физкультурно-спортивной деятельности. Требования к уроку физической культуры обучающего характера включают: - точное определение образовательных задач каждого урока с учетом общих к нему требований (см. выше); подбор в этой связи содержания теоретической и технической подготовки к физкультурно-спортивной деятельности с учетом потребностей и способностей (в возрастном аспекте) учащихся; - использование передовых технологий в становлении двигательных способностей учащихся; оптимальное соотношение адекватных средств и методов стимуляции познавательной и двигательной деятельности учащихся; - обеспечение дифференцированного подхода; оптимизация процессов коллективной и индивидуальной деятельности; - реализация оперативного контроля и установление действенной обратной связи субъектов образования; - обеспечение этической направленности содержания двигательной деятельности в отношении знаний и навыков поведения (взаимоотношений). Развивающими требованиями к уроку являются: - развитие потребностей и мотивов, ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни (ЗОЖ); - диагностика возрастных особенностей физического и психического развития; подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, стимулирующего качественные изменения в развитии (физическом, психическом, интеллектуальном); - учет сенситивных периодов развития (эмоционального, физического, интеллектуального, социального) в планировании образовательного процесса в сфере физической культуры (173, с. 374-377; 211, Т.1, с. 279-280; 215, с. 179-181; 231; 208, с. 195-198; 138, с. 122-126; 247, с. 213-215; 213, т.1, с. 336-337). Следует полагать, что ориентация на изложенные требования, их реализация будут способствовать достижению главной целевой установки развертывания процесса использования ценностей физической культуры — формирование сущностных характеристик личности и ее физической культуры. Заметки на полях
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|