Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимосвязь фаз изменения работоспособности и структурных частей занятия





Фаза изменения работоспособности Структурная задача Часть занятия
I. Предрабочие сдвиги II. Врабатываемость Организация занимающихся Подготовка организма занимающихся к предстоящей работе Вводная Подго- Подгото- товитель- вительная ная
III. Относительно устойчивое состояние Решение основных задач занятия Основная
IV. Снижение работоспособности Подготовка к переключению на другую деятельность и организованное завершение работы Заключительная

 

Основная цель подготовительной части — подготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности в основной части урока. Сущность подготовки состоит в оптимизации психоэмоционального и функционального состояния занимающихся; подготовленности их опорно-двигательного аппарата к решению основных дидактических задач.

Основная часть урока имеет выраженную целевую направленность на формирование физической культуры учащихся. Это отражается в становлении системы двигательных способностей (овладение двигательными умениями и навыками, воспитание физических качеств), системы теоретических знаний и ценностных ориентаций личности, комплекса психических качеств и процессов (мышление, память, воля, эмоции и т.д.).

Заключительная часть урока посвящена реализации комплекса мер завершающего характера, что находит отражение в снижении психофизического напряжения и нагрузки; подведению итогов урока. Тем не менее трехчастная представленность урока не полностью отражает его структурное строение и логику проведения.

Структурно-логическая иллюстрация особенностей частей школьного урока показана на рис. 19 (249, с. 119).

В каждой части урока необходимо выделить более мелкие структурные единицы — элементы, из которых наиболее значимыми являются:

- организация условий (подготовленность инвентаря, оборудования; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий; бытовая обеспеченность и т.п.);

- организация внимания (становление мотивации и оптимизация психоэмоционального состояния, реализуемая за счет вводного ритуала: сообщение задач урока, построение, упражнения на месте и т.д.);

- подготовка к работе (функциональная и опорно-двигательная подготовленность, реализуемая средствами физических упражнений общей и специальной направленности);

- изучение нового материала (теоретического, двигательного); направленное воспитание физических качеств;

- повторение, совершенствование ранее изученного материала (за счет изменения внешних условий и усложнения содержания упражнений);

- оценка степени усвоения материала (текущий и оперативный контроль, предусматривающие оценку прежде всего теоретической, физической и технической подготовленности);

- дозирование (увеличение — снижение) психофизической нагрузки в соответствии с «классической» физиологической кривой урока; половозрастными особенностями занимающихся и их подготовленностью;

- подведение итогов урока — домашнее задание (выставление оценок за урок; сообщение о решении задач урока; домашнее задание с направленностью на освоение программного материала).

Следует отметить, что именно эти элементы урока составляют технологическую основу каждой части и необходимы для создания полной «картины» урока и повышения его образовательной эффективности.

Целесообразно выделить и еще более мелкие и неделимые структурные

 

Длительность частей урока и их соотношение зависят от возраста занимающихся, типа урока в расписании
Характерные особенности частей школьного урока

Подготовительная часть урока Цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений основной части

Задачи - Обеспечение первоначальной организации занимающихся, их психического настроя на занятие - Активизация внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся - Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности - Обеспечение специальной готовности к первому упражнению основной части урока.
Средства и особенности методики Игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния; комплексы общеразвивающих упражнений. Постепенное возрастание нагрузки, поочередное воздействие на группы мышц; внесение элементов новизны; продолжительность – 10 – 20% времени
Основная часть урока Цель – решение наиболее значимых задач, предусмотренных учебной программой и планом урока

 

Задачи -разучивание новых двигательных действий и их элементов -закрепление и совершенствование раннее сформированных навыков -развитие двигательных качеств
Средства Упражнения и игровые задания согласно программе физического воспи- и особенности тания. методики В начале урока – обучение движениям, в середине – совершенствование навыков. Развитие быстроты и ловкости – в начале основной части, силы и выносливости – в конце. Состав средств подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Продолжительность части зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста занимающихся и составляет 25 – 30 минут.
Заключительная часть урока Цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся
Задачи -постепенное снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп -регулирование эмоционального состояния -подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности занимающихся -сообщение домашнего задания
Средства и особенности методики Упражнения и игровые задания умеренной и малой интенсивности. Дыхательные упражнения. Длительность – 3 – 5 мин.
     

Рис. 19. Особенности частей школьного урока физической культуры

 

единицы урока, которые отражают совокупность организационно-методических особенностей реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности. Таковыми являются: конкретизация задач (частей урока, процесса освоения определенного (частного) материала), подбор материала для освоения (краткосрочное планирование), подбор методов и методических приемов обучения, воспитания и развития; выбор способов организации; дозирование психофизической нагрузки каждого «повтора»; страховка и помощь, выбор места и инвентаря и т.п. Типичная, наиболее характерная структура урока физической культуры представлена на рисунке 20.

 

Рис. 20. Типичная структура урока физической культуры

(пунктирной линией показаны желательные

Для реализации элементы)

Заметки на полях

Представленная структура урока (части, элементы и компоненты) не противоречит воззрениям (217, с. 206-210; 249, с. 93), предлагают трехуровневую структуру, которая, по сути дела, отражает характерные действия в связи с масштабностью содержания физкультурно-спортивной деятельности и процессов взаимодействия субъектов физического образования.

 

Эффективность образовательного процесса в рамках урока физической культуры обусловлена качеством педагогической технологии его построения и проведения. В этой связи под технологией урока следует понимать планомерную, последовательную реализацию заранее спроектированного педагогического процесса (164, с. 330) использования ценностей физической культуры в следующих основных компонентах (направлениях):

1. Опора на сущностные положения концепции образования в сфере физической культуры и конкретизация в этой связи задач обучения, воспитания и развития личности.

2. Организация образовательного процесса, включающая разнообразные способы управления и размещения учащихся, а также порядок выполнения основного содержания урока.

3. Оптимизация процесса реализации частей урока и взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся в этом отношении.

4. Определение оптимальной психофизической нагрузки урока физической культуры и ее регулирование.

5. Оценка физкультурно-спортивной деятельности учащихся.

(Подробно о методике реализации каждого из означенных технологических компонентов (направлений) будет изложено в содержании дисциплины «Теория и методика обучения предмету Физическая культура»).

Анализ теоретико-методического материала организации и проведения урока физической культуры позволяет выявить основные и общие к нему требования, главными из которых являются:

1. Использование современных достижений педагогической и спортивной науки, учет основных закономерностей физического образования в организации процесса как основного в освоении физической культуры.

2. Обеспечение необходимых и надлежащих (в качественном и количественном отношении) педагогических условий для познавательной физкультурно-спортивной деятельности учащихся с учетом их потребностей и способностей программными документами (средства, методы, формы организации, среда).

3. Целостность, преемственность и непрерывность в освоении ценностей физической культуры с использованием антропологического подхода к их познанию, осознанию и освоению.

4. Направленность образовательного процесса на становление потребностно-мотивационной сферы учащихся в отношении физической культуры; логичность и позитивная психоэмоциональная окраска этого процесса.

5. Взаимосвязь осваиваемых ценностей физической культуры с реальной практикой жизни и деятельности учащихся, учебной и профессиональной спецификой.

6. Комплексность и всесторонность системных педагогических воздействий в отношении решения дидактических задач обучения, воспитания и развития личности.

7. Тщательная и всесторонняя диагностика (контроль), прогнозирование и планирование как каждого урока, так и целостного образовательного процесса.

8. Организация и реализация комплекса мер по внедрению системы домашних заданий.

Поскольку образование в сфере физической культуры предполагает триединство обучающих, воспитательных и развивающих воздействий, следует конкретизировать основные требования к уроку в отношении этих процессов. К воспитательным требованиям относятся:

- формирование и обязательная постановка реально достижимых воспитательных задач на основе определения и использования реальных воспитательных возможностей урока;

- ознакомление занимающихся и использование в их воспитательной практике общечеловеческих ценностей (Человек, Здоровье, Труд, Жизнь, Красота и т.д.);

- направленность на воспитание социально значимых личностных качеств, отражающих базовую культуру личности;

- гуманное отношение к учащимся, соблюдение педагогического такта и норм этики (на основе учета индивидуальных потребностей и способностей детей; дифференциации физкультурно-спортивной деятельности);

- эстетическая направленность содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Требования к уроку физической культуры обучающего характера включают:

- точное определение образовательных задач каждого урока с учетом общих к нему требований (см. выше); подбор в этой связи содержания теоретической и технической подготовки к физкультурно-спортивной деятельности с учетом потребностей и способностей (в возрастном аспекте) учащихся;

- использование передовых технологий в становлении двигательных способностей учащихся; оптимальное соотношение адекватных средств и методов стимуляции познавательной и двигательной деятельности учащихся;

- обеспечение дифференцированного подхода; оптимизация процессов коллективной и индивидуальной деятельности;

- реализация оперативного контроля и установление действенной обратной связи субъектов образования;

- обеспечение этической направленности содержания двигательной деятельности в отношении знаний и навыков поведения (взаимоотношений).

Развивающими требованиями к уроку являются:

- развитие потребностей и мотивов, ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни (ЗОЖ);

- диагностика возрастных особенностей физического и психического развития; подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, стимулирующего качественные изменения в развитии (физическом, психическом, интеллектуальном);

- учет сенситивных периодов развития (эмоционального, физического, интеллектуального, социального) в планировании образовательного процесса в сфере физической культуры (173, с. 374-377; 211, Т.1, с. 279-280; 215, с. 179-181; 231; 208, с. 195-198; 138, с. 122-126; 247, с. 213-215; 213, т.1, с. 336-337).

Следует полагать, что ориентация на изложенные требования, их реализация будут способствовать достижению главной целевой установки развертывания процесса использования ценностей физической культуры — формирование сущностных характеристик личности и ее физической культуры.

Заметки на полях

В качестве основополагающих можно назвать следующие критерии оценки эффективности урока: 1.Четкая поэтапная реализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих, диагностических). 2.Целесообразность выбранной учителем структуры урока. 3.Содержательная насыщенность, плотность урока. 4.Гибкое, результативное использование методов, приемов, дидактических средств обучения. 5.Познавательная и творческая активность учащихся на уроке. 6.Культура педагогического общения учителя с учащимися, создание доброжелательного психологического климата. 7.Объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности учащихся (В.И. Андреев, 2000, с. 312).






ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.